Литература. Класс: 6 Тема урока : Родная природа в стихах русских поэтов 20 века. Н. А. Заболоцкий «Журавли»




Скачать 134.83 Kb.
НазваниеЛитература. Класс: 6 Тема урока : Родная природа в стихах русских поэтов 20 века. Н. А. Заболоцкий «Журавли»
Дата публикации24.01.2014
Размер134.83 Kb.
ТипУрок
lit-yaz.ru > География > Урок
Методическая разработка учебного занятия

Предмет: литература. Класс: 6

Тема урока: Родная природа в стихах русских поэтов 20 века.Н. А. Заболоцкий « Журавли»

Место и роль урока в изучаемой теме: урок № 57 в теме « Литература 20 века»

Тип урока: комбинированный, интегрированный, исследовательский. Анализ литературного произведения

Цель урока: 1. Создать условия для формирования понятия отношения человека и природы;

2. Познакомить с изображением мира родной природы в поэзии;

3. Выявить способы создания поэтического мира;

4. Воспитание духовно – нравственных качеств личности через оценку образов стихотворения.

Задачи:

1.Совершенствовать анализ поэтического произведения.

( определять тему, идею, значение заголовка, уметь находить средства художественной выразительности,

понимать их роль в стихотворении.);

2. Уметь выразительно читать;

3. Развивать умение работать в группе4

4. Создавать условия для творческого развития личности.

^ Этап урока

Время

Содержание

учебного

материала

ФОУД

Деятельность

учителя

Деятельность

обучающихся

Мотивация


2мин

Удивительная страна – поэзия.

Она позволяет увидеть первую краску рассвета,

Услышать трепетные звуки леса, проникнуть

в самые потаенные уголки души, пережить

чувство радости и сжаться от боли. Сегодня мы откроем

мир поэзии Н.А. Заболоцкого, войдем в его мастерскую

художника слова и насладимся красотой и мудростью

поэзии.

Сопереживание.

развитие

эмоций

Включение записи

« Голоса птиц»,

« Журавлиный клик».

На этом фоне

вступительное

слово.

Запись

Темы урока

^ Индивидуальное задание

2мин

Рассказ ученицы о поэте

Н.А. Заболоцком

http://snegirev.ucoz.

ru/index/ nikolaj_zabolockij biografija/0-598

Творческая работа

Интерес к судьбе и творчеству.

Монологический ответ


- на карте поэзии обозначим открытую нами поэтическуювезду

Рисуют звезду, внутри которой

Пишут фамилию имя, отчество, годы жизни поэта




2мин

Чтение стихотворения

« Журавли»

http://www.staroeradio.ru

/audio/17464

Эмоциональное

Восприятие.

Умение вести

Диалог.

Воспитание любви к природе

Включение музыки П.И.

Чайковского. Цикл «Времена года». « Весна».

Чтение стихотворения

Активное слушание.

Обмен впечатлением:

- Понравились стихи?

^ Создание проблемной ситуации


1мин.

- Я рада, что стихи понравились, а как они создаются, что вызывают эмоциональный отклик у нас, читателей?

Решение проблемы

Определение

Противоречия:

Стихи нравятся –не могу объяснить, как созданы

-Чтобы решить поставленную проблему, давайте исследуем текст стихотворения, создадим по нему диафильм.Для этого разделимся на 3 группы

-1 группа-режиссеры- определяют замысел кадра

-2 группа - художники-рисуют

рисуют.3группа

лингвисты выбирают строку для подписи кадра

Поиск ответа

-Поэт создает мысли

словами

- слова должны быть

в рифму

-Слова должны

вызывать чувства.

-Тогда они интересны

^ Групповая исследовательская

работа


15 мин.

1.Вылетев из Африки в апреле

К берегам отеческой земли,

Длинным треугольником летели,

Утопая в небе,

журавли

2.Вытянув серебряные крылья

Через весь широкий небосвод,

Вел вожак в

долину изобилья

Свой немногочисленный народ.

3. Но когда под крыльями блеснуло

Озеро, прозрачное насквозь,

Черное зияющее дуло

Из кустов навстречу поднялось.


4. Луч огня ударил в сердце птичье,

Быстрый пламень вспыхнул и погас,

И частица дивного величья

С высоты обрушилась на нас.

.

5.Два крыла, как два огромных горя,

Обняли холодную волну,

И, рыданью горестному вторя,

Журавли рванулись в вышину.

6.Гордый дух, высокое стремленье,

Волю непреклонную к борьбе -

Все, что от былого поколенья

Переходит, молодость, к тебе.

7.А вожак

в рубашке из металла

Погружался медленно на дно,

И заря над ним образовала

Золотого зарева

пятно


Групповая

исследовательская

деятельность, анализ

текста, ответы на вопросы,

повторение

теории литературы

Понятия

«Эпитет»


повторение понятия

« метафора».

Повторение

понятия

пейзаж.

Развития ответственности

За других

Роль лидера

Повторение

Понятия

« Антитеза».

Повторение

Антонимов.

Развитие представления,

Образного мышления

Знакомство

С понятием «Инверсия»
Знакомство

С понятием

« перифраза»

Наблюдение

Сравнение.

Повторение частей речи.

Развитие речи-

Обозначение одного понятия

разными словами и

образными

выражениями

Развитие эмоций:

Сопереживание, состраданий
Повторение

Понятия

« Аллитерация»

Звукопись.

Повторение

« Фонетики»

Знакомство

С понятием «Градация».

Повторение

Однородных членов.

Воспитание

нравственного идеала

Синтез, обобщение

Развитие воображения

Подбор цитат.

Обобщение

Синтез

._ обратимся к 1 строфе. Куда летят журавли? Почему каждый год, преодолевая огромное расстояние, птицы

возвращаются домой? Какое прилагательное под-

черкивает это стремление? Каким синонимом его можно заменить? Какое художественное средство не только обозначает признак, но и

передает эмоции

Демонстрирует презентацию

1слайд

.- Обратимся ко 2 строфе. Почему автор употребляет

метафору «блеснуло»?
-Как летели журавли?

-Какое слово употреблено в

переносном значении?

-Какую роль оно играет?

-Как называется в литературе?
Демонстрирует презентацию

2 слайд

« метафора»
-Обратимся к 3строфе. Почему автор употребляет

метафору ««блеснуло?»

-- С какой строки меняется настроение стиха?

-Как называются слова с противоположным лексическим

значением?

Демонстрирует презентацию

3слайд

В литературном произведении могут противопоставляться не отдельные слова, но и мысли, и чувства

- Прочитайте первую строку следующей строфы.

– Какой частью речи является слово?

- Вспомните словосочетание существительного и прилагательного.

- Где обычно стоит прилагательное? « Добрые дела, хорошие поступки».

- А почему автор намеренно меняет порядок?

слайд

_ Инверсия – обратный порядок слов, придающий речи взволнованность


Автор по- разному называет образ «Вожак»,

« птица»

- А каким словом называет его автор?

5слайд

« Аллитерация»

–Чувства читателя обостряются.

-Какое существительное передает состояние лирического героя?

- Нет ли здесь ошибки?

- Ведь существительное «горе» употребляется только в единственном числе

- Для чего это нужно автору? –Следующие 2 строки передают переживание, которое мы даже можем услышать…

- Какие звуки можем услышать…

- Какие звуки повторяются

в этой строфе? -Этот прием создает ощущение плача по убитой птице

– Казалось бы, логически содержание стихотворения закончилось, но оно имеет продолжение…

- Какие качества вожака остались в памяти?

- Каким предложением они передаются?

-Какое из них самое сильное?

6слайд

« Градация»
–Последняя строфа звучит торжественно, величаво.

-Почему?

-Какой образ возникает?


-Возникает тема преемственности поколений
Вот так от полета журавлей в небе к взаимоотношению человека и природы, от преемственности поколений к вечному обновлению жизни и памяти ведет нас мысль автора



Режиссеры:

Замысел- передать стремление вернуться

на Родину, им нравится ощущение

полета.

Художники:

Синее небо,

Белые журавли,

Летящие клином.

Лингвисты:

« К берегам Отеческой земли»

Режиссеры:

Замысел – показать,

как летели. Впереди летел опытный

журавль- вожак, так безопаснее, он защищал от напора

воздуха слабых, знал, куда лететь.

Художники:
^

Крупным планом


Рисуем журавля

С широким размахом

Крыльев.

Лингвисты:

« Вел вожак

… свой немногочисленный народ»


Режиссеры:

Главное в кадре – передать зло, то, как Родина выстрелом встретила счастливых птиц. Убийство произошло подло, из-за кустов, намеренно выслеживали

Журавлей.

Художники:

Сверкающее озеро,

Черное дуло, зеленые кусты

Охотника нет, он прячется. Возможно

Стыдится.

Лингвисты:

« Черное зияющее

дуло из кустов

навстречу поднялось»
Режиссеры:

Замысел – передать взволнованность

автора читателю,

птицам так же больно, как и людям. Одно мгновенье и нет прекрасного создания

природы.
^

Художники –


Голубое небо,

Падающий журавль,

Стремительно летящий к земле.

Лингвисты:

« Частица дивного величья

С высоты обрушилась

На нас».

- Повторяются звуки Р, «горя, огромных, рыданию, вторя, рванули»

режиссеры:

-В этом кадре

главное

создать состояние страдания

природы, передать испуг птиц.

Художники:

На переднем плане

На синей воде

белые крылья.

На дальнем плане –

Летящие журавли

Прямо к солнцу.

Лингвисты:

« Журавли рванули

в вышину»


  • Однородные члены

Режиссеры:

Этот кадр передает

силу духа, смелость

гордых птиц,несмотря ни на что, они продол

жают полет.

Художники:

Можно повторить 1 кадр,

Но в стае на одну птицу меньше,

А вожаком стал молодой журавль.

Лингвисты:

« Гордый дух,

высокое стремленье, воля, непреклонная к борьбе»

Образ богатыря

защитника Отечества, образ которого олицетворяет памятник.

- Сама природа становится в почетный караул:

« Заря образовала золотого зарева пятно.»

Режиссеры:

Последний кадр

Должен передать

память,благодарность,

вожаку, принявшему на себя смерть во имя других.

Художники:

Берег озера,

Памятник вожаку. Как напоминание

Бережного

Отношения к природе

Лингвисты:

« Заря образовала золотого зарево пятно»


Физкультминутка

1 мин.

^ Игра: Летают – не летают

Стрижи –3 взмаха руками;

Лягушки – стоят

Дрозды –летают

Ласточки- летают

Синицы –летают

Игра « Гнездо»- «вода»

Если птица потягиваемся, заглядываем в гнездо. Если рыба, склоняемся вниз, рассматриваем воду











Индивидуализированное

задание.




3 мин.






Анализ стихотворения в единстве

Формы и содержания


Анализ стихотворения


^ Групповая творческая

работа


5мин мин




Сравнение 2 видов искусств,

Работа с бумагой,

Проектная

деятельность

Журавли – символ жизни. После атомной бомбардировки японских городов

Херосима и Нагасаки облученные дети

считали, что если сделать тысячу журавликов, то можно спасти себе жизнь. По всему миру началась акция в поддержку японских детей, чтобы вселить веру в жизнь….

1группа – из бумаги создает журавлиный клин и с помощью магнитов выкладывает на доску.

2 группа – сопоставляет стихи Заболоцкого и Расула Гамзатова «Журавли»

3группа – создает проект памятник журавлю

Обобщение

Представление результатов работы

5мин


http://muzofon.com/

/%D0%BF%D0

%B5

%D1%81%D0%

BD%

D1%8F%20%D0

%B6

%D1%83%D1%80%

D0%B0%D0%B2%

D0%BB%D0%B8

. http://21429s03

.edusite.ru/p104

aa1.html

Монологический ответ


1 группа выкладывает на доске клин журавлей

2 группа: в том и другом произведении

звучит память о мужественных, сильных духом журавлях и солдатах, защищающих от зла планету, напоминают что нет ничего ценнее жизни на Земле.

3 группа:

Проект: памятник на берегу озера, На голубом треугольном постаменте( символ клина) белый журавль в полете: изгиб шеи и поднятый клюв олицетворяют силу духа

Рефлексия


2мин




Самоанализ

Самооценка

Оцените свою работу на уроке

- Солнышко - хорошо

- Луна - грустно



Дети поднимают рисунок и комментируют


1. http://snegirev.ucoz.ru/index/nikolaj_zabolockij_biografija/0-598

2. http://www.staroeradio.ru/audio/17464

3. http://muzofon.com/search/%D0%BF%D0%B5%D1%81%D0%BD%D1%8F%20%D0%B6%D1%83%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%BB%D0%B8

4. http://21429s03.edusite.ru/p104aa1.html

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Литература. Класс: 6 Тема урока : Родная природа в стихах русских поэтов 20 века. Н. А. Заболоцкий «Журавли» iconУрок-концерт Тема: Родная природа в стихотворениях русских поэтов 19 века. Лирика
Вступительное слово учителя (мп с. 293, стих. Ф. И. Тютчева «Не то, что мните вы, природа…») Слайд 1

Литература. Класс: 6 Тема урока : Родная природа в стихах русских поэтов 20 века. Н. А. Заболоцкий «Журавли» iconТема урока: «Родная природа в произведениях поэтов, художников и...
Тема урока: «Родная природа в произведениях поэтов, художников и композиторов XIX века»

Литература. Класс: 6 Тема урока : Родная природа в стихах русских поэтов 20 века. Н. А. Заболоцкий «Журавли» iconУрок №1 Класс: 6 Тема: Тема природы в лирике русских поэтов XIX века
Цель урока: Сформировать представление о способах создания образа природы в стихотворениях русских поэтов XIX века на примере стихотворений...

Литература. Класс: 6 Тема урока : Родная природа в стихах русских поэтов 20 века. Н. А. Заболоцкий «Журавли» iconУрок литературы в 6 классе по программе Коровиной Тема урока: Родная...
Тема урока: Родная природа в стихотворениях поэтов XIX в. Е. А. Баратынского и Я. П. Полонского

Литература. Класс: 6 Тема урока : Родная природа в стихах русских поэтов 20 века. Н. А. Заболоцкий «Журавли» iconТема: «Родная природа в творчестве русских поэтов, художников и музыкантов XIX века».
Создание положительного настроя, поощрение индивидуального творчества учеников, раскрытие их личностного восприятия русской лирической...

Литература. Класс: 6 Тема урока : Родная природа в стихах русских поэтов 20 века. Н. А. Заболоцкий «Журавли» iconУрок литературы в 6-м классе «Родная природа в стихотворениях русских поэтов XX века»
Дать детям возможность почувствовать красоту родной природы через поэтическое слово

Литература. Класс: 6 Тема урока : Родная природа в стихах русских поэтов 20 века. Н. А. Заболоцкий «Журавли» iconУрок-практикум в 7 классе Тема: «Родная природа в изображении русских поэтов 19 века»
Цели: раскрыть красоту родной природы; подчеркнуть глубокую любовь писателей и поэтов к своей родной земле, природе, к своей родине,...

Литература. Класс: 6 Тема урока : Родная природа в стихах русских поэтов 20 века. Н. А. Заболоцкий «Журавли» iconУрок (литература и английский язык) по теме «Природа в стихотворениях...
Цели: познакомить уч-ся со стихотворениями о природе русских и английских поэтов 19 в

Литература. Класс: 6 Тема урока : Родная природа в стихах русских поэтов 20 века. Н. А. Заболоцкий «Журавли» iconУрок литературы в 6 классе Тема: «Родная природа в стихотворениях поэтов 19 века»
Цели: вызвать интерес к творчеству Е. А. Баратынского, Я. П. Полонского, А. К. Толстого; научить детей чувствовать с помощью трепетного...

Литература. Класс: 6 Тема урока : Родная природа в стихах русских поэтов 20 века. Н. А. Заболоцкий «Журавли» iconТема урока: «По страницам пейзажной лирики». (урок проводится в медиатеке)
Цель урока: выявление особенностей изображения весны в лирике русских поэтов 19 века



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
lit-yaz.ru
главная страница