Тезисы докладов




НазваниеТезисы докладов
страница1/6
Дата публикации01.08.2013
Размер0.86 Mb.
ТипТезисы
lit-yaz.ru > География > Тезисы
  1   2   3   4   5   6


министерство образования и науки российской федерации

федеральное агентство по образованию
российский государственный социальный университет
Филиал в г. Азове



Современный мир

глазами молодежи

Тезисы докладов


II региональной студенческой научно-практической

конференции 18 апреля 2007 года


Азов


2007

ББК 60.54я431


Современный мир глазами молодежи: Тезисы докладов II региональной студенческой научно-практической конференции 18 апреля 2007 года.   Азов: ООО «АзовПечать», 2007. – 60 с.

В сборник вошли тезисы докладов, сделанных на II региональной студенческой научно-практической конференции «Современный мир глазами молодежи», прошедшей в рамках Дня студенческой науки в Азовском филиале Российского государственного социального университета. В конференции принимали участие студенты АФ РГСУ, других вузов региона, учащиеся старших классов школ и лицеев Ростовской области и Краснодарского края.

Представлены доклады победителей и лауреатов конкурса учебно-исследовательских работ, который был проведен в рамках Дня студенческой науки по двум номинациям: «Студенты» и «Школьники».

Общая редакция: ^ Андреева О.И., к.п.н., зав. кафедрой

гуманитарных, математических и естественнонаучных

дисциплин АФ РГСУ.


Компьютерный набор: Коваль Н.В.
Ответственный за выпуск: Громакова В.Г., к.б.н., куратор Студенческого Научного Общества АФ РГСУ.


© Филиал Российского государственного социального университета в г. Азове, 2007

Гриненко Татьяна,

АФ РГСУ

Научный руководитель Андреева О.И., к.п.н.
^ ПРОБЛЕМА ОТЦОВ И ДЕТЕЙ

ПОСЛЕ РАСПАДА СЕМЬИ
В последние десятилетия проблема безотцовщины стоит острее, чем раньше. После развода ребенок может иметь ограниченные контакты с отцом или не иметь их вовсе. До 39% детей живут отдельно от своих отцов. Влияние разведенных отцов на своих детей невелико, роль отца как воспитателя существенно ограничивается, что влечет за собой возникновение дистанциированного отцовства. Исследования показывают, что половина детей после развода родителей в течение года ни разу не встречались со своими отцами, каждый пятый не виделся с отцом уже пять лет.

Одним из важнейших факторов формирования отцовства является фактор ожиданий матери по отношению к отцу своего ребенка. С точки зрения влияния на отцовство, матери являются либо партнерами, либо препятствием в отцовско-детских отношениях – и в браке и вне его. Существуют данные, что даже в удовлетворительных брачных отношениях, вовлеченность отцов часто зависит от его отношений с матерью и ее ожиданий, от ее поддержки отца.

Исследователи утверждают, что дети развода больше подвержены психологической деформации личности, они чаще имеют низкие самооценки, выше индекс тревожности, больше подвержены комплексам. Роль отца в развитии ребенка, его воспитании и социализации мало изучена, хотя этот вопрос сегодня актуален при подготовке специалистов в области семейной психологии, а также при составлении программ психологического сопровождения семьи.

Целью данной работы является исследование основных проблем отношений отцов и детей после распада семьи для снижения психотравмирующего воздействия развода на детей.

Мы предположили, что развод и ослабление связей отцов и детей после развода в значительной степени являются следствием гендерных стереотипов общества, закрепляющих за мужчиной, прежде всего, обязанности материального обеспечения ребенка. Разрыв отношений отцов и детей после развода приводит к формированию у детей патогенного мышления, следствием чего может быть ухудшение их психологического и соматического здоровья.

Методологической основой исследования является концепция А. Адлера о психологии семьи, Э. Фромма о родительской любви, Й. Лангмейер и З. Матейчика о специфике материнства и отцовства, теория функциональной психологии М. Люшера, а так же работы ряда психологов о соотношении и взаимосвязи эмоций и мышления.

В теоретической части работы была рассмотрена роль отца в семейном воспитании ребенка, особенности и структура отцовской любви. Были сделаны выводы, что дети, которые имеют позитивный опыт отношений с любящим отцом, лучше адаптируются к различным жизненным ситуациям, имеют больший интерес к учению и образованию, целеустремленность и ощущают эмоционально-психологическое благополучие. Они больше инициативны, лучше противостоят групповому давлению, у них выше самооценка.

Далее нами была подробно проанализирована теория послеразводного процесса, реакции взрослых и детей на ситуацию развода и психологические особенностям личности детей развода. Общеизвестно, что для психологических реакций мужчин, женщин и детей в ситуации развода характерны ощущение боли, потери, чувство опустошенности. Происходит смена семейных ролей.

Преобладающее большинство социальных характеристик детей, переживающих развод, свидетельствует о негативном характере его последствий на личность ребенка.

В гипотезе мы предположили, что развод и ослабление связей отцов и детей после развода в значительной степени являются следствием гендерных стереотипов общества, закрепляющих за мужчиной, прежде всего, обязанности материального обеспечения ребенка.

Для выявления наличия гендерных стереотипов была проведена диагностика матерей дошкольников как полных, так и неполных семей с помощью опросника Сандры Бэм. С целью проверки ожиданий от супруга был проведен анкетный опрос разведенных матерей и матерей, состоящих в браке. Респондентки обеих групп выделили из восьми возможных ролей супруга ведущие – это роль ответственного за всю семью, способного заботится обо всех членах семьи как психологически, так и материально, и роль воспитателя детей.

Разведенные женщины, так и женщины, состоящие в браке, на первое место в шкале ролевых ожиданий от супруга ставят только две ценности: материальное обеспечение и заботу о семье. Респондентки, не состоящие в браке, заметно чаще выбирали материальное обеспечение семьи как актуальную роль мужа и отца семейства.

Более половины (56%) разведенных женщин отдали второе место материальному обеспечению семьи, тогда как воспитанию детей – 6%.

При определении третьего места повторилась та же ситуация. Подтвердилось наличие ведущего стереотипа – установки на материальное обеспечение семьи, и недооценка женщинами роли мужчины как отца и воспитателя детей, что может провоцировать ситуацию развода и отстранять мужчину от роли отца.

С целью оценки достоверности различий между двумя факторами – наличия гендерных стереотипов у женщин, которые проявляются в ролевых ожиданиях от супругов и фактом развода, также доказали достоверность различий между двумя выборками на уровне статистической значимости 5%.

Далее, анализируя последствия разрыва отношений отцов и детей после развода, мы выявили связь между отсутствием отца в семье и особенностями развития эмоциональной сферы ребенка.

Диагностика эмоциональной сферы детей развода проводилась на базе дошкольных учреждений города Азова и г.-к Анапы. Выборку составили 50 дошкольников в возрасте от 4 до 6 лет, из которых 25 детей были из полных семей и 25 – из неполных.

В основе исследования лежит проективный тест личностных отношений, социальных эмоций и ценностных ориентаций «Домики» О.А.Ореховой.

Нами была выдвинута гипотеза, что разрыв отношений отцов и детей после развода приводит к формированию у детей патогенного мышление, следствием чего может быть ухудшение их психологического и соматического здоровья.

Патогенное мышление мы рассматриваем как мышление, стимулирующее появление отрицательных эмоций, увеличивающее внутренний конфликт, напряженность, это мышление, порождающее болезнь по определению Орлова.

Данные о позитивных эмоциях, переживаемых дошкольниками двух групп, позволяет сделать вывод о том, что отсутствие отца может влиять на эмоциональную сферу ребенка, а переживаемые ими эмоции, в свою очередь, на все остальные психические процессы и состояния.

Проанализировав полученные данные, мы сделали вывод, что в среднем показатели негативных эмоций у детей из неполных семей на 9% выше, чем у детей из контрольной группы.

Обобщенный анализ позволил сделать вывод: снижение роли отца в семье после развода отрицательно влияет на мироощущение и эмоциональную сферу дошкольника; показатели негативных эмоций у дошкольников из неполных семей выше тех же показателей у детей из контрольной группы; преобладание негативных эмоций у детей из неполных семей создает предпосылки для формирования в будущем личности с преобладанием патогенного мышления, что может способствовать ухудшению их психологического и соматического здоровья.

Таким образом, было доказано, что наличие ведущего гендерного стереотипа у женщин, выражающегося в ожидании от супруга принятия роли ответственного за материальное обеспечение семьи может одновременно способствовать разрушению семейного союза и отстранять мужа от роли воспитателя детей. Разрыв отношений отцов и детей способствует нарушениям эмоциональной сферы ребенка, что зачастую приводит к формированию патогенного мышления с последующими ухудшениями психического и соматического здоровья детей развода.

С целью уменьшения психотравмирующего воздействия развода на детей, были разработаны рекомендации разводящимся родителям. Этому просвещенна третья глава. Она включает в себя принципы консультирования разводящихся и разведенных родителей и рекомендации по стратегии грамотного бракоразводного поведения.

Гавриленко И.

МОУ Лицей г. Азова

Научный руководитель Величко Н.Ю., к.псх.н.
^ ОСОБЕННОСТИ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ

В СРЕДЕ ПОДРОСТКОВ
Одна из главных тенденций переходного возраста – переориентация общения с родителей, учителей и вообще старших на ровесников, более или менее равных по положению.

Потребность в общении со сверстниками, которых не могут заменить родители, возникает у детей очень рано и с возрастом усиливается. Уже у дошкольников отсутствие общества сверстников отрицательно сказывается на развитии коммуникативных способностей и самосознания. Поведение же подростков по своей сути является коллективно-групповым.

Во-первых, общение сверстников очень важный канал информации; по нему подростки узнают многие необходимые им вещи, которые по тем или иным причинам не сообщают взрослые.

Во-вторых, это специфический вид межличностных отношений. Групповая игра и другие виды совместной деятельности вырабатывают навыки социального взаимодействия, умения подчиняться коллективной инициативе и в то же время отстаивать свои права, соотносить личностные интересы с общественными.

В-третьих, это специфический вид эмоционального контакта. сознание групповой принадлежности, солидарности, товарищеской взаимопомощи не только облегчает подростку автономизацию от взрослых, но и дает ему чрезвычайно важное чувство эмоционального благополучия и устойчивости.

Напряженная потребность в общении и аффиляции превращается у многих ребят в непобедимое стадное чувство: они не могут не только дня, но часа пробыть вне своей, а если нет своей, то какой угодно, компании. Особенно сильна такая потребность у мальчиков.

При сходстве внешних контуров социального поведения глубинные мотивы, скрывающиеся за юношеской потребностью в аффиляции, индивидуальны и многообразны. Один ищет в обществе сверстников подкрепления самоуважения, признания своей человеческой ценности. Другому важно чувство эмоциональной сопричастности, слитности с группой. третий черпает недостающую информацию и коммуникативные навыки. четвертый удовлетворяет потребность властвовать, командовать другими. Большей частью эти мотивы и переплетения не осознаются.

Юношеские группы удовлетворяют в первую очередь потребность в свободном, нерегламентированном взрослыми общении. Свободное общение – не просто способ проведения досуга, но средство установления новых человеческих контактов, из которых постепенно выкристаллизовывается нечто интимное, исключительно свое.

Разные виды общения могут существовать, выполняя разные функции, их удельный вес и значимость с возрастом меняется. Меняются и привилегированные места встреч. У подростков это чаще всего двор или своя улица.

Разные формы и места общения не только сменяют друг друга, но и сосуществуют, отвечая разным психологическим потребностям.

Если компании формируются главным образом на базе совместных развлечений, то человеческие контакты в них, будучи эмоционально значимыми, обычно остаются поверхностными. Качество совместного времяпрепровождения часто оставляет желать лучшего.

Следует обратить внимание и на язык, который используют подростки в общении. Потребность выделиться, проявить себя нередко сопровождается употреблением ненормативной лексики, жаргонных слов. Нами был проведен опрос старшеклассников МОУ Лицей г. Азова. Результаты опроса позволили обнаружить следующее:

- 87% учащихся используют в своей речи жаргонные слова, это позволяет им лучше находить общий язык друг с другом, чувствовать свою принадлежность к группе, однако 13% (в основном девочки) обходятся без употребления жаргонных слов;

- 28% говорят о том, что жаргон и ненормативная лексика позволяют им самоутвердиться, 13% - поддерживать позитивные отношения со сверстниками, 46% используют жаргон с целью обмена информацией и получения новой информации, то есть полученная информация переводится на «свой» язык;

- анализ показал, что 5% используют матерные слова, 31% только с оттенком юмора, а 64% используют те и другие в зависимости от ситуации или компании;

- лишь 15% учащихся отметили, что взрослые поправляют их речь, 26% считают, что взрослые не обращают на них внимания, 59% отметили, что изредка они получают замечания в свой адрес;

- анализ отношения родителей к речи ребенка показал, что у 8% учащихся родители не обращают внимания на речь, 20% отметили, что родители регулярно говорят им о необходимости следить за своей речью, однако 72% отметили, что обращения родителей носят эпизодический характер;

- эталоном речи учащиеся назвали друзей (8%), родителей (64%), учителей (5%), средства массовой информации (18%).

Делая выводы, необходимо ответить на вопрос, кто в большей мере формирует речь подростка, закладывает фундамент его коммуникативной культуры. Наше исследование подтверждает тот факт, что несмотря на сепарацию подростков от родителей, они в большей степени остаются для них значимыми.

Исаева Агата,

АФ РГСУ

Научный руководитель Громакова В.Г., к.б.н.
^ МИРОВОЗЗРЕНИЕ БЕСПРИЗОРНЫХ ДЕТЕЙ

Актуальность данной темы обуславливается тем, что в последнее время резко увеличивается число беспризорников. Последствием беспризорности является ухудшение криминальной обстановки, вырождение генофонда, падение нравственности. Для эффективного решения этой проблемы необходимо понимание внутренних причин ребенка, побуждающих к уходу из родительского дома или детского дома, его мировоззрения.

Объектом работы стали дети - беспризорники. Предметом нашего исследования является система мировоззрения беспризорников.

Целью нашей работы мы полагали выяснить специфику мировоззрения беспризорников. Достижение целей предполагало выполнение следующих задач:

  • изучить историю беспризорности,

  • изучить причины, как становятся беспризорниками,

  • изучить мировоззрение беспризорных детей.

Рабочая гипотеза была следующей: современные беспризорники имеют негативное представление о мире, однако, при этом верят в свои силы и благополучие в будущем.

Анализ литературных данных показал, что главная причина беспризорности всегда коренилась в проблемах семьи. Но если раньше основными факторами были нарушения структуры семьи (потеря родителей), то в наши дни дети уходят из дома, чувствуя безразличие к своей судьбе самых дорогих людей, родителей, пытаются решить свои проблемы самостоятельно, зачастую криминальными и жестокими способами. Таким образом, самые важные причины беспризорности социальные: ухудшение условий жизни, кризис семьи, уменьшение числа детских досуговых организаций, разрушение нравственных ценностей, - вот лишь немногие из них. 90% беспризорников в современной России - социальные сироты.

С целью исследования мировоззренческих особенностей детей беспризорников в городе Азове было проведено эмпирическое исследование. В исследовании приняли участие 5 детей в возрасте от 10 до 12 лет разного пола. Исследования проводились методом опроса, направленного на выявление таких особенностей мировоззрения: представление о мире, представление о себе, представление о себе в мире, представление о своем прошлом, настоящем, будущем, ценности, планы, оценивание перспектив осуществления планов, отношение к помощи со стороны.

Результаты исследования причин беспризорности следующие: насилие в семье - 60%, потеря родителей - 40%.

По блоку, направленному на изучение представления о мире, были заданы такие вопросы:

«Как относятся к тебе старшие?»: 100% респондентов ответили «с пониманием»;

«Много ли у тебя друзей?»: 40% ответили «не очень много», а 60% - «много»;

«Помогают ли тебе друзья в трудных ситуациях?»: 100% ответили «да»;

«Как ты относишься к своим родителям?»: 40% ответили «я их не знал», 20% - «никак», 40% - «хорошо»;

«Ощущал ли ты заботу о себе?»: 20% ответили «нет», а 80% - «да».

В группе вопросов, направленных на представление о себе, были получены следующие ответы:

«Хотел бы ты ходить в школу?»: 20% ответили «Да», 20% - «нет», 60%- «я там учусь»;

«Как ты думаешь, смог бы ты там учиться?»: 100% ответили «да»;

«Раскрываются ли твои способности сейчас в полной мере?»: 40% - «да», 60% ответили «я способен на большее».

В следующем блоке выявлялось представление о себе в мире:

В группе вопросов, направленных на изучение отношения детей к прошлому, настоящему, и будущему, были заданы вопросы:

«Что тебе нравилось в прошлом?»: 60% ответили «ничего», 40% - «отношение с близкими»;

«Что нравится в твоей жизни сейчас?»: 80% ответили «свобода действий», 20% - «ничего»;

«Что тебя ждет в будущем?»: 100% - «не задумывались».

В группе вопросов, направленных на изучение представлений о ценностях, были получены следующие ответы:

На вопрос: «С чем было жалко расставаться?»: 60% - со школьными друзьями, 40% - «с домом».

Результаты эмпирического исследования показали, что основной причиной беспризорности является насилие в семье. Представление о мире в целом позитивное, о чем свидетельствует наличие многих друзей (согласно ответов 60%), положительное отношение к старшим (100%), готовность принять помощь друзей в трудных ситуациях (100%).

Представление о себе в целом позитивное, о чем свидетельствует желание ходить в школу; уверенность в своих способностях, в то, что сейчас они раскрываются не в полной мере. Представление о своем прошлом, настоящем, и будущем отрицательное: «что тебе нравилось в прошлом»: 60% ответили «ничего», что тебя ждет в будущем: 100% - «не задумывался».

Ценностями являются школьные друзья, и их хотели бы сохранить в будущем 60% детей.

Планы на будущее в целом позитивные, о чем указывают на стремление получить приемлемую социумом профессию: 20% - «повар», 20% - «летчик», 20% - «моряк», при этом 60% считают, что для этого им нужно получить образование.

Перспективы осуществления планов оценивают положительно, о чем свидетельствуют ответы на вопрос: «получится ли у тебя это?» - «да» (в 60% случаев), однако 40% не уверены в возможностях реализации целей.

Таким образом, по результатам эмпирического исследования были сделаны такие выводы: беспризорники имеют как позитивное отношение к миру, к себе, к помощи со стороны, так и негативное отношение к своему прошлому и зачастую к своему будущему. Это противоречие, вероятно, объясняется отсутствием целостного миропонимания ребенком- беспризорником и указывает на то, что его судьба и его роль в обществе во многом будет определяться в ближайшем будущем в зависимости от того, какие люди и с какими намерениями будут рядом с ним.

Ганьцев Павел,

Котилевская Анастасия,

Неустроева Татьяна

АФ РГСУ
  1   2   3   4   5   6

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Тезисы докладов iconХирургическая тактика при переломах верхней челюсти. Институт хирургии...
Хирургическая тактика при переломах верхней челюсти. ( Институт хирургии им. А. Л. Микаеляна. Тезисы докладов совместной научно-практической...

Тезисы докладов iconТезисы докладов
Кригер В. (Гейдельберг. Германия). Значение и роль юбилейных дат в истории поволжских немцев

Тезисы докладов iconТезисы докладов участников Школы 68
Евразийское мировоззрение и геополитические процессы в Южной Сибири и Центральной Азии 9

Тезисы докладов iconПрограмма и тезисы докладов
Санкт-Петербургское отделение Российского национального комитета по истории и философии науки и техники

Тезисы докладов iconТезисы докладов и статьи про­сим направить до 30 июля 2012 г
«Охрана био ноосферы. Эниология. Нетрадиционное растениеводство. Экология и медицина»

Тезисы докладов iconПрограмма и тезисы докладов и научных сообщений второй международной научной конференции
Гражданская война и военная интервенция на российском дальнем востоке: уроки истории

Тезисы докладов iconТезисы докладов участников III международного конгресса «Россия и...
Антончик Виктория Леонидовна, Варшавский Университет Исторический факультет Институт Музыкологии. Магистр, докторант

Тезисы докладов iconСписок научных публикаций В. С. Собкина 1975
Собкин В. С. К формированию представлений о механизмах процесса идентификации в общении // Теоретические и прикладные проблемы психологии...

Тезисы докладов iconПравила оформления тезисов, подаваемых в электронный сборник тезисов докладов
Объем тезиса должен составлять 1 страницу формата A4, включая рисунки и таблицы. Список литературы не требуется. Тезисы, не соответствующие...

Тезисы докладов iconТезисы докладов и сообщений V всероссийского научно-практического...
К истории Калужско-Бежецкого удела в начале XVI в. // Исследования по источниковедению истории СССР дооктябрьского периода. М. С....



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
lit-yaz.ru
главная страница