Динамика лирического героя




Скачать 51.13 Kb.
НазваниеДинамика лирического героя
Дата публикации09.01.2014
Размер51.13 Kb.
ТипДокументы
lit-yaz.ru > География > Документы

Мугинова Валентина Николаевна 219-820-707



Динамика лирического героя.

Мастер-класс, Мугинова В.Н., учитель русского языка и литературы.
Лирика – музыкальный волнующий Буквально произносимый под звуки музыкального инструмента (лиры). Лирика не изображает событий взаимоотношений людей, их поступки.

В лирическом произведении отсутствует сюжет.

В лирике находят воплощение личные (субъективные) переживания, построения чувства и мысли человека, его отношения к людям, к окружающей природе в целом.

Лирика – самый субъективный (личный) и эмоциональный род литературы.

Лирические произведения пишутся стихами – (Почему?)

Ритмы сердца биологические ритмы, природные. Они наиболее точно передают душевное состояние человека тончайший отношений его переживаний.

^ И. Северянин В парке …

Ценность лирических произведений в том, что в них отражаются характерные типичные переж ивания, понятные и близкие большинству людей.

^ А. Решетов Мы в детстве …

Лирический герой – условный субъективный образ, посредством которого автор выражает свое отношение к людям, окружающей природе, миру в целом.

Поэт ≠ лирический герой.

Поэт (автор) не равен лирическому герою.

Пушкин умел облагородить самую обыкновенную прозаическую реальность, умел обнаружить таящуюся в ней красоту.

Лирическое я связано со временем, с образом обстоятельств.

I Задание

Проанализировать стихи

А.С. Пушикина Как они связаны со временем,

М.Ю. Лермонтова историческими событиями,

^ И. Северянина обстоятельствами?

II. Чтение стихов. А. Межирова Коммунисты, вперед!

Сталинская модель жизни воплощена поэтически. Все стихотворение создает цепочку борьбы, боев, испытаний как нормальный образ мира.

Модель жизни – цепь испытаний, мирная жизнь как испытание.

Коммунисты – образ собирательный, создан для того, чтобы им можно пожертвовать ради идеи. Это поэтизируется как норма жизни. Создается концепция человека – винтика. Человек – материал истории, им можно жертвовать ради идеи.

Образ напряжения сил – модель сталинской действительности.
А. Межиров, Что же ты плачешь, старая развалина?

Это стихотворение – исповедь. Обращение к близкому человеку Герою невыносимо одиночество. Жизнь прошла – вера рухнула.

У героя нет ничего своего, он подводит итоги жизни – идея рухнула, а личного не осталось.

^ Ах, какими были б мы счастливыми …

III. Динамика в образе лирического героя приходит с меняющимся временем.

А. Вознесенский «Гойя» 1959 г.

голос

Я горе

горло

Гойя

Меняется модель мира. Я отождествляется с испытаниями, которые прошла страна.

Человек выражает и становится равным миру. Мир его дом, его мастерская (элементы Базаровщины).

Я - горло испытания страны, они

- горе были моими.
Я – голос. хочу об этом заявить, это

все во мне.

Я Гойя - наследник мирового искусства.

Создан образ мира, который строится, соответствует историческим событиям.

1961 г., октябрь 22 съезд партии. Принята программа строительства коммунизма.

Коммунизм представлялся как ближайшее будущее. Оставалась философия скачка – раз и сделаем.
IV. 1964 г. – 1969 г. Модель мира меняется, возникает ощущение тревожности, не уютности. Связано с событиями в Чехословакии, Пражской весной.

Стихи: Идут белые снеги …

Я буду скакать по холмам

Задремавшей отчизны …

Плач по двум нерожденным поэмам
Каким показан образ мира – модель мира

Какова тональность лирического героя?
^ Убил поэмы – убил в себе творческое начало, на что способен. Он раскручивает как драму жизни, мы губим в себе самое лучшее.

«Тому, кто пронес огонь сквозь потраву …

Жизнь как повседневность становится препятствием лучшего, на что способен человек.
V. Возникает тихая лирика. Жигулин, Рубцов, Прасолов, Шкляревский,

Возникает новый тип героя, погруженного в быт, имеющий малую родину, систему привязанностей (родители, дом, школа, кладбище), В сельском укладе находит личное счастье. Это норма тихой лирики.

Н. Рубцов первым почувствовал драму времени.
Анализ по группам стихов

«Поезд» «Зимняя ночь».

Создается символическая картина поезда. Есенин смотрит со стороны, а лирический герой Н. Рубцова сам в поезде.

Вырывается из дебрей мироздания, в то же время приземлен: (подобрал меня у сарая).

Несущейся поезд – вся наша жизнь. Явленья без названия – предзнаменование драматических изменений. Все мы в этом поезде. Никто не может выскочить.

^ Но довольно … - человек должен задуматься, куда мы мчимся, какое может быть крушенье, если столько в поезде народу?

Внутренний драматизм – куда мы мчимся. Это убеждение поэтического я.

«Зимняя ночь»

Мир бурана – тема пушкинской метели, драмы, крови, мести.

Лирический герой принимает прохожего, кому-то тоже страшно, неуютно. Мир пытается прорваться в дом. Герой чувствует себя тревожно, незащищенно.

Позиция героя – связь с миром, герой открыт его тревогам.

Тревожность мира чувствовали все крупные поэты, разного житейского, военного, профессионального опыта.
VI. Анализ стихов.

^ Ю. Кузнецова «Атомная сказка»

В. Высоцкого Мосты сгорели …

Берется сказочный сюжет. Сказка выражала нравственные ценности.

Иванушка-дурачок – положительный герой Царевна-лягушка – представитель природы.

Герой покусился на основы жизни и действительно стал дурачком.

Это причта. Вроде бы нет лирического героя. В притчевости – противоречие авторской позиции. Он отстранен от всего. Это состояние современного сознания того времени. Обозначается драма жизни.

Совпадает с общественным движением предперестроечных и перестроечных времен.

^ Где же выход?

Первый путь – это противопоставление маразму жизни. Это своего рода вариант романтического противостояния.

Анализ стихотворения Ю. Кузнецова «Стихия».

Обыватели – стадо свиней, ничего не хотят видеть дальше обыденности, боятся стихии, перемен. Поэт противостоит этому, но он одинок.
Анализ стихотворения ^ А. Макаревича «Слишком короток век».

Философское восприятие мира, личная грусть прожитой жизни, прощение всего. Не судите, да не судимы будете.

Это второй путь.

Путь тихого тайного протеста в себе за счет личного индивидуального контакта с миром. Уход в широкое философское пространство.
Третий путь.

Путь молодежной поэзии. Это противостояние маразму жизни, обретение духовной свободы. Будущее рождается в современности.

^ Это группы Б. Гребенщикова «Аквариум», «Наутилус», «Кино».

Однако поэзия молодых - это поэзия кризиса. В современной жизни нет определенной позитивной программы, на которую можно опереться. Все грамотны, но есть кризис гармонии.

Если можешь, звонишь в Неаполь,

Если хочешь, звонишь в Магадан.

Хорошая штука – телефон.

Связь искусственная, сам выбираешь, что тебе нужно, свое движение. Это модель современного мира. Идеологического, жизненного движения нет. Может быть это и хорошо.

Все игра, а мы должны

Придти в мир, где нет правил.

Важен поиск контакта – мы все вместе сможем стать другими.
Вот таким может быть анализ поэтических текстов в соответствии с историческими реалиями времени.



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Динамика лирического героя iconТатарская литература тюменского региона: история и современность
Охватывают мгновенное, сиюминутное переживание лирического героя

Динамика лирического героя iconРоман в стихах А. С. Пушкина «Евгений Онегин»
Особенности характера лирического героя в ранней лирике М. Ю. Лермонтова

Динамика лирического героя iconУчебно-методический комплекс открытого урока по литературе на тему...

Динамика лирического героя iconСамоидентификация лирического героя В. Ф. Ходасевича в европейском социуме
Магистрант Пермского государственного национального исследовательского университета, Пермь, Россия

Динамика лирического героя iconВсероссийский интернет-конкурс педагогического творчества Номинация...
Научить читать их выразительно, формировать умение понимать настроение лирического героя

Динамика лирического героя iconОбраз лирического героя в народных песнях и его типы кандидат филологических наук Раджабов Д. З
Доцент кафедры узбекской филологии Бухарского государственного университета, Узбекистан, Бухара

Динамика лирического героя iconЭволюция лирического героя в лирике Набокова
Это строфа из стихотворения «Слава», которое Набоков написал о себе, но, к счастью, это предсказание не сбылось

Динамика лирического героя iconПримерный план анализа стихотворения
...

Динамика лирического героя iconТы жива еще, моя старушка?
Искренний, доверительный тон обращения лирического героя к матери подчеркивается использованием слов, выходящих за пределы литературной...

Динамика лирического героя icon«весна-красна»
Цель: научить отличать музыкальные звуки от шумовых, различать «краски» музыки (лад, темп, ритм, динамика и т д.), дать понятие о...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
lit-yaz.ru
главная страница