«Край ты мой, родимый край!» Стихи русских поэтов 19 века о родной природе. Цель урока




Скачать 69.22 Kb.
Название«Край ты мой, родимый край!» Стихи русских поэтов 19 века о родной природе. Цель урока
Дата публикации17.10.2013
Размер69.22 Kb.
ТипУрок
lit-yaz.ru > География > Урок
«Край ты мой, родимый край!»

Стихи русских поэтов 19 века о родной природе.
Цель урока: расширить представления учеников о русской пейзажной поэзии; показать как через пейзаж переданы чувства, настроения поэтов, развивать навыки анализа поэтического текста.

Методические приемы: рассказ учителя, выразительное чтение, элементы анализа текста, реализация межпредметных связей с изобразительным искусством и музыкой.

Оборудование: записи классической музыки: П. И. Чайковский «Времена года», репродукции картин, портреты писателей.

^ Повторение литературоведческих терминов: эпитет, метафора, олицетворение.

Словарная работа: кроткий, благовест, благостный, каяться.

Благовест – благая весть, колокольный звон перед началом церковной службы.

Благостный – приносящий благо, успокаивающий.

Каяться – исповедоваться в грехах (откровенно рассказывать о них с целью очищения); б) сожалея признавать свою вину, ошибку.

Отрекаюсь – отказываюсь.

Кроткий – незлобливый, покорный, смирный.
Ход урока
1. Организационный момент. Запись темы урока.

^ Слово учителя. Родная природа так привычна нам, что мы не всегда замечаем ее красоту. И это во все времена помогают нам увидеть поэты, живописцы, композиторы. Свои чувства, переживания, ощущения они передают в произведениях. Так Чайковский создает целый музыкальный цикл «Времена года», где мы услышим и журчание ручья, и шорох листьев, и звон бубенцов. Прослушайте отрывок, попытайтесь определить. О каком времени года здесь идет речь (какие весенние звуки пытается передать автор)?

^ 2. Прослушивание музыкальных фрагментов.

Поэты также часто обращаются в своих произведениях к описанию картин природы и не только по тому, что это вызывает их чувства, эмоции, но и по тому, что очень часто пейзаж оказывается созвучным настроению человека. Сегодня мы поговорим о поэзии 19 века.

^ 3. Давайте вспомним, с какими стихотворениями о природе мы уже знакомились в этом году.

М. Ю. Лермонтов. «Когда волнуется желтеющая нива». С. 137

- О чем оно?

–Что испытывает лирический герой, соприкасаясь с природой?

- Какие приемы ему помогают передать свои чувства, ощущения от общения с природой?

- Давайте сначала повторим те термины, которые нам уже с вами известны?

^ 4. Работа с учебником.

- Давайте прочитаем статью учебника, которая предваряет чтение стихотворений. С.294 -295

- Как жилось большинству населения России в 19 веке?

- найдите в тексте и прочитайте тот отрывок, где говорится, что олицетворяют в поэзии времена года, как они связаны с жизнью человека?

^ 5. Слово учителя.

Родоначальником пейзажной лирики считают В. А. Жуковского (1783-1852)

Давайте прочитаем его стихотворение «Приход весны» и подумаем,

- о чем оно?.

- Какие яркие приметы весны выделяет поэт?

- С чем он сравнивает приход весны? (с жизнью души)

- Почему? (Душа весной оживает)

- Как человеческие чувства «переплетаются» с состоянием природы?

- Как называется прием перенесения чувств человека на природу? (олицетворение)

^ 6. Слово учителя.

Еще один поэт, с творчеством которого нам предстоит познакомиться – это А. К. Толстой. (1817-)

С его стихотворениями вы сталкивались уже не раз. («Осень. Осыпается весь наш бедный сад»)

В его стихотворениях также перед нами предстает образ русской природы.

^ Давайте прочитаем вместе стихотворение, первую строчку которого мы вынесли в название нашего урока «Край ты мой, родимый край…» и подумаем, о чем оно.

- О чем оно?

- Какие чувства выражены в этом стихотворении?

- Похоже ли оно на народную песню? (повторы, «гой»)

- Что создает автор – образы существ (коня, орла, соловья, волка) или их действий?

- В этом стихотворении совсем нет глаголов. Автор использует существительные. Мешает это восприятию образов стихотворения или нет? (В нем нет глаголов, и в то же время оно наполнено стремительным движением)

^ Какие средства художественной выразительности использует автор?

У. Перечитайте еще раз стихотворение, затем попробуйте описать картины, которые возникают в вашем воображении во время чтения. Какой мы видим родину?
^ 7. Чтение стихотворения А. К. Толстого «Благовест» Это стихотворение опять ассоциируется у нас с исконной Русью: дубрава, храмы. Поставим перед собой задачу проникнуть в тайны художественного слова, чтобы поэтические образы этого стихотворения «открылись» нам, и мы бы более глубоко могли понять мысли и чувства поэта. Для этого давайте выясним значения слов, которые вы не знаете, и объясним смысл непонятных выражений.

^ 8. Словарная работа: Найдите и объясните, что означают эти слова.

Благовест – благая весть, колокольный звон перед началом церковной службы.

Благостный – приносящий благо, успокаивающий.

Каяться – исповедоваться в грехах (откровенно рассказывать о них с целью очищения); б) сожалея признавать свою вину, ошибку.

Отрекаюсь – отказываюсь.

- Какие чувства пробуждает колокольный звон у лирического героя?

Какие средства художественной выразительности использует автор? Найдите эпитеты.

^ 9. Чтение стихотворения А. К. Толстого «Замолкнул гром, шуметь гроза устала»

- О чем это стихотворение?

- Какова его главная мысль? (Призыв быть внимательным и бережным к природе)

- Какие эпитеты использует автор для характеристики человека («с новою враждою», «презрительной пятой»)

^ 10. И. А. Бунин Чтение стихотворения «Родина». О чем оно?

- Каково ваше впечатление от стихотворения? Какой образ возникает в вашем воображении?

- Какой мы видим родину? Какие краски преобладают в стихотворении?

- Почему именно образ заснеженных просторов ассоциируется в сознании Бунина с образом Родины?

Какие эпитеты использует автор создавая эту картину? (мертвенно-свинцовое небо, молочно-синий туман. Сумрачная даль)

Есть ли в этом стихотворении примеры олицетворения, сравнения. (день меркнет угрюмо, туман как кроткая печаль). Давайте посмотрим в наших словариках, что значит слово кроткий.

^ Словарная работа:

Кроткий – незлобливый, покорный, смирный.

У. Перечитайте еще раз стихотворение, затем попробуйте описать картины, которые возникают в вашем воображении во время чтения.

^ 11. Итог урока.

У. С какими произведениями вы сегодня познакомились?

Что объединяет эти произведения?

12. Самостоятельная работа с поэтическим текстом. Карточки.
^ 12. Домашнее задание.

У. Дома вы должны выучит наизусть одно наиболее понравившееся стихотворение.

Приложение
Карточка для самостоятельной работы


Фамилия_______________________ Класс___________________
Прочитайте предложенные отрывки из стихотворений поэтов 19 века, попытайтесь определить, о каком времени года здесь идет речь. Подчеркните слова, которые помогли вам это сделать.
1. _______________ 6. __________________

Не колючий, светло-синий Шумят ручьи! Блестят ручьи!

По ветвям развешан иней – Взревев, река несет

Погляди хоть ты! На торжествующем хребте

Словно кто-то тороватый Поднятый ею лед!

Свежей, белой, пухлой ватой Еще древа обнажены,

Все убрал кусты. Но в роще ветхий лист,

(А.А. Фет) Как прежде, под моей ногой

И шумен, и душист.

(Е. А. Баратынский)
2. ________________ 7._____________________

Чиста небесная лазурь, Зелень нивы, рощи лепет,

Теплей и ярче солнце стало, В небе жаворонка трепет,

Пора метелей злых и бурь Теплый дождь, сверканье вод, -

Опять надолго миновала. Вас назвавши, что прибавить?

(А. Н. Плещеев) (В. А. Жуковский)
3.________________ 8. ___________________

От чернеющих проталин Скрип шагов вдоль

Влажный серый пар идет, улиц белых,

Ярко блещут в лужах воды, Огоньки вдали;

Мокрый снег в луга ползет. На стенах обледенелых

(И. А. Бунин) Блещут хрустали.

(А.А. Фет)


4.____________________ 9. ____________________

Лес точно терем расписной, Седая мгла виется вкруг холмов;

Лиловый, золотой, багряный, Росой затоплены равнины;

Веселой пестрою стеной Желтеет сень кудрявая дубов,

Стоит над светлою поляной. Умолкли птиц живые голоса,

(И. А. Бунин) Безмолвен лес, беззвучны небеса!

(Ф. И. Тютчев)
5.________________________ 10. _____________________

Пришла, рассыпалась; клоками Я знаю, облака сегодня прослезятся

Повисла на суках дубов; На чуждом севере о юге дорогом;

Легла волнистыми коврами От их горячих слез хлеба заколосятся

Среди полей, вокруг холмов; И развернется лист на дереве сухом;

Брега с недвижною рекою Омоется листва прохладным первым ливнем

Сравняла пухлой пеленою… Как теплою струей благочестивых слез.

(А. С. Пушкин) (К. М. Фофанов)



^ Литературоведческие термины

Метафора – переносное значение слова, основанное на сходстве или противопоставлении одного предмета или явления другому.
^ Олицетворение – перенесение человеческих черт на неодушевленные предметы и явления
Сравнение – изображение одного явления с помощью сопоставления его с другим.
Эпитет – образное определение предмета, выраженное преимущественно прилагательным.
Словарная работа

Кроткий – незлобливый, покорный, смирный.

Благостный – приносящий благо, успокаивающий.

Отрекаюсь – отказываюсь.

Каяться – исповедоваться в грехах (откровенно рассказывать о них с целью очищения); б) сожалея, признавать свою вину, ошибку.

Благовест – благая весть, колокольный звон перед началом церковной службы.

Нива – засеянное поле.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

«Край ты мой, родимый край!» Стихи русских поэтов 19 века о родной природе. Цель урока iconДомашние задания
Стихотворения русских поэтов о родной природе. В. А. Жуковский «Приход весны», А. К. Толстой «Край ты мой, родимый край…», «Благовест»,...

«Край ты мой, родимый край!» Стихи русских поэтов 19 века о родной природе. Цель урока iconТема: «Край ты мой, родимый край…»
Зинтересовать детей темой родной природы в различных областях искусств (музыка, живопись, литература)

«Край ты мой, родимый край!» Стихи русских поэтов 19 века о родной природе. Цель урока icon«Лиса и козел» «Как мужик гуся делил». «Посещение Робин Гудом Ноттингема». Народная баллада
Лирика русских поэтов. Ф. И. Тютчев «Поэзия», А. А. Фет «Облаком волнистым…», «Чудная картина…», А. К. Толстой «Коль любить, так...

«Край ты мой, родимый край!» Стихи русских поэтов 19 века о родной природе. Цель урока icon«Край мой любимый, край мой родной»
«Патриотизм- любовь к родине, привязанность к родной земле, языку, культуре, традициям»

«Край ты мой, родимый край!» Стихи русских поэтов 19 века о родной природе. Цель урока icon«А вчера еще лето было », «Синие звезды меж черных ветвей», «Люблю,...
Свердловского литературного объединения им. А. Я лебедин­ского: «А вчера еще лето было», «Синие звезды меж черных ветвей», «Люблю,...

«Край ты мой, родимый край!» Стихи русских поэтов 19 века о родной природе. Цель урока iconУрок литературы в 7 классе по программе В. Я. Коровиной «Край ты мой, родимый край»
Глазина Елена Александровна, моу «сош «62» г. Барнаул, учитель русского языка и литературы

«Край ты мой, родимый край!» Стихи русских поэтов 19 века о родной природе. Цель урока iconРабочая программа по курсу «брянский край» 2 «б» класс
Данный курс «Брянский край» введён в целях расширения и углубления знаний учащихся о природе родного края. Курс «Брянский край» является...

«Край ты мой, родимый край!» Стихи русских поэтов 19 века о родной природе. Цель урока icon«Поэтический образ зимы в творчестве русских поэтов и композиторов»
Проведение урока по представленной разработке целесообразно во II-III четвертях в зимние месяцы, когда учащиеся пятых классов изучают...

«Край ты мой, родимый край!» Стихи русских поэтов 19 века о родной природе. Цель урока icon«Люблю тебя, мой край родной» Цель: Закрепление знаний об учреждениях,...
Родиной также называют то место, где мы родились, где сейчас проживаем. Это – Вологодский край

«Край ты мой, родимый край!» Стихи русских поэтов 19 века о родной природе. Цель урока iconРезультаты муниципального этапа краевых конкурсов сочинений среди 1 – 11 классов
«Люблю тебя, мой край родной!» и «Краснодарский край в преддверии Зимней Олимпиады – 2014»



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
lit-yaz.ru
главная страница