Урок литературы в 5 классе Тема: Образы природы в русской литературе




Скачать 39.33 Kb.
НазваниеУрок литературы в 5 классе Тема: Образы природы в русской литературе
Дата публикации20.10.2013
Размер39.33 Kb.
ТипУрок
lit-yaz.ru > География > Урок
Урок литературы в 5 классе

Тема: Образы природы в русской литературе.

Образ осени. Образ зимы.

Цели урока:

  • познакомить учащихся со стихотворениями русских поэтов 19 века;

  • развить умение анализировать поэтический текст, «проникать в мир поэта»;

  • воспитывать умение видеть и чувствовать красоту.

Оборудование:

  • презентация;

  • репродукции картин художников-пейзажистов;

  • фотографии и портреты поэтов;

  • рисунки учащихся к стихам.

Эпиграф:

Я природой живу и дышу,

Вдохновенно и просто пишу.

Растворяясь душой в простоте,

Я живу на земле в красоте.

И.Северянин

В очарованье русского пейзажа

Есть подлинная радость, но она

Открыта не для каждого и даже

Не каждому художнику видна.

Н.Заболоцкий
^ Ход урока.

l. Организационный момент. Постановка цели.
ll. Слово учителя.

Сегодня, ребята, мы продолжим с вами знакомство с творчеством русских поэтов о природе, о родине и о самих себе. Постараемся проследить, как описывается то или иное явление природы или время года в стихотворениях различных авторов, попробуем определить не только тематику стихотворений, но и саму образов и изобразительных средств, выявить отношение автора к изображаемому. Тема природы отражалась не только в поэзии, но и в музыке и живописи. Мы обратимся к репродукциям картин художников-пейзажистов И.И.Левитана, И.С.Остроухова, И.Э.Грабаря, Н.П.Крымова.


lll. Эксперимент.

Проведем небольшой эксперимент. Я буду называть слова, связанные с темой нашего урока, а вы должны записывать поэтические ассоциации, возникающие у вас.

- Когда мы думаем о поэзии и говорим «природа», что первым делом вспоминаем?

- Какие ассоциации возникают у вас, когда слышите слова «зима», «осень»?

Постарайтесь подобрать такие слова и выражения, которые наиболее ярко смогут охарактеризовать определенное время года.

Прочитайте свои записи. (Ответы учащихся)

- Сравнивая ваши записи, мы увидели, что названия времен года вызывают схожие мысли и воспоминания.

lV. Слово учителя.

А вот в поэзии издавна осень, зима означают нечто большее, чем обычные времена года. Они обрели устойчивые образы, связанные с настроением радости и веселья, грусти и печали. И в этом мы можем убедиться, познакомившись со стихотворениями Ф.И.Тютчева, А.Н.Майкова, И.З.Сурикова. Какие-то из этих имен вам уже знакомы, какие-то слышите впервые. Но всех этих поэтов объединяет любовь к Родине, стремление в своих стихах показать красоту родной природы.

^ V. Чтение стихотворений об осени: (Слайды)

Федор Иванович Тютчев «Есть в осени первоначальной…»

Апполон Николаевич Майков «Ласточки»

Анализ.

- О чем это стихотворение?

(о дивной поре осени)

- Почему ее поэт величает «дивной»?

- Какие слова помогают нам ярко представить картину осени? (Эпитеты и сравнения). Найдите их.

- Какие чувства вызывают эти стихи у вас?

- Какое настроение хотел передать автор?

- Таким образом, описывая осенний день, Тютчев передает читателям красоту природы, настроение грусти и покоя.

- Посмотрите и скажите, какую осень изобразил в своей картине «Золотая осень» художник И.С.Остроухов?

- Какие краски он использовал?

- Какие чувства вызывает картина?

^ Vl. Чтение стихотворений о зиме: (Слайды)

Иван Саввич Никитин «Зимняя ночь в деревне»

Иван Захарович Суриков «Зима»
Анализ.

- На своих рисунках вы изобразили зиму. Какие краски у Вас преобладают? Почему?

-Каково настроение, созданное вашими рисунками?

- А как же поэт Суриков изобразил зиму?

- Что вы представили, слушая стихотворение?

Композиция – состоит из 4-х строф, объединенных единой темой, каждая следующая строфа расширяет, углубляет представление о зиме.

- Каково настроение стихотворения? (тихая радость)

- Кто испытывает эту радость?

- Как же автору удалось создать такую чудную картину?

- Какое стихотворение вам понравилось больше? Почему?

^ Vll. Зима в изображении русских художников. (Слайды)

И.Шишкин «На севере диком…»

Г.Г.Нисский. Февраль. Подмосковье.

И.Э.Грабарь. Февральская лазурь.

Н.П.Крымов. Зимний вечер.

Vlll. Творчество и других русских поэтов отразило прекрасные зарисовки зимней природы. (Слайды)

lX. Творческая мастерская.

- Мы увидели, как описывали красоту природы художники, услышали, какие стихи о природе сочинили известные русские поэты. А сейчас нас ждет творческая мастерская.

Задание. Нужно подобрать свои эпитеты вместо пропущенных слов. (Слайд)

…картина,

Как ты мне родна:

…равнина,

…луна,

Свет небес…,

И ….снег,

И саней…

…бег.

- Вы убедились, что создавать стихи о природе не так-то просто.

^ X. Подведение итога.

Сегодня мы познакомились со стихотворениями Ф.И.Тютчева, А.А.Фета, И.С.Никитина, И.З.Сурикова и попытались понять их, прочитать выразительно, передавая настроение поэта. Сами поработали в творческой мастерской, соревнуясь с поэтом. И самое главное, что этот урок показал вам, что стихи требуют от читателя сопереживания и погружения в мир поэта.

Xl. Домашнее задание. (Слайд)

1.Выберите наиболее понравившееся стихотворение о природе, обоснуйте свой выбор.

2.Подготовьте выразительное чтение стихотворения, проанализируйте его.

3.Выучить одно стихотворение наизусть.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок литературы в 5 классе Тема: Образы природы в русской литературе iconУрок музыки в 5 классе Тема: «Образы природы в творчестве музыкантов»
...

Урок литературы в 5 классе Тема: Образы природы в русской литературе iconУрок-семинар по литературе в 11 классе Тема: Образ женщины в современной русской литературе
Тема: Образ женщины в современной русской литературе (по произведениям А. И. Солженицына, Ф. А. Абрамова, В. Г. Распутина)

Урок литературы в 5 классе Тема: Образы природы в русской литературе iconКонспект видеоурока по литературе в 5 классе. «Русская природа в поэзии, музыке и живописи»
Цель урока: выявить, как образы русской природы запечатлены в поэзии, музыке, живописи

Урок литературы в 5 классе Тема: Образы природы в русской литературе iconОбразы политики в русской литературе
В этой работе я хотела бы показать, какую роль играет политика в русской литературе на примере писателя и поэта А. С. Пушкина

Урок литературы в 5 классе Тема: Образы природы в русской литературе iconОбразы святых жен в житийной литературе XII-XVII веков: агиология и поэтика
Работа выполнена на кафедре теории литературы и истории русской литературы фгбоу впо «Удмуртский государственный университет»

Урок литературы в 5 классе Тема: Образы природы в русской литературе iconМбоу «Гимназия №2» Урок литературы в 8 классе Учитель: Липина О....
А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Ф. И. Тютчева, А. А. Фета, А. Н. Майкова о русской природе

Урок литературы в 5 классе Тема: Образы природы в русской литературе iconКалендарно-тематическое планирование по литературе в 9 классе
России. Национальные ценности и традиции, формирующие проблематику и образный мир русской литературы, ее гуманизм, гражданский и...

Урок литературы в 5 классе Тема: Образы природы в русской литературе iconТематическое планирование уроков литературы с элементами антикоррупционного...
Образ русской земли и нравственно-патриотическая идея "Слова". Образы русских князей

Урок литературы в 5 классе Тема: Образы природы в русской литературе iconПрограмма курса магистерской подготовки Нижний Новгород 2004 Печатается...
Архетипы и образы русской литературы: Программа курса магистерской подготовки. – Н. Новгород: нгпу, 2004. с

Урок литературы в 5 классе Тема: Образы природы в русской литературе iconУрок исследование с применением икт по русской литературе по теме: «Синие горы Кавказа»
Урок литературы по теме ««Синие горы Кавказа» в жизни и творчестве М. Ю. Лермонтова» проводится в 8 классе. Это урок – исследование,...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
lit-yaz.ru
главная страница