Конспект интегрированного урока по теме «Осенняя природа в произведении И. А. Бунина «Листопад»




НазваниеКонспект интегрированного урока по теме «Осенняя природа в произведении И. А. Бунина «Листопад»
Дата публикации08.02.2014
Размер43.6 Kb.
ТипКонспект
lit-yaz.ru > География > Конспект
Конспект интегрированного урока по теме «Осенняя природа в произведении И.А.Бунина «Листопад» и «Времена гола» П.И.Чайковского (литература и музыка).

Доманская Е.А., Кустова И.В.

Цель: познакомить учащихся с произведениями П.И.Чайковского и И.А.Бунина.

Задачи:

  • научить интонационно правильному, выразительному чтению.

  • Научить сравнивать и соотносить поэтическое и музыкальное произведение по содержанию и выделить главную мысль в прочитанном, а также развивать эмоциональную отзывчивость на инструментальные произведения.

  • Воспитывать чувство прекрасного в детях посредством различных видов искусства.

Оборудование: Портрет И.А.Бунина, П.И.Чайковского, фонограмма с записью пьесы, картина А.П.Левитана «Осень».

Ход урока.

Детям демонстрируется фильм с осенними пейзажами. На фоне музыки к фильму учитель лит-ры говорит?

-сегодня у нас необыкновенный урок – в нем соединились музыка и литература. Будем вести разговор об отрывке из произведения И.А.Бунина «Листопад». Будем учиться его читать, сравнивать и сопоставлять поэтическое и музыкальное произведения по содержанию, учиться видеть красоту в природе.

Уч. Музыки: а в музыкальной части урока мы познакомимся с произведением Чайковского «Времена года», с выразительностью и изобретательностью произведения.

Уч.лит-ры: И.А.Бунин родился в 1870 году в родовом имении на хуторе Бутырки Елецкого уезда. В 11 лет Ваня Бунин поступил в мужскую гимназию, по окончании которой жил в деревне, занимался самообразованием. Бунин писал не только стихи, но и прозу – рассказы и повести. В 1933 году он стал лауреатом Нобелевской прими (высшая награда за выдающиеся литературные произведения). В нашей стране чтут и помнят этого великого русского поэта. Бунин писал о самых красивых уголках нашей Родины, о природе.

Замечательное пестрое время года – осень описывали не только поэты и писатели. Где еще мы можем увидеть краски осени? (на картинах). А можем ли мы услышать звуки осени? Где?

Уч.муз. Тема природы издавна привлекала музыкантов. Природа дарила музыке звуки и тембры. Которые слышались в пении птиц, в журчании ручьев, в шуме грозы, в шелесте опавших листьев.

Среди ярких музыкальных картин, связанных с изображением природы – цикл «Времена года» П.И.Чайковского. Каждая из 12 пьес представляет образ одного из месяцев года и каждую пьесу сопровождает поэтический эпиграф из русской поэзии. «Октябрь. Осенняя песнь» так называется пьеса, которую мы сегодня будем слушать.

«Осень, осыпается наш бедный сад.

Листья пожелтелые по ветру летят…»

Эти строки А.Толстого являются эпиграфом к этой музыкальной пьесе.

Сейчас вы прослушаете «Осеннюю песнь» Подумайте и скажите, какие чувства и настроение хотел передать композитор. Какие картины осенней природы можно представить, слушая эту музыку.

(слушают, закрыв глаза)

Что же вы представили?(дождик, опавшие листья…)

А какое настроение хотел передать композитор: (грустное, печальное).

Уч.лит-ры. Пока вы слушали музыку осени, к нам пришла сама Осень Она то и познакомит нас с отрывком из произведения Бунина «Листопад» (ребенок читает наиз в костюме осени)

-понравилось вам стихотворении? (красивое описание леса)

-что больше запомнилось ?

-с чем автор сравнивает лес? (терем)

-что такое терем? (красивы дом, словарь Ожегова)

- почему Бунин сравнивает лес с теремом? (лес как терем нарядный.красивый)

-какое настроение вызывает у поэта и у нас «лес-терем»: (веселое, радостное).

-а в музыке Чайковского было такое же настроение? 9нет, музыка более печальная, спокойная)

Значит, осень можно изобразить по разному: печальной, грустной, радостной, веселой.

А теперь мы еще раз прочитаем стихотворение и посмотрим, что автор включает в свой яркий терем, как он «построен» и где он стоит. (дети читают все вместе – жужжащее чтение)

Итак, какие слова использовал автор для построения терема (он состоит из березок, елочек, кленов – читают отрывок).

Вот почти и готов наш терем, стены есть. А оконца: что о них пишет автор? (читают отрывок).

А сейчас я узнаю, все ли внимательно читали стихи. Где же стоит наш терем? А проверить ваше внимание поможет музыкальное произведение, в котором говорится о том, как падают листья.

Уч.муз звучит мелоджия. Дети прослушивают.

-что вы можете сказать о мелодии этой песни? Какая она? (светлая, ласковая, напевная)

-а в каком ладу написана песня? ( в мажоре)

-вот поэтому картина летящих листьев вызывает светлое и радостное чувство. А чтобы вам хотелось сделать под эту музыку. (танцевать вальс)

Танцевальная разминка.

-согласны ли вы с песней, что наш терем стоит в саду? (нет, он стоит на поляне)

Уч.лит-ры: дети читают 6 четворостишей.

Уч.муз :-а с настроением песни вы согласны? (да, лес – терем красивый, переливается разными красками)

Уч. лит-ры. Прочитаем следующие строки. С кем прощаемся? Почему нам становится немножко грустно? (прощаемся с посл. Мотыльком, птицами, природой цветущей, она засыпает до весны0

Уч. Муз. А кто помнит песню, которая нам об этом рассказывает? («Скворушка»)

Знакомимся с песней «скворушка» (звучит фонограмма).

Ребята, а какой тип произведения – песенный, танцевальный, маршевый?

В каком ладу звучит? (в миноре)

А какой темп? (медленный)

Так какой темп музыки вносит грусть в музыкальное настроение произведения? (минорный и медленный)

Уч. Лит-ры. Прочитаем стихотворение еще раз. С каким настроением будем читать? (весело, торжественно)

Как будем читать? (спокойно)

Читают несколько учеников.

Прочитав это стихотворение,что главное вы отметили? (красоту природы)

А что бы вы решили для себя, увидев эту красоту7 (природу надо беречь и охранять(.

С каким писателем у нас сегодня была встреча? А композитором?

Что мы можем пожелать друг другу в конце урока?

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Конспект интегрированного урока по теме «Осенняя природа в произведении И. А. Бунина «Листопад» iconПлан-конспект урока мир красок, звуков и образов в произведении И. А. Бунина «Листопад»
Климанова В. Г., Горецкий М. В. и др. Литературное чтение. 4 класс. М.: Просвещение, 2012

Конспект интегрированного урока по теме «Осенняя природа в произведении И. А. Бунина «Листопад» iconТема урока Стихотворение И. А. Бунина "Листопад"
Портрет писателя, книги И. А. Бунина, рисунки детей с осенним пейзажем, презентация, медиапроектор, экран, ноутбук

Конспект интегрированного урока по теме «Осенняя природа в произведении И. А. Бунина «Листопад» iconТема: «Вечные темы», человек и природа в лирике И. А. Бунина
Учитель. На прошлом уроке мы говорили о теме любви в творчестве И. А. Бунина и анализировали три рассказа

Конспект интегрированного урока по теме «Осенняя природа в произведении И. А. Бунина «Листопад» iconУрок литературного чтения во 2 в классе Тема урока: Краски осени...
Е. Волков «Октябрь», А. Шильдер «Овраг», Б. Щербаков «К вечеру», С. Колесников «Первый снег», В. Никонов «Золотая аллея», Прозрачный...

Конспект интегрированного урока по теме «Осенняя природа в произведении И. А. Бунина «Листопад» iconКонспект интегрированного занятия для подготовительной группы «осенняя музыкальная гостиная»
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад №2 общеразвивающего вида

Конспект интегрированного урока по теме «Осенняя природа в произведении И. А. Бунина «Листопад» iconУрока марийского ( гос) языка в 5 классе по теме: «Осенняя погода. Осенние краски»
«Осенняя погода. Осенние краски», проведенного Кудряшовой Л. А. учителем мбоу «Косолаповская средняя общеобразовательная школа» Мари-Турекского...

Конспект интегрированного урока по теме «Осенняя природа в произведении И. А. Бунина «Листопад» iconКонспект интегрированного урока по теме «Фразеология. Фразеологизмы....
Углубить знания учащихся о фразеологизмах, пословицах, поговорках; отличать от слов и свободных словосочетаний

Конспект интегрированного урока по теме «Осенняя природа в произведении И. А. Бунина «Листопад» iconНазвание работы: Урок литературы в 4 классе
Сегодня на уроке мы познакомимся с замечательным произведением И. А. Бунина «Листопад»

Конспект интегрированного урока по теме «Осенняя природа в произведении И. А. Бунина «Листопад» iconРазработка урока русского языка с текстоцентрическим подходом в 8...
Тема урока: Односоставные предложения как средство выразительности в художественном произведении

Конспект интегрированного урока по теме «Осенняя природа в произведении И. А. Бунина «Листопад» iconТема: Жизнь и творчество И. А. Бунина. Поэзия (7 кл)
Раньше вы уже знакомились с творчеством И. А. Бунина. Вам он известен прежде всего как прозаик, то есть писатель, но Бунин писал...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
lit-yaz.ru
главная страница