Тезисы выступления на 18 региональной научно-практической конференции поипкро, секция «Современные тенденции преподавания иностранного языка»




Скачать 82.98 Kb.
НазваниеТезисы выступления на 18 региональной научно-практической конференции поипкро, секция «Современные тенденции преподавания иностранного языка»
Дата публикации31.07.2013
Размер82.98 Kb.
ТипТезисы
lit-yaz.ru > География > Тезисы
МОУ ПЛАТОШИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

Тезисы выступления на 18 региональной научно-практической конференции ПОИПКРО, секция «Современные тенденции преподавания иностранного языка»
«Немецкий язык: 12 шагов к профильной школе»
автор – учитель немецкого языка высшей категории

Пичугина Татьяна Петровна,

МОУ Платошинская средняя

общеобразовательная школа

Пермского района Пермской области


2007
Модернизация содержания образо­вания в России на современном этапе развития общества связана с инновационными процессами в организации обучения иностранным языкам. В базисном учебного плане подтверждено раннее начало изуче­ния иностранного языка и обязательное изучение иностран­ного языка на старшей ступени полной средней школы.

В настоящее время методические рекомендации по опыту организации профильного обучения иностранному языку в школе лишь начинают публиковаться. При переходе к профильному обучению сельской школы их особенно не достаточно.

Поэтому крайне важно помочь учителю создать особую организа­ционную основу для обучения иностранному языку в условиях перехода на профильное обучение. Учитель должен пересмотреть подходы к преподаванию иностранного языка как непрофильного предмета, когда иностранный язык является общеобразовательным учебным предметом, и профильного с более уг­лубленным изучением страноведения и литературы страны/стран изучаемого языка.

Для современного языкового образования необходимы междисциплинарная интеграция, многоуровневость, вариативность, ориентация на межкультурный аспект овладения языком. Новые задачи предполагают изменения в требованиях к уровню владения иностранным языком, определение новых подходов к отбору содержания и организации материала, использование адекватных форм и видов контроля.

Имея многолетний опыт работы в школе, я выстраиваю свою систему преподавания иностранного (немецкого) языка, учитываю традиции и особенности небольшой сельской школы. Безусловно, в условиях перехода к профильной школе требуются изменения.

Основная идея моего опыта состоит в расширении образовательного пространства учебного предмета «Иностранный язык» в период перехода к профильному обучению.

Цель – Создать условия для дифференциации содержания обучения в старшей школе с возможностью построения индивидуальных образовательных программ учащихся.

Задачи: 1) обеспечить переход к профильной школе 2) выработать методические рекомендации для учителя иностранного языка.

Отправной точкой для формирования педагогического опыта стали авторские разработки по теме «Педагогическая техника учителя иностранного языка», «Обучение чтению на немецком языке по методике А.М. Кушнира», личные материалы зарубежных стажировок в Германии и Австрии, многолетний опыт работы по методическим разработкам И.Л. Бим, материалы, разработанные мной для проведения предпрофильной подготовки и элективные курсы для профильной школы. Организационно-педагогические условия реализации индивидуальных программ учащихся заимствованы из опыта работы гуманитарного лицея г. Ижевска.

Моими принципами преподавания в старшей школе являются: 1. Принцип личностно-ориентированного неформального общения между учителем и учеником и между учениками.2. Ролевая организация учебного материала и всего  процесса обучения.3. Принцип полифункциональности 4. Принцип коллективного  взаимодействия

Для расширения образовательного пространства учебного предмета «Иностранный язык» я использую в период перехода к профильному обучению следующие возможности:

Шаг 1. Раннее обучение иностранному языку (Со 2 класса), которое заложит прочную основу для профильного обучения

Шаг 2. Использование новых подходов к содержанию и отбору материала

В зависимости от профиля школы я разработала разнообразные курсы при изучении:

- гуманитарных дисциплин посредством спецкурсов на иностранном языке или интегрированных курсов: «Диалог культур», « Немецкие деятели культуры и искусства», « По страницам немецкой литературы», « Художественный перевод», « Немецкая грамматика- это просто!», « Из истории Германии», « По Федеральным Землям Германии», « Прогулка по Вене».

- естественнонаучных дисциплин: «Основы технического перевода», « Средства международной коммуникации», « Интернет в Германии и Германия в Интернете», «Немецкие фирмы».

- дисциплин, ориентированных на конкретную профессию с помощью профильно-ориентированных языковых курсов для учащихся, планирующих поступать в профессионально-технические лицеи: «Деловой немецкий», «Бизнес – курс немецкого языка», «Немецкие сельскохозяйственные фирмы», «Сельскохозяйственная практика в Баварии», «Курс по подготовке гидов-переводчиков «Германия – страна туризма».

Данные курсы, которые обеспечивают «поле выбора», сопровождаются методическими рекомендациями, учебно-тематическим планированием, приложениями - книга для чтения для учащихся, есть видеофильмы, иллюстрации в электронном виде.

В условиях небольшой средней школы лучше организовывать межклассные учебные группы для изучения элективов.

Шаг 3. Создание индивидуальных учебных планов для учащихся старшей школы особенно при организации домашнего чтения, в ходе подготовки монологических высказываний. Увеличиваю долю самостоятельной работы, отдельные темы учащиеся проходят экстерном. Шаг 4. Информатизация преподавания иностранного языка

Использую

- компьютерную технику на уроках и в ходе подготовки.

- иллюстрационный материал на съемных носителях.

- обучающие программы

- работа в Интернете (поиск учебных ресурсов, переписка, участие в виртуальных семинарах)

Мною создан путеводитель по Интернет – сайтам Германии.

Шаг 5. Видоизменение форм занятий по немецкому языку

- уроки- семинары, уроки деловые и ролевые игры, языковые практикумы, творческие учебные проекты

Шаг 6. Реализация интегративных проектов в ходе проведения серии интегрированных уроков

Есть опыт проведения интегрированных уроков музыки, изобразительного искусства, родной литературы, истории, физики, физической культуры и немецкого языка.

Шаг 7. Проектирование новых форм дополнительного образования учащихся

В текущем учебном году реализую проект «Школа интенсивного изучения иностранного языка», в которой занимаются 15 учеников старших классов. Среди них выпускники трех близлежащих сельских школ.

Шаг 8. Организация научной и исследовательской работы

На занятиях в старших классах обучаю технологии проектирования и исследования. Второй год в школе проходят научно - практические конференции, на которых наибольшее количество работ представлено на немецком языке. Знание иностранного языка используется по подготовке рефератов по другим предметам – истории, физике, информатике, географии. Лучшие исследователи успешно выступают на районных конференциях, участвуют в областной.

Шаг 9. Летний профильный (гуманитарный) лагерь

В последние годы на базе школы функционирует летний профильный (гуманитарный) лагерь. Немецкий язык изучается по авторской программе. Дает огромные возможности для самоопреде­ления старшеклассников, углубления знаний по предмету иностранный язык.

Шаг 10. Обучение моих учеников в районной гуманитарной школе, на подготовительных курсах вузов

Шаг 11. Изменение системы внеклассной работы по предмету

- «Погружение» учащихся в ситуацию профессиональной пробы. Помощь выпускникам в дальнейшем выборе профессии, в которой необходимы знания языка. Заинтересованные учащиеся с моей помощью проводят уроки немецкого языка, выполняют переводы научно-популярной литературы.

- Обогащение МТБ кабинета иностранного языка, недели иностранного языка, установление контактов с немецкими сверстниками (общение в чате, переписка), концерты художественной самодеятельности, творческие конкурсы и соревнования расширяют возможности коммуникации и иноязычной компетентности ученика.

Наиболее перспективными методиками я считаю интенсив, коммуникативную и интерактивную методику.

Шаг 12. Обновление форм контроля

– тесты, зачеты, подготовка к ЕГЭ.

В текущем учебном году наш район участвует в эксперименте по сдаче ЕГЭ по немецкому языку. Мною собран пакет образцов ЕГЭ для проведения итоговой аттестации выпускников по немецкому языку для выпускников.

^ Проблемы и трудности. В связи с нехваткой кадров приходится работать с огромной нагрузкой. Существуют проблемы с тиражированием разработанных пособий для учащихся. В результате снижения интереса к гуманитарным дисциплинам (языкам) сокращается качественный и количественный состав заинтересованных в изучении иностранного (в первую очередь немецкого языка).

При работе по индивидуальным учебным программам и при обучении в межклассных группах неизбежны дополнительные трудности в составлении расписания, могут появиться «окна» у учащихся и детей нужно занять в это время.

^ Перспективы развития и совершенствования опыта:

- Расширение образовательного поля иностранного языка в масштабе района: проведение заочных районных конкурсов (переводчиков, викторин «Знаешь ли ты Германию?» и др.), огранизация эксперимента по дистанционному обучению иностранного языка, участие учителей в работе виртуального методобъединения учителей иностранного языка, подготовка и участие в международных проектах и программах обмена школьниками и учителями. Интересно создать в электронный каталог учебных программ.

- Для реализации проекта «Районная Школа интенсивного изучения немецкого языка» целесообразно использовать преподавателей языковых факультетов вузов, а также объединить усилия лучших учителей района для языковой поддержки одаренных детей. Требуется модернизировать существующую районную заочную гуманитарную школу.

- апробирование профильного гуманитарного образования в территориальной модели: создание профильного (языкового) класса.

Таким образом, педагогический опыт «Немецкий язык: 12 шагов к профилю» может являться вариантом расширения образовательного пространства учебного предмета «Иностранный язык» и при использовании современного методического арсенала позволяет качественно улучшить уровень достижения учащимися иноязычной компетенции в современной школе, подготовиться к переходу на профильное обучение.

Результаты

– рост мастерства учителя: открытые мероприятия и выступления на районных секциях учителей немецкого языка, призовые места учителя на областном конкурсе дидактических материалов, выступления на областной конференции, участие моих учеников в региональном конкурсе образовательных проектов «Немецкий плюс», проведение регионального семинара для учителей иностранного языка. Первое место в районном конкурсе элективных курсов и победа в конкурсе педагогических идей.

- В течение 5 последних лет мои ученики ежегодно занимают призовые места на районных олимпиадах, а выпускники – в вузах на языковых олимпиадах, выпускница проходила сельскохозяйственную практику в Германии и стажировку в Швейцарии. 3 призовых места на районной научно-практической конференции учащихся, участие в краевом туре.
Рекомендации по использованию данного опыта.

Могу предложить разработанные курсы и методические разработки для преподавания в профильной школе. Считаю возможным проведение методического лектория или педмастерской для заинтересованных коллег.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Тезисы выступления на 18 региональной научно-практической конференции поипкро, секция «Современные тенденции преподавания иностранного языка» iconТезисы докладов
Современный мир глазами молодежи: Тезисы докладов II региональной студенческой научно-практической конференции 18 апреля 2007 года....

Тезисы выступления на 18 региональной научно-практической конференции поипкро, секция «Современные тенденции преподавания иностранного языка» icon«Современная филология: проблемы изучения и преподавания языков (русского,...
Кафедра филологического образования уипкпро приглашает Вас принять участие во Всероссийской научно-практической очно-заочной конференции...

Тезисы выступления на 18 региональной научно-практической конференции поипкро, секция «Современные тенденции преподавания иностранного языка» iconРегламент проведения региональной ученической научно-практической...
От творчества учителя – к творчеству учащихся. Сергеева Г. П., руководитель конференции зав кафедрой методики преподавания дисциплин...

Тезисы выступления на 18 региональной научно-практической конференции поипкро, секция «Современные тенденции преподавания иностранного языка» iconНовоуральске образование и наука IV материалы IV региональной научно-практической...
О – 2359 Образование и наука – IV: Материалы IV региональной научно-практической конференции «Образование и наука», Новоуральск,...

Тезисы выступления на 18 региональной научно-практической конференции поипкро, секция «Современные тенденции преподавания иностранного языка» iconПоложение поволжская научно-практическая конференция по проблемам...
Настоящее положение определяет статус, цели и задачи, порядок проведения Поволжской научно-практической конференции

Тезисы выступления на 18 региональной научно-практической конференции поипкро, секция «Современные тенденции преподавания иностранного языка» iconПрограмма научно-практической конференции «Шаг в будущее» 2011 г. Секция

Тезисы выступления на 18 региональной научно-практической конференции поипкро, секция «Современные тенденции преподавания иностранного языка» iconПоветлужье: проблемы, тенденции и перспективы социкультурного развития:...
Поветлужье: проблемы, тенденции и перспективы социкультурного развития: материалы межрегиональной научно-практической конференции,...

Тезисы выступления на 18 региональной научно-практической конференции поипкро, секция «Современные тенденции преподавания иностранного языка» iconХирургическая тактика при переломах верхней челюсти. Институт хирургии...
Хирургическая тактика при переломах верхней челюсти. ( Институт хирургии им. А. Л. Микаеляна. Тезисы докладов совместной научно-практической...

Тезисы выступления на 18 региональной научно-практической конференции поипкро, секция «Современные тенденции преподавания иностранного языка» iconГде и когда родился всеволод лебедев?
Православная секция научно-практической конференции «Слободской и слобожане». 2005 г. 9

Тезисы выступления на 18 региональной научно-практической конференции поипкро, секция «Современные тенденции преподавания иностранного языка» iconПрограмма научно-практической конференции студентов и аспирантов
Секция «актуальные проблемы русского литературного процесса». Руководитель С. В. Козлов



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
lit-yaz.ru
главная страница