Методические рекомендации для руководителей оу, школьных психологов, социальных педагогов, классных руководителей, учителей-предметников, консультантов ппс ппп специфика




НазваниеМетодические рекомендации для руководителей оу, школьных психологов, социальных педагогов, классных руководителей, учителей-предметников, консультантов ппс ппп специфика
страница1/5
Дата публикации31.03.2014
Размер0.99 Mb.
ТипМетодические рекомендации
lit-yaz.ru > География > Методические рекомендации
  1   2   3   4   5
логотип_гбоу_рц

Отдел сопровождения

профессиональной карьеры



Методические рекомендации для руководителей ОУ, школьных психологов, социальных педагогов, классных руководителей, учителей-предметников, консультантов ППС ППП

СПЕЦИФИКА

^ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ В РАМКАХ РАБОТЫ ПО ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ САМООПРЕДЕЛЕНИЮ ПОДРОСТКОВ И СТАРШЕКЛАССНИКОВ

г.о.Новокуйбышевск

2012 год
^



Утверждено решением научно-методического совета ГБОУ ДПО ЦПК «Ресурсный центр» г.о. Новокуйбышевск


Составитель: О.Е. Зайчикова, методист отдела сопровождения профессиональной карьеры ГБОУ ДПО ЦПК «Ресурсный центр» г.о. Новокуйбышевск

Редактор: Евдокимова Е.Н., заместитель директора ГБОУ ДПО ЦПК «Ресурсный центр» г.о. Новокуйбышевск

Рецензенты: Д.А. Воронков, заместитель директора ГБОУ ДПО ЦПК «Ресурсный центр» г.о. Новокуйбышевск, Дахина Т.М., руководитель отдела сопровождения профессиональной карьеры ГБОУ ДПО ЦПК «Ресурсный центр» г.о. Новокуйбышевск

«Специфика педагогической деятельности учителя в рамках работы по профессиональному самоопределению подростков и старшеклассников»:

методические рекомендации для руководителей ОУ, школьных психологов, социальных педагогов, классных руководителей, учителей-предметников, консультантов ППС ППП. – г.о. Новокуйбышевск, 2012 г., 51 стр.

В данных методических рекомендациях раскрываются теоретические основы процесса профессионального самоопределения, рассматривается специфика социально-педагогической деятельности в профессиональном самоопределении и технологии организации и проведения профориентационных мероприятий с учащимися среднего звена школы и старшеклассниками. Комплекс коррекционно-развивающих процедур, представленный в пособии, будет весомым подспорьем в работе учителя по формированию необходимых личностных качеств у будущих профессионалов. Размещенный в приложении диагностический инструментарий поможет педагогу определить степень готовности учащихся к выбору дальнейшего направления образования и сферы профессиональной деятельности.

ОГЛАВЛЕНИЕ

Стр.

Пояснительная записка. 4 – 5

Содержание

  1. Педагогическая поддержка профессионального 6 - 7

самоопределения обучающихся.

  1. Понятие «профессиональное самоопределение» как 8 - 10

социально-педагогическая проблема.

  1. Содержание социально-педагогической деятельности

учителя в рамках работы по профессиональному само-

определению обучающихся.

    1. Основные функции и направления социально- 11

педагогической деятельности учителя.

    1. Информационное обеспечение среды самоопределения 11-12

школьников.

    1. Содержание социально-педагогической деятельности 12-17 учителя по профессиональному самоопределению

подростков.

    1. Содержание социально-педагогической деятельности 17-19

учителя по профессиональному самоопределению

старшеклассников.

4. Факторы и принципы, влияющие на профессиональное 20-21 . самоопределение школьников.

5. Методы определения степени готовности учащихся к 22-27 . выбору профессиональной деятельности.

6. Технология применения активизирующих методик в . 28-36 развитии профессионально важных качеств личности

^ Заключение 37-38

Литература 39

Приложения 40-51

Пояснительная записка Профессиональное самоопределение связано с глубокими, сильными, эмоциональными переживаниями развивающегося человека; здесь возникают серьезные нарушения его внутреннего мира, так как в жизни большинства людей это первый нормативный выбор, т.е. обязательный вынужденный выбор, от которого нельзя уйти (хотя можно отложить). Этот момент жизни является переломным для социальной позиции. Проблема в том, что необходимо, завершая определенный этап своей жизни, определить дальнейший путь, причем ответственность ложится на собственные плечи человека. Одним из важнейших факторов самоопределения подростков и старшеклассников в педагогической деятельности учителя является психолого-педагогическое сопровождение, предусматривающее изучение следующих основных аспектов:¹ 1) профессиональной направленности личности и ее формирования в школьные годы; 2) интересов к определенной профессии; 3)психологических предпосылок профессионального самоопределения); 4) возможностей построения путей жизненной программы В этой связи ситуация выбора профессии после окончания школы традиционно рассматривается в контексте психологии труда и профессионального обучения. Такой взгляд представляется односторонним, не учитывающим то воздействие, которое оказывает данная проблема и ее разрешение на весь жизненный путь человека. Знания об огромном множестве профессий не делает их автоматически альтернативами профессионального самоопределения. Сделав выбор, большинство учащихся оказываются не готовыми к принятию ответственности за него. Актуальность данной темы обозначена наличием противоречий между динамично изменяющейся ситуацией на рынке труда и навыками самоопределения учащихся. С одной стороны, современный рынок труда характеризуется широкой палитрой профессиональной сферы, ежегодно пополняющейся новыми специальностями, активным формированием внутрифирменных стандартов и корпоративных систем менеджмента качества. С другой стороны, только около половины выпускников школ определяются с выбором профессии, а остальные нуждаются в помощи специалиста в решении этого вопроса. В основном же планы на будущее многие выпускники связывают с поступлением в вуз. Обучение в вузе также не решает проблемы профессионального выбора: три четверти выпускников вузов трудоустраиваются чаще всего в далекой от своей специальности сфере, и чаще всего не самостоятельно, а, в основном, при помощи родственников, друзей и т.п. Для предотвращения возможных негативных последствий в профессиональном самоопределении подростков и старшеклассников руководство школы должно постоянно знакомиться с инструкциями, приказами, решениями по профессиональной ориентации школьников, изучать научную и методическую литературу, учитывать данные в них рекомендации в своей работе, в частности при планировании соответствующих разделов общешкольного плана. Целью составления данных методических рекомендаций является обозначение задач, функций и технологий организации и проведения профориентационных мероприятий с учащимися среднего звена школы и старшеклассниками. К задачам классного руководителя относится, прежде всего, глубокое и всестороннее изучение формирующейся личности учащегося, его склонностей, интересов, способностей. В этом ему могут помочь беседы с учителями-предметниками, родителями, психологом, анкетирование и систематически проводимое наблюдение с заполнением карточки-характеристики школьника. В функции классного руководителя также входит обеспечение посещения всеми

¹ Чистякова С.Н. Педагогическая поддержка профессионального самоопределения старшеклассников: кн. для учителя и соц. педагога/С.Н.Чистякова. М., 2004. С. 97.

учащимися профориентационных мероприятий, проводимых школой и городскими службами. Ведущая роль в осуществлении профориентационной работы с учащимися принадлежит учителю технологии и школьному психологу. На уроках технологии учащиеся не только получают знания о различных видах труда, но и в процессе своей деятельности приобретают специальные навыки, развивают свои способности, пробуют себя в труде. Именно поэтому перед учителем технологии стоит важнейшая задача такой организации работы, чтобы каждый учащийся научился любить труд, приносить людям пользу, испытывал эстетическое чувство радости от процесса деятельности и ее результатов. Одна из важнейших сторон работы школьного психолога - участие в профориентации и помощь учащимся в обоснованном выборе профессии. В содержание деятельности входит выявление интересов и склонностей школьников, направленности личности, первичных профессиональных намерений и их динамики; определение социальных установок и помощь в их формировании; участие в проведении профориентационных мероприятий и занятий с обучающимися по курсу «Основы выбора профессии»; привлечение к работе по профориентации специалистов профориентационных служб. Основная идея обновления старшей ступени общего образования состоит в том, что оно должно стать более индивидуализированным, функциональным и эффективным. Должны быть созданы условия для реализации обучающимися своих интересов, способностей и послешкольных жизненных планов. По утверждению психологов, при выборе профессии очень важно соответствие между психологическими особенностями человека и характеристиками будущей работы. Важнейшая составляющая предпрофильной подготовки – профильная ориентация. Это специально организованная деятельность, направленная на оказание помощи учащимся психолого-педагогической поддержки в проектировании вариантов продолжения обучения в профильных и непрофильных классах старшей школы, а также в учреждениях профессионального образования. Профильная ориентация должна рассматриваться не только как помощь в принятии школьником решения о выборе направления и места дальнейшего обучения, она предполагает работу по повышению готовности подростка к социальному, профессиональному и культурному самоопределению в целом.¹ В настоящее время в системе непрерывного образования молодежи отсутствует: - целенаправленная, систематическая психолого-педагогическая профориентационная работа, которая должна содействовать личности в профессиональном самоопределении с учетом не только потребностей и возможностей, но и с учетом ситуации на рынке труда; - система комплексного взаимодействия социальных институтов, призванных решать задачи профессионального самоопределения и занятости; - подготовка специалистов для оказания качественных психолого-педагогических профориентационных услуг молодежи с учетом специфики образовательного учреждения (школа, детские дома, школы-интернаты, профессиональные учебные заведения разного уровня подготовки). Изложение в предлагаемых методических материалах широкого спектра методов содействия процессу самоопределения обучающихся с использованием разнообразных педагогических средств во взаимосвязи с психолого-педагогическими технологиями и является обоснованием их новизны.


_____________________

¹ Чистякова С.Н. Педагогическая поддержка профессионального самоопределения старшеклассников: кн. для учителя и соц. педагога/С.Н.Чистякова. М., 2004. С. 103.

^ Педагогическая поддержка профессионального самоопределения обучающихся

Педагогическая поддержка самоопределения школьников в основной и старшей школе - совокупность научно-методической и организационно-педагогической деятельности педагогического коллектива во взаимодействии с социальными партнерами школы по формированию образовательной среды, способствующей самоопределению учащихся. Актуальность данной проблемы возросла в нашей стране с изменением социально-экономического устройства государства. . Понятие педагогическая поддержка пришло в отечественную педагогику вместе с изменением парадигмы образования, пониманием того, что ученик является не объектом педагогического воздействия, а субъектом самопознания, самоопределения, саморазвития, осуществляемого в процессе обучения, при котором ученик и учитель являются партнерами. Это особая сфера деятельности педагога, ориентированная на приобщение подростков к социально-культурным, нравственным, экологическим и профессиональным ценностям, необходимым для самореализации в трудовой сфере и личном жизненном пространстве. Педагогическая поддержка со стороны педагога - учителя-предметника, классного руководителя, тьютора, куратора, педагога-психолога, социального педагога - направлена на уменьшение силы воздействия случайных факторов и на увеличение значимости склонностей и способностей субъекта в самоопределении. . Педагогическая поддержка профильного и профессионального самоопределения школьников включает комплекс мероприятий, осуществляемых педагогическим коллективом общеобразовательного учреждения, направленных на закрепление навыков самостоятельной, творческой деятельности в предпочитаемой сфере (знаниево-деятельностный блок); на формирование моральной, психологической готовности к труду (мотивационно-ценностный блок); на профильную и профессиональную ориентацию (ориентационный блок). Готовность школьников к профильному и профессиональному самоопределению формируется постепенно, поэтому педагогическая поддержка является непрерывным процессом, основа которого закладывается еще на пропедевтическом этапе в начальной школе, но наиболее важный этап, по данным психологов, приходится на 9-11 классы. В 9 классе учащиеся должны адекватно определить необходимость и возможность получения ими полного (среднего) общего, начального или среднего профессионального образования. В условиях введения профильного обучения, в старшей школе решившие получить общее образование избирают профиль обучения. А через два года им предстоит выбор пути получения профессионального образования и вида трудовой деятельности. Ученик должен суметь правильно оценить свои личностные характеристики (склонности, способности, наличие профессионально важных качеств, уровень самооценки и др.), экономическую целесообразность выбора (востребованность профессии на рынке труда в настоящее время и в перспективе, уровень заработной платы, возможность трудоустройства и т.д.), сформулировать профессионально обусловленные цели получения образования, а затем, с учетом возможностей профильного обучения, разработать индивидуальную образовательную траекторию, способствующую достижению поставленных целей и задач. Это сложная задача для 14-17-летнего человека. . На выбор профиля обучения в 9 классе и пути профессионального становления выпускника общеобразовательного учреждения оказывают влияние многочисленные факторы. . Целью педагогической поддержки самоопределения школьников является создание образовательной среды, способствующей познанию субъектом самоопределения себя, окружающего мира и нахождению своего места в нем. ¹ Перед педагогами стоят следующие задачи. . 1. В основной школе: .  развитие умений жизненного целеполагания, рефлексии, направленности на профильное и профессиональное самоопределение у обучающихся как значимую часть жизненного

_____________________

¹ Черникова Т.В. Профориентационная поддержка старшеклассников: учеб.-мет. пособие/Т.В.Черникова. М., 2006. С. 48.

самоопределения; развитие умений самопознания и самооценки; развитие интересов, склонностей и способностей обучающихся в соответствии с их профессиональными интересами; . расширение знаний о мире труда и профессий, о специфике регионального рынка труда, о средних и высших учебных заведениях профессионального образования региона;  создание положительных установок на интересующие  виды деятельности. 2. В старшей школе: .  развитие умений рефлексивной деятельности, самопознания и самооценки, помощь в  формировании положительной адекватной самооценки; . поддержка активности обучающихся, направленная на: . а) развитие своих познавательных и профессиональных интересов; . б)определение жизненных перспектив в намерении продолжения      образования; в) создание индивидуальной образовательной траектории (с использованием возможностей профильного обучения), способствующей профессиональному самоопределению; г) продолжение работы по расширению знаний о мире труда и профессий, путях и формах профессиональной      подготовки      в      избранной  сфере      деятельности; . д) формирование профессионально значимых качеств. . Осуществление педагогической поддержки профессионального самоопределения школьников — комплексный процесс, включающий взаимосвязанную деятельность педагогического коллектива общеобразовательного учреждения с родителями учащихся и другими социальными партнерами:¹ .      управлением образования и молодежной политики; .      учреждениями дополнительного образования; .      учебными заведениями профессионального образования; .      управлением социальной защиты; .      управлением   культуры   и   спорта,   общественными объединениями; .      территориальными отделами и службами занятости; .      городским военкоматом, ГУВД, ОВД; .      межшкольным учебным комбинатом; .      центрами профориентации; .      средствами массовой информации. Педагогическую поддержку профессионального самоопределения учащихся в общеобразовательных  учреждениях   осуществляют   классные   руководители   (тьюторы, кураторы),  школьные психологи,  учителя-предметники,  социальные  педагоги,  медицинские работники. . Для согласованной работы всех субъектов данного процесса в общеобразовательном учреждении и вне его создается специальная структура (совет, центр) педагогической поддержки самоопределения школьников. Координацию его деятельности осуществляет заместитель директора по учебно-воспитательной работе. . Реализация данных направлений работы позволяет организовать педагогическую поддержку профессионального самоопределения обучающихся таким образом, чтобы выбор профиля не был случайным,  т.к. это ведет к ненужным затратам времени и средств. Еще древний философ Луций Сенека утверждал: «Когда человек не знает, к какой пристани он держит путь, для него ни один ветер не будет попутным».



¹ Черникова Т.В. Профориентационная поддержка старшеклассников: учеб.-мет. пособие/Т.В.Черникова. М., 2006. С. 50.

^ Понятие «Профессиональное самоопределение» как социально- педагогическая проблем а Природа далеко не каждому и не сразу открывает его предназначение, иными словами, не у всех правильный выбор профессии основан на раннем и подлинном, а не случайном проявлении способностей. В оказании помощи по выявлению способностей, наклонностей и интересов, в формировании устойчивых мотивов выбора профессии, в соотнесении личностных желаний с потребностями общества и заключается основная цель профориентационных мероприятий. Считается, что на процесс профессионального самоопределения  наиболее сильное влияние оказывают следующие группы факторов: - во-первых, интересы, на формирование которых, в свою очередь, влияют способности, прошлый опыт, представление о будущей профессии (статистический анализ анкетирования, проводимый среди учащихся выпускных классов, показал, что 48 % из них при выборе профессионального пути воспользовались специальной информацией о профессии, в которой не только раскрываются привлекательные стороны, но и приводятся  сведения о  содержании, в том числе касающиеся и негативных аспектов); - во-вторых, индивидуальные особенности, а именно: черты характера, темперамент и свойства нервной системы; . - в-третьих, уровень подготовки, который включает в себя широту эрудиции и кругозор, школьную успеваемость, мировоззрение; . - в-четвертых, состояние здоровья и уровень физической подготовки; . - наконец, ряд социальных факторов: место жительства, профессия и советы  родителей, рекомендации учителей, друзей, средства массовой информации.   Профессиональное самоопределение нельзя рассматривать как некоторый «стоп-кадр» процесса развития и дать одно типовое определение его результата и средств, пригодное для всех возрастов и этапов. Если рассматривать вопрос в общем виде, то предметная область профессионального самоопределения предполагает ориентировку в четырех блоках явлений:¹ . 1 блок – многолетний процесс возрастного (физического и психологического) развития человека на всем протяжении жизненного пути (от младенчества до естественного финала); 2 блок – множество разнотипных профессий в современном обществе («пространство выбора», перед которым рано или поздно реально оказывается подрастающий человек); 3 блок – возможные варианты соотнесения (приведения в соответствие) личных качеств человека с теми требованиями, которые предъявляет каждая работа (хотя бы тип профессии) к человеку; . 4 блок – своеобразие методов и средств педагогического руководства процессом развития, становления человека как субъекта профессионального труда на разных его этапах (включая длительную «допрофессиональную» фазу этого процесса и еще более длительную собственно профессиональную- овладение профессией, вхождение в профессиональную общность, достижение высоких уровней мастерства или приход к разочарованию, перемене труда – профессиональной переориентации и др.). . Активность профессионального самоопределения (а, следовательно, самооценок,  взаимооценок, общественных оценок) связана с глубокими, сильными эмоциональными переживаниями развивающегося человека. Здесь, в частности, возникают не только предпосылки для счастливой осмысленной жизни в будущем, но и риск ситуаций душевного неблагополучия, утраты смысла жизни, невротических срывов и более серьезных нарушений внутреннего мира. Очевидно, что проблема профессионального самоопределения человека настолько сложна, что удовлетворительное ее решение не под силу отдельному человеку, она требует разностороннего информационного и организованного обеспечения. И здесь роль школы, семьи, социального окружения, как формирующих систем особенно высока. .

_____________________

¹ Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. М., 1996, С. 6.

Что касается семьи, то она является той системой, которая оказывает очень сильное влияние на профессиональное самоопределение молодежи и не только в форме прямых воздействий – требований родителей, родственников, но и в роли реального фактора, косвенно, но закономерно определяющего идеалы, устремления, ценностные ориентации детей. Как нет двух совершенно одинаковых людей, так нет и одинаковых семей. Это различие еще более усилилось в последние годы в связи с экономическим расслоением нашего общества, отходом многих людей от традиционных ценностей. Но в одном еще по-прежнему работает стереотип – в семье проблема профессионального самоопределения осознается и становится предметом серьезных разговоров обычно к старшему школьному возрасту. Следует обратить внимание и на то, что в неправильном выборе профессии нередко виновны члены семьи, которые ориентируются не на подлинные способности и призвание своего ребенка, а на приходящие ценности: заработок, преемственность профессии в семье, доступность получения профессии, престижность и т.д. Влияние членов семьи в этом вопросе зачастую носит форму не совета, а категорического требования. Существует и большая доля случайного выбора профессии: по совету друзей, знакомых, по причине престижности и привлекательности профессии и т.д. . С точки зрения интересов развития нашего общества идеальным был бы такой случай, когда профессиональная устремленность молодежи, вступающей в трудовую жизнь, в точности соответствовала бы потребностям различных отраслей в кадрах. А именно, случай, когда большинство молодежи стремится в наиболее массовые и «дефицитные» (с точки зрения потребности общества в притоке трудовых ресурсов) области труда, а меньшинство – в наименее массовые; когда  профессиональные устремления соответствуют возможностям, потенциалам людей (состоянию их здоровья, способностям, склонностям). В этом идеальном, вымышленном случае объективный общественный запрос на приток трудовых ресурсов в разные сферы труда точно удовлетворялся бы их предложением; тогда потребность в руководстве выбором профессии, профессиональным самоопределением людей была бы минимальной. И наоборот, крайне нежелательна и с хозяйственной и с психологической точек зрения картина несоответствия, рассогласования профессиональных устремлений потенциальных субъектов труда и объективной потребности общества в кадрах. . Проблема выбора профессионального и жизненного пути встает перед человеком в том возрасте, когда он до конца не осознает всех отдаленных последовательных жизненных выборов, связанных с работой, созданием семьи, социальным продвижением, материальным благосостоянием и духовным развитием. С него начинается самостоятельный жизненный путь человека. Первое самостоятельное решение приходится принимать, опираясь не на жизненный опыт, который приходит с годами, а скорее, на представления о своем будущем и о будущем обществе, в котором ему предстоит жить.                Выбор профессии, или профессиональное самоопределение - основа самоутверждения человека в обществе, одно из главных решений в жизни. Самоопределение – центральный механизм становления личностной зрелости, состоящий в осознанном выборе человеком своего места в системе социальных отношений. Появление потребности в самоопределении свидетельствует о достижении личностью довольно высокого уровня развития, достаточно независимую позицию в структуре информационных, идеологических, профессиональных, эмоциональных и прочих связей с другими людьми. В период самоопределения человек ищет ответ на вопрос «кто я такой?». Самоопределение может быть внутригрупповое, т.е. человек обретает  свою роль в кругу людей, половое – осознает себя как представителя того или другого пола, национальное – отождествляет себя с собственным народом.  В целом самоопределение можно охарактеризовать как поиск человеком своего собственного пути – поиск мучительный, нередко безуспешный. . Самоопределение в рамках конкретного общеобразовательного учебного учреждения предполагает человека, рассматривающего себя в качестве перспективного кандидата на поступление в перспективное учебное профессиональное заведение или в качестве перспективного кандидата на престижную и оплачиваемую работу после окончания вуза, колледжа или училища. Помощь в таком самоопределение предполагает установление реальных связей школы с соответствующими учебно-профессиональными заведениями и производственными организациями. . Итак, профессиональное самоопределение – процесс принятия личностью решения о выборе будущей трудовой деятельности – кем стать, к какой социальной группе принадлежать, где и с кем работать.                                    

^ Содержание социально-педагогической деятельности учителя в рамках работы по профессиональному самоопределению обучающихся

Основные функции и направления социально-педагогической деятельности учителя Система профессионального самоопределения подростков и старшеклассников  - это организованная, управляемая деятельность различных государственных и общественных организаций, предприятий, школы и семьи, направленная на совершенствование процесса профессионального социального самоопределения школьников в интересах личности и общества. Общая цель системы профессионального самоопределения - подготовка учащихся к обоснованному выбору профессии, удовлетворяющему как личные интересы, так и общественные потребности. Успешная реализация поставленных целей и задач в значительной   степени зависит от качества работы по следующим направлениям: -профессиональное  просвещение,  включающее  профинформацию, профпропаганду и профагитацию; . -предварительная профессиональная диагностика, направленная на выявление интересов и способностей личности к той или иной профессии;      -профессиональная консультация, нацеленная в основном   на оказание индивидуальной   помощи   в   выборе   профессии   со   стороны специалистов-консультантов; .-социально-профессиональная адаптация; .     -профессиональное   воспитание,   которое   ставит   своей   целью формирование у учащихся       чувства       долга,       ответственности, профессиональной чести и достоинства. Наиболее распространенными формами и методами профессионального самоопределения подростков и старшеклассников являются рассказы о профессиях, беседы, экскурсии на предприятия, приглашение мастера-профессионала в какой-либо области на урок. . Основными функциями социально-педагогической деятельности являются:¹ . – диагностическая, предполагающая сбор данных о планах и намерениях учащихся, их интересах, склонностях, мотивах, готовности в целом к социально-профессиональному самоопределению; . – тактическая, состоящая в выявлении возможностей и ресурсов педагогического сопровождения и разработке программы его реализации в воспитательно-образовательном процессе, т.е. составляет процессуальную сторону решения поставленных задач; – практическая, обеспечивающая реализацию разработанной программы – конкретное содержание, формы, методы, комплекс условий (организационных, научно-методических, дидактических, кадровых, правовых, научно-технических); – аналитическая, включающая в себя всесторонний анализ результатов выполнения программы, в том числе коррекцию, подготовку дополнительных материалов, отчет и осмысление проблем, возникающих в ходе осуществления программы. Итак, специфика социально-педагогической деятельности в профессиональном самоопределении подростков и старших школьников заключается  в обучении творческому поиску, способности принимать взвешенное решение относительно предполагаемого пути продолжения образования, соответственно понимания себя, особенности будущей профессиональной деятельности, рынка труда и социокультурных отношений.
  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методические рекомендации для руководителей оу, школьных психологов, социальных педагогов, классных руководителей, учителей-предметников, консультантов ппс ппп специфика iconМетодические рекомендации для классных руководителей, консультантов...
Методические рекомендации для классных руководителей, консультантов ппс ппп, профконсультантов, учителей-предметников, педагогов-психологов,...

Методические рекомендации для руководителей оу, школьных психологов, социальных педагогов, классных руководителей, учителей-предметников, консультантов ппс ппп специфика iconМетодические рекомендации для школьных психологов, классных руководителей,...
«Методы и приемы изучения профессиональных намерений старшеклассников»: методическое пособие для школьных психологов, классных руководителей,...

Методические рекомендации для руководителей оу, школьных психологов, социальных педагогов, классных руководителей, учителей-предметников, консультантов ппс ппп специфика iconМетодические рекомендации по проведению «Уроков семьи и семейных ценностей»
Методические рекомендации предназначены для заместителей директоров образовательных учреждений по воспитательной работе, классных...

Методические рекомендации для руководителей оу, школьных психологов, социальных педагогов, классных руководителей, учителей-предметников, консультантов ппс ппп специфика iconМетодические рекомендации для школьных психологов, учителей, классных...
Технология проведения исследования профессиональных склонностей и предпочтений учащихся

Методические рекомендации для руководителей оу, школьных психологов, социальных педагогов, классных руководителей, учителей-предметников, консультантов ппс ппп специфика iconМетодические рекомендации для школьных психологов, учителей, классных...
Использование развивающих игр и игровых упражнений в работе с учащимися в рамках

Методические рекомендации для руководителей оу, школьных психологов, социальных педагогов, классных руководителей, учителей-предметников, консультантов ппс ппп специфика icon1. uchportal ru учительский портал, на котором можно найти презентации...
Обж, русского языка и литературы, истории, трудового обучения, начальных классов, украинского языка и литературы, а также материалы...

Методические рекомендации для руководителей оу, школьных психологов, социальных педагогов, классных руководителей, учителей-предметников, консультантов ппс ппп специфика iconАнализ работы методического объединения классных руководителей за 3 год
Методическое объединение классных руководителей – структурное подразделение внутришкольной системы управления воспитательным процессом....

Методические рекомендации для руководителей оу, школьных психологов, социальных педагогов, классных руководителей, учителей-предметников, консультантов ппс ппп специфика iconПлан мероприятий на весенние каникулы 2012/2013 учебного года Планы...

Методические рекомендации для руководителей оу, школьных психологов, социальных педагогов, классных руководителей, учителей-предметников, консультантов ппс ппп специфика icon«Уроки» учителей: классных руководителей, первого учителя, учителей-предметников...
Звучит мелодия песни «Школьные годы» (музыка Д. Кабалевского, слова Е. Долматовского). Входят выпускники и садятся за парты

Методические рекомендации для руководителей оу, школьных психологов, социальных педагогов, классных руководителей, учителей-предметников, консультантов ппс ппп специфика iconПлан мероприятий на весенние каникулы 2011/2012 уч г. Планы классных...
Сикач И. Б., Большова З. А., Некрасова Е. Е., Новосёлова С. Н., Никитина Ю. В., Репина Н. Н



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
lit-yaz.ru
главная страница