Скачать 90.19 Kb.
|
Конспект урока русского языка по теме: «Сложноподчиненные предложения». Цель урока Обобщение и систематизация знаний учащихся о синтаксисе сложноподчиненного предложения. Задачи урока. Обучающие : - закрепить полученные знания о СПП; - тренировать учащихся в расстановке знаков препинания в сложноподчиненном предложении; - обучать школьников лингвистическому анализу текста. Развивающие: - формировать умения, выделять общие и существенные признаки, делать обобщающие выводы;
Воспитательные : - воспитывать положительное отношение к знаниям вообще и изучению русского языка;
Тип урока - комбинированный (обобщение и систематизация, творческое применение знаний, контроль знаний). Форма проведения урока – урок-практикум ( с элементами лабораторной работы исследовательского характера) Оборудование урока:
План урока:
Ход урока 1. Орг. момент. 2. Постановка темы и цели урока: Слово учителя: Здравствуйте дети !Посмотрите на второй слайд. 2 слайд. «На практике проверить можно точно, Кто смог теорию усвоить прочно.» Ребята, как вы думаете достаточно ли у нас знаний, для того чтобы мы сегодня хорошо поработали.( ответы учащихся) Предлагаю сегодня эти знания, которые вы получили ранее применить на уроке. - Откройте тетради, запишите дату. Обратите внимание на эти предложения. Отметьте предложение, которое соответствует данная характеристика(знаки препинания не расставлены): повествовательное, невосклицательное, спп с придаточным определительным) Я прошу говорить вас по существу дела. (простое) Грош цена человеку, который не может сломить дурной привычки.(СПП опред.) Звёзды ещё сверкали остро и холодно, но на востоке уже стало светлеть.(ССп) -Может быть, кто-то уже догадался, о чём пойдёт речь на уроке? Давайте попробуем определить тему урока и поставим цели. (ответы учащихся) - Сегодня мы должны повторить всё, что знаем о сложноподчинённом предложении. Задача сегодняшнего урока: «Сравнивать, углублять, закреплять». Мы с вами поработаем со сложноподчиненными предложениями и проведем исследовательскую работу, которая позволит не только получить хорошие оценки, но и проверить, насколько прочно вы усвоили материал последних уроков. - Ребята, оценивать вы будете себя сами, на парте у каждого лежит оценочный лист, где вы за каждое задание ставить себе баллы. ^ а) Теоретическое: Определение сложноподчиненного предложения, привести пример. -Что такое СПП? (Сложноподчинённым предложением называется такое сложное предложение, части которого связаны между собой подчинительными союзами (или союзными словами) и находятся в отношениях формального неравноправия. ) -Какие виды СПП вы знаете? Приведите пример. ^ Первая часть – главная, а вторая – зависимая (называемая придаточной частью). Зависимость второй от первой части формально обнаруживается в самой возможности логического вопроса от главной к зависимой. Связаны части с помощью подчинительного союза чтобы. б) Практическое: Работа с буклетом. Задание 1. « Я утверждаю,что…» Дается установка: "Вашему вниманию предлагаются теоретические вопросы. Отвечаете, а затем обменяетесь тетрадями и проверим. (Читаю 2 раза) - Я утверждаю, что… Слайд 1. Союзы что, если, где – подчинительные? 2. СПП и ССП имеют одинаковое строение? 3. Предложение – это синтаксическая единица? 4. Союз однако – подчинительный? 5. Придаточные изъяснительные предложения отвечают на вопросы косвенных падежей? 6. В предложении Сделано все, чтобы я мог жить спокойно первая часть – придаточное предложение? 7. [ ], (который...). – схема сложноподчиненного предложения. Слайд После выполнения задания у учеников должен получиться следующий ответ: «101 01 11». - Молодцы, не забывайте выставлять в оценочный лист свои баллы. ^ - Следующее задание – это заполнить «Слепую схему»
Задание 3. Давайте , для того, чтобы закрепить нашу теорию, выполним небольшой тест, который включает в себя 3 вопроса и 3 варианта ответа. 4. Творческое задание -Перед вами конверты , в которых находятся слова. Вы должны сейчас собрать «рассыпанные» предложения. Запишите, что у вас получилось , подчеркивая основы и расставляя знаки препинания. Работаем в парах. На эту работу отводится 5 минут. 1 ряд. Есть люди, без которых трудно представить себе существование общества и литературы. (придат.определ.) 2 ряд. В течении нескольких дней было так холодно, что занятия отменили. (придат.степени) 3 ряд .Лес стоял тихий и молчаливый, потому что главные певцы улетели. (придат.причины) -Перед тем как мы с вами продолжим нашу работу проведем гимнастику для глаз Физминутка. ^ Задание 5. Тренировочные упражнения. 1.Найди пару. -соедините половинки СП, выделите среди них главное и придаточное: 1) Николай и не заметил, 1 надо прилежно учиться. ^ 2) Скучен день до вечера, 2 установилась теплая, солнечная погода. 5 3) Чтобы получить хорошую профессию, 3 тихо шелестящих под ветром. 1 4) Которая бывает в начале сентября, 2 что стало светать. 4 5) Воздух пропитан ароматом трав, 5 Коли делать нечего. 3 - Молодцы, хорошо справились с заданием. 6 задание «Кодированный диктант» -обозначьте вид придаточного в СПП. 1) В ясный день вы увидите в лесу, как осенняя паутина блестит на солнце. 2) Трех сосен, которые так любил Пушкин, в Михайловском сейчас нет. 3) На месте, где они когда-то росли, посажены молодые сосенки. 4) В росистых лугах течет речонка, что мне так мила. 5) Мы спросили, когда нам прийти снова. 6) Там счастье не диво, где трудятся нелениво. 7) В том месте, где зашло солнце, небо еще рдело багряными полосами. 8) Солнце еще не успело подняться, потому в саду было сумрачно. Слайд 1 2 3 4 5 6 7 8 из оп оп оп из об оп об ^
^ На лугу кто – то надрывно кричал, будто раздирали на части туго натянутую материю. - Кто это? – спросил я. - Коростель, его ещё дергачём зовут, - ответил Пётр Иванович… - А какой же он с виду? – спросил я. - Да так, рыженький, бесхвостый. Ноги длинные. На цыпленка похож, когда тот из пуха в перо выходит… (Г.Скребицкий «От первых проталин до первой грозы»). ^ Директору управления Информационных технологий Иванову А. И. программиста Петрова В.В. докладная записка. Довожу до Вашего сведения, что отдел программирования нуждается в приобретении современного оборудования для расширения возможностей использования новейших компьютерных программ, позволяющих оформлять документацию в соответствии с последними нормативами. ^ 6 октября 1998 г. Петров. Научный стиль Физика – основа естественных наук. Проникновение физики в химию, астрономию, биологию, геологию столь велико, что невозможно установить во многих случаях границу между этими науками и физикой. На стыке этих наук возникли в последние годы новые самостоятельные разделы: физическая химия и химическая физика, астрофизика, биофизика, геофизика. Уже сами эти названия свидетельствуют о том, что физика является основным инструментом многих химических, астрономических, биологических и геологических исследований. ( Б. Б. Буховцев и др. Физика.). Художественный стиль Когда в солнечное утро летом пойдёшь в лес, то на полях, в траве видны алмазы. Все алмазы эти блестят и переливаются на солнце разными цветами – и жёлтым, и красным, и синим. Когда подойдёшь ближе и разглядишь, что это такое, то увидишь, что это капли росы собрались в треугольных листах травы и блестят на солнце. Листок этой травы внутри мохнат и пушист, как бархат. И капли катаются по листку и не мочат его… (Л. Н. Толстой) Публицистический стиль «Нужны ли современному человеку стихи?» (1)Один раз я стала спорить с человеком, который старше меня на двадцать лет.(2) Спор был такой: нужны человеку стихи или нет? (3) Он говорил, что современному человеку не нужна поэзия, сейчас век техники, а всё остальное сентиментальщина.(4) Я очень стесняюсь читать стихи вслух, хотя знаю много на память.(5) А тут переборола себя.(6)Тем более рядом были подружки и пересмеивались: вот, мол, взялась раздоказывать взрослому человеку. (7) Но я решила, что не отступлюсь.(8) И стала читать стихи, которые люблю.(9) Я стала говорить, что, если бы стихов не было, люди были бы бедней душой. 7 ^
7. Итог урока. Цель: 1Какую цель мы ставили перед собой в начале урока? -Достигли ли мы этой цели? 2. Какие трудности испытывали при изучении этой темы? Оценки учащимся за урок. 8. Рефлексия. «Давайте пошушукаемся». Прошепчите соседу о том, как вы себя чувствуете. Запишите ваши отзывы на карточке: Я сегодня узнал(а), научился(ась)__________________________________ ______________________________________________ · Что понравилось на уроке?______________ ___________________________________________ · Что не понравилось ?____________________ ___________________________________________ ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() |
![]() | Цель урока: обобщение и систематизация знаний учащихся о синтаксисе сложноподчинённого предложения | ![]() | Сегодня мы обобщим полученные знания по теме: «Сложноподчинённые предложения». Ответьте на вопросы (фронтальный опрос) |
![]() | Конспект урока русского языка в 10 классе по теме «Односоставные предложения. Обобщение» | ![]() | Русский язык. 9 класс. Авторы: С. Г. Бархударов, С. Е. Крючков, Л. Ю. Максимов, Л. А. Чешко |
![]() | Подготовила учитель русского языка и литературы гбоу сош №1361 Филина Т. Р. (В работе использовалась компьютерная программа Microsoft... | ![]() | ... |
![]() | Цели: обобщение и систематизация знаний о главных и второстепенных членах предложения | ![]() | Образовательные: дать понятие о восклицательном предложении; формировать умение распознавать виды предложений по интонации, учиться... |
![]() | Создать условия для актуализации комплекса знаний и способов действий по синтаксису простого предложения; обобщить и систематизировать... | ![]() | Встаньте ровненько, расправьте плечи, улыбнитесь друг другу, садитесь! Желаю успеха в работе на уроке-путешествии «Тайны русского... |