Скачать 51.04 Kb.
|
МБОУ «Гимназия № 2» Урок литературы в 8 классе Учитель: Липина О.В. Поэзия родной природы в творчестве А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Ф. И. Тютчева, А.А. Фета, А. Н. Майкова Цели урока: расширить представление учащихся о творчестве поэтов XIX века; продолжить знакомство со стихами А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Ф. И. Тютчева, А. А. Фета, А. Н. Майкова о русской природе; совершенствовать навыки анализа стихотворения; раскрыть значение родной природы для воспитания чувства любви к большой и малой Родине; развивать эмоционально-чувственную сферу учащихся в процессе анализа стихотворений. ^ 1.Вступительное слово учителя. Русских поэтов всегда привлекала родная природа, лишенная ярких, броских, экзотических красок. Со стихами о природе поэтов первой половины XIX века А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова вы хорошо знакомы, а вот стихи Ф. И. Тютчева, А.А.Фета и А. Н. Майкова (поэтов второй половины XIX века) вы только начинаете узнавать. 2^ , стр. 41-42, аналитическое чтение, беседа. 1. Что привлекало поэтов в русской природе? Предполагаемый ответ: Милая прелесть и скромная простота, внутренняя красота, спокойствие, величие, степенность. 2. Согласны ли вы с тем, что природа выступает искусным «врачом», укрепляющим дух, вносящим успокоение и гармонию. ^ Согласны. Одни поэты черпают в ней силы для борьбы и веры в лучшее будущее народа, других природа побуждает проникнуться светлым оптимизмом. ^ Какую еще роль играет природа в жизни человека? Запись в тетрадь предполагаемого ответа: Природа изображалась в лирике не просто фоном, на котором проходит жизнь и деятельность человека, но и неотъемлемой частью его души. Природа неотделима от чувства родной земли, связана с «малым домом» родного края и с «большим домом» - Отчизной, но у каждого поэта свое видение и отношение к русской природе. ^ 1. Слушаем подготовленное выразительное чтение учащимися стихотворений А. С. Пушкина «Цветы последние милей…», М. Ю. Лермонтова «Осень», Ф.И. Тютчева «Осенний вечер». ^ С какой порой связаны эти стихотворения? Предполагаемый ответ: Осень, начало осени, поздняя осень. Вопрос: Каким чувством пронизаны строки? ^ Грусть, уныние, предчувствие зимы, холодов, бурь. 2..Слушаем подготовленное выразительное чтение учащимися стихотворений А.А. Фета «Первый ландыш» и А.Н. Майкова «Поле зыблется цветами…» ^ Какое время года описано в этих стихотворениях, с каким чувством и настроением человека оно связано? Предполагаемый ответ: Ранняя весна, пробуждение природы, яркость и чистота красок; с чувством надежды, любви, радости. ^ : Что объединяет эти стихотворения? Предполагаемый ответ: Описание природы и чувства, вызванные описанием таких разных времен года. Вопрос: Как называется описание природы? Предполагаемый ответ: пейзаж. Повторение теоретических сведений о том, что такое пейзаж. Вывод: художники изображают пейзаж с помощью красок, а поэты рисуют словами. ^ 1. Запись в таблицу эпитеты, олицетворения, метафоры.
^ Осень: В стихотворениях поэтов показана сущность русской природы, таинственная прелесть осенних вечеров становиться поводом для размышления о человеческой судьбе и о божественной сущности страдания. В поэтических строках показано сближение и взаимопонимание человека и природы. Стихотворения насыщены изобразительными средствами поэтического языка: эпитетами, сравнениями, олицетворениями и метафорами. Весна: Стихотворения о весне полны цвета, движения, звуков, ощущением неги, радости, желанием жить. В этот звучащий, наполненный светом и жизнью мир входит поэт и ведет за собой своего спутника – читателя, приглашает увидеть особую жизнь природы: жизнь вечного и обновляющегося мира. ^ Задание № 1 по вариантам: Ученики, сидящие на первом варианте, находят и подчеркивают в первой колонке таблицы перечисленные тропы. Ученики, сидящие на втором варианте, находят и подчеркивают во второй колонке таблицы перечисленные тропы. Проверка, обсуждение. Задание № 2 по вариантам: Ученики, сидящие на первом варианте, находят и выписывают из первой колонки таблицы слова, обозначающие и передающие цвет. Ученики, сидящие на втором варианте, находят и выписывают из второй колонки таблицы слова, обозначающие и передающие цвет. Обсуждение. Вопрос: Какое стихотворение и время года ближе вам? Свой ответ аргументируйте данными таблицы, поэтическими строчками. ^ Попробуйте нарисовать цветовое видение осени или весны, переданные поэтами в стихотворении, красками на альбомном листе. Это не должна быль сюжетная картина или пейзаж, а цветовые, эмоциональные ощущения поэтических строк, по возможности подпишите строки. Учащиеся приступают к рисованию, затем рисунки оформляются в выставку. 5. Подведение итогов. Заключительное слово учителя. Мы рассмотрели лишь некоторые стороны мира родной природы (природа - неотъемлемая часть души русского человека) в стихах поэтов XIX века, в дальнейшем проследим, как развивается эта традиция в русской поэзии XX века. 6. Домашнее задание: Стихотворение наизусть (по выбору), стр. 42-44. |
![]() | Тема нашего урока «Природа в творчестве М. Ю. Лермонтова». Талант Лермонтова, как настоящего гения, многогранен. Но есть такая тема... | ![]() | Дидактическая цель: создать условия для осмысления учащимися духовно-эстетического идеала писателя, получения знаний по творчеству... |
![]() | Сопоставить образы демона в творчестве М. Ю. Лермонтова и М. А. Врубеля; на основе сопоставления осветить пути духовных исканий великого... | ![]() | Тема «Поэзия родной природы» выучить стихотворение по выбору; А. П. Чехов Рассказ «О любви» (прочитать биографию писателя и рассказ,... |
![]() | Оформление урока: портрет А. С. Пушкина, репродукции картин и фотоэтюды зимней природы в разное время суток | ![]() | Тема урока: «Разнообразные жанры в творчестве Лермонтова». «Молитва», «Ангел», «Романс», «Песня» |
![]() | Средства обучения: портреты А. С. Пушкина, Н. Н. Гончаровой, А. Плетнёва, фотографии памятников А. С. Пушкину | ![]() | Выразительное чтение стихотворения А. С. Пушкина учителем или специально подготовленным учеником |
![]() | Цели: методом сопоставительного анализа стихотворений выявить сходства и различия взглядов на тему поэта и поэзии А. С. Пушкина и... | ![]() | Дать детям возможность почувствовать красоту родной природы через поэтическое слово |