Скачать 79.31 Kb.
|
Содержание М. М. ПришвинВывод: все справились с домашним заданием.II Работа с текстом III. Самостоятельная работа – тесты.IV. Проверка тестов (выборочно). VII. Оценки. |
Урок литературы в 6-м классе « Родная природа в стихотворениях русских поэтов XX века» Подкидышева Елена Дмитриевна, учитель русского языка и литературы МОУ «СОШ №76» г.Саратова Цели: 1) Обучающая: дать понятие «пейзаж»; пейзаж как средство поэтической выразительности. 2) Развивающая: развивать приёмы наблюдения, аналитического мышления; формирование умения выделять главное в тексте; развивать грамотную речь. 3) Воспитывающая: воспитание эстетических взглядов, чувства прекрасного; воспитание уважения и любви к поэтам России; воспитание гражданственности. Задачи:
«Многие из нас любуются природой, но не многие принимают её к сердцу, и даже тем, кто её принимает, не часто удаётся так сойтись с природой, чтобы почувствовать в ней свою душу». ^ Сегодня мы познакомимся с пейзажной лирикой А.А.Блока, С.А.Есенина. I. Проверка домашнего задания. 1 группа. Наша группа выбрала задание: выписать из лирического текста строчки о природе. 2 группа. Выписать из прозаического текста описание природы. 3 группа. Выписать загадки, пословицы, поговорки о природе. ^ все справились с домашним заданием. II. Ученики разделились на 3 группы. Каждая группа готовила выступление-презентацию. 1 группа. Выбрать из лирического текста строчки о природе. 1) А. С. Пушкин. «Зимнее утро» Прозрачный лес один чернеет, И ель сквозь иней зеленеет И речка подо льдом блестит. 2) М. Ю. Лермонтов. « Листок» У чёрного моря чинара стоит молодая; С ней шепчется ветер, зелёные ветви лаская На ветвях зелёных качаются райские птицы. 3) Ф. И. Тютчев. «Неохотно и несмело» Солнце раз ещё взглянуло Исподлобья на поля, И в сиянье потонула Вся смятённая земля. 4) Н. А. Некрасов. «Железная дорога» Около леса, как в мягкой постели, Выспаться можно – покой и простор! Листья поблекнуть ещё не успели, Желты и свежи лежат, как ковёр. 2 группа. Выписать из прозаического текста описание природы. 1) И.С. Тургенев. «Бежин луг» Был прекрасный школьный день, один из тех дней, которые случаются только тогда, когда погода установилась надолго. 2) М. М. Пришвин. «Кладовая солнца» Лет двести тому назад ветер-сеятель принёс два семечка в Блудово болото: семя сосны и семя ели. 3) В. Г. Распутин. «Уроки французского». Мы прошли по краю продолговатого, грядой, холма, сплошь заросшего крапивой, уже чёрной, спутанной, с отвисшими ядовитыми гроздями… 4) И. С. Тургенев. «Муму». Он чувствовал знакомый запах поспевающей ржи, которым так и веяло с тёмных полей… 3 группа: загадки и пословицы о природе.
Поэт удивительным образом передает красоту природы посредством слова, наполняя наши сердца чувством восторга и радости. А я постараюсь передать свои чувства при помощи кисти. ^ . Учебник. Стихотворение «Летний вечер». 1) О чём говорит автор в первой и второй строфах? (О природе) 2) К кому обращается автор в третьей строфе? (К человеку) 3) Почему в пейзажном стихотворении «Летний вечер»? В случае затруднения: - Что хотел передать автор неизвестному герою? Радости, веселья или тревоги, печали? (Через обращение к неизвестному герою автор хотел передать свои чувства: чувства тревоги, душевное беспокойство, неясность цели и неясность будущего).
Песня «Под окошком месяц…» Вопросы:
Вывод: Мы познакомились с пейзажной лирикой русских поэтов XX века: А. А. Блока и С. А. Есенина.
^ По одному заданию из частей А и В. С – рассказывать полностью. V. Прослушав стихотворения о родной природе русских поэтов XX века, какие выводы вы сможете сделать? 1 группа. – Блок и Есенин очень любили родину и русскую природу, свою любовь они выражали в стихотворениях. Мы тоже должны любить родную природу, беречь её. Человек и природа – единое целое. 2 группа. Кофман Ксения. «Зима». Пришла зима! Как белая невеста Укрыла все дома Своей фатой чудесной. Пришла зима. Искрится снег на солнце, Повсюду тишина, Узоры кружевные на оконце И только вечером лампада зажжена. VI. Хочу я, чтобы вы всегда помнили слова Маленького Принца из сказки Антуана де Сента-Экзюпери: «Встал поутру, умылся, привёл Себя в порядок – и сразу же Приведи в порядок свою планету». ^ VIII. Д/з.: подготовить презентацию о Н. Рубцовой, А. А. Ахматовой, выучить наизусть стихотворение. ПРИЛОЖЕНИЕ: Тест 1. Прочитайте стихотворение С. А. Есенина «Пороша» и выполните задания.
А2. Ведущей в стихотворении является тема:
А3. Как называется художественно-выразительное средство, использованное Есениным в следующей строке: «Понагнулась, как старушка…?» 1) метафора 2) гипербола 3) эпитет 4) сравнение А4. С чем сравнивается в стихотворении дорога?
А5. Лирический герой стихотворения:
В1. В строке « … серые вороны расшумелись на лугу» использован фонетический приём: повторение согласных звуков в поэтической речи. Назовите этот приём. Ответ: ____________________________________________________ (Аллитерация – повторение одинаковых согласных звуков). В2. Выпишите предложения из стихотворения Есенина, состоящие из одного слова. Ответ:_____________________________________________________ (Еду. Тихо.) В3. Укажите художественно-выразительное средство, которое используется поэтом в словосочетаниях: «серые вороны», «бесконечная дорога». Ответ: _____________________________________________________ (Эпитет) В4. Определите стихотворный размер. Которым написано стихотворение. Ответ:______________________________________________________ (Хорей) С1. Какая картина зимнего сада возникла перед взором лирического героя в стихотворении С. А. Есенина? Ответ: ______________________________________________________ (Перед взором лирического героя возникла реальная картина простого русского пейзажа: снег, укрывающий лес и дорогу; серые вороны на лугу; дятел стучит по коре сосны. Со второго четверостишия начинается сказочный лес: лес заколдованный дремлет под сказку сна. Лирический герой очарован открывшейся взору картиной.) Тест 2. Прочитайте стихотворение А. А. Блока «О, как безумно за окном…» и выполните задания.
В1. Какая рифма используется поэтом? Ответ:_____________________________________________________________ (Перекрёстная) В2. В строках «О, как безумно за окном ревёт, бушует буря злая…» используется синтаксический приём, основанный на изменении обычного порядка слов в предложении. Назовите этот. Ответ:_____________________________________________________________ (Инверсия) В3. С помощью какой части речи передаётся тревога лирического героя за «людей, лишённых крова»? Ответ:_____________________________________________________________ (Глагол) В4. Укажите художественно-выразительное средство, которое используется поэтом в сочетаниях: «буря злая», «холода сырого». Ответа:____________________________________________________________ (Эпитет) В5. Определите стихотворный размер, которым написано стихотворение. Ответ:_____________________________________________________________ (Хорей) С1. Как соотносятся стихотворения «Летний вечер» и «О. как безумно за окном…»? (Стихотворения контрастны по изображённому в них пейзажу: покой летнего вечера противоположен рёву бушующей злой осенней бури; по настроению: неясная тревога и тоска сменяется всеобщим разладом, безумием бури.)
А) пейзаж – лето – осень Б) настроение 2) Сходство: присутствует образ человека. |
![]() | Вступительное слово учителя (мп с. 293, стих. Ф. И. Тютчева «Не то, что мните вы, природа…») Слайд 1 | ![]() | Тема урока: Родная природа в стихотворениях поэтов XIX в. Е. А. Баратынского и Я. П. Полонского |
![]() | Цели: вызвать интерес к творчеству Е. А. Баратынского, Я. П. Полонского, А. К. Толстого; научить детей чувствовать с помощью трепетного... | ![]() | Цели: познакомить уч-ся со стихотворениями о природе русских и английских поэтов 19 в |
![]() | Тема урока: Родная природа в стихах русских поэтов 20 века. Н. А. Заболоцкий «Журавли» | ![]() | Конкурс чтецов на тему «Русская природа в стихотворениях поэтов 19 века и современных поэтов…» (для учащихся 5 -9 классов) 20 апрель... |
![]() | Цель урока: Сформировать представление о способах создания образа природы в стихотворениях русских поэтов XIX века на примере стихотворений... | ![]() | Цели: раскрыть красоту родной природы; подчеркнуть глубокую любовь писателей и поэтов к своей родной земле, природе, к своей родине,... |
![]() | Цель: познакомить учащихся с творчеством военных поэтов: К. Симонова, С. Самойлова | ![]() | Создание положительного настроя, поощрение индивидуального творчества учеников, раскрытие их личностного восприятия русской лирической... |