Тема: человек и природа. Вечный диалог




Скачать 52.78 Kb.
НазваниеТема: человек и природа. Вечный диалог
Дата публикации30.12.2013
Размер52.78 Kb.
ТипУрок
lit-yaz.ru > География > Урок
Урок русского языка в 6 классе.

Учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ № 196

Абрамова Н.П.

Тема: ЧЕЛОВЕК И ПРИРОДА. ВЕЧНЫЙ ДИАЛОГ.

Тип урока: развитие речи.

Цели:

  1. Образовательная: рассмотреть некоторые виды растений и животных, занесенных в Красную книгу; задуматься над вопросом связи человека и природы; углубить знания о тексте, стилях и типах речи.

  2. Развивающая: работать над разновидностью типа речи – описание природы; совершенствовать речевые навыки, умение видеть необычное в обычном.

  3. Воспитательная: воспитание чувства красоты, доброты, бережного отношения к природе.


Оборудование: выставка книг о природе, репродукции, открытки, иллюстрации, работы детей, CD-диск П.И. Чайковский «Времена года» «Апрель», плакаты.
Тексты на плакатах:
^ Паводком бурным

В распутице вешней

Мчится апрель

По набухшей земле.

Он разбудил

Под сугробом подснежник,

Синюю песню

На тонком стебле.

Т. Дубровина
Лес – отец, и все лесные растения и животные – его дети. Все они находятся между собой в сложнейших и тончайших взаимоотношениях. Тронь одного – скажется на всех, нарушится равновесие и вся красота разрушится.

^ В. Бианки
Эпиграф к уроку:

Все мы вышли из тьмы,

и все мы движемся к свету,

вместе с нами совсем рядом

из тесной земли поднимаются

к солнцу деревья, былинки,

соломинки, цветы и вместе

с нами живут.

М. Пришвин
^ ХОД УРОКА
1. Сообщение темы и цели урока.
2. Учитель читает эпиграф (слова М. Пришвина).

- Как верно сказано: «Вместе с нами живут». Поэт В. Торопыгин сказал о том же стихами, которые прочитает подготовленный ученик.
3.Ученик:

Ты ходи по земле, различай голоса

И деревьев, и птиц – верь в них,

Словно в пророчество, -

И откроется сердцу земная краса!

Победи одиночество!
Дай зверью имена, птицам дай имена, -

Ведь имеют же люди и имя, и отчество, -

Станет звонче зима, станет ярче весна

Победи одиночество.
Строй в природе себя, строй природу в себе –

Все отдай для Гармонии этого зодчества!

Твердо стой на Земле, не сдавайся судьбе –

Победи одиночество!
4.Учитель:

Замечательные слова! Как важно не нарушить Гармонию в природе!

-Почему мы сегодня поднимаем вопрос о защите природы, о вечном диалоге между природой и человеком? (Ответы учащихся).
5.Ученик рассказывает о Красной книге.
6.Учитель говорит о черном списке исчезающих видов.

- Кто же останется на Земле после нас? Обратимся к диалогу биологов и лириков. (Класс при подготовке к уроку условно разделился на 2 группы: биологи и лирики. Биологи подготовили сообщения об исчезающих видах, а лирики писали сочинения). Послушаем, что нам скажут Белый медведь, Барс,

Бабочка, Подснежник.

7. Учитель:

-Сейчас весна, апрель, время подснежников. У С. Маршака есть замечательное стихотворение, посвященное этому цветку.
8.Ученик читает стихотворение «Подснежник»:

Чернеет лес, теплом разбуженный,

Весенней сыростью объят,

А уж на ниточках жемчужина

От ветра каждого дрожат.

Бутонов круглые бубенчики

Еще закрыты и плотны,

Но солнце раскрывает венчики

У колокольчиков весны.
Природой бережно спеленутый,

Завернутый в широкий лист,

Растет цветок в глуши нетронутой,

Прохладен, хрупок и душист.
Томится лес весною раннею,

И всю счастливую тоску,

И все свое благоухание

Он отдал горькому цветку.
9.Учитель: Мы сегодня посвятили наш урок описанию природы, результатом работы должны стать лирические миниатюры, созданные вами. (Мини - маленькое, лирическое – чувства). – Вспомните, какие типы и стили речи мы знаем. (Стили: художественный, разговорный, научный; типы речи: повествование, описание, рассуждение).
10. Учитель: Прочитайте текст. Определите тип речи, стиль, тему текста, озаглавьте его.
Еще лежит на полях последний снежок. Но появились уж на полянах рыжие веселые проталины. Это апрельские веснушки. Вон там раскидистое дерево. Зайди за него, послушай шепот весны, журчание озорного ручья. Потемневший грязно-серый снег тихо вздыхает, печалится. Вот подснежник пробился. Глянул своими голубыми глазками, потянулся из всех своих маленьких сил, огляделся. Солнечно! Светло! Радостно!
11. Учитель: Какие художественно-изобразительные средства помогают вам ярче представить эту картину? (Эпитеты, метафоры, олицетворение).
12. Учитель: А сейчас я предлагаю вам послушать музыкальную композицию Петра Ильича Чайковского «Апрель» из цикла «Времена года».

Прикройте глаза, представьте, о чем рассказывает мелодия, а я помогу вам в этом. (Учитель читает стихотворение).
Апрель. Подснежник.

Голубенький, чистый

Подснежник – цветок!

А подле сквозистый

Последний снежок…

Последние слезы

О горе былом,

И первые грезы

О счастье ином…

А.Майков
Эти безыскусственные строчки поэта А. Майкова претворяются в нежной мелодии, передающей живое дыхание весны. Мы словно слышим ее рождение – видим маленький беспомощный цветок, пробивающийся к свету из-под снега. В вальсовом движении мелодии журчит ручеек, звенит капель, словно «первые грезы» весеннего обновления… Стихи сплетаются с музыкой, раскрывают ее душу, помогая нам отдаться настроению, вызываемому этой пьесой цикла «Времена года».
13. Учитель: Увидели ли вы картину, нарисованную моими словами и музыкой Чайковского? (Ответы учащихся).

- Вы увидели голубое небо, ясное солнце, островки последнего снега и на пригорке подснежник на тонкой ножке, раскачивающий своей голубенькой головкой под легким весенним ветром.

-А теперь попробуйте написать лирическую миниатюру, рассказать о хрупкости и беззащитности цветка.

- Что значит лирическая миниатюра? (Миниатюра – мини, малая форма сочинения, небольшое сочинение по объему. Лирическая - наполненная чувствами).

-Итак, я предлагаю темы сочинений:

1) Вестник весны.

2) Подснежник в музыке Чайковского.

3) Синяя песня на тонком стебле.

4) Символ чистоты и счастья.

- В качестве эпиграфа к сочинению можете использовать тексты с плакатов.
14. Учитель: Прослушаем, что у нас получилось. (Учащиеся читают работы).

- Но чтобы не исчезла красота, чтобы не остаться одним на планете, что нужно предпринять? (Ответы учащихся).
15. Учитель: Подведем итог урока, поставим точку в теме стихотворением Людмилы Щипахиной:
И все в этом мире едино,

Все связано, все на виду…

С колесами связана глина,

Звезда – с отраженьем в пруду.
С травою обвенчаны росы.

С вином виноградным – лоза.

И связаны с ливнями грозы,

Как с любящим сердцем – глаза.
И желтого солнца скольжение,

И спешная гроздь серебра.

Достаточно воображения,

Чтоб миру добавить добра.
И белого хлопка охапка,

И сладкая спелость плода…

Одна у природы прабабка

И связаны мы – навсегда.
- Не забывайте об этом, ребята. А я благодарю вас всех за урок, за подготовку к нему. Оценки за урок будут выставлены после проверки сочинений.
16. Домашнее задание: написать заметку в стенгазету о проведенном уроке.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Тема: человек и природа. Вечный диалог iconУрок русского языка в 5а классе. 19. 11. 13. Тема: «Диалог»
Обратить внимание на слова каждого лица (реплики). Из реплик двух, нескольких человек состоит диалог (разговор двух или нескольких...

Тема: человек и природа. Вечный диалог iconТема урока Количество часов
Русская литература 20века в контексте мировой культуры. Основные темы и проблемы ответственность человека за свои поступки, человек...

Тема: человек и природа. Вечный диалог iconЧеловек и природа
Вся природа в «Слове» наделяется автором человеческими чувствами, способностью различать добро и зло. Она предупреждает русских о...

Тема: человек и природа. Вечный диалог iconТема урока: Красота. Вдохновение. Радость. Тайна
Способствовать формированию понятия взаимодействия двух культур Природа и Человек по законам Красоты и Добра

Тема: человек и природа. Вечный диалог iconТема. Глагол. Природа и человек
Цель. Познакомить учащихся с природной зоной Татарстана и Муслюмовского района, рассказать о жизни растений, о необходимости охраны...

Тема: человек и природа. Вечный диалог icon«Какого цвета стихотворение Фета?»
«Только человек, и только он один во всем мире чувствует потребность спрашивать: что такое окружающая природа? откуда все это? Что...

Тема: человек и природа. Вечный диалог iconТема : «Человек и природа»
Оборудование: дидактический (загадки, стихи, игры), наглядный материал (карточки, схема, портрет), атлас-определитель, лупа, компасы,...

Тема: человек и природа. Вечный диалог iconЯ верую я тоже нет (Je crois Moi non plus)
Диалог между влиятельным католическим иерархом и убежденным атеистом, между опытным “адвокатом Бога” и непримиримым критиком всех...

Тема: человек и природа. Вечный диалог iconСценарий торжественного митинга, посвященного Дню Победы
Звучит песня «Журавли», на сцену выходят ведущие 6 человек, в руках свечи, имитирующие вечный огонь

Тема: человек и природа. Вечный диалог iconТема: «Вечные темы», человек и природа в лирике И. А. Бунина
Учитель. На прошлом уроке мы говорили о теме любви в творчестве И. А. Бунина и анализировали три рассказа



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
lit-yaz.ru
главная страница