Скачать 44.9 Kb.
|
Содержание Поэт, природаЭто весенняя лаборатория, очень современная, все процессы совершаются прямо на глазах. |
Урок литературного чтения в 4 классе по системе развивающего обучения Л.В.Занкова Учитель Зленко И.А. МОУ СОШ №13 г.Новотроицка. Оборудование: -На доске: «Поэт, природа и время» Н.Некрасова «Весна» Н.Заболоцкий «Весна в лесу» Закрыт эпиграф «Поэт всегда дитя своего времени. Это человек, влюблённый в мир Природы» Словарь: /закрыт, открывать постепенно/ Н.Т.П. /научно-технический прогресс/ - развитие науки и техники. Лаборатория – отдел, где проводятся научные и технические опыты. Колба – лабораторный стеклянный сосуд. Штудировать – тщательно изучать Т.С.О. /магнитофон/ - А.Вивальди «Весна» Наглядность: иллюстрация грача, подснежников. Цель: Воспитывать внутренний мир ребёнка как в общегуманитарном направлении (это философское, социокультурное, нравственное, экологическое развитие), так и в художественном плане, эстетически; способствовать превращению ученика в со-творца произведений художественной культуры. Задачи:
I Сообщение темы урока: Дети читают хором с доски. У. - Кого называют поэтом? Д.(автор стихотворных произведений, человек, способный видеть прекрасное, поэтически выражает своё отношение к окружающей жизни) У. - Как поэт связан с природой? Д. (он её наблюдает, впитывает каждую подробность, пытается отразить в своих стихах). У. - Какое влияние оказывает время на поэта? Д. (время властно заявляет о себе через те предметы, которые являются современными на данном этапе). У. Сегодня мы познакомимся со стихами Ксении Некрасовой «Весна» и Николая Заболоцкого «Весна в лесу». -Почему они помещены в главу «^ и время»? ![]() ![]() ![]() Это понятно могут затрудниться II Сообщение цели урока: У. Эпиграфом к уроку у нас будут следующие слова: (открыть – читает ребёнок). У. На примере двух стихотворений мы попробуем проследить, как в восприятии поэтов тесно переплетены два мира: вечный мир Природы и быстро меняющийся мир создаваемый человеком – мир техники. III Проверка домашнего задания: Опрос по одному человеку от ряда (дети сами его выбирают) – оценивает класс. Дети читают стихи А.Вознесенского и Н.Асеева IV Знакомство со стихотворением «Весна» У. – Можете доказать, что это стихотворение написано человеком XX века – века научно-технического прогресса? А что такое научно-технический прогресс? Д. пытаются найти сами ответ, а после обратимся к словарю. У. Посмотрим, как К.Некрасова смогла в маленьком стихотворении уместить «два мира»: 1. Читает учитель 2. Читают дети хором с параллельной постановкой логических ударений и пауз. У. – Что можно сказать о рифме? У. – Как рифмуются последние 4 строчки? Д. (никак) У. – Это влияет на интонацию? Д. (надо читать тихо, но приказным тоном). 3. Чтение хором с интонацией, а затем индивидуальное чтение 1-2 учащимися. Физминутка: V Работа над текстом: У. Какие образы – олицетворения придумала К.Некрасова, чтобы рассказать нам о весне? ![]() Босоногая берёзовая роща (всплеснула голыми веточками рук и разогнала грачей, чтобы они своим криком не сбили показания нежных и точных приборов). Образ самой природы (расставила у берёз свои приборы – подснежники, которые должны фиксировать приход весны). У. - Почему роща названа «босоногой»? Д.(Земля ещё голая, сырая, на ней нет травки, которая могла бы укрыть ножки берёз). Вывод: вопросы учебника стр.137 Н.Чуракова «Литературное чтение» 2003 г. - Как поэтесса выражает своё глубокое преклонение перед миром ПРИРОДЫ? (через образ прохожего) - Как поэтесса обнаруживает, что она живёт в век технического прогресса? (через сравнение подснежников с точными приборами). VI Знакомство со стихотворением «Весна в лесу». У. Прочитайте самостоятельно, при этом подумайте, как здесь век научно-технического прогресса влияет на поэта; найдите рифму. После самостоятельного чтения: У. - Какой рифмой пользуется автор? Д. (перекрёстной) У.- Значит, как будем читать это стихотворение? Д. (весело, энергично) У. - Какие слова были непонятны в процессе прочтения? /вызвать 9 человек к доске, они будут читать по куплету/ VII Работа над текстом: У.- Тебе понравилось это стихотворение? У.- Какой из его образов (грач и зайцы) ты представляешь лучше всего? У.- Как лирический герой воспринимает природу весной? (если не смогут ответить, см. подсказку в учебнике на стр.139) Подвести детей к верному ответу: ^ Это её ежегодное обновление. Далее читают хором I часть. Ещё это сказочный образ весенней природы. Это её вечность, овеянная легендами, сказками, поверьями. Далее читает II часть учитель. VIII Музыкальная пауза «Весна» А.Вивальди (не сообщать детям) У.- Вы сейчас прослушаете музыкальный фрагмент. /звучит музыка/ У. – Что представляете? К какому стихотворению она подходит? В какое время была написана эта музыка в XX веке или ранее? (Дети рассуждают) Справка: Антонио Вивальди итальянский композитор, скрипач – виртуоз – 280 лет назад написал цикл «Времена года» IX Игра воображения: У. – Если поэты представляют растения колбочками, землю тетрадкой, по которой ходит грач – врач, то попробуйте сами живую и не живую природу перевоплотить в предметы, которые нас окружают. /солнце – обогреватель, или лампочка; Ветер – вентилятор; Дождь – душ, или моющий пылесос; Эхо – телефон, или микрофон;- Гром – взрыв; Птицы в лесу поют – природа включила свой магнитофон. XX Подведение итогов: У. Понравилась работа на уроке? У. Чем запомнится этот урок? Оценить активных детей. Дать домашнее задание читать эти стихи с выражением. |
![]() | Урок литературного чтения в 3 классе по программе Н. А. Чураковой в системе развивающего обучения Л. В. Занкова | ![]() | Тимофеева Елена Ивановна, учитель начальных классов моу сош №38. Разработка урока литературного чтения по учебнику Н. А чураковой... |
![]() | Валеева Эльза Альфритовна, мобу сош №10 г. Нефтекамск рб, учитель начальных классов | ![]() | Мы с вами не раз на наших уроках обращались к теме природы. И сегодня наш урок внеклассного чтения посвящён теме природы: «Природа... |
![]() | Рассмотреть состав числа 10 из двух слагаемых в виде столбчатой диаграммы; создать условия для последовательного выполнения нескольких... | ![]() | Л. В. Занкова моу «Гимназия г. Вольска», моу «Лицей г. Вольска», моу «сош №6 г. Вольска», моу «сош №16 г. Вольска» |
![]() | Показать учащимся, что каждого человека: поэта, художника, читателя, наблюдателя волнуют вечные истины : красота природы, невозможность... | ![]() | Урок литературного чтения по развивающей системе Л. В. Занкова «Фантазия и реальность» |
![]() | Щербинина Элеонора Владимировна, учитель начальных классов моу оош №7г. Белово Кемеровской области | ![]() | Методические рекомендации: данную работу можно использовать на уроке литературного чтения в 1 классе по программе ро л. В. Занкова... |