Литература для педагога 35 Литература для детей 35 Пояснительная записка. Учебно-методические материалы по программе «Живая палитра-1»




НазваниеЛитература для педагога 35 Литература для детей 35 Пояснительная записка. Учебно-методические материалы по программе «Живая палитра-1»
страница1/6
Дата публикации20.04.2014
Размер0.73 Mb.
ТипЛитература
lit-yaz.ru > География > Литература
  1   2   3   4   5   6
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей

«Дом детского творчества»

Учебно-методические материалы

к программе дополнительного образования детей

туристско-краеведческой направленности

по изобразительному искусству

с изучением родного края

«ЖИВАЯ ПАЛИТРА - 1»

Педагог

дополнительного образования

Гемпель И. Ю.

г. Сосновый Бор

2012
Содержание




стр.


^ 1. Пояснительная записка.

3

2. Теоретические материалы по темам программы

- Вводное занятие

- Растительный мир родного края

- Животный мир родного края

- Мир грибов родного края

- Природные явления

- Времена года в природе родного края

- Сказки родного края

- Экскурсия

- Коллективный проект «Книга природы родного края»

- Праздник

- Итоговое занятие

4

4

5

9

18

20

23

25

26

27

27

33

^ 3. Литература для педагога

35

4. Литература для детей

35

Пояснительная записка.
Учебно-методические материалы по программе «Живая палитра-1» включают в себя теоретические материалы для занятий с детьми 6-7 лет: беседы о природе, загадки, рассказы, сказки, игры, викторины для занятий (бесед, праздников, итоговых занятий). Теоретическая часть программы разработана исходя из личного опыта работы с детьми данного возраста. Предлагаемый материал о природе родного края предполагает расширение краеведческого кругозора, развитие творческих способностей детей.

В беседах с детьми используются рассказы Владислава Шаповалова, написанные животворным языком, лучшие образцы нашей национальной классики. В них – емкость, лаконичность фраз, точность, выразительность деталей, философско-лирическая окраска повествования. Также очень хороши сказки о природе Бориса Вовка и других писателей, красота языка которых ярко раскрывает перед детьми красоту родной природы, питает вдохновением их творчество.

Дети 6-7 лет очень любят загадки. Загадки – это маленькие рассказы или сказки, в которых последнее, главное слово за ребенком. Они создают ситуацию соревнования, возможность достижения маленькой победы, побуждающей получать новые знания. Загадки и стихи подобраны таким образом, чтобы с помощью них дети запомнили характерные особенности природы родного края. Загадки развивают интеллект и воображение.

Для оценки знаний обучающихся используются викторины. Викторины позволяют принять ответы у всех детей, присутствующих на занятии, благодаря цветным карточкам, такую возможность дети воспринимают очень позитивно.

В разработку включено большое количество развивающих игр. Они способствуют увеличению багажа знаний о природе родного края, активизируют усвоение теоретического материала, способствуют формированию коммуникативных навыков и развитию речи детей, создают положительный эмоциональный настрой, позволяют удовлетворить естественные потребности детей данного возраста в игровой деятельности.



Теоретические материалы по темам программы.
^ 1. Вводное занятие

На стенде вывешены пейзажи Родины, на которые обращается внимание во время рассказа.

- Родина, Отечество, родная сторона, родная страна, Отчизна – все эти слова обозначают то место, где человек родился, где он живет. Мы живем в России. Это наша Родина. Мы – россияне. Писатель передает свою любовь к Родине словами, композитор – мелодией, а художник – красками.

Красно солнышко (отрывок из песни). И. Шаферан

Ни вблизи, ни вдали

Я не знаю земли

Лучше той, что меня растила:

Синих рек рукава,

В небе синь-синева,

И светла от берез Россия. ^ Показ пейзажей с березами и реками (фото, картины)

Россия – наша большая Родина. Но у каждого есть еще и свой родной край, где он живет, работает, учится, где живут его родные, близкие, друзья. Каждый край чем-то знаменит.

Наш край – удивительное и прекрасное место, лучше которого нет на всем белом свете. Это наша с вами малая Родина. Природа родного края имеет свои особенности.

Родной край – часть Родины. От труда людей в разных краях России от их отношения к Родине зависит ее благосостояние.

Стихотворение Н.Некрасова:

Мне лепетал любимый лес:

- Верь, нет милей родных небес!

Нигде не дышится вольней

Родных лугов, родных полей.

^ Живая палитра (рассказ Владислава Шаповалова)

Мы долго пробирались чащобой смешанного леса, пока впереди, за деревьями, не мелькнуло маленькое, темно-коричневой воды, озерце, напоминающее палитру – овальную дощечку, на которой художники смешивают краски.

Палитра была сделана из темного стекла, на ее поверхность осень набросала яркими мазками желтые листья, между листьями плавало иссиня голубое небо.

Кое-где у берегов палитру проткнули сухие лозины камыша; запоздалые цветы кувшинки, удваиваясь перевернутым отражением, сидели на темном стекле белыми чашечками. В тихой заводи меж лозин камыша, раскинув задние лапы, застыла изумрудно-зеленая лягушка. Она прогнулась белесым брюшком ко дну, выставив пучеглазую морду из воды и казалась неживой, как вся палитра <…>.

Палитра ожила на мгновенье и снова замерла медным листом, фарфоровой кувшинкой, зеленой, вырезанной из малахита лягушкой, вобрав в себя небо и наши – одно к одному – зачарованные лица.

^ Читая рассказ «Живая палитра», педагог одновременно демонстрирует «краски палитры», составляет изображение «живой палитры» на листе синего картона в виде палитры: изображения осенних листьев, кувшинок, камыша и т.д. Можно предложить составить палитру детям. Педагог также показывает детям настоящую палитру художника из дерева или пластмассы.

Педагог говорит, что нас окружает богатая «живая палитра» природы нашего родного края. Только надо внимательно вглядеться в каждую «краску этой палитры». Можно поиграть в игру «Палитра родной природы»: предложить детям составить «палитру», выбрав из картинок с растениями и животными, те которые характерны для нашего края, разложить их на белом листе бумаги, имитирующем палитру или карту области.
^ 2. Растительный мир родного края

2.1. Травы

Растения – это и деревья, и кустарники, и травы. У растения есть корень, стебель, листья, цветки и плоды с семенами.

Отгадайте загадку:

На верхушке стебелька

Солнышко и облака. (Ромашка.)

Стоят в поле сестрички –

Желтый глазок, белые реснички. (Ромашка.)

- Какие еще травы нашего края вы знаете? (Василек, колокольчик, иван-чай и др.)

^ Где растут травы?

Множество трав растет на лугах Ленинградской области. Самые лучшие луга – заливные, пойменные. Пойма – это часть дна речной долины, которая затопляется в половодье. Река разливается и затопляет ее. Травы там высокие, сочные.

Луга возникают там, где срубили лес, там, где раньше были пашни. Каждая травинка, если ее рассмотреть поближе просто произведение искусства, настоящее чудо. Щедра земля, подарившая нам красоту, и как совершенна в своем изысканном великолепии волшебница-природа, создавшая такое чудо? У каждого цветка свое лицо и свой чудесный наряд. Природа не поскупилась на щедрость, создав такую чудную гармонию цвета.

В лесах, под деревьями и на полянах, теневыносливые травянистые растения образуют сплошной зеленый ковер. Лесные травы имеют красивые, светлой окраски цветки, поэтому хорошо заметны насекомым-опылителям.

Прекрасны летом и осенью леса, поля и луга. Это пора изобилия цветов и трав. Не рвите их понапрасну, берегите красоту земли.

- Что общего у разных растений? (Части растений: цветок или соцветие (клевер), плод, семена, листья, стебель, корень.)

- Что образуется на месте цветка, когда он отцветает? (плод, семена)

Васильки (Вика Ивченко)
Возле дачи, на раздолье,
у излучины реки
разбрелись в колхозном поле
голубые васильки.
Я из них плела веночек,
как стихи из синих строчек,
танцевала в нём балет.
Мама нарвала букет.
Долгим взглядом провожали
нас в деревне старики.
Рассуждали: "горожане
собирают... сорняки


- Неужели васильки в самом деле сорняки?
Ромашки (Евгений Волин)

Осень в лето заглянула между делом,

Повела себя, по-бабьи, неумело:

От тоски нахмурив брови серой тучей,

Заливалась целый день слезой горючей,

О нелегкой женской доле между прочим…
И спокойно слушали бедняжку

В потемневшем поле юные ромашки,

Слушали – качались, головой кивая,

Лепестками белыми о судьбе гадая.

И с надеждой теплою желтизной горели,

В хороводе песенку солнечную пели.
*** (Иван Суриков)


Ярко солнце светит,
В воздухе тепло,
И куда ни взглянешь —
Всё кругом светло.

По лугу пестреют

Яркие цветы,
Золотом облиты
Темные листы.

- Какие краски характерны для лета? Почему листы облиты «золотом»?
2.2.Деревья

Лиственные деревья

^ Отгадайте загадки:

Весной веселит,

Летом холодит,

Осенью питает,

Зимой согревает. (Дерево.)

У дерева, как и у других растений различают корень, стебель, листья, цветки и плоды с семенами. Стебель у дерева обычно толстый и сильно ветвится. За эти особенности его называют стволом.

^ Отгадайте загадки:

Летают, кружатся,

На землю ложатся.

С земли не встают

И скоро пропадут. ( Листья.)

Словно пальцы у ребят,

Эти листики торчат. (Листья рябины)

У многих деревьев листья имеют вид пластинок. Это лиственные деревья. Листья разных деревьев различаются формой, а осенью еще и цветом, поэтому по листьям можно определять деревья.

^ Учимся определять деревья по листьям (листья осины, березы, дуба, липы, рябины и др.).

Осень (отрывок) К. Ушинский

Лист на деревьях начинает кое-где желтеть еще в конце августа; в сентябре вы замечаете, как на березе, все еще зеленой, появляются там и сям совершенно желтые, золотистые ветки: будто мертвящая рука осени схватила и измяла их мимоходом. Первая распустилась береза, она же первая начинает желтеть. С каждым днем все больше и больше становится желтых листьев. Еще два-три дня – и трепетная осина стоит вся красная, багровая, золотистая. Но порывистый осенний ветер срывает и это последнее убранство: крутя в воздухе легкие, высохшие листья, устилает ими мокрую землю.

- Какая осенняя расцветка у листьев березы, осины?

- Какие цвета осенней листвы вы можете назвать?

- Что напоминает вам земля, устланная опавшими листьями?

^ Лист(А.Н.Стариков)


Тихая, тёплая, нежная осень
листья увядшие всюду разносит,
красит в лимонный, оранжевый цвет
свет.
На тротуары, газоны, аллеи
их она сыплет, ничуть не жалея, -
вот над окном в паутине повис
лист.
Настежь окно. И доверчивой птицей
мне на ладонь, покружившись, садится,
лёгок и холоден, нежен и чист
лист.
Ветра порыв. Лист взлетает с ладони,
вот он уже на соседнем балконе,
миг - и, минуя широкий карниз,
вниз!


- Какой характер у листа? Что с ним происходит осенью?
^ Отгадайте загадку:

Стоят столбы белы,

На них шапки зелены. (Береза.)

Береза – самое популярное дерево и самое красивое. Береза может расти на любой почве. Это светолюбивое растение.

Чудесен ранней осенью березовый лес, покрытый золотистой увядающей листвой. Крутясь в воздухе, падают на землю золотые листочки. Прозрачен и чист воздух, малейший звук слышится в березовом лесу.

- Какие еще лиственные деревья нашего края вы знаете? (Клен, рябина, тополь, дуб, липа и др.)

^ Деревья осенью

На западе и юго-западе нашего края встречаются лиственные рощи – из дуба, ясеня, вяза, клена, липы, березы. По долинам рек растут ивы. Эти деревья хорошие закрепители берегов, спасают их от размывания и осыпания.

Давно отцвели цветы, падают листья, птицы молчат, лес пустеет и затихает. Но осень радует нас обилием плодов, тишиной и спокойствием, осенью хорошо работается.

Осень – сплетение радости и грусти. Радость – в дарах природы, в сборе урожая, в многоцветье красок. А грусть – в пронзительной синеве небес, в которой утопает золотой багрянец листвы, последний прощальный наряд природы, в тревожном шорохе листвы, в птичьих стаях, улетающих на юг, в бесконечности мелкого осеннего дождика. Осень всегда вдохновляла художников, композиторов, поэтов своей неповторимой красотой и очарованием.

- Какие осенние приметы вы знаете? Что грустное и веселое принесла вам осень?
^ Хвойные деревья

У некоторых деревьев листья имеют вид иголок. Такие листья называются хвоинками, а сами деревья хвойными.

Отгадайте загадку:

Весной цвету,

Летом плод приношу,

Осенью не увядаю,

Зимой не умираю. (Ель, сосна.)

- Какие еще хвойные деревья нашего края вы знаете? (Лиственница, пихта.)

Еще совсем недавно больше половины территории Ленинградской области занимал лес. И хотя его рубили, сплавляли по рекам в огромном количестве, все-таки сохранились у нас густые, труднопроходимые леса.

Можно увидеть почти сказочные дремучие еловые леса. Лес, где ели растут, называют ельники. Здесь всегда полумрак. Раскидистые плотные ветви елей не пропускают солнечные лучи. Самые ценные ельники – зеленомошники – любят возвышенные места. Под елями растет красивый зеленый мох, кислица, черника. Земля там очень богата полезными для растений веществами.

^ Отгадайте загадку:

Каждой весной лапы еловые

Старые лампы меняют на новые. (Шишки.)

- Сравните ель и сосну по общему виду, веткам, хвоинкам, шишкам.

^ Зимнее утро (отрывок) Александр Пушкин


Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.


^ Елка во дворе (Геннадий Родичев)

Растим мы елку во дворе,

Любуется народ.

Огнями вспыхнула она

Для нас под Новый год.

К ней все слетелись снегири,

Бежит косой с опушки.

Сияют звезды на ветвях

И месяц на макушке.

Снежинки падают с небес

И прямо на иголки,

И даже серый волк с лисой

Пришли тихонько к елке

И подружились с детворой,

И праздник полюбили.

Отныне в чаще их родной

Мы елок не рубили.

  1   2   3   4   5   6

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Литература для педагога 35 Литература для детей 35 Пояснительная записка. Учебно-методические материалы по программе «Живая палитра-1» iconПояснительная записка Данная рабочая программа разработана на основе...
При работе по данной программе предполагается использование учебно-методического комплекта: нотная хрестоматия, фонохрестоматия,...

Литература для педагога 35 Литература для детей 35 Пояснительная записка. Учебно-методические материалы по программе «Живая палитра-1» iconРабочая программа музыка разуваевой Г. П. II категория 5 класс 1час...
При работе по данной программе предполагается использование учебно-методического комплекта: нотная хрестоматия, фонохрестоматия,...

Литература для педагога 35 Литература для детей 35 Пояснительная записка. Учебно-методические материалы по программе «Живая палитра-1» iconПояснительная записка: Цель – сформировать у студентов систему знаний...
Методические рекомендации по изучению дисциплины сд(М). Ф. 8 Зарубежная литература для студентов, обучающихся по направлению подготовки...

Литература для педагога 35 Литература для детей 35 Пояснительная записка. Учебно-методические материалы по программе «Живая палитра-1» iconРабочая программа по предмету: «Музыка»
При работе по данной программе предполагается использование учебно-методического комплекта: нотная хрестоматия, фонохрестоматия,...

Литература для педагога 35 Литература для детей 35 Пояснительная записка. Учебно-методические материалы по программе «Живая палитра-1» iconПояснительная записка к рабочей программе учебного курса «Литература»
Рабочая программа учебного курса «Литература» для 11 класса (далее Рабочая программа) составлена на основе следующих нормативных...

Литература для педагога 35 Литература для детей 35 Пояснительная записка. Учебно-методические материалы по программе «Живая палитра-1» iconРабочая программа по музыке ступень обучения (класс): основное общее ( 5 – 7 кл.)
При работе по данной программе предполагается использование учебно-методического комплекта: нотная хрестоматия, фонохрестоматия,...

Литература для педагога 35 Литература для детей 35 Пояснительная записка. Учебно-методические материалы по программе «Живая палитра-1» iconПояснительная записка Статус документа
«Литература» под редакцией Курдюмовой Т. Ф. и др в 2 частях 2002г. Издательство: Дрофа. Программе соответствует учебник «Литература,...

Литература для педагога 35 Литература для детей 35 Пояснительная записка. Учебно-методические материалы по программе «Живая палитра-1» iconРабочая программа по литературе для 8 класса пояснительная записка
Программы для общеобразовательных учреждений: Литература 5-9 кл: развернутое тематическое планирование по программе под ред. В. Я....

Литература для педагога 35 Литература для детей 35 Пояснительная записка. Учебно-методические материалы по программе «Живая палитра-1» iconПояснительная записка Настоящая программа по литературе для 9 класса...
Она предназначена для работы по учебнику «Литература 9 класс. Учеб для общеобразоват учреждений» (в 2 частях)/ под ред. В. Я. Коровиной....

Литература для педагога 35 Литература для детей 35 Пояснительная записка. Учебно-методические материалы по программе «Живая палитра-1» iconРабочая программа Образовательная область «Чтение художественной литературы»
Пояснительная записка к образовательной области «Художественная литература» по программе



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
lit-yaz.ru
главная страница