Скачать 51.45 Kb.
|
Содержание СТЕПЬЦель урокаУрок начинается с материала из новостных телепередач, газет. Мини-сценка из произведения. |
Урок географии в 8 классе в разделе «Природные зоны России» по теме «Степь». Урок изучения нового материала. В основе урока лежит интеграция литературы и географии. В основе находится произведение А. П. Чехова «Степь». Урок особенно актуален в этом году в связи со 150-летием со дня рождения А. П. Чехова. Возможная предварительная подготовка для детей любящих читать – прочитать А. П. Чехова «Степь». Урок сопровождается показом фотографий Таганрога, А. П. Чехова, степи, животных и растений степей. Урок разработан учителем географии Мураль Н. П. ^ Цель урока: провести чувственное восприятие степи, сформировать образное комплексное представление о природной зоне – степь. Формировать умения получать и отбирать необходимую информацию из различных средств: литературных, художественных, картографических, СМИ, собственного опыта. ^ 29 января все российские СМИ объявили о поездке президента Д. А. Медведева в Таганрог. Учитель дает небольшую справку о городе. Таганрог- город с численностью населения примерно 260 тыс. человек ( сравнение по ЧН со своим городом) на юге России в Ростовской области.
«… Я принялся за большую вещь… Я изображаю равнину, лиловую даль.. ночные грозы, постоялые дворы, обозы, степных птиц и прочее… Вместо художественного, цельного изображения степи я преподношу читателю «степную энциклопедию». Быть может, она раскроет глаза моим сверстникам и покажет им, какое богатство, какие залежи красоты остаются еще нетронутыми…» И сегодня мы посмотрим на степь как видел ее, человек рожденный в ней… Почувствуем ее так, как чувствовал А. П. Чехов…. И восхищаться степью так, чтобы хотелось о ней читать стихи и петь песни
И первая строка произведения требует географического уточнения. Где мог располагаться город N и сама Z–кая губерния…( в степной зоне) Практическая работа №1. «Географическое положение степной зоны в России» (работа с интерактивной доской: контурная карта России с определением субъектов РФ в степной зоне) Предположите, в каких современных субъектах РФ могла находиться губерния.
^ «…- Ну, как доехал?... Небось надоело? И не дай бог на обозе или волах ехать! Едешь, едешь, прости господи, взглянешь вперед, а степь все такая ж протяженно- сложенная, как и была: конца краю не видать!... » Что поражает человека, который оказался в степи? (простор, безграничье, усталость от однообразия ландшафта, скука) Огромный простор, казалось бы, что может быть лучше? Но какие чувства испытываешь, оказавшись в степи? Как чувствуешь себя в этой бесконечности? «… А вот на холме показывается одинокий тополь; кто его посадил и зачем он здесь- бог его знает… Счастлив ли этот красавец? Летом зной, зимой стужа и метели, осенью страшные ночи, когда видишь только тьму и не слышишь ничего, кроме беспутного, сердито воющего ветра, а главное – всю жизнь один, один…» «… Когда долго , не отрывая глаз, смотришь на глубокое небо, то почему -то мысли и душа сливаются в сознание одиночества. Начинаешь чувствовать себя непоправимо одиноким…» Одиночество! Почему так обостряется это чувство в степи? (открытость пространства позволяет увидеть, что ты абсолютно один… один!)
Практическая работа №2. «Анализ климатической карты» и представление описания климата степей учащимися. Обратимся к художественному описанию климата у А. П. Чехова (работа заранее выполнена учащимися, которые интересуются литературой и владеющие умениями выбора необходимого материала) «… По движениям баб, вяжущих снопы, по лицам косарей, по блеску кос видно, что зной жжет и душит. Черная собака с высунутым языком бежит от косарей навстречу к бричке, вероятно с намерением залаять, но останавливается на полдороге и равнодушно глядит… жарко лаять!» «Вдруг в стоячем воздухе что-то порвалось, сильно рванул ветер и с шумом, со свистом закружился по степи. Тот час же трава и прошлогодний бурьян подняли ропот, на дороге спирально закружилась пыль, побежала по степи и, увлекая за собой солому, стрекоз и перья, черным вертящимся столбом поднялась к небу и затуманила Солнце…. Хорошо, если бы брызнул дождь!...» «Солнце жгло…воздух был неподвижен и уныл. На берегу стояло несколько верб, но тень от них падала не на землю, а на воду, где пропадала даром…» Как часто мы- жители лесного края, обращаем внимание, что летом тень пропадает даром? Почему?
Подборка материала, сделанная учащимся по теме «Жизнь в степи» «… Наступила тишина… Где- то не близко плакал один чибис и изредка раздавался писк трех бекасов… мягко картавя. Журчал ручеек, но все эти звуки не нарушали тишины, не будили застывшего воздуха, а , напротив, вгоняли природу в дремоту… » «Бурая пустынная степь была … всегда полна жизни и содержания. Стоило только вглядеться в даль, чтобы увидеть лисицу, зайца, дрохву или другое какое-нибудь животное…» «Над дорогой с веселым криком носились старички, в траве перекликались суслики…Стадо куропаток вспорхнуло и со своим мягким «тррр» полетело к холмам. Кузнечика, сверчки, скрипачи и медведки затянули в траве свою скрипучую, монотонную музыку…» Кто же наполняет степь жизнью? Назовите обитателей степей. Практическая работа№3 «Растительный и животный мир степей» (анализ описаний из текста, работа со слайдом «Животные степей», работа с картами атласа) «с ранней весны как в калейдоскопе сменяются краски в степи: в середине апреля- лиловая степь от цветения сон-травы; следом зацветает горицвет и первоцвет, окрашивая степь в золотисто-желтый цвет. А в конце мая или начале июня цветет шалфей луговой синего цвета в сочетании с серебристым фоном ковыля…»(из книги В.В. Петрова Растительный мир нашей Родины) В какое время года можно наблюдать буйство красок в степи? С чем связано цветение степи весной? В какое время года показана чеховская степь? Какого цвета степь? (середина лета, июльский день, бурая выжженная степь)
С одной стороны, «кругом была необъятная ширь, наполненная дурманящими запахами, особыми звуками, шумами… и огромное очень далекое небо над головой. И непривычное ощущение свободы, которому никто и ничто не мешало…» (из воспоминаний А. П. Чехова) А с другой стороны, скука и скрытая печаль…
«…И в торжестве красоты, в излишке счастья чувствуешь напряжение и тоску, как будто степь осознает, что она одинока, что богатства ее и вдохновения гибнут даром для мира, никем не воспетые и никому не нужные, и сквозь радостный гул слышишь ее тоскливый, безнадежный призыв: певца!... певца!» (звучит песня «Ах ты, степь широкая») |
![]() | Сегодня мы продолжаем путешествие по родному краю. У нас определён четкий маршрут, мы с вами путешествуем, изучая природные зоны... | ![]() | ... |
![]() | Тема "Лесные зоны России", изучается в курсе географии средней школы. Работа выполнена в виде мультимедийной презентации, в которую... | ![]() | Автор: Журкина Светлана Анатольевна, учитель географии первой квалификационной категории |
![]() | Сегодня на уроке вы узнаете много нового и интересного. Но сначала повторим изученную тему «Природные зоны» | ![]() | Развивающие – продолжить формирование познавательной активности учащихся, умения самостоятельно добывать знания, расширить кругозор... |
![]() | Цель и задачи урока : обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «Природные зоны Украины. Охрана природы Украины.» | ![]() | Предлагаемый конспект урока соответствует действующей образовательной программе специальных (коррекционных) образовательных школ... |
![]() | Введение. 3 | ![]() | Автор: учитель географии моу «сош с. Ново-Захаркино Духовницкого района Саратовской области» (филиал с. Полеводинское) Румянцева... |