Статус и поддержка языкового разнообразия в российской федерации




НазваниеСтатус и поддержка языкового разнообразия в российской федерации
страница1/11
Дата публикации06.09.2013
Размер2.02 Mb.
ТипДокументы
lit-yaz.ru > География > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11
Институт этнологии и антропологии Российской академии наук

Центр национальных проблем образования Федерального института развития образованияМинистерства образования и науки Российской Федерации

СТАТУС И ПОДДЕРЖКА ЯЗЫКОВОГО РАЗНООБРАЗИЯ

В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Экспертный доклад

Авторы: В.А. Тишков, В.В. Степанов, Д.А. Функ, О.И. Артеменко


Москва 2009

ВВЕДЕНИЕ
Данный доклад имеет целью осветить основные моменты положения языков в Российской Федерации в свете процесса возможной имплементации Европейской Хартии региональных языков и языков национальных меньшинств. Согласно Российской переписи населения 2002 г., в стране функционирует свыше 150 языков. Причем на русском языке, обладающим статусом государственного языка на всей территории Российской Федерации, говорит 98,2% населения. Еще на 38 языках говорит 23% населения. А 114 языков распространены лишь среди 1% населения. Большинство языков массового распространения обладают статусом республиканских государственных языков в пределах отдельных субъектов Российской Федерации и имеют определенные преференции в сфере бюджетных затрат на поддержку и развитие.

Таким образом, языковое единство в России и языковое доминирование русского языка сосуществует с чрезвычайно большим языковым (и культурным) разнообразием. Это с неизбежностью приводит к подчиненности и недостаточно развитому правовому и фактическому статусу недоминирующих языков. Языковая пестрота ситуаций в субъектах Российской Федерации, в частности, в российской части Кавказа, некоторых регионах Сибири и Поволжья создает, кроме того, условия, при которых в ущемляемом положении оказывается русский язык.

Возможности совершенствования российского законодательства о языках могут быть расширены путем более активного приобщения к международным принципам и нормам, в частности, с учетом опыта Европейского Союза. Однако адаптация и имплементация новых норм должны учитывать существующие подходы в Российской Федерации, сложившуюся практику управления и реальную культурно-языковую ситуацию. Прежде всего, следует учитывать, что в Российской Федерации, в рамках внутренней политики не принято использовать такие понятия как «национальные» или «этнические меньшинства», что затрудняет составление согласованного перечня меньшинств, чье языковое и культурное положение подлежало бы защите на всей территории страны. Вместе с тем, при условии гибкого понимания «уязвимости» в части пользования, изучения и развития какого бы то ни было языка, европейские подходы вполне применимы в российской внутренней политике.

^ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЙ АСПЕКТ ПРОБЛЕМЫ ЗАЩИТЫ КУЛЬТУРНОГО РАЗНООБРАЗИЯ
Будущее Российской Федерации связано с задачей разрешения этнополитических проблем, упрочением единства многонационального российского народа, поддержкой его языкового и этнического разнообразия. На федеральном уровне и уровне субъектов Российской Федерации в последние годы развиваются соответствующие направления законодательства, особенно в сфере защиты языков. Принципы и направления такого во многом совпадают с принципами подписанной Российской Федерацией Европейской Хартии региональных языков или языков меньшинств (далее Хартия). Для целей имплементации Хартии необходимо провести анализ международных принципов и норм международного права, признаваемых Российской Федерации, в сфере защиты прав национальных меньшинств и коренных малочисленных народов.

Международными ориентирами в области прав человека и национальных меньшинств для России являются Международный пакт о гражданских и политических правах, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, Декларация ООН о правах лиц, принадлежащих к национальным или этническим, религиозным и языковым меньшинствам (1992 г.), Рамочная конвенция Совета Европы о защите национальных меньшинств (1995). Цель этих и других международных документов – создание правовой основы и принципов, которые государства обязуются соблюдать для обеспечения защиты национальных меньшинств.

Особое значение для России имеют Рекомендация Комитета министров Совета Европы "О преподавании языков сопредельных государств в приграничных регионах" (2005), а из документов Содружества независимых государств (СНГ), имеющих отношение к защите прав меньшинств, "Модельный закон о языках" (2004). Тем не менее, непосредственно ориентированные на защиту прав меньшинств нормативные правовые акты в Российской Федерации до настоящего времени немногочисленны. Федеральное законодательство о меньшинствах включает 10 правовых актов, из них важнейшие:

Конституция Российской Федерации

Конвенция о защите прав человека и основных свобод (1950) и Протоколы 1 (1952), 4 (1963), 7 (1984)1

Федеральный Закон "О национально-культурной автономии" (1996)2

Федеральный Закон "О библиотечном деле" (1994)3

Указ Президента РФ "Об утверждении стратегического курса Российской Федерации с государствами-участниками Содружества Независимых Государств" (2005)4

Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 25.04.20055.

Поскольку действующая в Российской Федерации Концепция государственной национальной политики (1996 г.) по ряду признаков может считаться устаревшей, необходима разработка новых ориентиров и новых законодательных стандартов сохранения и развития этнического и языкового разнообразия населения Российской Федерации. Эти стандарты должны основываться на принципах уважения языков всех российских национальностей, а также уважения, русского языка, который составляет общероссийское достояние и основу государственного единства.

С опорой на международный опыт, новые законодательные инструменты, включая и нормы Хартии, должны исходить из того, что в Российской Федерации правовое регулирование исключает любые формы дискриминации по этническим, культурным, расовым, языковым и религиозным различиям. Зафиксированная Конституцией Российской Федерации приверженность соблюдению принципов и норм международного права обязывает законодательные органы Российской Федерации и законодательные органы субъектов Российской Федерации к соблюдению этих норм и принципов, их развитию и совершенствованию. Новые правовые стандарты должны ориентироваться на защиту этнокультурных ценностей и языковых прав групп и категорий населения, в отношении которых имеются российские конституционные и международные обязательства. Такие нормы в соответствии с Конституцией Российской Федерации должны с учитывать признаваемые Россией действующие международные инструменты.

Важнейшей международной нормой в области защиты прав меньшинств является статья 27 Международного Пакта о гражданских и политических правах. В соответствии с Общим комментарием Комитета ООН по правам человека, защитные нормы этой статьи могут рассматриваться не только в качестве прав граждан, но и в качестве прав человека, что означает их распространение на неграждан и иностранцев, пребывающих на территории России. Такой подход следует учитывать при обсуждении возможности распространения действия Хартии на территории России в отношении многочисленных лиц, являющихся гражданами государств, не так давно входивших в состав СССР. Речь, прежде всего, идет о многочисленных выходцах из Азербайджана, Армении, Украины, Казахстана, Узбекистана, Молдовы, Таджикистана, Кыргызстана, Грузии, проживающих на территории РФ.

Российская Федерация является членом ООН, Совета Европы, ОБСЕ, Международной Организации Труда (МОТ), ЮНЕСКО, Совета государств Балтийского моря (СГБМ) и сотрудничает с ними в вопросах защиты национальных меньшинств. Следует принять во внимание, что Российская Федерация подписала и ратифицировала международные конвенции, которые связаны с вопросами защиты национальных меньшинств. Это не только Международный пакт о гражданских и политических правах (1966), но также Конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказания за него (1948); Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации (1965); Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (1966); Конвенция о пресечении преступления апартеида и наказания за него (1973); Конвенция о правах ребенка (1989); Рамочная Конвенция о защите национальных меньшинств (1995); Всеобщая Декларация ЮНЕСКО о культурном разнообразии (2001). В силу этих обстоятельств Российская Федерация в своей внутренней политике следует подходам и рекомендациям, выработанным в упомянутых организациях.

Вместе с тем, в Российской Федерации практически не учитываются рекомендации, разработанные экспертами ОБСЕ в рамках деятельности Комиссара по правам меньшинств, в частности Гаагские рекомендации о правах национальных меньшинств на образование (1996), Ословские Рекомендации по языковым правам национальных меньшинств (1998), Лундские рекомендации об эффективном участии национальных меньшинств в общественно-политической жизни (1999). Следует отметить, что в целях успешной имплементации Хартии региональных языков российским законодателям следует отнестись с наибольшим внимание к общеевропейским стандартам в данной области.

Имплементация Европейской Хартии региональных языков могла бы быть эффективной, если бы в российское законодательство были введены отдельные понятия этой Хартии и учитывались бы ее отдельные нормы, отвечающие потребностям Российской Федерации и не противоречащие ее законам..

Дальнейшее развитие законодательной базы Российской Федерации в деле защиты языков меньшинств и региональных языков должно преодолеть доминирующие до настоящего времени в общественном и политическом дискурсе представления об «этнической правосубъектности», элементы которой присутствовали в прежних проектах Концепции государственной национальной политики. Наделение особыми правами некоторых языков не должно означать, что таким образом создаются преференции внутри государства для отдельных «народов» или «национальных меньшинств» а также любых других сообществ, объединяющихся на основе языковой или культурной идентификации. Тем не менее, законодательство должно предусматривать, что в качестве субъектов правовых отношений могут выступать представительные органы или организации, ориентированные на защиту и развитие тех или иных языков. Фактически, это уже осуществляется. В современной России особая роль в развитии и поддержке культурно-языковой сферы принадлежит институтам гражданского общества. Вырос интерес к самобытным культурам, особенно к культурам малочисленных народов. Проводится большое количество фестивалей этнокультурной направленности, традиционных праздников, возникают самодеятельные музеи, восстанавливаются памятники, публикуются литературные и периодические издания, действуют радио- и телевещательные программы на языках Российской Федерации. Данное направление государственной политики спосбствует улучшению ситуации с языковыми правами.

Основная тенденция современной политики Российской Федерации в области этнокультурного развития и защиты языкового разнообразия состоит в повышении роли просветительской и образовательной работы, и в этом направлении все более активна деятельность структур гражданского общества Решающая роль в модернизации этнокультурной политики принадлежит Федеральному закону «О национально-культурной автономии» (НКА). При Правительстве Российской Федерации был создан Консультативный совет по делам национально-культурных автономий. Уже через несколько лет после принятия закона об НКА в стране действовало свыше 900 этнокультурных объединений, в том числе 14 федеральных национально-культурных автономий, более 100 региональных и более 200 национально-культурных автономий местного уровня. Федеральным законом «О национально-культурной автономии» воспользовались представители более 30 национальностей (этнических групп).

Особое направление государственной политики – поддержка культур, языков и защита прав коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока. С этой целью были приняты Федеральные Законы "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации" (1999); "Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации" (2000); "О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации" (2001). Законы и программы по поддержке коренных малочисленных народов Севера приняты и действуют во многих регионах Российской Федерации.
^ О ПОНИМАНИИ ТЕРМИНА «НАЦИОНАЛЬНЫЕ МЕНЬШИНСТВА» В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Хотя Хартия не ориентирована на какие-либо этнические сообщества или меньшинства, однако она использует понятие «меньшинство». В случае имплементации Хартии в Российской Федерации, обсуждение понятия «меньшинство» будет неизбежным. Не секрет, что руководство некоторых республик Российской Федерации, а также представители научного сообщества этих республик негативно воспринимают идею ратификации Хартии именно потому, что не хотят быть причислены к категории национальных меньшинств (хотя ратификация не предлагает подобной процедуры).

Какова же нормативно-правовая готовность России к использованию и интерпретации понятия «национальное меньшинство»? Как указано в Программе действий Женевской конференции, принятой в 1996 г. в Женеве Международной конференцией по проблемам беженцев и мигрантов в Содружестве Независимых Государств, внутренняя государственная политика, а также внешнеполитическое сотрудничество по вопросам защиты меньшинств на основе международного права являются для России одним из условий этнического мира и стабильности.

Конституцией Российской Федерации (ст. 71, п.в) установлено, что регулирование и защита прав национальных меньшинств находятся в ведении Российской Федерации, при этом, защита прав национальных меньшинств находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (ст. 72, п.б). Российская Федерация гарантирует всем её народам право на сохранение родного языка, создание условий для его изучения и развития (ст. 68. п. 3, там же).

Российское законодательство защищает, прежде всего, те этнические группы, которые ведут традиционный образ жизни, основанный на присваивающем типе хозяйства (оленеводство, охота, морской промысел, рыболовство) и обладают официально признанным статусом коренных малочисленных народов. Страсбургский саммит (1997) вынес решение «расширять сотрудничество в отношении защиты всех лиц, принадлежащих к национальным меньшинствам». Понятие «лица, принадлежащие к национальным меньшинствам» можно интерпретировать либо, как официально признаваемые категории, путем перечисления меньшинств в списке, либо как категории, оказывающиеся на положении меньшинства. В российском законодательстве применяется как первый вариант, прежде всего, в отношении коренных малочисленных народов, так и второй вариант - в отношении сообществ, пользующихся правом на национально-культурную автономию. При этом принцип выявления сообществ, пользующихся правом на национально-культурную автономию, приближается к международному пониманию меньшинств не как относительно малочисленных сообществ, но как уязвимых категорий населения. Так, лица, принадлежащие к меньшинствам или уязвимым категориям населения, имеют право на равную защиту законом и свободу пользоваться своей собственной культурой, исповедовать свою религию и пользоваться своим родным языком ("Варшавская Декларация к сообществу демократий" 2000 г).

В двусторонних соглашениях и договорах, заключаемых Россией с другими государствами, нередко перечисляются в качестве меньшинств те этнические категории населения, чью культуру и язык договаривающиеся стороны желали бы согласованно защищать. Такие документы подписаны со многими государствами – членами бывшего СССР, из чего можно сделать вывод, что среди «списочных» меньшинств в России числятся так называемые титульные нации бывших союзных республик – украинцы, казахи, молдаване, киргизы, туркмены и др.

В законодательстве других европейских стран меньшинства обычно предстают в виде списка, нередко дополняемого перечнем территорий, на которых обеспечиваются их особые права и интересы. В Польше признанным является только «списочный» вариант, причем делаются различия между национальными меньшинствами и этническими группами. В качестве первых, признаются немцы, армяне, белорусы, евреи, литовцы, словаки, татары, украинцы, цыгане, чехи. Однако этнические группы поляков не признаются национальными меньшинствами. В Австрии законом защищаются права меньшинств из числа словенцев и хорватов, имеющих собственные традиционные территории, а также венгров, чехов, словаков, рома и синти. В Бельгии меньшинством признается малочисленное германоязычное население, не защищенное территориальной автономией, но обладающее правом решать проблемы культуры и школьного образования. В Германии общее число людей, официально причисляемых к национальным меньшинствам, крайне невелико и их права признаются на ограниченных территориях. В понятие «меньшинство» не включены так называемые новые меньшинства, в частности, турки. Подписывая Европейскую рамочную конвенцию о защите национальных меньшинств, Германия декларировала, что, поскольку Конвенция не содержит определения понятия «национальное меньшинство», ее положения на территории Германии будут применяться в отношении датчан, сорбов, фризов, синти и рома. При этом федеральная конституция Германии не содержит каких-либо специальных указаний в отношении защиты меньшинств, но в конституциях германских земель, где проживают меньшинства, такие нормы имеются.

Применительно к правовым условиям Российской Федерации следует говорить не столько о понятии «национальных меньшинств», сколько о системе миноритарной и языковой защиты и о поддержке культурного разнообразия, что соответствует принципам Хартии. В Федеральном Законе «О национально-культурной автономии» дается понятие о группах, находящихся в ситуации национального меньшинства: «Национально-культурная автономия в Российской Федерации <…> – это форма национально-культурного самоопределения, представляющая собой объединение граждан Российской Федерации, относящих себя к определенной этнической общности, находящейся в ситуации национального меньшинства на соответствующей территории, на основе их добровольной самоорганизации в целях самостоятельного решения вопросов сохранения самобытности, развития языка, образования, национальной культуры»6. Т.аким образом, миноритарная защита, в том числе и защита миноритарных языков, потенциально можетбыть ориентирована в Российской Федерации на любую категорию населения, если на то имеются необходимые предпосылки

Миноритарная защита включает в себя самостоятельные институты и области деятельности:

  • «Этнический федерализм», суть которого заключается в наличии территориальных автономий с титульными нациями и официальными языками;

  • федеральные и региональные гарантии особого статуса коренных малочисленных народов;

  • право на экстерриториальную национально-культурную автономию;

  • федеральные и региональные инициативы в сфере поддержки и развития негосударственных языков (в рамках целевых программ и иных организационных форм);

  • государственный статистический учет этнического и языкового разнообразия населения;

  • формы общественной защиты национальных меньшинств и языков меньшинств через структуры гражданского общества;

  • поиск новых правовых форм государственной защиты через совместную деятельность государства и научного экспертного сообщества.


Порядок и организационные формы учета интересов языковых сообществ в значительной мере определяются сложившейся в России системой федерального устройства. Согласно этому устройству, государственный протекционизм осуществляется, прежде всего, в отношении статусных языков, т.е. языков, определенных на региональном (республиканском) уровне как государственные (официальные), языки титульного населения (хотя термин «титульное население» не применяется), либо как языки коренных малочисленных народов.

В настоящее время в 11 республиках (из 21) в составе Российской Федерации титульное население составляет численное меньшинство, причем во многих случаях его доля не превышает одной трети жителей (табл. 1). Каждая из республик имеет собственную конституцию и преференции, прежде всего языковые, в пользу титульной национальности. И в этом смысле титульные национальности в России.
Таблица 1. Республики с титульными национальностями, составляющими численное меньшинство среди местного населения


Республика

Титульная группа

^ Доля в населении (%)

Карелия

карелы

9,2

Хакасия

хакасы

12,0

Адыгея

адыгейцы

24,2

Коми

коми

25,2

Бурятия

буряты

27,8

Удмуртия

удмурты

29,3

Башкортостан

башкиры

29,8

Алтай

алтайцы

30,6

Мордовия

мордва

31,9

Марий Эл

марийцы

42,9

Саха (Якутия)

якуты

45,5
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Статус и поддержка языкового разнообразия в российской федерации icon21. 10. 13 Межрегиональная научно-практическая конференция «Библиотеки...
Библиотека, Российская библиотечная ассоциация, Отдел культуры и молодежной политики администрации Хабаровского муниципального района...

Статус и поддержка языкового разнообразия в российской федерации iconМинистерство здравоохранения и социального развития российской федерации приказ
Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. N 5487-1 (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации...

Статус и поддержка языкового разнообразия в российской федерации iconПосольству Российской Федерации в Республике Армения от 26 июля 2012...
Выдача паспорта, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации

Статус и поддержка языкового разнообразия в российской федерации iconВикторина по истории "Государственные символы России"
Популяризация государственных символов Российской Федерации – Флага Российской Федерации, Герба Российской Федерации, Гимна Российской...

Статус и поддержка языкового разнообразия в российской федерации iconФедеральный закон
Прокуратура Российской Федерации — единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации...

Статус и поддержка языкового разнообразия в российской федерации iconНациональный стандарт российской федерации
Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-фз "О техническом...

Статус и поддержка языкового разнообразия в российской федерации iconНациональный стандарт российской федерации менеджмент риска
Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-фз "О техническом...

Статус и поддержка языкового разнообразия в российской федерации iconРоссийской федерации (минспорттуризм россии)
Министерстве спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации...

Статус и поддержка языкового разнообразия в российской федерации iconНациональный стандарт российской федерации социальное обслуживание населения
Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-фз "О техническом...

Статус и поддержка языкового разнообразия в российской федерации iconТаможенный кодекс российской федерации
Российской Федерации таможенное регулирование находится в ведении Российской Федерации и заключается в установлении порядка и правил,...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
lit-yaz.ru
главная страница