Скачать 79.17 Kb.
|
Конспект урока для 6 класса по теме: «Лицейские годы А.С.Пушкина. Стихотворение «Узник». Образовательная цель: познакомить учащихся с информацией о лицейских годах поэта, с произведением А.С.Пушкина «Узник». Развивающая цель: при помощи выразительного чтения воздействовать на учащихся эмоциональным звучанием стихотворения, углубить понимание идейного содержания и осознание красоты художественной формы, органичности и целостности произведения. Воспитательная цель: вызвать у детей сочувствие к свободолюбивым стремлениям поэта и ненависть к тем силам, которые создали вокруг величайшего поэта условия оскорбительного надзора. Оборудование урока: репродукции гравюр – портретов А.С.Пушкина: Е.И.Гейтмана «Пушкин-юноша» (1822), В.А.Фаворского «Пушкин-лицеист» (1935), репродукции картин Кипренского – портрет А.С.Пушкина и И.Е.Репина «Пушкин на лицейском экзамене». Методические приёмы: рассказ учителя, самостоятельная работа учащихся, анализ стихотворения. Тип урока: комбинированный. Эпиграф к уроку: Смуглый отрок ходил по аллеям, У озёрных грустил берегов, И столетие мы лелеем Еле слышный шелест шагов. (А.Ахматова, 1911) Ход урока. 1. Оргмомент. 2.Слово учителя. Мы снова возвращаемся к творчеству А.С.Пушкина. Эпиграфом к уроку служат стихи Анны Андреевны Ахматовой из триптиха «В Царском Селе». Эти стихи написаны почти сто лет назад. Рискнём заменить одну букву в этом стихотворении – ведь оно и о нашем времени: «И столетия мы лелеем…» Каждый год на уроках литературы мы открываем какую-то страницу жизни А.С.Пушкина, больше читаем, узнаём о творчестве поэта, его окружении, его времени. 3. Сообщение ученика о детстве Пушкина, его семье. 4. Проверка домашнего задания – пересказ статьи учебника о Пушкине-лицеисте по плану: 1) Открытие лицея. 2) Знакомство с Пущиным, воспоминания Пущина о первой встрече в Пущиным. 3) Первые поэтические опыты Пушкина. 4) Пушкин читает стихи на публичном экзамене в присутствии Державина. 5) Лицейская дружба в стихах Пушкина. 6) Окончание Лицея, столичная жизнь, вольнолюбивые стихи. 7) Причины ссылки поэта в Кишинёв. 5. Работа с репродукциями. Рассматриваем репродукции гравюр-портретов Пушкина-лицеиста. - Что, по-вашему, выделяет каждый из художников? - Какой из портретов вам кажется особенно похож на поэта той поры? 6. Составление устного портрета. Составляем устный портрет Пушкина по произведениям художников и воспоминаниям современников: Лев Сергеевич Пушкин, брат поэта: «Пушкин был собою дурён, но лицо его было выразительно и одушевлено; ростом он был мал (в нём было с небольшим 5 вершков); но тонок и сложен необыкновенно крепко и соразмерно». Иван Александрович Гончаров, писатель: «С первого взгляда внешность его казалась невзрачною. Среднего роста, худощавый, с мелкими чертами смуглого лица. Только когда вглядишься пристально в глаза, увидишь задумчивую глубину и какое-то благородство в глазах, которых потом не забудешь. В позе, жестах, сопровождающих его речь, была сдержанность светского благовоспитанного человека. Лучше всего, по-моему, напоминает его гравюра Уткина с портрета Кипренского… У него было небольшое лицо и прекрасная, пропорциональная лицу голова, с негустыми кудрявыми волосами». Михаил Владимирович Юзефович, приятель Льва Пушкина, археолог: «Как теперь вижу его живого, простого в обращении… очень подвижного… с великолепными большими, чистыми и ясными глазами, в которых, казалось, отражалось всё прекрасное в природе… Он вовсе не был смугл, ни черноволос, как утверждают некоторые, а был вполне белокож с вьющимися волосами каштанового цвета… Черты лица у него были приятные, и общее выражение очень симпатичное. Его портрет, работы Кипренского, похож безукоризнено». 7. Слово учителя. В те годы, когда Пушкин жил на юге в Кишинёве, среди народов Балканского полуострова началось национально-освободительное движение против Турции, которая угнетала их веками. Поэт горячо сочувствовал народам, восставшим против насилия и гнёта, открыто выражал своё восхищение руководителями этого движения. В это же время поэт тесно общается с декабристами, знакомится с одним из виднейших руководителей движения П.И.Пестелем. Революционные настроения Пушкина всё усиливались. Ссылка не смирила его, как надеялся царь. В это время (в1822 году) было написано стихотворение «Узник». В нём нашли своё отражение мысли и чувства, волновавшие поэта. 8. Чтение учителем стихотворения. Сижу за решёткой в темнице сырой. Вскормлённый в неволе орёл молодой, Мой грустный товарищ, махая крылом, Кровавую пищу клюёт под окном. Клюёт и бросает, и смотрит в окно, Как будто со мною задумал одно; Зовёт меня взглядом и криком своим И вымолвить хочет: «Давай улетим! Мы вольные птицы; пора, брат, пора! Туда, где за тучей белеет гора, Туда, где синеют морские края, Туда, где гуляем лишь ветер… да я!..» 9. Работа над выразительным чтением. Учитель. Кого Пушкин подразумевает под узником? Ученик. Узник – это сам поэт. Учитель. Почему же он называет себя узником? Ученик. Он был под надзором, как в тюрьме, потому что писал вольнолюбивые стихи. Учитель. А кого изобразил Пушкин в образе орла? Ученик. Своих друзей, которые боролись против самодержавия. Учитель. Пушкин говорит об орле «Вскормлённый в неволе». А разве друзья Пушкина до декабрьского восстания были в неволе? Подумайте, какое это было время? Ученик. Это было время, когда не было свободы для народа и для борцов за народ. Поэтому, хотя друзья поэта и были на свободе, но эта «свобода» была неволей для них, как и для всего народа. Учитель. Прочтите в стихотворении те слова, в которых Пушкин говорит, что он узник. Ученик: Сижу за решёткой в темнице сырой. Учитель. Какое главное слово-образ в первом стихе определяет мир чувств и переживаний лирического героя? Ученик. Это слово «решётка», оно определяет тему стихотворения - переживания человека, оказавшегося в неволе. Учитель. Разве мы должны прочесть эту строчку со смирением, с покорностью? Надо прочитать эту строчку так, чтобы у слушателя не создалось впечатления, что поэт опустил голову, перестал стремиться к свободе. Мы знаем, что Пушкин не покорился, а продолжал писать свои вольнолюбивые стихи, через все преграды рвался на волю. Вот это стремление поэта к борьбе и надо отразить в чтении. Если бы вам предложили написать картину «Узник за решёткой», чтобы у вас получилось? Ученик. Узник сидит за решёткой, крепко ухватившись руками за переплёт решётки, как бы желая сломать её, и смотрит через неё. Учитель. Вот вы и прочтите эту строчку так, чтобы мы почувствовали, что узник протестует. Ученики читают первую строчку, затем три следующие: Вскормлённый в неволе орёл молодой, Мой грустный товарищ, махая крылом, Кровавую пищу клюёт под окном. Учитель. Как достигается в стихотворении удвоение образа неволи? Ученик. Следующие строки передают развёрнутый образ другого невольника – орла. Слова первой строки: «решётка», «темница» - удваиваются словом второй сточки «неволя». Учитель. Какую роль играет это удвоение образа? Ученик. Удвоение образа подчёркивает страдания и одиночество героя: «Мой грустный товарищ» - это настроение и самого лирического героя. Учитель. Вам предложили написать картину «Вскормлённый в неволе орёл молодой». Что вы изобразите на ней? Ученик. Орёл сидит с гордо поднятой головой и смотрит в сторону решётки. Учитель. Расскажите всё это словами стихотворения. Не останавливайте мысль после слова «молодой», не ставьте там точку. Ученик читает, в новом чтении меняется значение слов «грустный товарищ», пропадает интонация грусти. Учитель. Прочитайте вторую строфу. Как развивается действие в ней? Ученик. В этой строфе много глаголов действия. Каждое новое действие начинается с более высокой интонационной точки, отчего возникает цепь восходящих, нарастающих интонаций, завершающихся восклицанием: «Давай улетим!» Учитель. Какие слова стихотворения говорят о том, что между Пушкиным и его друзьями существовало взаимное понимание? Ученик. …и смотрит в окно, Как будто со мною задумал одно. Зовёт меня взглядом и криком своим И вымолвить хочет: «Давай улетим!» Учитель. Значение какого слова здесь важнее: «давай» или «улетим»? Как надо понимать слова «давай улетим»? Ученик. Орёл предлагает улететь. Учитель. Прочтите ещё раз эти строки. Ученик читает со всеми поправками: Зовёт меня взглядом и криком своим И вымолвить хочет: «Давай улетим!» Учитель. Прочитайте третью строфу. Куда предлагает улететь орёл? Ученик. Мы вольные птицы; пора, брат, пора! Туда, где за тучей белеет гора, Туда, где синеют морские края, Туда, где гуляем лишь ветер… да я!. Учитель. Какие слова более важны: слово «туда», повторяющееся несколько раз, или слова, объясняющие значение этого слова? Ученик. Важнее слова «где… белеет гора», «где синеют морские края», «где гуляем лишь ветер… да я». Ученик читает второй раз. Учитель. В пейзаже третьей строфы преобладает не земное, а стихии, открытое, беспредельное пространство. Такой пейзаж вступает в противоречие с обычными представлениями о природе, подчёркивая недостижимость мечты лирического героя о воле. Поэтому интонация стихотворения грустная. Какое чувство выражено в третьей строфе? Какими средствами? Ученик. В третьей строфе выражено чувство свободы. Оно подчёркивается чистыми яркими цветами: «белеет», «синеет». Вместо темницы – свет, вместо решёток – простор. Образ воли связан с картинами природы: гора, море, ветер. Учитель. Как узник и орёл называют друг друга? Ученик. «Мой грустный товарищ», «брат». Учитель. Какое значение имеет то, что второй узник именно орёл? Ученик. Орёл – символический образ, означающий свободу, волю, гордость, независимость. Лирическому герою присущи те же качества. Учитель. Пушкин верил в то, что придет время, когда наступит свобода, поэтому чтение этого стихотворения должно быть активным, действенным. Жажда свободы, воли, простора – вот что должно звучать в чтении этого стихотворения. «Пора, брат, пора!» - это призыв к борьбе за свободу. Прочитайте стихотворение с учётом всех сделанных замечаний, поставив перед собой задачу рассказать, что ни решётка, ни воля не смогли сломить стремление поэта к свободе. Ученик читает стихотворение. Учитель. Сегодня на уроке мы проанализировали стихотворение Пушкина «Узник» и смогли раскрыть идейный смысл произведения не только как выражение мыслей и чувств самого поэта, но и как отражение настроений передовых людей эпохи, боровшихся за свободу. 10. Домашнее задание. 1) Выучить стихотворение «Узник» наизусть и уметь читать его по плану:
2) Прочитать статью на страницах 46 -47. 3) Подготовить выразительное чтение воспоминаний друзей Пушкина. 4) Подготовить иллюстрации к стихотворению «Узник». 11. Подведение итогов урока, выставление оценок. |
![]() | «Пейзажная лирика А. С. Пушкина. Стихотворение «Зимнее утро», номер урока в теме 4 | ![]() | Оборудование урока: репродукции портретов, слайдовая презентация на тему: “Лицейские друзья А. С. Пушкина”, словарные слова, тропы... |
![]() | План конспект урока по теме «стихотворение в. А. Жуковского «вечер» как этапное в становлении русского романтизма» | ![]() | Оборудование: сборник произведений А. С. Пушкина, письма, фотографии и портреты А. С. Пушкина, сестер Раевских, Е. Воронцовой, А.... |
![]() | Место работы Приморский край Кировский район, пос. Кировский, моку сош №1 пос. Кировский | ![]() | Предметные: знают изобразительные средства выразительности (олицетворение, эпитет, метафора); определяют средства создания пейзажа... |
![]() | Внутренней, самой близкой отчизной, отчизной души Пушкина, был лицей, Царское Село. О них он вспоминал часто, постоянно, всегда.... | ![]() | Тема: Урок-путешествие. Защита проектно –исследовательских работ по теме «Путешествие А. С. Пушкина по Оренбургскому краю» |
![]() | А. С. Пушкина, рисунки учащихся, интерактивная доска, ноутбук, фильм «Лицей и Пушкин», презентация об А. С. Пушкине, свечи, портрет... | ![]() | Оформление. Портрет А. С пушкина, иллюстрации учащихся к произведениям поэта, выставка книг |