Рабочая учебная программа по предмету «Окружающий мир» 1-2 классы




НазваниеРабочая учебная программа по предмету «Окружающий мир» 1-2 классы
страница1/3
Дата публикации20.06.2013
Размер0.72 Mb.
ТипРабочая учебная программа
lit-yaz.ru > География > Рабочая учебная программа
  1   2   3
Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Лицей №1» г. Подольск



ОДОБРЕНО

МО учителей начальных классов

МОУ «Лицей №1»

Председатель МО

Корчагина Л.Н.

_________________

Протокол №________от

«___»___________20__г.


СОГЛАСОВАНО

заместитель директора

по УВР

Фролова Е.М.

_________________ «___»__________20__г.

УТВЕРЖДЕНО

Директор МОУ

«Лицей №1»

Либкина В.И. ___________________

Приказ №_________от

«___»___________20__г.



^

Рабочая учебная программа


по предмету «Окружающий мир»

1-2 классы

на 2012 – 2013 учебный год

Учитель начальных классов

Федюшкина С.В.


г. Подольск

2012 г.
^ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Рабочая программа по окружающему миру разработана на основе Примерной программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. Ч.1.( издательство: Москва «Просвещение», 2010 г.); авторской программы О.Т.Поглазовой «Окружающий мир. 1-4 классы» (издательство: Смоленск «Ассоциация XXI век, 2010 год), утвержденных МО РФ в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования.

Курс “Окружающий мир” является интегрированным, объединяющим знания о природе, человеке и обществе, об истории России, об основах безопасности жизнедеятельности, что представляет младшим школьникам широкую панораму природных и общественных явлений как компонентов единого мира.

Основными целями образовательного процесса являются:

- создание условий для продолжения разностороннего развития личности ребёнка, начатого в семье и в дошкольном учреждении;

- последовательное формирование у учащихся целостной картины окружающего мира;

- создание содержательной пропедевтической базы для дальнейшего успешного изучения в основной школе естественно-научных и гуманитарных курсов;

- формирование предметных умений, универсальных учебных действий и информационной культуры;

- выработка нравственно-этических и безопасных норм взаимодействия с окружающим миром;

- развитие экологической культуры младших школьников;

- создание условий для самопознания и саморазвития младших школьников.
^ При этом решаются следующие развивающие, образовательные, воспитательные задачи:

– развитие познавательной активности и самостоятельности в получении знаний об окружающем мире;

– ознакомление с взаимосвязями человека и природы, человека и общества;

– усвоение учащимися знаний об объектах, явлениях, закономерностях и взаимосвязях окружающего мира;

– освоение общенаучных и специфических методов познания окружающего мира и разных видов учебной деятельности;

– формирование умений добывать информацию из различных источников и представлять её в разных формах;

– воспитание любви к природе и своему Отечеству, бережного отношения ко всему живому на Земле, сознательного отношения к своему здоровью и здоровью других людей, уважения к прошлому своих предков; формирование навыков безопасного, культурного, экологически грамотного, нравственного поведения в природе, в быту, в обществе.

- воспитание бережного и разумного отношения к природе, экологической грамотности.
В процессе изучения данного предмета школьники получают знания об окружающем мире из различных источников, используя разные способы познания; начинают осмысливать окружающий мир, ориентироваться в нём, понимать место и роль человека в нём; осознают, что мир красив, многообразен, един, изменчив. При этом ученики приобретают разнообразные навыки и умения наблюдать и сопоставлять, спрашивать, анализировать и доказывать, выявлять взаимозависимости, причины и следствия, отражать полученную информацию в виде рисунка, схемы, таблицы, проводить несложные опыты, пользоваться приборами, ориентироваться на местности, приобщаться к творческому труду. Приобретают желание осваивать новые виды учебной деятельности, умение пользоваться средствами ИКТ, создавать проекты, познавать глубже окружающий мир, активно действовать в нём.
В качестве комплекса средств, реализующих задачи курса, выступают: содержание обучения, методы и методические приёмы, средства обучения и формы организации учебно-познавательной деятельности школьников.
Линиями интеграции содержания служат следующие концептуальные идеи: «многообразие и красота объектов окружающего мира» (1–2 классы); «изменчивость окружающего мира и её закономерности; развитие и функционирование живых организмов; изменение быта и культуры наших предков» (3 класс); «взаимосвязи и взаимозависимости в окружающем мире, важнейшие события истории Отечества» (4 класс).
В содержании курса «Окружающий мир» интегрируются естественно-научные, гуманитарные и практические знания о природе, человеке и обществе. Каждая из этих областей объединяет сведения нескольких наук, что предоставляет широкие возможности для межпредметных связей всех дисциплин начальной школы. Так, человек предстаёт перед учениками и как биологический вид (рассматривается организм человека, функции его органов, гигиена, здоровый и безопасный образ жизни), и как социальное явление (личность, член семьи, член общества, гражданин, творец, патриот, историческая и героическая личность), что позволяет заложить основу для освоения в основной школе таких наук, как анатомия, физиология, гигиена, обществоведение, история, ОБЖ и создать условия для начала формирования у учащихся необходимых обществу нравственных и мировоззренческих убеждений.
В блок знаний о природе на доступном данному возрасту уровне интегрированы физические, химические, биологические, географические, астрономические и экологические знания об окружающем мире; лингвистический компонент, что позволяет осуществить очень важную пропедевтическую роль курса для дальнейшего изучения предметов естественного и гуманитарного цикла в основной школе. С целью успешной подготовки к обучению в основной школе учащиеся постепенно начинают осваивать эмпирические и теоретические способы познания окружающего мира, в том числе общенаучные (классификация, анализ, синтез, абстрагирование, обобщение-аналогия, моделирование и др.) и специфические методы познания (наблюдение, экспериментирование и др.). Осваивают и разные виды учебной деятельности: дидактическую игру, работу с учебным и научно-популярным текстом, рисунками и иллюстрациями, условными обозначениями, таблицами и схемами, лабораторным оборудованием, различными моделями. В курсе предусмотрены разнообразные задания по наблюдению природных и социальных объектов и явлений, в том числе по проведению фенологических наблюдений, по выполнению практических работ и опытно-экспериментальных исследований, по моделированию объектов и процессов. Большое внимание уделяется выявлению изменений в природе, связанных с жизнедеятельностью человека, в процессе непосредственных наблюдений объектов и явлений природы учащимися во время экскурсий и прогулок.
С целью формирования экологического мышления учебно-познавательная деятельность младшего школьника, обусловленная общими закономерностями познания и осуществляемая в процессе восприятия, осмысления, запоминания, овладения знаниями

и способами деятельности, направляется на многостороннее рассмотрение и изучение свойств явлений и объектов окружающего мира, выявление их взаимосвязей и взаимозависимостей. При этом учитываются возрастные особенности младших школьников, благодаря чему соблюдается разумный баланс эмпирического и теоретического способов познания окружающего мира. Интеграция естественно-научного и гуманитарного знания и способов познания не только преследует цель формирования целостной картины мира, но и выступает средством для того, чтобы учащиеся познавали окружающий мир и эмоционально-образно, и рационально-логически. Развитие эмоций и раскрытие творческого потенциала учащихся осуществляется через активизацию сенсорного восприятия окружающего мира во время экскурсий и прогулок, использование литературных и художественных образов объектов и явлений природы. Особую значимость для развития личности ребёнка имеет в этом случае не только возможность поработать с таким источником информации, но и возможность проживания школьником душевного состояния автора художественного произведения, что делает обучение более человечным, одухотворённым, интересным. В решении задач обучения, воспитания и развития учащихся акцент делается на задаче развития. Знания и умения являются не самоцелью, а средством развития интеллектуальной и эмоциональной составляющей учащихся, их творческих способностей. Наблюдая, сравнивая, классифицируя объекты и явления окружающего мира, выясняя их закономерности, выполняя различные опыты и наблюдения, делая самостоятельные выводы, воображая и фантазируя, учащиеся осваивают основы естественно-научных, гуманитарных и утилитарных знаний в процессе активной познавательной деятельности, у них развиваются регулятивные, коммуникативные и творческие способности. С этой целью готовые научные знания преобразованы в такую форму передачи, при которой ребёнок самостоятельно (или с минимальной помощью учителя), в паре с одноклассником или в группе, работая с учебным материалом, овладевает различными способами и методами познания окружающего мира, разными видами предметных умений и универсальных учебных действий.
Система заданий сформирована с учётом возрастных возможностей, психофизиологических и индивидуальных особенностей восприятия окружающего мира младшими школьниками, с учётом разных уровней усвоения знаний: репродуктивного, продуктивного, творческого, – что даёт возможность учителю варьировать индивидуальную нагрузку, обеспечивая развитие и слабых, и сильных учеников. Разнообразие заданий позволяет учителю использовать разные методы обучения (объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, исследовательский), активизируя разные виды познавательной деятельности и мышления учащихся, включать их на разных этапах урока (актуализации знаний, изучения нового материала или усвоения нового метода познания, первичного закрепления полученных знаний, тематического или итого-

вого контроля). Система заданий для первичного закрепления и контроля способствует индивидуализации и дифференциации обучения, предоставляет учащимся возможность самооценки, самоконтроля, саморазвития.

Формы организации учебного процесса при реализации интегрированного курса «Окружающий мир» могут быть разнообразными: дидактические игры, уроки в музеях, на пришкольном участке, в парке, на улицах города и др.; уроки-исследования и экспериментальной проверки каких-то гипотез; уроки-путешествия, уроки-заседания экологического совета. Обязательны при этом кратковременные прогулки в 1-2-х классах

(предметные экскурсии в 3-4 классах) для изучения сезонных изменений в природе, объектов природы или творений человека. Учебно-познавательная деятельность учащихся на уроке может быть индивидуальной, в парах, в проектной группе и фронтальной.
В целом содержание, методы, средства и формы организации познавательной деятельности ориентированы на обеспечение мотивационного и волевого, ориентировочного и содержательно-операционного, оценочного компонентов учения и создание условий для самопознания и самоанализа личности ученика. Покажем, как в течение всех четырёх лет обучения знания о природе, человеке и обществе объединяются со знаниями истории России и родного края и каковы линии развития мышления учащихся.
В течение первого и второго годов обучения перед учениками разворачивается картина окружающей их живой и неживой природы в её многообразии: разнообразие растений, грибов, животных; небесных тел, форм земной поверхности, водоёмов. Вместе с тем ученики видят картину разнообразия окружающего их рукотворного мира, созданного творчеством многих поколений людей. Ученики узнают о том, что каждый человек является частью живой природы и частью человеческого общества: членом семьи, коллектива учеников, общества жителей родного края, гражданином государства. При этом внимание учащихся акцентируется на том, что человек может неразумно загрязнять окружающую его природу, уничтожать историческую память о прошлом Родины и родного края, но может и сохранять красоту и многообразие природы, беречь наследие наших предков.
В течение первых двух лет обучения ученики начинают осваивать следующие мыслительные операции: анализ, сравнение, обобщение, классификацию объектов и явлений окружающего мира. Приобретают навыки ведения непосредственных наблюдений объектов природы, их описания через выделение отличительных признаков и объединения в группы на основе существенных признаков. Начинают осваивать работу с простыми схемами и таблицами. При этом формируются умения собирать информацию о природных объектах и явлениях из разных источников: слово учителя, текст учебника, рисунок, фотография, дополнительная литература, электронные носители. Осваивают работу в парах. Делают первые шаги в проектной деятельности. Воспитанию учеников и развитию их эмоциональной сферы способствует раскрытие красоты и ранимости природы, привитие ученикам бережного отношения к ней, знакомство с правилами культурного, экологически грамотного и безопасного поведения в природе, в общественных местах. При этом у учеников воспитывается уважение к труду и творчеству людей, бережное отношение к памятникам прошлого. Каждый предмет окружающего мира становится для ученика источником его эмоционального восприятия (как удивительно, как красиво!), интеллектуального размышления (почему так?), знания о недавнем или далёком прошлом его предков (как было раньше?).
^ Ценностные ориентиры содержания учебного предмета


  • Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества.

  • Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всем многообразии ее форм.

  • Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума.

  • Человечество как многообразие народов, культур, религий.

  • Международное сотрудничество как основа мира на Земле.

  • Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к России, народу, малой родине, в осознании служить Отечеству.

  • Социальная солидарность как признание свободы личной и национальной, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.

  • Гражданственность как личная сопричастность идеям правового государства, гражданского общества, свободы совести и вероисповедания, национально-культурного многообразия России и мира.

  • Семья как основа духовно- нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества.

  • Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности.

  • Здоровый образ жизни в единстве составляющих :здоровье физическое, психическое, духовно- и социально-нравственное.

  • Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.


^ Место учебного предмета в учебном плане
Согласно базисному (образовательному) плану образовательных учреждений РФ на изучение предмета «Окружающий мир» в начальной школе выделяются 270 часов, из них в 1 классе 66 часов (2 часа в неделю, 33 учебные недели), во 2 классе 68 часов (2 часа в неделю, 34 учебные недели).
^ Результаты изучения учебного предмета (к концу обучения в начальной школе):
Личностными результатами изучения курса «Окружающий мир» являются:

  • принятие и освоение младшим школьником социальной роли ученика, положительного отношения к процессу учения, к приобретению знаний и умений, желания познавать, открывать новое, осваивать новые действия, готовность преодолевать учебные затруднения и оценивать свои усилия;

  • осознание себя гражданином своего Отечества, зарождение элементов гражданского самосознания - осознание себя членом общества и государства (российской идентичности), обретение чувства любви к родной стране, к её природе, культуре, интереса к её истории, народам, гордости за свою Родину, российский народ, уважения к прошлому своих предков, желания продолжить их добрые дела;

  • приобретение личного опыта общения с людьми, обществом, природой с ориентацией на общечеловеческие ценности, на соблюдение морально-этических норм, на проявление доброго отношения к людям, уважения к их труду, заботы о близких, на участие в совместных делах, на помощь людям, в том числе сверстникам;

  • понимание ценности семьи в жизни человека и необходимости беречь доброе отношение между её членами, оказания помощи друг другу;

  • осознание ценности природы не только как источника удовлетворения потребностей человека, но и её значение для развития эстетического восприятия мира и развития творческих способностей;

  • принятие навыков экологически грамотного, нравственного поведения в природе, в быту, в обществе, правил безопасного здорового образа жизни, овладение физической культурой, осознание ответственности за своё здоровье и здоровье окружающих.


^ Метапредметными результатами изучения курса «Окружающий мир»

являются следующие формируемые способности учащихся:


  • организовывать свою деятельность - умение принимать, сохранять учебную задачу и следовать ей в познавательной деятельности; осознавать своё знание и незнание, умение и неумение, продвижение в овладении тем или иным знанием; планировать учебную деятельность; осуществлять контроль и оценку её результатов;




  • осуществлять поиск информации из разных источников знаний и обобщать её; понимать информацию, представленную в разных формах, в том числе изобразительной, схематической, модельной; переводить информацию, принятую в изобразительной, схематической и модельной форме в словесную;




  • осуществлять логические действия анализа, сравнения, обобщения, классификации, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений и выводов;




  • умение наблюдать и сопоставлять, выявлять взаимозависимости, отражать полученную при наблюдении информацию в виде рисунка, схемы, таблицы;




  • овладение начальными формами исследовательской деятельности, способностью к осуществлению поиска необходимой информации для решения учебных задач, в том числе с использованием различных дополнительных источников, включая Интернет (выбор источника информации, извлечение нужной информации, её систематизация, преобразование в удобный вид);




  • умение осуществлять кодирование и декодирование информации в знаково-символической форме.




  • умение вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность в малых и больших группах, осваивая различные способы взаимной помощи партнёрам по общению;


^ Предметными результатами изучения курса «Окружающий мир» являются:


  • усвоение первоначальных сведений и практико-ориентированных знаний о природе, человеке и обществе, о сущности и особенностях изучаемых объектов, процессов и явлений в природной и социальной среде в их органичном единстве и разнообразии;




  • усвоение естественнонаучных, обществоведческих, исторических понятий, необходимых для продолжения образования по курсам естественнонаучных и социально-гуманитарных предметов в основной школе;




  • начнут осваивать научные методы познания окружающего мира: умения наблюдать и исследовать природные объекты и явления; проводить несложные опыты по изучению свойств веществ, пользоваться простым лабораторным оборудованием;




  • научатся видеть и понимать некоторые причинно-следственные связи в окружающем мире, мире природы и культуры;




  • умение пользоваться моделями для изучения строения природных объектов, для объяснения природных явлений.


^ Планируемые результаты освоения программы

по курсу «Окружающий мир»
Раздел «Человек и природа»
Выпускник научится:

• различать (узнавать) изученные объекты и явления живой и неживой природы;

• описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой природы, выделять их основные существенные признаки;

• сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств и проводить простейшую классификацию изученных объектов природы;

• проводить несложные наблюдения и ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы; следовать инструкциям и правилам техники безопасности при проведении наблюдений и опытов;

• использовать естественно-научные тексты с целью поиска и извлечения познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений, создания собственных устных или письменных высказываний;

• использовать различные справочные издания (словарь по естествознанию, определитель растений и животных на основе иллюстраций, атлас карт) для поиска необходимой информации;

• использовать готовые модели (глобус, карта, план) для объяснения явлений или выявления свойств объектов;

• обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, взаимосвязи в живой природе; использовать их для объяснения необходимости бережного отношения к природе;

• определять характер взаимоотношений человека с природой, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, на здоровье и безопасность человека;

• понимать необходимость здорового образа жизни, соблюдения правил безопасного поведения; использовать знания о строении и функционировании организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья.
Выпускник получит возможность научиться:
осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за ее сохранение, соблюдать правила экологического поведения в быту (раздельный сбор мусора, экономия воды и электроэнергии) и в природе;

пользоваться простыми навыками самоконтроля и саморегуляции своего самочувствия для сохранения здоровья, осознанно выполнять режим дня, правила рационального питания и личной гигиены;

выполнять правила безопасного поведения в природе, оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях.
Раздел «Человек и общество»
Выпускник научится:
• различать государственную символику Российской Федерации; описывать достопримечательности столицы и родного края; находить на карте Российскую Федерацию, Москву – столицу России, свой регион и его главный город;

• различать прошлое, настоящее, будущее; соотносить основные (изученные) исторические события с датами, конкретную дату с веком; находить место изученных событий на «ленте времени»;

• используя дополнительные источники информации, находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям наших предков; на основе имеющихся знаний отличать реальные исторические факты от вымыслов;

• оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (семья, общество сверстников и т. д.);

• использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии) и детскую литературу о человеке и обществе с целью поиска и извлечения познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений, для создания собственных устных или письменных высказываний;

• соблюдать правила личной безопасности и безопасности окружающих, понимать необходимость здорового образа жизни.
Выпускник получит возможность научиться:
осознавать свою неразрывную связь с разнообразными окружающими социальными группами;

ориентироваться в важнейших для страны и личности событиях и фактах прошлого и настоящего; оценивать их возможное влияние на будущее, приобретая тем самым чувство исторической перспективы;

наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека в его созидательной деятельности на благо семьи, в интересах школы, профессионального сообщества, страны;

проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договоренности и правила, в том числе правила общения со взрослыми и сверстниками в стенах школы.

Формирование УУД по предмету «Окружающий мир».

Предмет «Окружающий мир» выполняет интегрирующую функцию и обеспечивает формирование у учащихся целостной научной картины природного и социокультурного мира, отношений человека с природой, обществом, другими людьми, государством, осознания своего места в обществе, создавая основу становления мировоззрения, жизненного самоопределения и формирования гражданской личности.

Изучая этот предмет, учащиеся знакомятся с методами познания окружающего мира (наблюдение, эксперимент, измерение, моделирование, классификация и др.); усваивают предметные знания и умения; в то же время происходит и активное формирование целого комплекса личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных учебных действий.

В сфере личностных УУД формируется: умение вести себя культурно, экологически грамотно, безопасно в социальной и природной среде; осознание личной ответственности за здоровье своё и окружающих, уважительное и заботливое отношение к людям с нарушениями здоровья; умение различать государственную символику Российской Федерации, своего региона; находить на картах (географических, политико-административных, исторических) территорию России, город Москву; описывать достопримечательности столицы, особенности некоторых зарубежных стран.

Изучение предмета способствует и формированию регулятивных УУД: осознавать границы собственных знаний и умений о природе, человеке и обществе, понимать перспективы дальнейшей учебной работы, определять цели и задачи усвоения новых знаний, оценивать правильность выполнения своих действий, вносить необходимые коррективы, подводить итоги своей познавательной, учебной, практической деятельности. Особое внимание уделяется развитию способности к постановке (принятию) учеником учебно-познавательных и учебно-практических задач, которые определяются перед изучением раздела, темы, с помощью чтения смыслового блока текста, выполнения заданий перед проверкой знаний и умений в рабочей и тестовой тетради. Планирование учебных (исследовательских) действий ученик осваивает, наблюдая природные и социальные объекты, готовя о них сообщения, выполняя опыты в классе или в домашних условиях, участвуя в проектной работе.

При изучении курса развиваются следующие познавательные учебные действия:

- извлекать информацию, представленную в разной форме (вербальной, иллюстративной, схематической, табличной, условно-знаковой и др.) в разных источниках (учебник, атлас, карта, справочная литература, словарь, Интернет и др.);

- описывать, сравнивать, классифицировать природные и социальные объекты на основе их внешних признаков (известных характерных свойств);

- устанавливать причинно-следственные связи и зависимости между живой и неживой природой, между живыми существами в природных сообществах, прошлыми и настоящими событиями и др.;

- пользоваться готовыми моделями для изучения строения природных объектов, объяснения причин природных явлений, последовательности их протекания, моделировать объекты и явления окружающего мира;

- проводить несложные наблюдения и опыты по изучению природных объектов (их свойств) и явлений, ставя задачу, подбирая лабораторное оборудование и материалы, проговаривая ход работы, описывая наблюдения во время опыта, делая выводы по результатам, фиксируя их в таблицах, в рисунках, в речевой устной и письменной форме.

- работать с информацией: обобщать, систематизировать, преобразовывать информацию из одного вида в другой (из изобразительной, схематической, модельной, условно-знаковой в словесную и наоборот); кодировать и декодировать информацию (состояние погоды, легенда карты, дорожные знаки и др.).

Развиваются и коммуникативные способности учащихся: обогащается их опыт культурного общения с одноклассниками, в семье, с другими людьми; приобретается опыт учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками, осуществляется совместная познавательная, трудовая, творческая деятельность в парах, в группе, осваиваются различные способы взаимной помощи партнёрам по общению, осознаётся необходимость доброго, уважительного отношения между партнёрами.

^ Кла
ссПрограмма курса «Окружающий мир» для 1 класса (66 часов)
Введение в школьную жизнь (7 часов)
Изменения, произошедшие в жизни детей с приходом в школу. Знакомство с классом, рабочим местом, школьными принадлежностями, со школой и пришкольным участком. Правила поведения в классе, в школе, на пришкольном участке. Учебный труд, школьные принадлежности, обязанности ученика, организация рабочего места в школе и дома (порядок, освещение, свежий воздух и др.). Внешний вид и соблюдение личной гигиены. Режим дня младшего школьника.

Разнообразие уроков и их расписание. Особенности интегрированного урока «Окружающий мир» и “Основы безопасности жизнедеятельности”. Условные знаки как источник информации (способ обозначения предметов и явлений окружающего мира, указания способа действия, способ предупреждения и др.).

Дорога от дома до школы, правила безопасного поведения на улице, в транспорте (сигналы светофора, дорожные знаки, знаки «Места для пожилых» и др). Правила культурного поведения в общественных местах и дома, экологически грамотное поведение в природе.

^ Дидактическая игра: “Я – примерный пешеход и пассажир”, “Я – культурный человек”.

Экскурсия по школе и пришкольному участку.
Окружающий мир и его изучение (4 часа)
Как человек познаёт окружающий мир, источники информации о нём. Наблюдения – важнейший способ познания и источник знаний об окружающем мире. Органы чувств как помощники наблюдателя.

Признаки и свойства предметов, определяемые с помощью зрения, слуха, вкуса, осязания. Как сравнивать предметы и объединять в группы (классифицировать).

Качества, необходимые для успешного познания окружающего мира (любознательность, воображение, фантазия, настойчивость, умение размышлять и делать выводы).

Объекты окружающего мира: природные и созданные человеком; живая, неживая природа. Наблюдения объектов и явлений природы.

^ Практическая работа по сбору информации о предметах с помощью органов чувств.
Разнообразие и красота растений (12 часов)
Многообразие растений и сред их обитания. Строение растений (корень, стебель, лист, цветок, плод, семя), их изображение на рисунке, схеме, модели. Растения – живые существа. Условия, необходимые для их роста и развития (влага, тепло, воздух, свет).

Дикорастущие деревья, кустарники, травянистые растения; их отличительные признаки. Хвойные и лиственные деревья. Разнообразие кустарников и травянистых растений.

Как человек использует древесину, как беречь эти изделия. Экономное расходование бумаги, повторное использование бумажных отходов. Ягодные кустарники и кустарнички; ядовитые ягоды. Правила сбора ягод. Лекарственные растения, их целебные свойства и использование. Растения родного края (пришкольного участка, парка, леса) и удивительные растения мира.

Значение растений в природе и жизни человека, бережное отношение к ним. Необходимость сохранения видового многообразия дикорастущих растений. Красная книга России. Растения родного края и мира, занесенные в Международную Красную книгу.

Культурные растения, чем они отличаются от дикорастущих, где и как выращивают культурные растения, что из них изготавливают. Разнообразие растений сада, огорода, поля. Хлебные растения. Труд хлебороба. Уважительное отношение к хлебу.

Декоративные и комнатные растения, их разнообразие и правила ухода за ними.

^ Практические и творческие работы: дидактическая игра «Узнай растение»; уход за комнатными растениями; зарисовка растений, моделирование их строения.

Экскурсия на пришкольный участок.


Разнообразие грибов (6 часов).
Многообразие грибов. Условия, необходимые для их роста и развития. Строение шляпочного гриба (грибница, плодовое тело, шляпка, ножка), пластинчатые и трубчатые грибы. Съедобные, несъедобные и ложные грибы. Опасность отравления ядовитыми

грибами. Правила сбора шляпочных грибов. Другие виды грибов (дрожжевые, плесневые и др.). Значение грибов для природы, их использование человеком.

^ Практические и творческие работы: рассматривание муляжей грибов; лепка, рисование или моделирование грибов.

Рубежная административная контрольная работа по теме “Растения и грибы”.
Разнообразие и красота животных (30 часов).
Многообразие животных: внешний вид, среда обитания, способы питания и защиты. Условия жизни животных (вода, воздух, тепло, пища). Их взаимосвязь с растениями (пища, кров, защита).

Признаки, по которым животных объединяют в группы (строение тела, кожный покров, размножение). Разнообразие млекопитающих, птиц, насекомых, рыб, пресмыкающихся, земноводных. Существенные признаки этих групп животных. Краткая характеристика видового разнообразия (особенности строения тела, размеры, окраска, образ жизни, среда обитания). Наиболее распространённые животные разных групп, обитающие в родном крае, бережное отношение к ним. Правила безопасного поведения при встрече с разными животными.

Значение животных в жизни человека. Домашние и дикие животные. Наиболее распространённые домашние животные, выращиваемые в родном крае.

Причины исчезновения некоторых видов животных. Забота человека о сохранении многообразия животных. Заповедники, заказники, зоопарки. Красная книга животных. Животные родного края и мира, занесённые в Международную Красную книгу.

^ Наблюдения, практические и творческие работы: наблюдения

за повадками и образом жизни диких и домашних животных; домашних питомцев. Конкурс “Мой аквариум”.

Экскурсии: в зоологический музей (в зоопарк, в цирк зверей, в зоомагазин).

^ Проверочная работа по теме “Разнообразие групп животных”.

Итоговая административная контрольная работа по теме “Животные”.
Творения людей вокруг тебя (7 часов).

Вторая жизнь дерева, деревянные изделия, окружающие человека; музеи народного творчества, прикладного искусства; коллекционирование, оформление двора, пространства вокруг дома (детские площадки, клумбы); памятники архитектуры родного края, творения зодчества, усадьбы и храмы, красота, которую создал человек.

Экскурсии: исторические музеи, музеи зодчества, прикладного искусства;

^ Наблюдения, практические и творческие работы: рисунки, поделки, посвящённые оформлению территории пришкольного участка.
В результате усвоения содержания курса «Окружающий мир» в 1 классе ученик должен знать:

– правила культурного поведения в школе, в общественных местах, в транспорте; правила безопасного перехода улиц, поведения у водоёма, при встрече с опасными животными; правила экологически грамотного поведения в природе;

– растения, грибы, животные – живые существа, свойства живых существ, условия, необходимые им для жизни, приспособляемость к среде обитания;

– существенные признаки (внешние) изучаемых групп объектов окружающего мира, растений, грибов, животных;

– 2–4 представителя изучаемых систематических групп объектов живой и неживой природы, изделий человека, растений, грибов, животных, наиболее распространённых растений и животных родного края;

– представителей лекарственных и ядовитых растений, грибов, опасных животных, обитающих в родном крае;

– способы сохранения многообразия живых существ, представителей растений и животных, обитающих в родном крае, занесённых в Красную книгу.
понимать:
– в окружающем мире огромное разнообразие живых существ, и каждое из них не только красиво, но и полезно природе и человеку; среди растений, грибов, животных есть опасные для жизни человека;

– важно сохранить разнообразие растений, грибов, животных, бережно и заботливо относиться к ним;

– многообразие предметов окружающего мира можно классифицировать, распределять на группы по существенным признакам;
уметь:
– различать объекты природы и изделия человека; объекты живой и неживой природы; дикорастущие, культурные, комнатные растения; деревья, кустарники и травянистые растения; хвойные и лиственные деревья; домашних и диких животных, млеко-

питающих, птиц, рыб, насекомых, земноводных, пресмыкающихся; наиболее распространённые растения и животных своей местности, ядовитые растения, грибы;

– описывать растения, грибы, животных, называя их отличительные признаки, особенности их внешнего вида, среду обитания и приспособленность к ней;

– сравнивать растения, грибы, животных, предметы окружающего мира, называя их сходства и различия;

– определять принадлежность растений, грибов, животных к конкретным систематическим группам по существенным признакам;

– наблюдать объекты окружающего мира, выделяя их внешние отличительные признаки: форму, размер, цвет, особенности строения, среду обитания; вести простейшие наблюдения за животными и растениями;

– осуществлять поиск учебной информации из рассказа учителя, рисунка, учебного текста, литературного произведения, модели и др.;

– представлять результаты учебно-познавательной деятельности в разных формах (аргументированный ответ на вопрос, рисунок, условное обозначение, простая модель, описание изучаемого предмета по предложенному плану, в дидактической игре);

– формулировать и обосновывать правила экологически грамотного и безопасного поведения в природе и обществе;

– создавать творческие работы на заданную тему (рисунки, аппликации, модели, небольшие сообщения);

– оценивать свою деятельность (успех, неуспех, ошибки, умение сотрудничать, принимать мнения и варианты решения одноклассников), высказывать свои суждения, предположения, аргументы.


использовать приобрётенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
– определения наиболее распространённых в своей местности ядовитых растений, грибов и опасных животных;

– обеспечения безопасности своей жизни;

– ухода за комнатными растениями и растениями пришкольного участка, домашними животными, животными живого уголка;

– проведения наблюдений объектов живой природы, за деятельностью людей с целью оценки их положительного и отрицательного воздействия на природу;

– выполнения правил безопасного и экологически грамотного поведения в природе и обществе, укрепления своего здоровья, охраны природы.

  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая учебная программа по предмету «Окружающий мир» 1-2 классы iconРабочая программа По окружающему миру 2класс умк «Перспектива»
Рабочая программа курса «Окружающий мир» для 2 класса на 2010 – 2011 учебный год составлена на основе стандарта начального общего...

Рабочая учебная программа по предмету «Окружающий мир» 1-2 классы iconРабочая учебная программа по предмету «Литературное чтение» для обучающихся
Рабочая учебная программа маоу сош3 уиоп г. Усинска по предмету «Литературное чтение» для обучающихся начальных классов составлена...

Рабочая учебная программа по предмету «Окружающий мир» 1-2 классы iconРабочая учебная программа Литература (базовый уровень) 10 11 классы Пояснительная записка
Рабочая учебная программа по литературе составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного)...

Рабочая учебная программа по предмету «Окружающий мир» 1-2 классы iconПояснительная записка предлагаемая Рабочая учебная программа составлена...
Рабочая учебная программа предназначена для 5 9 классов общеобразовательных учреждений при обучении английскому языку по умк «Английский...

Рабочая учебная программа по предмету «Окружающий мир» 1-2 классы iconРабочая программа по предмету «Русский язык» для 2 класса
Данная рабочая учебная программа по учебному предмету Русский язык в начальной школе составлена на основе следующих документов

Рабочая учебная программа по предмету «Окружающий мир» 1-2 классы iconРабочая программа по предмету «Искусство (музыка)» 5 класс
Рабочая программа по предмету «Музыка» для 5 класса образовательных учреждений составлена в соответствии с Федеральным государственным...

Рабочая учебная программа по предмету «Окружающий мир» 1-2 классы iconРабочая программа учителя Наумовой Л. Д. разработана на основе авторской...
Рабочая программа учителя Наумовой Л. Д. разработана на основе авторской программы «Окружающий мир» Н. Ф. Виноградова, Москва: «Вентана-Граф»,...

Рабочая учебная программа по предмету «Окружающий мир» 1-2 классы iconРабочая программа по курсу «Окружающий мир»
Примерной программы начального общего образования, авторской программы А. А. Плешакова «Окружающий мир», утвержденной мо РФ (Москва,2006)...

Рабочая учебная программа по предмету «Окружающий мир» 1-2 классы iconРабочая программа учебного предмета «Окружающий мир»
Умк «Перспективная начальная школа», авторской программы Федотовой О. Н, Трафимовой Г. В., Трафимова С. А. «Окружающий мир» образовательной...

Рабочая учебная программа по предмету «Окружающий мир» 1-2 классы iconУрок-конференция по предмету окружающий мир в 4 классе на тему: «Экология Волгоградской области»
Номинация конкурса: Педагогические идеи и технологии Название работы: «Урок-конференция по предмету окружающий мир в 4 классе на...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
lit-yaz.ru
главная страница