Скачать 44.46 Kb.
|
На аттестацию Урок-практикум разработан Сластеновой Ларисой Викторовной, учителем русского языка и литературы МКОУ СОШ №1 г. Нефтекумска Ставропольского края, в соответствии с общеобразовательной программой по литературе под редакцией В.Я.Коровиной. Примерное время проведения урока – 4-ая четверть, середина мая. Конспект урока литературы «Перед ликом священной природы. Японские хокку». 7 класс. Цели.
а) познакомить учащихся с новым жанром японской поэзии, б) изучить строение хокку.
а) формировать умение читать схему ритмического рисунка строфы, б) пробуждать интерес к стихам.
а) развивать художественный вкус, необходимый для постижения поэзии, эмоциональную отзывчивость; б) воспитывать бережное отношение к природе, умение чувствовать ее красоту. Оборудование: Раздаточный материал с трехстишьями японских поэтов, мультимедийная презентация к уроку, аудиозапись с японской народной песней «Сакура». ^ 1.Организация внимания учащихся. Предлагаю ребятам выдуматься в строки Ф.И.Тютчева: (слайд 1) Не то, что мните вы, природа, Не слепок, не бездушный лик- ^ В ней есть любовь, в есть язык. - Как вы понимаете это поэтическое высказывание? Что есть душа, язык природы? ^ - Дома вы написали творческие работы на одну из тем о временах года: «О чем шепталась желтеющая нива»; «Песнь заунывного ветра»; «Под белым безмолвием пустыни»; «Музыка плачущих сосулек». ( Прослушивание творческих работ учащихся, оценивание сочинений учениками). ^ -На уроках по изучению лирики поэтов 19 века мы обсуждали художественные произведения, исподволь осваивали такие понятия, как экология, экологическая культура, гармония прекрасного в природе. В стихах о природе мы ищем душу и язык окружающего нас мира, читая их, учимся удивляться, восхищаться, трепетать вслед за теми, кто открыл для нас мир природы через мир поэзии, лирики. -Назовите жанры лирики. (слайд 2) ^ - Кто знает, что такое хокку? Угадайте, в какой стране возник этот жанр поэзии? (звучит мелодия японской народной песни «Сакура») (слайд 3 - 8) Понять единство человека и природы, гармонию их отношения поможет нам знакомство с японскими трёхстишьями (хокку). Стихи очень чисты, философичны, полны любви к жизни и природе. (Чтение и анализ трехстиший Какеи, Исса, Сики и других японских поэтов). Японское лирическое стихотворение хокку (хайку) отличается предельной краткостью и своеобразной поэтикой. Народ любит и охотно создает короткие песни — сжатые поэтические формулы, где нет ни одного лишнего слова. Из народной поэзии эти песни переходят в литературную, продолжают развиваться в ней и дают начало новым поэтическим формам. Так родились в Японии национальные стихотворные формы: пятистишие — танка и трехстишие — хокку. Очевидно, краткие стихотворные формы — насущная потребность поэзии. Такие стихи можно сочинить быстро, под влиянием непосредственного чувства. Можно афористически, сжато выразить в них свою мысль так, чтобы она запоминалась и переходила из уст в уста. Их легко использовать для похвалы или, наоборот, язвительной насмешки. Интересно отметить попутно, что стремление к лаконизму, любовь к малым формам вообще присущи японскому национальному искусству, хотя оно великолепно умеет создавать и монументальные образы. - Что вы можете сказать о форме и содержании хокку? Хокку — лирическое стихотворение. Оно изображает жизнь природы и жизнь человека в их слитном, нерасторжимом единстве на фоне круговорота времен года. Японская поэзия является силлабической, ритмика ее основана на чередовании определенного количества слогов. Рифмы нет, но звуковая и ритмическая организация трехстишия — предмет большой заботы японских поэтов. - Каково строение хокку? ( В тетради строим ритмический рисунок нескольких хокку, выявляем особенности их строений). Хокку обладает устойчивым метром. В каждом стихе определенное количество слогов: пять в первом, семь во втором и пять в третьем — всего семнадцать слогов. - Какую мысль содержит каждое из этих трехстиший? - Так что же такое хокку? Дайте его определение. (Запись в тетрадях определения, составленного ребятами). ^ - Ребята, попытайтесь составить свои хокку. Пусть они будут несовершенны, но тем они дороги, что в них будет передано ваше отношение к природе и чувства, вызванные от общения с ней. (Чтение нескольких составленных хокку) ^ - Какие чувства вы испытывали, читая хокку? Проникновенная японская поэзия, спокойная, ритмичная, передает душевное состояние поэтов и представляет разительный контраст с поэзией наших дней, в которой выражаются совсем иные чувства: беспокойство, тревога, - а потому - мольба, призыв, предостережение. ^ Страницы 203-207 по учебнику-хрестоматии: читать и анализировать. Составить хокку. Раздаточный материал Бушует осенний вихрь! Лошадка- мама - Едва народившийся месяц Как она сторожит у ручья, Вот-вот он сметет с небес. Пока жеребенок пьет!.. Какэи Исса Осенняя луна На руке у меня Сосну рисует тушью Прохладный, зеленоватый На синих небесах. Огонек светляка… Рансецу Сики Срезали пион - Бедные звезды! И себе настроенье испортил Им места нет в небесах – На целый вечер. Так сияет луна… Бусон Дейкин Используемая литература: «ЯПОНСКИЕ ТРЕХСТИШИЯ ХОККУ» Москва «Художественная литература», 1973 Перевод с японского Веры Марковой Вступительная статья и примечания В. Марковой |
![]() | Урок разработан Л. В. Черновой, учителем русского языка и литературы моу «Юринская сош им. С. А. Лосева», п. Юрино, Республика Марий... | ![]() | Разработан учителем русского языка и литературы мкоу сош п. Мирный Дергачевского района Саратовской области |
![]() | Воинская повесть — особый жанр древнерусской литературы. Это светское историческое повествование, посвященное изображению воинских... | ![]() | Сычевского района учителем русского языка и литературы. Окончила литературный факультет Калужского государственного педагогического... |
![]() | Задачи: 1 образовательная: раскрыть идейное содержание стихотворения, его эмоциональное и эстетическое | ![]() | «ушли» из программы по литературе. Но уже который год мои ученики с интересом читают это произведение и размышляют над проблемами,... |
![]() | Урок внеклассного чтения в 7 классе подготовлен и проведен учителем русского языка и литературы мбоу «сош №22» г. Чебоксары Л. П.... | ![]() | Материал собран и отработан учителем русского языка и литературы моу «сош с углублённым изучением предметов хэц №46» г. Курска |
![]() | Авторы: Падерина Ирина Александровна учитель русского языка и литературы высшей категории мкоу «Раскатихинская сош», Кузняк Владимир... | ![]() | Место урока в структуре образовательного процесса: Изучение регионального модуля «Культурные ценности родного края»(3часа) в соответствии... |