Урок по сказке Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц»




Скачать 86.27 Kb.
НазваниеУрок по сказке Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц»
Дата публикации19.01.2015
Размер86.27 Kb.
ТипУрок
lit-yaz.ru > География > Урок
Тема урока: «Сад души человеческой».

Интегрированный межпредметный урок

по сказке Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц».

Мы жители одной планеты,

Пассажиры одного корабля.

Все, что мне дорого - под угрозой.

Антуан де Сент-Экзюпери.

Цели:

-познакомить учащихся с биографией и личностью французского писателя, летчика А.Экзюпери;

-помочь прикоснуться к волшебному миру сказки «Маленький принц», пробудить нравственные качества;

-учить вдумчивому чтению, пересказу, инсценированию;

-рассмотреть экологические проблемы, затронутые в сказке.

Задачи:

-выявить философский смысл сказки;

-разобрать нравственные проблемы взаимодействия человека с природой;

-предложить пути решения выявленных проблем.

Оборудование: портрет писателя, иллюстрации к сказке, глобус, цитаты; использование компьютера; выставка книг писателя, ваза, цветы.

Ход урока:

  1. Звучит песня «Маленький принц». Со звонком входят в кабинет два учителя.

  2. Орг.мом.

  3. Ребята, сегодня у нас с вами необычный урок, урок литературы и природоведения. И проведут этот урок два учителя: Кетеван Нерсесовна, учитель литературы, и Наталья Анатольевна, учитель природоведения. На уроке будут звучать как вопросы по литературе, так и по природоведению.

  4. Вначале урока звучала музыка, вы прослушали песню, о чем она, на что указывает?

  5. Речь пойдет о Маленьком принце из сказки французского писателя Антуана де Сент-Экзюпери и тема нашего урока: «Сад души человеческой». Почему мы решили так назвать урок, вы скажете в конце урока.

  6. Эпиграф

Мы жители одной планеты,

Пассажиры одного корабля.

Все, что мне дорого - под угрозой.

Антуан де Сент-Экзюпери.

Цели:

1. познакомить учащихся с биографией и личностью французского писателя, летчика А. Экзюпери;

2. помочь прикоснуться к волшебному миру сказки «Маленький принц», пробудить нравственные качества;

3. учить вдумчивому чтению, пересказу, инсценированию;

4.рассмотреть экологические проблемы, затронутые в сказке.

Задачи урока:

1. разобрать нравственные проблемы взаимодействия человека с природой;

2. предложить пути решения выявленных проблем.

7.Вступительное слово учителя литературы.

- Придумал эту сказочную страну, населил ее необычными героями французский писатель Антуан де Сент-Экзюпери. Кто же такой Антуан де Сент-Экзюпери, где родился, каков творческий и жизненный путь? Наш корреспондент побывал во Франции и вот что он узнал о жизни Антуана Экзюпери.

8. Сообщение учащегося.

9. Учитель литературы.

«Сказка - ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок». «Маленький принц» - сказка не такая простая, как кажется. Внимательно прочитав ее, можно извлечь для себя много полезного.

10. Учитель биологии.

На уроках литературы и природоведения мы говорили о том, что современный человек чувствует себя хозяином мира – он стремится подчинить себе природу Земли, а затем и других планет. Во многом он преуспел: эксплуатирует недра земли, осваивает космическое пространство, использует энергию атома и т.д. Эта деятельность человека часто наносит непоправимый вред природе. Увлекшись, человек стал терять связь с природой, забыв, что сам является ее частью и не сможет существовать вне природы.

11. Учитель литературы.

- Вернемся к сказке «Маленький принц». Ее автор сказал: «Я совсем не хочу, чтобы мою книгу читали просто ради забавы». Как вы понимаете эти слова?

- Вы все прочитали сказку, а значит, знаете, о чем она.

- О чем размышляет автор, о чем заставляет задуматься? Ваши впечатления от прочитанного.

- Перед нами волшебная шкатулка, шкатулка творческих идей. Давайте откроем ее и посмотрим (чтение эссе).

Вывод:

-Это произведение, которое заставляет задумываться, затрагивает серьезные проблемы, заставляет анализировать.

12.Учитель биологии.

- В основе сюжета сказки лежит путешествие маленького принца по планетам в поисках друга. Давайте вспомним, на каких планетах он побывал. С кем познакомился? Что увидел?

Планета Короля.

Каждый житель, подданный короля все делает только по приказу короля.

Планета Честолюбца.

Честолюбец – эгоист, восхищается только собой. Планета ухожена только там, где он живет, а что делается в других местах, его не интересует.

Планета Пьяницы.

Пьяница – слабый человек. Не может освободиться от пагубного пристрастия. Грязная, неухоженная планета. Пить и курить – хорошо или плохо? Можно ли назвать жителя этой планеты человеком, ведущим здоровый образ жизни? А что такое здоровый образ жизни нам расскажет младший научный сотрудник.

Сообщение учащегося (о вреде алкоголя).

13. Учитель литературы.

Планета Делового человека.

Этот человек мечтает иметь в собственности всю Вселенную, а планета у него заросшая и дикая.

Планета Фонарщика.

Фонарщик работает не покладая рук, освещает путь другим людям. Думает не только о себе; чистая, светлая планета.

Планета Географа.

Географ нигде не был. Если что-то знает, то только понаслышке. По бумагам – хорошая планета, а на самом деле – запущенная.

- Мы с вами совершили путешествие по планетам вместе с Маленьким принцем. Я думаю, можно немного отдохнуть. И мы отправляемся на астероид №97 (физ. минутка). Звучит музыка Чайковского «Вальс цветов» или «Маленький принц».

Ответьте на следующие вопросы (работа с текстом):

- С какой планеты прилетел Маленький принц?

- Зачем он чистил вулканы?

- Почему он не любил баобабы?

- Когда была написана сказка? (с 1942- 1943 г.)

- Что происходило в мире в это время?

- Что оказалось для нашей планеты таким же опасны, как баобабы для маленького принца? (фашизм, агрессия, оружие)

14.Учитель биологии (держит в руках глобус) и говорит:

Вот она летит, маленькая какая!

Вот она грустит, в думы свои вникая.

Вот она плывет, зыбкой прохладой веет.

Все еще живет, все еще людям верит.

15.Учитель биологии.

- Что увидел маленький принц, когда попал на землю? ( Пустыню, скалы, леса)

- Почему он заплакал, упав в траву.

16.Учитель биологии.

- Давайте представим, что Маленький принц прилетел на землю сегодня. Что бы он увидел на земле?

- Какие баобабы сегодня угрожают нашей земле? Ведь на своей планете он с семенами этих растений вел ежедневную войну, очищая ее от них.

- Я думаю, что вы без труда ответите на эти вопросы, потому что неоднократно на уроках природоведения в 5 классе, да и на уроках окружающего мира в начальной школе рассматривали вопросы по охране природной среды.

А чтобы ответить более полно на эти вопросы, нам пришлось отправить в путешествие своих корреспондентов по планете Земля. Вот что они увидели.

-Давайте пригласим их и предоставим нашим корреспондентам со своим сюжетом слово и посмотрим фотоотчет.

19. Сообщение учащихся (во время своего путешествия я наблюдал следующую картину, которую предоставляю вашему вниманию).

^ Охрана атмосферы:

-изменение климата земли в результате парникового эффекта;

-уменьшение озонового слоя, образование озоновых дыр;

-загрязнение атмосферы, кислотные осадки;

^ Охрана гидросферы:

-загрязнение океана;

-захоронение в нем ядовитых и радиоактивных веществ, поступление в него нефтепродуктов, разрыв нормальных экологических связей между океаном и сушей в связи со строительством плотин на реках;

-истощение и загрязнение пресных вод земли; нарушение баланса между поверхностными и подземными водами;

^ Охрана почвы:

-радиоактивные загрязнения, связанные с эксплуатацией атомных устройств, испытаниями ядерного оружия и др.;

- накопление на поверхности суши бытового мусора и промышленных отходов;

-опустынивание территории;

-сокращение площади лесов, ведущих к дисбалансу состава атмосферы;

^ Охрана живых организмов:

-исчезновение видов организмов;

-ухудшение качества и сокращение площадей с/х угодий;

-перенаселение земли и относительное демографическое переутомление в отдельных районах.

17. Учитель биологии.

Вывод: конечно же, картина удручающая, но мы должны стараться этого не допускать и стремиться к гармонии и красоте.

18.Учитель литературы.

- Посещая планеты, Маленький принц встречается со взрослыми. И что?.. Что взрослые делают, чем занимаются? Они ничем не занимались, т.е. посвятили свою жизнь неразумным целям.

- Хотя на Земле он увидел сад с многочисленными розами, и заплакал.

- Чем вызваны горькие слезы мальчика?

- И в эту горестную минуту с кем встречается Маленький принц? Поподробнее расскажите о встрече с Лисом.

-Чему учит Лис мальчика? (Инсценировка прощания).

Вопросы:

- Как вы понимаете смысл слова «приручить»?

- Как Лис говорит об этом?

- Что в дружбе самое главное?

- Что понял Маленький принц во время своего путешествия?

- Какие слова вам показались самыми главным в сказке? Прочитайте их.

- Так в чем же смыл сказки?

19 - . Ребята, вы со мной согласитесь. Что Маленький принц – это идеал человека, мечты, а также это кодекс морали: как нужно людям жить. Известны ли вам значение этих слов? Давайте объясним их значение (слайд):

Кодекс- 1. свод законов;

2.перен. совокупность правил, убеждений.

Мораль - 1. нравственные нормы поведения, отношений с людьми;

2.логический, поучительный вывод из чего-нибудь;

3.нравоучение, наставление (разг.)

Идеал – 1.то, что составляет высшую цель деятельности, стремлений;

2.наилучший вид, элитный образец чего-нибудь.

Мечта – 1.нечто, созданное воображением, мысленно представляемое;

2.предмет желаний, стремлений.

- Это еще раз подтверждает, что их можно отнести к Маленькому принцу?

- Современна ли сказка? Что можно почерпнуть из нее для того, чтобы не наносить вред окружающей среде, быть добрыми и отзывчивыми? Люди изменились, а что осталось неизменным?

20. По рядам пускается 3листа бумаги, на котором учащиеся кратко пишут свои ответы, затем учитель зачитывает.( 1 минута)

21. После знакомства с Лисом Маленький принц возвращается на свою планету, к своей капризной розе, потому что он их любит. Он понял, что он в ответе за них.

22.Появляется ^ Маленький принц, который дает следующие советы:

-Надо уметь быть верным в любви и дружбе. Нельзя быть равнодушным к тому, что происходит в мире. Нельзя пассивно относиться ко злу: каждый в ответе не только за свою судьбу.

23. Учитель биологии.

- Значит и мы, живя на нашей земле, должны быть в ответе за то, что нас окружает. Так давайте посмотрим, подумаем и выявим проблемы окружающей среды хотя бы в нашем микрорайоне, около нашей школы: (Записать в тетради).

- мусор на улицах, несмотря на то, что рядом стоят урны;

- мусорные свалки около домов;

- бездомные животные (кошки, собаки);

- загрязнение водоемов.

24.Чтение стихотворения.

25.^ Маленький принц.

«Я знаю одну планету, там живет господин с багровым лицом. Он за свою жизнь ни разу не понюхал цветка. Он никогда никого не любил», - печально говорит Маленький принц. Он призывает: «Встал поутру. Умылся, привел себя в порядок – и сразу же приведи в порядок свою планету.» Такой простой и полезный совет.

26. Учитель литературы.

- Чтобы изменить что-то в мире, нужно изменить свой внутренний мир. Любишь красивое – так поддерживай красоту. Чтобы создать сад вокруг себя, надо создать сад в своей душе.

27.Учитель природоведения.

- Маленький принц сказал: «Надо создать сад в своей душе»… Вот почему наш урок называется «Сад души человеческой».

28. Учитель литературы.

Оценки за урок, рефлексия.

- Интересно было на уроке?

- Давайте и мы с вами наполним наш сад цветами. В зависимости от того, каким вам показался урок, такими цветами мы и наполним эти вазы (звучит «Вальс цветов»)

- А мы, учителя, оценим вас традиционно, оценками. Вот такие оценки вы получили за урок.

- Всем огромная пятерка.

- Спасибо.

29.Домашнее задание ( по выбору):

I.Написать сочинение на одну из тем:

1. «На какой планете я хотел бы жить?».

2. «Мы в ответе за тех, кого приручили».

3. Как я понимаю выражение « зоркое сердце»?

II. Написать письмо Антуану де Сент-Экзюпери от имени Маленького принца (расскажите о том, как идёт жизнь на его планете, после возвращения с Земли?).

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок по сказке Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц» iconАнализ по сказке Экзюпери «Маленький Принц». Ведущая: Дорогие ребята!...
Ведущая: Дорогие ребята! Наверное, многие из вас знают сказку замечательного французского писателя, летчика, журналиста Антуана де...

Урок по сказке Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц» iconУрок общение 6 класс «Ты нам нужен, Маленький принц»
Оборудование: музыкальный центр, мультимедийный проектор, портрет писателя, иллюстрации к сказке, выставка произведений Антуана де...

Урок по сказке Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц» iconКонспект урока литературы в рамках модульной технологии Тема: Антуан...
Антуан де Сент-Экзюпери. Сведения о французском писателе. «Маленький принц». Нравственно-философское содержание сказочной повести....

Урок по сказке Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц» iconМетодическая разработка урока литературы в 7 классе по произведению...
А. де Сент–Экзюпери; создать условия для конструирования собственного знания и осмысления философских и эстетических проблем, поднятых...

Урок по сказке Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц» iconТема. Антуан де Сент Экзюпери. «Маленький принц». (Работа со стратегиями...
Открытый урок по литературе, проведённый 12 сентября 2011 года в 9 классе чоу сош «Личность»

Урок по сказке Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц» iconНазвание работы
«Мальчик-старик-мальчик» Сопоставительный анализ образов Маленького принца из произведения «Маленький принц» Антуана де Сент-Экзюпери...

Урок по сказке Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц» iconКонкурс для детей и молодёжи. Тема конкурса
Благотворительный Фонд «Мир Сент-Экзюпери» совместно с Библиотекой имени Антуана де Сент-Экзюпери в Москве проводят конкурс для детей...

Урок по сказке Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц» iconУроки Маленького принца
Обучающие: ввести учащихся в яркий, неординарный мир сказки французского писателя А. де Сент–Экзюпери; создать условия для конструирования...

Урок по сказке Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц» iconМишель Франсуа Платини Жизнь как матч Футбольный принц с улицы Сент Экзюпери
Мишель Франсуа Платини (фр. Michel Francois Platini). Родился 21 июня 1955, Жёф, Лотарингия. Французский футболист и тренер, президент...

Урок по сказке Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц» iconXiv областной детский экологический фестиваль
Земли с часовыми стрелками на фоне голубой материи, которая создает иллюзию полета в космическом пространстве. В центре сцены Маленький...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
lit-yaz.ru
главная страница