Скачать 69.14 Kb.
|
1. Завадская Ольга Николаевна 2. Учитель начальных классов 3. Педагогический стаж – 22 года 4. Регион – 178, Санкт – Петербург 5. ГБОУ лицей 533 6. Кунц Майя Юрьевна 7. 193315 г. Санкт-Петербург, проспект Большевиков, дом 47,корпус 1, кв. 162 8. Oljana1972@mail.ru 9. Номинация 3. «Лучшая методическая разработка внеурочного занятия» 10 . Праздник птиц: «Птицы – наши друзья» Внеклассное мероприятие разработано для младших школьников. Праздник приурочен к Всемирному Дню птиц. Он знакомит ребят с историей, расширяет кругозор, прививает любовь к природе, призывает бережно относиться к братьям нашим меньшим. Внеклассное мероприятие для начальных классов Праздник птиц: «Птицы - наши друзья!» Составитель: учитель начальных классов лицея 533 г. Санкт-Петербурга Завадская О.Н. Цель: познакомить учащихся с народными праздниками, обычаями, многообразием и жизнедеятельностью птиц; показать огромное значение птиц в природе и жизни человека; раскрыть роль охраны птиц и окружающей природы; воспитывать у детей чувство жалости, сострадания к братьям нашим меньшим. Оборудование: презентация; костюмы иволги и жаворонка для сценки; русские народные костюмы для детей, которые разыгрывают заклички весны; птички - жаворонки на палочках. Ход занятия: 1.Вступление. Слайд 1. Дети читают стихи: 1.Весна всему свой голос дарит – Воде, листве, земле – всему: Цветам в лесу и птичьей паре, Глазам и сердцу моему. 2.Все началось с простой капели, И вот уже текут снега, И зажурчали, зазвенели Деревья, воздух и луга. 3.Несётся плеск с лесных излучин, В овраге ветер струны рвет, Весь мир разбужен и озвучен И дирижёру смотрит в рот. Слайд 2. Учитель: - Какое замечательное стихотворение! И ведь не случайно. Потому что весна – самое прекрасное время года. - А какие признаки весны в неживой природе вы наблюдали? ( Ярче светит солнце, небо стало выше, день становится длиннее, t0 становится выше, начал таять снег, лед). - А какие изменения произошли в живой природе? ( Началось сокодвижение, набухли почки, появляются первые насекомые на оттаявшей земле, прилетают первые весенние птицы.) Слайд 3. 2.Работа по теме. Учитель: - Весна « прилетела » к нам на солнечных крыльях. У нее строгий порядок работы. Первым делом она освобождает землю: делает проталины, топит лед на реках и озерах. Из оттаявшей земли выползают насекомые, а вслед за ними прилетают пернатые гости – птицы. ^ Слайд 4. Из истории: - Есть у весны народные праздники, которые предвещают приход весны. Один из них 22 Марта - Сороки. На Сороки день равен ночи. На Сороки зима кончается, весна начинается. - На Сороки весну закликали в образе вестовой птицы – жаворонка. Заранее домашние хозяйки выпекали из теста птиц – жаворонков, вкладывали внутрь конопляные семечки, а вместо глаз – изюминки. Давали этих птиц детям и ласково приговаривали: « Жаворонки прилетели, на голову детям сели». Деревенская детвора взбегала на сугробы, привязывала «жаворонков » к шесту и, раскачивая самодельных птиц, распевала: (Разыгрывается закличка весны. Дети в русских народных костюмах с птичками в руках.) Жаворонки, жаворонки Прилетите к нам. Принесите нам Весну – красну, Зима надоела, Хлеб весь поела. - И с этого дня (22 марта) начинается месяц птиц, и длится он до конца апреля. Вот и считают 1апреля - Международным Днём птиц. Птицы – вестники весны - Птицы возвращаются с зимовок. Переселение птиц идёт в строгом порядке. Каждая птица прилетает в свою очередь. Летят они одной и той же дорогой, что и их предки тысячи лет назад. ^ 1.Что влечет наших северных птиц, Пропуская сквозь легкие воздух, Возвращаясь от южных границ, В неказистые старые гнезда? 2.Пусть дорога длинна и трудна, Ночь ружейными смотрит стволами - Возвращаются птицы туда, Где впервые взмахнули крылами. Учитель: - Давайте отгадаем загадку и узнаем, кто же прилетает первым из наших пернатых друзей? Переносье с белым кругом, Важно я хожу за плугом, Огородом, полю – врач. Глянцевитый, черный … (Грач) Слайд 5. - Открывают весну грачи. Зиму эти птицы проводят на юге нашей страны. По дороге к своим гнездам они очень спешили, не раз попадали в жестокие метели. Десятки и сотни птиц выбивались из сил и погибали в пути. Первыми долетели самые сильные. Теперь они важно расхаживают по дорогам и ковыряют землю крепкими клювами. - Кто следует за грачами? ^ : На шесте дворец, во дворце певец. (Скворец) Слайд 6. - Издавна любят скворцов в народе не только потому, что от этих птиц много пользы: весной вместе с грачами ходят они по полям, собирая насекомых и их личинок, зимовавших в земле, летом отыскивают различных гусениц, жуков, выкармливая птенцов, прилетают к гнезду по 200-300 раз в день. Скворцов любят и за веселый нрав. Неважно, что у них нет своих песен, они прекрасные звукоподражатели. - Мы не задумываемся даже, откуда в наших дворах, у наших домов появляются скворцы. Прилетели они к человеку из леса. И сейчас немало их живет там. Гнезда свои устраивают в дуплах, но дупел часто всем не хватает. - Чем мы можем порадовать пернатого друга? - Видели ли вы скворечники? (^ ) Слайд 7. - А кто делал сам с помощью взрослых? - Почему надо делать скворечники? - Какие ещё птицы к нам возвращаются весной из теплых стран? ( Жаворонок, кукушка, иволга, трясогузка, аисты, журавли, гуси, утки и др.) Дети читают стихи: 1.Дети, хлопайте в ладоши – Прилетели к нам грачи! Май зелёный, май хороший Сеет по земле лучи. 2.Нет в полях ни горстки снега- Все снега унёс апрель. На заре и в полдень с неба Льётся жаворонка трель. 3. Мы построили скворечник Для пернатого жильца. Дрозд, весёлый пересмешник, Дразнит вечером скворца. 4.Дети, хлопайте в ладоши- Зеленеет вся земля! Май весёлый, май хороший Подарил нам журавля. ( М. Лифшиц) Слайд 8. Веселые уроки - А теперь мы проведем необычные уроки, которые будут посвящены, конечно же птицам. Слайд 9. Урок пернатых. - О каких птицах идёт речь? 1. Эта птица не высиживает своих птенцов, а подкидывает яйца в чужие гнёзда. (Кукушка) 2. У этой птицы много прозвищ: белобока, стрекотуха и даже воровка. (Сорока) 3. Какая птица прилетает к нам с наступлением первых заморозков и улетает весной? (Снегирь) Слайд 10. Урок музыки. - Угадайте голоса птиц. Слайд 11. Урок физкультуры. - Вы все слышали про пингвинов. Кто из вас знает, вьют ли пингвины гнезда? (Нет, они носят яйца и птенцов на ногах.) Птичья эстафета: Между коленками зажимается воздушный шарик, и участник проходит дистанцию. - Молодцы! Видно, что вы интересуетесь птицами, значит, и бережно к ним относитесь. Но, к сожалению, бывают и такие случаи, когда люди уничтожают птиц. Экологическая проблема Слайд 12. Сценка “Птичья просьба”. /Вбегает иволга. Она летает вокруг./ Учитель: Ой, иволга! Что случилось? Расскажи, почему ты такая встревоженная? Иволга: Фиу, фиу, тиу, тиу! - Человек шёл мимо моего гнезда и разорил его. Он убил не появившихся на свет птенцов. Как же мне теперь жить без них? /Влетает жаворонок/. Жаворонок: - Люди подожгли сухую траву, а в ней сгорело моё гнездо. Зачем вы нас, люди, не любите? Зачем же вы нас губите? Иволга: - Люди, смилуйтесь над нами, над живыми существами. Жаворонок: - Ведь мы вам не приносим вред, а лишь спасаем вас от бед. ^ - Мы, птицы, просим доброты, Мы, птицы, просим малости. Жаворонок: - Избавьте нас от суеты, Имейте каплю жалости. Иволга: - Дерево, трава, цветок и птицы - Не всегда умеют защититься. Жаворонок: - Если будут уничтожены они, На планете вы останетесь одни. ^ - Своему, зная цену величью. Будьте в ответе за каждую песенку птичью. Учитель: - Ребята, чем же мы с вами можем помочь этим беззащитным птицам? - Человек в ответе за природу, за пернатых друзей. Мы с вами должны помнить главное правило: даже если вы ничем не можете помочь, в ваших силах всегда не мешать, а это уже не так мало! Очень важно, чтобы птицы, такие прекрасные создания, неустанные труженики, жили счастливо на нашей Земле! Ведь там, где плохо нашим соседям по планете, плохо и нам самим. ^ 1.Не пугайте резвых птичек! Пусть они вокруг летают, Крылья их при ярком свете Словно радуга сверкают. 2.Вы послушайте их песни, Что поют они на воле! Ведь певуньи украшают Нам леса, сады и поле. 3.И в работе очень важной Нам полезны эти крошки: Истребляя на растеньях Червяков и вредных мошек. 4.И сады, и нивы наши Нам они оберегают. Не пугайте ж резвых птичек! Пусть они вокруг летают! Слайд 13. 3. Заключение. Учитель: - Ребята, вам понравился наш праздник? Будем с вами беречь и охранять птиц? - Вот вам от них подарки! (Дети получают конфеты «Птичье молоко».) Презентацию можно найти по ссылке: http://www.proshkolu.ru/user/Oljana1972/file/4459596/ Звуки к презентации: http://www.proshkolu.ru/user/Oljana1972/file/4255484/ |
![]() | Цель: познакомить учащихся с народными праздниками, обычаями, многообразием и жизнедеятельностью птиц; показать огромное значение... | ![]() | Цель: познакомить учащихся с народными праздниками, обычаями, многообразием и жизнедеятельностью птиц; показать огромное значение... |
![]() | Бинарный урок-репортаж по теме «Птицы – наши друзья»- это подготовка к сочинению о перелетных птицах. Он проведен в 4 классе для... | ![]() | «Птицы наши друзья!», посвящённую нашим пернатым друзьям – птицы. Они дороги нам как часть природы нашей Родины. В нашем краю насчитывается... |
![]() | Углубить знания учащихся и представления об особенностях внешнего вида, жизненных проявлениях, повадках птиц и приспособлении их... | ![]() | Цель: познакомить учащихся с народными праздниками, обычаями, многообразием и жизнедеятельностью птиц; показать огромное значение... |
![]() | Оборудование: Макеты деревьев, силуэты птиц, шапочка-маска птицы, аудиозапись «Голоса птиц» | ![]() | Беседы на темы: «Перелётные птицы», «Наши пернатые друзья», «Что было бы если б не было птиц» и другие |
![]() | Ребята, а как вы думаете, почему без птиц не обойтись? (Птицы друзья нашего детства; вестники радости, приносящие весну; верные наши... | ![]() | Оборудование: жетоны в виде птиц, изображения птиц (голубь), записи пения птиц, выставка |