Скачать 120.4 Kb.
|
Содержание Интерпретация поэтического текстаЗнание текста художественного произведения Теоретико-историко-литературный блок Литература i i другие виды искусства А.а.фет ласточки |
ГОРОДСКАЯ ОЛИМПИАДА ПО ЛИТЕРАТУРЕ 10класс. КОМПЛЕКСНЫЙ АНАЛИЗ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕКСТА Нагшшчте рецензию на рассказ А.П.Чехова «Альбом». Возможные вопросы:
% ^ Сравните стихотворения Тютчева «Смотри, как на речном просторе» и Фета «Ласточки». В чем сходство и различие этих текстов? (размер, лексика, художественные средства) Какое из стихотворений, на ваш взгляд написано раньше? Можно ли в данном случае говорить о подражании одного поэта другому? Или речь должна идти о творческой перекличке? Или о скрытой полемике? Какой изображается взаимосвязь человека и природы в том и другом стихотворении? ^ I. Откуда взяты следующие «крылатые» выражения? Дорогой, многоуважаемый шкаф А щам не пропадать же: ведь они посолепые А люди мы великие В работе и гульбе Все сменилось в доме Облонских Жил—дрожал, и умирал-дрожал Если хочешь быть счастливым — будь им 1 Гладко было на бумаге, да забыли про овраги Нам не дано предугадать, как наше слово отзовется Ряд волшебных изменений милого лица Веселая царица Была Елисавет: Поет и веселится, Порядка нет и нет II. В строфе из стихотворения Н.Некрасова «Школьник» встречается распространенный поэтический троп. Как он называется и для чего применяется? Скоро сам узнаешь в школе, Как архангельский мужик По своей и божьей воле Стал разумен и велик IIT. Выберите правильный вариант ответа.
а) желтый б) серый в) черный
а) рассыпавшейся постройки б) свинтившегося винта в) горящего дома
а) доктора Старцева («Ионыч») б) Гурова ((•Дама с собачкой») в) Оленьку (<Душечка»)
а) (Дикий помещик» б) «Медведь на воеводстве» в) «Коняга»
а) до реформы 1861 г б) во время проведения реформы в) после реформы
а) Иван б) Илья в) Андрей -Ц
а) в конце 30-х — начале 40-х годов б) в конце 40-х — начале 50-х годов / в) в конце 50-х — начале 60-х годов
а) как непросвещенные б) как дикие в) как жестокие IV. Определите, кто это говорит.
чепуха, гниль, художество. Пойдем лучше смотреть жука. ^ 1. Назовите жанр стихотворений. Дайте ему определение. О чем или о ком (или о каком явлении) идет речь в этих стихах? а) За нашу соль, за русский ум я Стыжусь, краснею иногда. Ведь даже искры остроумья Нет в вашей «Искре», господа! (Н.Щербина) б) В России две напасти Внизу власть тьмы, Вверху тьма власти. (В.Гиляровский) в) Гоним карающим Зевесом Двойную смерть он испытал: Явился Писарев Дантесом И вновь поэта расстрелял (Д.Минаев) г) Недаром он в родной стране Слывет «талантом» по преданьям; Заглавье вяжется вполне В его романе с содержаньем. При чтеньи этих «Вешних вод» И их окончивши, невольно Читатель скажет в свой черед: «Воды действительно довольно» (Д.Минаев)
Область рифм — моя стихия, И легко пишу стихи я, Без раздумья, без отсрочки Я бегу к строке от строчки, Даже к финским скалам бурым Обращаюсь с каламбуром.
5. Какие редкие жанры использовали, часто переосмысливая, русские писатели второй половины XIX века? 6. В пьесах Чехова авторские ремарки звучали для своего времени новаторски. Почему? Приведите хотя бы один пример. ^
«... в лучшие свои минуты выхолит из пределов, указанных поэзии, и смело делает шаг в нашу область... это не просто поэт, а скорее поэт-музыкант, как бы избегающий даже таких тем, которые легко поддаются выражению словом. От этого его также часто не понимают, а есть даже и такие господа, которые смеются над ним или находят, что стихотворения вроде «Уноси мое сердце в звенящую даль» есть бессмыслица. Для человека ограни ченного и в особенности немузыкального, пожалуй, это и бессмыслица, - но недаром же, несмотря на свою несомненную для меня гениальность, вовсе непопулярен.» Какие композиторы написали романсы на стихи этого поэта? А.П. Чехов. АЛЬБОМ. Титулярный советник Кратеров, худой и тонкий, как адмиралтейский шпиль, выступил вперед и, обратись к Жмыхову, сказал:
. По левой морщинистой щеке Жмыхова поползла слеза.
Жмыхов, действительный статский советник, поцеловался с титулярным советником Кратеровым,' который не ожидал такой чести и побледнел от восторга. Затем начальник сделал рукой жест, означавший, что он от волнения не может говорить, и заплакал; точно ему не дарили дорогого альбома, а, наоборот, отнимали... Потом, немного успокоившись и сказав еще несколько прочувствованных слов и дав всем пожать сбою руку, он, при громких радостных кликах, спустился вниз, сел в карету и, провожаемый благословениями, уехал. Сидя в карете, он почувствовал в груди наплыв неизведанных доселе радостных чувств и еще раз заплакал. Дома ожидали его новые радости. Там его семья, друзья и знакомые устроили ему такую овацию, что ему показалось, что он в самом деле принес отечеству очень много пользы и что не будь его на свете, то, пожалуй, отечеству пришлось бы очень плохо. Юбилейный обед весь состоял из тостов, речей, объятий и слез. Одним словом, Жмыхов никак не ожидал, что его заслуги будут приняты так близко к сердцу.
Праздничные физиономии нагнулись к альбому и стали его рассматривать
После обеда Олечка унесла альбом к себе в комнату и заперла его в стол . На другой день она вынула из него чиновников и побросала их на пол и вместо них вставила своих институтских подруг. Форменные вицмундиры уступили свое место белым пелеринкам. Коля, сынок его превосходительства, подобрал чиновников и раскрасил их одежды красной краской. Безусым нарисовал он зеленые усы, а безбородым - коричневые бороды. Когда нечего было уже красить, он вырезал из карточек человечков, проколол им булавкой глаза и стал играть в солдатики. Вырезав титулярного советника Кратерова, он укрепил его на коробке из-под спичек и в таком виде понес его в кабинет к отцу.
Жмыхов захохотал, покачнулся и, умилившись, поцеловал взасос Колику щечку.
Ф.И.ТЮТЧЕВ Смотри, как на речном просторе, По склону вновь оживших вод, Во всеобъемлющее море За льдиной льдина вслед плывет. На солнце ль радужно блистая, Иль ночью в поздней темноте, Но все, неиэбежимо тая, Они плывут к одной мечте. Все вместе - малые, большие, Утратив прежний образ свой, Все - безразличны, как стихия,- Сольются о бездной роковой{.. О, нашей мысли обольщенье, Ты, человеческое Я, Не таковочль твое значенье, Не такова ль судьба твоя? ^ Природы праздный соглядатай, Люблю, забывши все кругом, Следить за ласточкой стрельчатой Над вечереющим прудом. Вот понеслась и зачертила - И страшно,чтобы гладь стекла Стихией чуждой не схватила Молниевидного крыла. И снова то же дерзновенье И та же темная струя,- Не таково ли вдохновенье И человеческого я? Не так ли я, сосуд скудельный, Дерзаю на запретный путь, Стихии чуждой, запредельной, Стремясь хоть каплю зачерпнуть? ОТВЕТЫ 10 КЛАСС КОМПЛЕКСНЫЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА (30 баллов) ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ПОЭТИЧЕСКОГО ТЕКСТА (20 баллов) ЗНАНИЕ ТЕКСТА ХУДОЖЕСТВЕ! ИТОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ (15 баллов) I. Откуда вэячы следующие «крылатые» выражения? «Дорогом, многоуважаемый шкаф» (Чехов «Вишневым сал») «Л щам не пропадать же: ведь они посоленые» (Тургенев «Щи» «Стихив прозе) «Л люди мы великие В работе и i-ульбе» (Некрасов «Кому на Руси жть хорошо») Все смешалось в ломе Облонских (Л.Толстой «Анна Каренина») Жил-дрожал, и умирал—дрожал (Салтыков Щедрин «Премудрый пескарь») Если хочешь быть счастливым — будь им (Козьма Прутков «Плоды раздумий») Гладко было па бумаге, да забыли про овраги (Л.Толстой «Песня о сражении на реке Черной») Нам не дано предугадать, как наше слово отзовется (Тютчев) Ряд волшебных изменении милого лица (Фет) Веселая царица Была Елпсавет: 11оет и веселится, 11орядка пет и нет (А.Толстой «11стория государства Российского») (5 баллов; по 0,5 балла за каждый правильный отпет)
1-а; 2-6; 3 6; 4-6; 5-в; (i n; 7-6; 8 в. (4 балла; по 0,5 балла за каждый правильный ответ)
ТЕОРЕТИКО-ИСТОРИКО-Л1ГГЕРЛТУРНЫЙ БЛОК (25 баллов) 1. Эпифамма — сатирическое короткое стихотворение. а) Речь идет о сатирическом журнале «Искра»; 6) Обыгрывастся название пьесы Л.Толстого; в) О статьях Писарева о Пушкине (в частности, статье «11ушкпн п Белинский») г) о Тургеневе (5 баллов; по 1 баллу за каждый правильный ответ)
7) авторское отношение к герою (7 баллов; по 1 б. за каждый правильный ответ)
ЛИТЕРАТУРА И ДРУГИЕ ВИДЫ ИСКУССТВА (10 баллов)
. (4 балла; по 0,5 балла за каждый правильный ответ) ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО БЛЛЛОВ -100. |
![]() | Однако Текст, позволяет писателям и читателям масштабировать смысл повествования. Независимо от того, маленький ли это рассказ А.... | ![]() | В отрывке из оды Г. Р. Державина «Бог» найдите существительное, от которого образована фамилия героя рассказа А. П. Чехова. Назовите... |
![]() | Антон Павлович Чехов, имя которого вам знакомо по курсу литературы 6 класса. Сегодня у нас есть возможность углубить знания о творчестве... | ![]() | Вариант вступления. Автор, произведение, герой. Краткий анализ (в соответствии с данной проблемой) |
![]() | К какому периоду «трилогии вочеловечения» А. Блока относится цикл «Стихи о Прекрасной Даме»? | ![]() | ... |
![]() | ... | ![]() | Оборудование: портрет А. П. Чехова, выставка книг с рассказами писателя, иллюстрации к рассказам, распечатанные фрагменты рассказа... |
![]() | Ведущий (1) Дорогие ребята! Перед вами книга рассказов и повестей Антона Павловича Чехова. Замечательный писатель, он был еще и очень... | ![]() | Рекомендательный список литературы в помощь проведению массовых мероприятий за первое полугодие 2013 года: из фондов Организационно-методического... |