Скачать 0.49 Mb.
|
Пояснительная записка Рабочая программа составлена на основе Примерной программы основного общего образования по природоведению в 5 классе, в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по предмету «Природоведение» и образовательной программы ОУ. Рабочая программа ориентирована на использование учебника В.М. Пакуловой, Н.В. Ивановой «Природа неживая и живая 5 класс», М., «Дрофа» 2009г. В течение учебного года ведётся систематический учёт усвоения основных вопросов природоведения каждым учеником: Лабораторные работы (14) Практические работы (4) Тестовые работы (5) Экскурсии (3) Изучение природоведения в V классе направлено на достижение следующих целей:
В соответствии с образовательной программой школы использован следующий учебно - методический комплект:
УМК рекомендован Министерством образования РФ и входит в федеральный перечень учебников на 2012– 2013 учебный год. Комплект реализует федераль ный компонент государственного стандарта основного общего образования по предмету «Природоведение». Образовательная программа ОУ предусматривает: Количество учебных недель – 34 (обоснование: Устав ОУ); Количество учебных дней в неделю – 5; Количество часов по предмету – 2 (Учебный план, 2004г.); Общее количество часов на изучение природоведения в 5 классе составляет 68 часов. Содержание учебного предмета Введение (2 часа) Как изучают природу? Экскурсия Природа неживая и живая. Вселенная (6 часов) Вселенная. История развития представлений о Вселенной. Звезды на небе, размеры звезд. Созвездия. Полярная звезда и созвездия Большая и Малая Медведица. Расстояние до звезд, их яркость и движение. Солнце – раскаленное небесное тело, источник света и тепла. Солнечная энергия. Значение солнечной энергии для жизни на Земле. Планета Земля. Строение Земли. Сферы Земли (литосфера, гидросфера, атмосфера, биосфера). Суточное и годовое движение Земли. Луна – спутник Земли. Солнечная система. Планеты, метеоры и метеориты. Спутники планет, их движение. Освоение космоса. ^ Лабораторные работы №1. Определение на звёздной карте созвездий Северного полушария. №2. Определение на глобусе (карте полушарий) экватора, полюсов, полушарий. Практические работы №1. Ориентирование на местности с помощью компаса. №2. Ориентирование на местности по солнцу в полдень, и по часам. №3. Определение сторон горизонта по звёздам. Тестовая работа по теме «Вселенная». Строение и свойства веществ (11 часов) Тела и вещества. Строение твердых, жидких и газообразных тел. Свойства жидких и газообразных тел. Молекулы. Взаимодействие молекул в твердых, жидких, газообразных телах. Диффузия. Вещества чистые и смеси, простые и сложные. Явления природы. Физические (электрические, механические, тепловые, световые), химические явления, химические реакции. Использование человеком физических и химических явлений природы в повседневной жизни. ^ Лабораторная работа №3. Определение физических свойств твёрдых, жидких и газообразных тел. Тестовая работа по теме «Строение и свойства веществ». Воздух (9 часов) Состав воздуха. Физические свойства воздуха (упругость, давление). Значение воздуха для живых организмов. Изменение состава воздуха. Плотность и разреженность воздуха. Атмосферное давление. Барометр. Нагревание воздуха от поверхности Земли. Изменение температуры воздуха с высотой. Образование облаков. Осадки и их виды. Снеговая линия в горах, снеговые вершины, ледники. Ветер. Работа ветра в природе. Погода. Типичные признаки погоды. Предсказывание погоды. Влияние погоды на организм человека. Значение воздуха в природе. Охрана воздуха ^ Практическая работа №4. Описание погоды за месяц. Тестовая работа по теме: «Воздух». Вода (4 часа) Три состояния воды. Изменение объема воды при нагревании. Вода – растворитель. Растворимые и нерастворимые вещества. Растворы в природе. Работа воды в природе. Образование пещер, оврагов, ущелий. Значение воды в природе. Использование воды человеком. Охрана воды. Горные породы (4 часа) Горные породы. Разнообразие горных пород. Обломочные горные породы (гравий, галька, песок, глина, щебень). Использование человеком обломочных пород. Полезные ископаемые. Рудные и нерудные полезные ископаемые. Металлы. Использование металлов человеком, их экономия. Охрана недр. ^ Лабораторные работы №4. Описание минералов и горных пород (по 3-4 признакам) и определение их свойств. №5. Ознакомление с местными полезными ископаемыми и их физическими свойствами. Экскурсия Изучение работы текучих вод и ветра. Почва – особое тело Земли (5 часов) Почва, ее образование. Разнообразие почв. Структура почвы. Состав почвы и ее свойства: влагопроницаемость, воздухопроницаемость. Плодородие почвы. Обработка почвы. Почва и растения. Эрозия почв, ее виды. Охрана почв. ^ Организмы (6 часов) Организм. Свойства живых организмов (биологические явления). Условия жизни организмов: среда обитания, факторы среды обитания. Приспособленность растений и животных к жизни в разных условиях среды обитания. Экология – наука о взаимоотношении организмов с условиями среды обитания. Клеточное строение организмов. Клетка. Знакомство с увеличите6льными приборами. Разнообразие организмов. Одноклеточные и многоклеточные организмы. Царства организмов. Причины сокращения организмов. ^ Наблюдения за растениями, животными, факторами неживой природы по сезонам года. Описание наблюдаемых растений и животных по плану. Экскурсия Разнообразие живых организмов, их относительная приспособленность к условиям среды. Тестовая работа по теме: «Организмы». Растения – посредники между небом и землёй (6 часов) Характерные признаки растений. Растения цветковые и нецветковые. Цветковые растения, условия их жизни. Многообразие дикорастущих растений. Значение дикорастущих растений в природе и жизни человека. Лекарственные растения. Ядовитые растения. Правила обращения с ядовитыми растениями. Охрана растений, растения Красной книги. Культурные растения, условия их жизни. Многообразие культурных растений: полевые, овощные, цветочно-декоративные, плодово-ягодные, комнатные и др. Значение культурных растений в жизни человека. ^ Наблюдения различных способов размножения растений в природе, на учебно-опытном участке, в уголке живой природы. Лабораторные работы №6. Распознавание органов цветкового растения. №7. Влияние температуры, воздуха и влажности на прорастание семян. №8. Определение названия растений. Грибы (2 часа) Грибы. Разнообразие грибов. Значение грибов в природе. Шляпочные грибы. Грибы съедобные и ядовитые. Правила сбора грибов. ^ Лабораторная работа №9. Узнавание съедобных и ядовитых грибов. Животные – братья наши меньшие (8 часов) Характерные признаки животных, сходство с растениями и отличия от них. Животные дикие и домашние. Дикие животные и условия их жизни. Приспособленность диких животных к жизни в водной, воздушной, наземной и почвенной средах обитания. Многообразие диких животных, их значение в природе и жизни человека. Ядовитые животные. Правила поведения при встрече с ядовитыми животными. Животные Красной книги. Охрана диких животных. Домашние животные, условия их жизни. Многообразие домашних животных, уход за ними, создание благоприятных условий жизни. ^ Наблюдения за жизнью животных в водной, почвенной, воздушно-наземной средах обитания. Связи неживого и живого. Цепи питания. Пищевые сети. Природа – наш друг. Охрана природы. Правила поведения в природе. Растения и животные – ваши любимцы. Создание благоприятных условий для жизни, уход за ними. ^ Наблюдения за развитием комнатных растений и жизнью животных в домашних условиях. Лабораторная работа №10. Узнавание животных своей местности. Человек, его здоровье и безопасность жизни (5 часов) Общий обзор строения человека. Образ жизни человека и его здоровье. Вредные привычки и их профилактика (курение, употребление алкоголя, наркотиков и др.). Правила поведения человека в опасных природных ситуациях (во время грозы, ливней, под градом и др.) Травмы человека. Оказание первой доврачебной помощи при травмах. ^ Лабораторные работы №11. Определение показателей развития своего организма. №12, 13, 14. Оказание первой медицинской помощи, при ушибах, при растяжении связок, при капиллярном и венозном кровотечении. Тестовая работа по теме: «Человек, его здоровье и безопасность жизни». Основные требования к уровню знаний и умений учащихся по природоведению на конец 5-го класса. Обучающиеся должны знать и понимать:
Обучающиеся должны уметь:
Обучающиеся должны использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
Календарно – тематическое планирование 5 класс
|
![]() | Рабочая программа) составлена на основе Примерной программы основного общего образования по курсу «Литература» на базовом уровне... | ![]() | Рабочая программа составлена на основе федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования и примерной... |
![]() | Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного стандарта, примерной программы основного общего образования... | ![]() | Рабочая программа по литературе составлена на основе примерной программы основного общего образования по литературе, а также с учетом... |
![]() | Примерной программы основного общего образования по русскому языку. Программы по русскому языку к учебному комплексу для 5-9 класс... | ![]() | Мбоу «Гимназия №1», муниципального образования город Ноябрьск, примерной программы основного общего образования по литературе для... |
![]() | Программа предназначена учащимся 10 класса мбоу «Наумовская сош» ирассчитана на 2013/2014 учебный год | ![]() | Рабочая программа по литературе для 11А, б классов составлена на основе примерной программы основного общего образования по литературе,... |
![]() | Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (М, Дрофа, 2008 г) | ![]() | Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, программы основного общего образования по природоведению... |