Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению для учащихся 1 4 классов




НазваниеРабочая программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению для учащихся 1 4 классов
страница1/5
Дата публикации21.11.2013
Размер0.54 Mb.
ТипРабочая программа
lit-yaz.ru > География > Рабочая программа
  1   2   3   4   5
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Кузнеченская средняя общеобразовательная школа»

Азбука православной культуры

для младших школьников

(рабочая программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению для учащихся 1 – 4 классов)

Подвигина Ирина Викторовна –

учитель начальных классов

2013 год

Содержание

  1. Пояснительная записка-------------------------------------------------------3

  2. Содержание программы----------------------------------------------------- 8

  3. Тематическое планирование 1 года обучения--------------------------11

  4. Тематическое планирование 2 года обучения-------------------------15

  5. Список литературы----------------------------------------------------------- 22

Приложения---------------------------------------------------------------------23

Приложение 1-------------------------------------------------------------------23

Приложение 2-------------------------------------------------------------------24

Приложение 3-------------------------------------------------------------------27

Приложение 4-------------------------------------------------------------------29

Приложение 5-------------------------------------------------------------------41

^ Пояснительная записка

И наш мир расцветёт, как сад,

когда расцветут души наших детей.

Дети – всегда единственное

будущее рода человеческого…
  В.Сароян.

У каждой песни есть своё начало, но истоки песен надо искать в сердце человека. И слово тоже начинается в сердце. А где начало, где истоки эстетического восприятия мира? Убеждена, что чем раньше ребёнок научится удивляться и радоваться всему живому, понимать язык природы, окружающего мира, передавать увиденное людям, тем ярче и чище он будет.

С раннего детства необходимо воспитывать в детях любовь к природе. С пением птиц, с шелестом листьев, со звоном весеннего ручейка открывает ребёнок свой особый, поэтический образ природы, образ Родины, свой особый мир. Это мир учит его быть добрым, смелым, сильным духом и стойким. Он помогает познавать красоту окружающей действительности, будит творческие силы и ведёт к духовно-нравственному совершенствованию.

Во все века люди высоко ценили духовно-нравственную воспитанность. Глубокие социально-экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем России, о её молодежи. Анализ ситуации в России за последние годы показал:

-нравственные ценности в нашем обществе из области сопричастности к общему, коллективному, соборному (в православном понимании) идеалу ответственности человека за человека, из области сопереживания другим людям сместились на переживание прагматических ценностей выгоды, удачи, на проявление практичности и рационализма;

-усиливается разобщенность людей, ухудшается нравственность, происходит разрушение семьи, потеря смысла жизни, криминализация сознания, нарастание форм девиантного поведения (наркомания, бродяжничество, алкоголизм, половая распущенность, правонарушения). Всё это может привести к нравственной деградации общества.

Такие негативные явления особенно заметны в молодёжной среде. Это ставит перед государством неотложную задачу социально-педагогической коррекции и реабилитации юных членов российского общества.

Целью духовно - нравственного воспитания является установление истинных, основанных на любви и уважении стандартов во взаимоотношениях между людьми.

Достичь этого можно, как показывает опыт, работая по определенной программе, в которой должны быть вопросы и темы, волнующие как учителя, так и учеников.

Таким образом, перед общеобразовательной школой ставится задача подготовки ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых духовно-нравственных свойств личности школьника.

В «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» отмечено: «Воспитание как первостепенный приоритет в образовании, должно стать органичной составляющей педагогической деятельности, интегрированной в общий процесс обучения и развития.

Важнейшие задачи воспитания – формирование у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры».

Работа по духовно-нравственному воспитанию должна начинаться в младшем школьном возрасте со знакомства детей с нравственными нормами и правилами поведения и формирования моральных привычек. Об этом свидетельствует поручение Президента Российской Федерации от 2 августа 2009 года № Пр-2009 и Правительства Российской Федерации от 11 августа 2009 года № ВП-П44-4632, издание Распоряжения Правительства Российской Федерации от 29 октября 2009 года № 1578-р о проведении мероприятий по апробации комплексного учебного курса для общеобразовательных учреждений «Основы религиозных культур и светской этики» в 2009–2011 годах стало одним из важных моментов в принятии решения о разработке и внедрении Стандарта православного компонента общего образования. Процессу воспитанию уделяется большое внимание в связи с введением федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС).

Содержание ФГОС направлено на формирование общей культуры, духовно-нравственное, гражданское, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, саморазвитие и самосовершенствование обучающихся, обеспечивающие их социальную успешность, развитие творческих способностей, сохранение и укрепление здоровья. Эта программа позволяет познакомить детей с православными традициями в рамках внеурочной деятельности через ФГОС.

Решение главных задач обучения должно обеспечивать формирование личностного отношения к окружающим, овладение этическими, эстетическими и духовно-нравственными нормами.

Все эти проблемы и привели к разработке программы внеурочной деятельности «Азбука православной культуры для младших школьников», которая рассчитана на 2 года обучения.

Актуальность программы определена тем, что одной из важнейших задач образования в настоящее время является освоение детьми духовных ценностей, накопленных исторически сложившейся православной культурой нашего народа. В этом находит своё отражение многовековая народная мудрость.

Новизна программы в том, что она направлена на поддержку становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России через стремление познания православной культуры, осмысление смысла жизни, возрождение православных обычаев и традиций русского народа. Программа обеспечивает реализацию одного из направлений духовно-нравственного воспитания и развития: воспитание нравственных чувств, духовно-нравственного и этического сознания школьника младшего школьного возраста.

В соответствии с этим целью данной программы является духовно-нравственное воспитание и формирование базовой культуры личности младшего школьника на примере приобщения их к духу и культуре родного народа.

В ходе её достижения решаются задачи:

-передача современным школьникам знаний в области православной культурной традиции России как средства духовно-нравственного и эстетического развития личности;

-воспитание школьников как благочестивых граждан, обладающих добродетелями (милосердия, терпимости, дружелюбия и др.), осознающих нравственные нормы и необходимость их осуществления в своём поведении по отношению к каждому человеку.

^ В соответствии со спецификой программы задачи программы конкретизированы.

Задачи духовно-нравственного образования:

-дать знания о библейской истории происхождения мира, христианском понимании смысла жизни человека, нормах христианской этики;

-развитие нравственных чувств (сопереживания ответственности за другого человека, благодарения, уважения к старшим, терпимости, доброжелательности, милосердия) на материале положительных примеров жизни героев отечественной истории и культуры и христианских святых;

-формирование системы отношений и нравственного поведения школьников на примере духовно-нравственных традиций и ценностей отечественной культуры.

^ Задачи эстетического образования:

-развитие эстетического восприятия и чувств на примере феноменов православной культуры;

-развитие художественных представлений и понятий о православной культуре;

-развитие эстетических суждений и вкусов в области объектов православной культуры;

-развитие навыков художественной деятельности и эстетических потребностей на основе образцов православного искусства.

Решение поставленных задач может быть реализовано при условии увлечения школьников православной культурой.

^ Программа внеурочной деятельности «Азбука православной культуры для младших школьников» составлена на основе ФГОС основного и общего образования.

Внеурочная деятельность для учащихся основной школы в ходе реализации данной программы организуется по следующим направлениям:

– духовно-нравственное;

– научно-познавательное;

– художественно-эстетическое;

– общественно-полезная деятельность;

-проектно-исследовательская деятельность.

Виды внеурочной деятельности:

– игровая;

– познавательная;

– проблемно-ценностное общение;

– досугово-развлекательная (досуговое общение);

– художественное творчество;

– краеведческая.

Формы внеурочной деятельности:

– сюжетно-ролевые игры;

– лекции-беседы;

– посещение выставочных храмов, воскресной школы, историко-культурных и природных музеев-заповедников;

– встречи с интересными людьми;

– праздники, фестивали;

– творческие мастерские;

– викторина;

– устный журнал;

– слайд-презентация;

– чтение жития святых.

^ Планируемые результаты освоения учащимися программы внеурочной деятельности

Дети должны усвоить:

- основные положительные нравственные качества человека: (вежливость, верность, вера в человека, правдивость, скромность, совесть, терпимость, трудолюбие, уважение, человечность, честность, чуткость);

- важные категории и понятия этики: (добро и зло, правда и ложь, обман, корысть, этика, этикет, культурный человек, манеры, общение, поведение, чувство, любовь, дружба, забота, обида) ;

- общие понятия гражданско-правового сознания: (^ Родина, патриот, патриотизм, подвиг, герой, обязанность, ответственность, право, устав, режим).

Дети должны знать и использовать в общении элементарные этические нормы; активно применять правила вежливого общения;

  • оперировать понятиями «закон», «устав», «права», «обязанности»;

  • правильно вести себя в общественных местах (храме, школе, театре, кино, музее и т.д.), друг с другом, в семье;

  • быть вежливыми, добрыми и уважительными в общении со старшими, заботиться о родителях;

  • уметь самостоятельно управлять собой, без посторонней помощи пытаться и решать некоторые свои проблемы;

  • демонстрировать коммуникативные умения (вести беседу, разговор, уметь формировать и высказывать свое мнение, отстаивать его, признавать свою неправоту в случае ошибки, которых не следует бояться);

  • осознавать необходимость доброй взаимосвязи с другими людьми, как самой большой человеческой ценности;

осознанно выбирать друзей и товарищей, проявлять в этих отношениях верность и бескорыстие;

  • уметь оценивать поступки свои и своих товарищей, различать плохие и хорошие поступки; достойно вести себя в случае, когда от твоего слова что-то зависит;

  • терпимо относиться к людям, вещам и взглядам; выходить достойно из возможной ситуации конфликта; прощать своих друзей и недругов, не таить обиду, не хотеть наказать;

  • управлять страхом неудачи (получить двойку, замечание);

  • действовать так, чтобы природа не страдала от воздействия человека;

  • выглядеть опрятно и аккуратно;

  • осознанно оперировать понятиями «Родина», «любовь к Родине»; знать историю православной культуры, гордиться символами Государства; культурой и традициями своей Родины.

^ Формы учёта оценки достижения планируемых результатов:

– опрос;

– наблюдение;

– беседа;

– анкетирование учащихся.

Содержание программы «Азбука православной культуры для младших школьников» позволяет детям узнать о том, что во все века составляло славу России (о её святых, героях, о памятниках христианской культуры, о традициях жизни русских людей), закладывает основы общих представлений о православной культуре, основы познания ребёнком связей культуры России с традициями православной культуры. Младший школьный возраст, характеризуется образным восприятием и мышлением. Поэтому предполагается, работая по программе, исходить из близкого, понятного ребёнку: мира природы, сказки, объектов окружающего мира. Знакомство с объектами православной культуры: классической литературой, поэзией, духовной и светской музыкой, живописью и зодчеством и так далее позволяет выделить школьникам основные понятия православной культуры. Посредством нравственно-эстетических и религиозных понятий категорий закладываются представления о христианском понимании красоты и доброты, зла и безобразного в окружающем мире. Изучение отечественного историко-педагогического наследия (К. Д. Ушинский, В.А. Сухомлинский и др.), святоотеческих трудов показывает, что для того, чтобы решить задачи духовно-нравственного образования, необходимо вначале открыть для детей в их собственных сердцах то доброе, что они уже знают и любят. Для этого предстоит научить детей через знакомые им образы и реальности окружающего мира замечать и самим стремиться к доброму и красивому. Прекрасное пробуждает доброе. Умение детей видеть прекрасное возрождает в них нравственные качества: доброты, сочувствия, заботы об окружающем мире.

Постепенно ребёнок может быть подведён к пониманию того, как в течение почти десяти веков в традициях добрососедства и веротерпимости русская история слагалась христианами. Великие русские люди, которые по сей день остаются для всех лицом истории нашего Отечества, строили и благоукрашали христианские храмы. История древнерусского искусства неразрывна с историей Русской Православной Церкви. Смысл этого искусства невозможно понять тому, кто не имеет представления о христианской культуре. Без знания родной культуры человек не может быть культурным.

Вводя своих учеников в радостный мир православной культуры, учитель идёт путём ответственной педагогической работы: он учится любить своих учеников, стремится передать им тот свет любви и красоты, какой несёт в себе православная культура.

^ Программа внеурочной деятельности «Азбука православной культуры для младших школьников» включает в себя 66-68 занятий, по 1 занятию в неделю, рассчитана на 2 года (классы по выбору учителя) обучения и является частью общей программы внеурочной деятельности по духовно-нравственному воспитанию обучающихся начальных классов.

Особое место в овладении данным курсом отводится самостоятельной работе по поиску информации по православным праздникам при подготовке

материала к оформлению православного уголка. Обучающиеся готовят сообщения для выступления на занятиях курса.

Изучение курса завершается итоговым занятием, который включает защиту проектной деятельности учащихся, проведение фестивалей православной культуры. Результаты проектной деятельности учащихся в 1-м классе находят практическое применение во 2 и 3(4)-х классах, так тема проектных работ предполагают написание сценариев праздников Рождество Христово и Пасха, и проведение фестивалей.

Для реализации некоторых разделов программы возможно привлечение священнослужителей храмов, местных поэтов. Учитель проводит занятия во внеурочное время 1 раз в неделю. На занятиях присутствует группа учащихся 10–15 человек.

Занятия должны быть эмоциональными, соответствующими возрастным особенностям детей, включать в себя элементы самостоятельной работы с источником информации. Необходимо представлять материал наглядно и использовать электронные ресурсы. Основная задача учителя состоит в том, чтобы пробудить у школьников интерес к культурному наследию православного русского народа, внутреннему миру человека, заставить задуматься о себе и своих поступках, их нравственной сущности.

Программа предполагает связь с такими учебными предметами, как литература, окружающий мир, музыка, технология, изобразительное искусство.

^ МОДЕЛЬ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Содержание программы внеурочной деятельности «Азбука православной культуры для младших школьников» определено «Примерным содержанием по предмету «Основы православной культуры».

Отбор содержания осуществлён на основе понимания смысла православной культуры, данного в определении её понятий. В качестве ведущей выделена задача раскрытия сотериологического смысла богословского ядра содержания (спасение человека Богом), отражаемого всеми феноменами православной культуры.

^ На этой основе была определена динамика раскрытия ключевых понятий православной культуры: «Красота(Бог)=Любовь(Бог)=Милость(Бог)».

«Милость =блаженство (счастье, радость)»

«Милость=преображение человека (Царство Небесное)

Эта идея заложена в содержание по 2-м годам обучения.

На протяжении обучения дети знакомятся с основными православными понятиями и традициями с опорой на изучение церковно-славянской азбуки, как одного из примеров православной культуры русского народа.

^ Структура программы организована на основе принципов: содержательных обобщений, концентризма и повторяемости, личностно-ценностного соответствия и включает 2 интегративных блока тем, соответствующих годам обучения:

^ 1 год обучения. Мы и красивый мир Божий вокруг нас.

2 год обучения. Радостный мир православной культуры. Добродетели в окружающем мире.

Формой закрепления и текущей проверки усвоения являются проблемные задания рубрики «обсуждаем – размышляем», творческие проектные работы детей.

^ Формой итогового контроля является коллективный творческий отчёт.

Реализация программы рассчитана на 2 года обучения в начальной школе.

1 год обучения. Мы и красивый мир Божий вокруг нас.

В программе 1 года обучения закладываются основы духовно-нравственных представлений об окружающей жизни, фундамент культурологических представлений, связи представлений ребёнка о его жизни с православной культурой. В программе выделены 2 аспекта обучения и воспитания:

1.Связь традиций православной культуры с жизнью современного человека.

2.Опора на наглядно-образный компонент учебного материала.

В соответствии с этим разработаны задачи 1 года обучения:

-актуализация знаний в области православной культурной традиции для современных школьников;

-развитие образно-ассоциативного восприятия явлений окружающего мира в историко-культурном контексте;

-увлечение детей элементарными формами творческой деятельности на основе образцов православной культуры;

-формирование умений анализа и оценки на основе норм христианской этики.

Все занятие и введение новых для детей понятий опирается на знакомство с буквами церковно-славянской азбуки.

  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению для учащихся 1 4 классов iconРабочая программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному...
...

Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению для учащихся 1 4 классов iconРабочая программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному...
Кризис человечности, захвативший все слои населения, является следствием, за которым стоит причина – дефицит духовности общества...

Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению для учащихся 1 4 классов iconРабочая программа внеурочной деятельности по научно-познавательному...
Программа начала реализовываться в мкоу белоозёрской оош №9 в качестве программы организации внеурочной деятельности обучающихся...

Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению для учащихся 1 4 классов iconРабочая программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению...
Программы духовно – нравственного развития и воспитания учащихся на ступени начального общего образования являются закон Российской...

Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению для учащихся 1 4 классов iconПрограмма внеурочной деятельности для учащихся первых классов духовно-нравственного,...
Программа курса «Родное слово» составлена на основе программы деятельности учащихся начальных классов в рамках предметного кружка...

Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению для учащихся 1 4 классов iconКонспект занятия по внеурочной деятельности по духовно-нравственному...
Мбоу начальная школа – детский сад сельского поселения «Село Пушкино» Бикинского района Хабаровского края

Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению для учащихся 1 4 классов iconРабочая программа внеурочной деятельности по научно-познавательному направлению «Мир книг»
Программа предназначена для учащихся начальной школы и рассчитана на 1 год

Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению для учащихся 1 4 классов iconРабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Здоровейка»
Цели и задачи обучения, воспитания и развития детей по спортивно-оздоровительному направлению внеурочной деятельности

Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению для учащихся 1 4 классов iconОбщественное участие в духовно-нравственном образовании в мбоусош №4
«Духовно нравственное воспитание школьников в урочной и внеурочной деятельности». Проект определяет основные направления деятельности...

Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению для учащихся 1 4 классов iconРабочая программа внеурочной деятельности по научно-познавательному...
Программа «Полиглотик» имеет научно-познавательную (общеинтеллектуальную) направленность и представляет собой вариант программы организации...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
lit-yaz.ru
главная страница