Программа духовно-нравственного воспитания младших школьников «улыбка»




Скачать 187.87 Kb.
НазваниеПрограмма духовно-нравственного воспитания младших школьников «улыбка»
Дата публикации30.07.2014
Размер187.87 Kb.
ТипПрограмма
lit-yaz.ru > География > Программа
ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ

МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

«УЛЫБКА»

В основу программы нравственного воспитания в начальном звене школы поселка Новоколхозное положены следующие нормативные документы:

  • Закон Российской Федерации «Об образовании», в ныне действующей редакции;

  • Закон Калининградской области «Об образовании», в редакции законов Калининградской области от 21.12.2001 г. № 103;

  • Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 N 1662-р (ред. от 08.08.2009) «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года»;

  • Типовое положение об образовательном учреждении, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 129.03.2001 г. № 196;

  • Устав МОУСОШ пос. Новоколхозное, утвержденный постановлением Главы Неманского района от 18.07.2001г. № 554.



Проблема нравственного воспитания школьников - традиционная для школы, но вместе с тем остается актуальной. Актуальность проблемы обуславливается, прежде всего, тем, что наши дети живут в ценностном пространстве, создаваемым старшими членами семьи, которые по-разному воспринимают окружающую действительность, расставляют приоритеты и живут разными целями. Во-вторых, представления детей о внешнем мире чаще всего опирается на знания, полученные через различные телевизионные передачи, компьютерные игры, художественные фильмы, имеющие низкое качество с точки зрения нравственности, но пользующиеся большой популярностью среди детей и подростков. Все это привело к тому, что младшие школьники в результате преобразования в обществе приобрели новые черты, не свойственные предыдущим поколениям детей данного возраста: информированность, критичность, требовательность к уровню жизни, стремление к сотрудничеству, ориентированность на авторитеты сверстников и другие. Исходя из вышесказанного, следует, что нравственное воспитание является необходимой составляющей частью формирования гармоничной всесторонне развитой личности. А коллектив школы объединяет творчески работающих педагогов, любящих детей, и способных решать самые сложные проблем образовательного процесса.

^ Новизна представленной программы заключается в том, что она нацелена на общечеловеческие ценности и ориентирована на изучение истории родного края. Представленная программа построена с учетом программы «Чтобы быть здоровым», которая предусматривает освоение навыков здорового образа жизни, а также содействие тому, чтобы выбор поведения, полезного здоровью, стал прочной мотивацией в дальнейшей жизни.

Цель программы - воспитание нравственной культуры ребенка, характеризующейся степенью принятия нравственных принципов, преломляющихся через сознание и находящих свое выражение в нравственных поступках и постоянном нравственном развитии.
Поставленная цель определяется следующими задачами:

- Сформировать у детей младшего школьного возраста понятие ценности, вызывать потребность в нравственных поступках и непринятие негативных явлений в обществе и коллективе.

- Формировать умение ставить проблему и самостоятельно искать пути её решения.

- Ориентировать детей на творческое начало, на поиск новых знаний и практическом их применении.


^ Программа рассчитана на учеников начальных классов (1-4 классы). При планировании занятий учитывались возрастные особенности детей.

Данная программа реализуется во внеурочной деятельности. Занятия проводятся 1 раз в неделю (классные часы). Вопросы здоровьесбережения рассматриваются также в процессе урочной деятельности. Содержание материала изучается в течение года по четвертям, каждой четверти соответствует определенный блок программы. Блок - поэтапное овладение знаниями, умениями на определенном этапе. Каждый блок достаточно независим, но, дополняя друг друга, складывается целостная система. По мере перехода учащихся из класса в класс содержание воспитательной работы все более углубляется и расширяется.
Основа программы - ориентация детей на общечеловеческие ценности:

  • Человек

  • Природа

  • Отечество

  • Семья

В программу включены следующие блоки:

1. Ценность доброты, вежливости, взаимоуважения и милосердия - нравственное воспитание;

2. Ценность окружающей среды и экологического сознания - экологическое воспитание;

3. Ценность Родины, родной земли, народных традиций - патриотическое воспитание.

4. Ценностное отношение к семье, семейным традициям, построенным на уважении к родителям - социальное и семейное воспитание;
Формы работы

- час общения

- беседы

- благотворительные акции

- праздники

- игровые программы

- конкурсы, викторины

- встречи с интересными людьми

- экскурсии

- конкурсы творческих работ

^ СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

1 блок
Цели и задачи :

1. Сформировать понимание общечеловеческих ценностей: добра, сострадания, справедливости, ответственности, гуманизма и милосердия.

2. Формировать навык общения и коллективного творчества.

3. Воспитывать потребность в созидательной деятельности, творческом развитии, положительном отношении к труду.
Конечный результат.

Учащийся имеет представление о добре и зле, хороших и плохих поступках, правилах поведения в общественных местах, понимает, что любые знания должны быть направлены на благо человека.
2 блок
Цели и задачи :
1. Формирование у детей экологического сознания

2. Обращать особое внимание на взаимодействие человека с окружающей средой.

3. Формировать навыки систематического наблюдения за окружающей средой.

Конечный результат:
Учащийся осознает себя частью природы. Он неравнодушен к экологически проблемам, практически способен к природоохранительным действиям.
^ 3 блок

Цели и задачи :

1. Знакомить учащихся с историей страны, историей своего поселка, русскими традициями и куль турой.

2. Воспитывать любовь к родному краю, гордость и уважение к землякам, защитникам Отечества
Конечный результат:
Учащийся знаком с историей и культурой своей страны, своего поселка. Любит и хранит традиции национальной культуры. Любит свою страну, свой поселок и уважает своих односельчан.
^ 4 блок

Цели и задачи :
1.Формировать ценностное отношение к традициям семьи, к школе, классу как месту, где каждый раскрывает свои способности.

2. Воспитывать любовь к дому, родителям, близким.

3. Формирование гуманного человека, принимающего образ мира как образ жизни на земле.

4. Привлекать к созданию традиций своего класса
Конечный результат:
Учащийся имеет представление о семейных традициях, об особенностях семейных отношений. Учащийся понимает важность заботы о членах семьи, желает и умеет в нужный момент придти на помощь. Верит в свои силы, считает себя строителем истории своего класса.


Критерии оценки воспитательной работы:
Основными критериями оценки воспитательной работы является мера повышения уровня воспитанности учащихся, сформированности детского коллектива, мотивации, эстетическое, правовое, нравственное, гигиеническое, мировоззренческое развитие.

Критерием оценки служит и мера развития классного коллектива, педагогическое мастерство классного руководителя и его активная жизненная позиция в жизни школы.
Результативность
В процессе работы с детьми по данной программе создаются условия для реализации следующих правил:

  • уважительное отношение к каждому ребенку;

  • развитие самостоятельности учащихся в принятии решений;

  • проявления у детей активной жизненной позиции;

  • открытость учащихся и желание сотрудничать;



Отношения педагога и ученика строятся на доверии, справедливости, сознательной дисциплины и требовательности.

^ Тематическое планирование. Учебно-тематический план.

1 класс.
Задачи первого года обучения:

-Создание таких условий, которые помогли бы детям ощутить собственную значимость, ценность, уникальность; способствовали бы укреплению дружбы, уважению других детей, формировали условия, в которых дети могли бы работать.

-Воспитывать чувство сознательной дисциплины, культуры поведения, ответственности.

- Воспитывать навыки здорового образа жизни.

-Воспитывать бережное отношение к природе.

-Воспитывать чувство любви к Родине, родному краю.





п/п

Тема

Методическое пособие

Количество часов

^ 1 блок (человек)

1-2

Правила поведения в школе


Завуч начальной школы №7, 2008

2

3

Игровая программа «Чтобы радость всем дарить, надо добрым и вежливым быть»

Завуч начальной школы №7, 2007

1

4

Праздник «Путешествие в страну знаний»

Газета «ПедСовет»

№9, 2007

1

5

Игровая программа «Правила Мойдодыра»

Завуч начальной школы №7, 2008

1

6-7

Практическое занятие «Учимся быть пешеходами». Викторина по правилам дорожного движения

Начальная школа

№6, 2007

2

8

Конкурсная программа «Если хочешь быть здоров»

Завуч начальной школы №7, 2008

1

9

Праздник мудрости и доброты «Самая любимая бабушка»

Газета «ПедСовет»

№4, 2007

1

^ 2 блок (природа)

10

Конкурс поделок из природного материала «Подарок для мамы»




1

11

Наше право

Завуч начальной школы №7, 2008

1

12

Заочное путешествие Что в лесу растет, кто в лесу живет»




1

13

Экскурсия «Учимся видеть, слышать, воспринимать»

Газета «ПедСовет»

№7, 2007

1

14

Игра - путешествие «Кто в лесу живет, что в лесу растет»

Завуч начальной школы №4, 2009

1

15

Праздник Рождества Христова




1

16

Правила безопасности при общении с животными

Газета «ПедСовет»

№2, 2008

1

17

Беседа «Каша – матушка наша»




1

^ 3 блок (Родина)

18

Беседа «Моя Родина – Россия»




1

19

Праздник « В гостях у осени»

Завуч начальной школы №7, 2008

1

20

Спортивные соревнования «Смелые, сильные, ловкие»

Газета «ПедСовет»

№11, 2006

1

21-22

Беседа «Устав - основной закон школы».




2

23

Конкурс стихов «Родина моя»




1

24

Игровая программа «А ну-ка, девочки!»

Начальная школа

№ 7 2009

1

25

Праздник «День защитника Отечества»

Газета «ПедСовет»

№3, 2005




26

Беседа «Герб, флаг, гимн»

Газета «ПедСовет»

№4, 2007

1

^ 4 блок (семья)

27

Твой труд дома

Завуч начальной школы №7, 2008

1

28

Беседа «Скажем «нет» вредным привычкам»

Начальная школа №6, 2008

1

29

Семейный праздник «Марафон здоровья»»




1

30

Разговор о правильном питании «Что можно есть, чтобы быть сильным»

Газета «ПедСовет»

№2, 2009

1

31

Праздник «Моя семья»

Газета «ПедСовет»

№5, 2007

1

32

Светлы праздник Пасхи.




1

33

«Вместе весело». Совместный с родителями поход в лес




1


^ Тематическое планирование. Учебно-тематический план.

2 класс.
Задачи второго года обучения:

- Расширять представления детей о нравственных ценностях. Учить контролировать и оценивать свои привычки, поведение, настроение;

- Способствовать развитию познавательных процессов и интересов второклассников;

-Воспитывать любовь к родному краю, родной стране, к своим землякам и близким;

- Поддерживать творческие устремления детей, создавать условия для самовыражения и самореализации.





п/п

Тема

Методическое пособие

Количество часов

^ 1 блок (человек)

1-2

Практическое занятие «Как правильно переходить улицу» Праздник «Красный, желтый, зеленый»

Завуч начальной школы №7, 2008

2

3

Беседа «правила поведения в школе и на улице (профилактика правонарушений)?»

Завуч начальной школы №7, 2007

1

4

Игровая программа ко дню пожилого человека «Спешите делать добро»

Завуч начальной школы №7, 2008

1

5

Беседа «Злой волшебник наркотик»

Газета ПедСовет»

№11, 2006

1

6

Конкурсная программа «Хорошо учится в школе»

Начальная школа

№ 6 2009

1

7

Практическое занятие «Травмоопасные участки школы»

Завуч начальной школы №6, 2004

1

8

Устный журнал «Овеянные славой – гимн герб»




1

9

Праздник «День Матери»


Завуч начальной школы №6, 2004

1

^ 2 блок (природа)

10

Игровая программа «Знатоки родного края»




1

11

Беседа «Мои права и обязанности»




1

12

Игровая программа «Уроки Айболита»

Начальная школа

№ 2, 2008

1

13

Экскурсия в лес




1

14

Фотовыставка «Красота вокруг нас»




1

15

Рождество Христово




1

16-17

Трудовой десант «Сделаем наш поселок чище»




2

18

Игровая программа «Что? Где? Когда?»

Начальная школа

№ 7, 2009

1

^ 3 блок (Родина)

19

Викторина «Азбука здоровья»

Газета ПедСовет»

№5, 2006

1

20

Устный журнал «Мои земляки – участники Великой Отечественной войны»




1

21

Конкурс рисунков «Вот моя деревня»

Газета ПедСовет»

№2, 2009

1

22

Беседа «Устав - основной закон школы».




1

23

Конкурс стихов «О Родине с любовью »




1

24

Устный журнал «Бой на перекрестке»




1

25

Рыцарский турнир ко Дню защитника Отечества

Газета «ПедСовет»

№5, 2007




26

Викторина «Я помню! Я горжусь!»




1

27

Посещение школьного музея







^ 4 блок (семья)

28

Конкурс рисунков «Наша дружная семья»




1

29

Праздник Пасхи.

Газета ПедСовет»

№2, 2009

1

30

Праздник «Это День Победы»




1

31

Спортивная программа «Это вы можете»

Начальная школа

№3 2008

1

32

Праздник «День семьи»

Газета ПедСовет»

№3, 2010

1

33

Праздник «Парад вредных прнивычек»

Газета ПедСовет»

№5, 2007

1

34

Беседа «Семейные обязанности»




1


^ Тематическое планирование. Учебно-тематический план.

3 класс.


Задачи третьего года обучения:

- Помочь детям приобрести опыт общения с людьми. Научить проявлять сильные стороны характера, понимать себя и других, сочувствовать. Сопереживать;

- Способствовать развитию познавательных процессов и интересов ребенка;

-Привлекать к изучению истории родного края и традиций русского народа. Воспитание любви к Отечеству, своему поселку, уважения к культуре других народов.




п/п

Тема: Общение

Методическое пособие

Количество часов

^ 1 блок (человек)

1

Беседа «Я уважаю право»

Устав школы

1ч.

2

Беседа «Поговорим об уступчивости»

«Азбука нравствен. Восп.»

1 ч.

3

Посиделки «А у бабушки моей пироги всего вкусней»

«Начальная школа»

1 ч.

4

«Земля – наш общий дом» – мини-диспут.

«Азбука нравст. Воспитания»

1 ч.

5

«Безопасность пешехода» - практикум.

Экскурсия по улицам села.

1 ч.

6

«Мои поступки и мои проступки». Классный час. ( самоанализ ситуаций, из рассказов детских писателей; сравнение со своей жизненной ситуацией).

Детская литература.

1 ч.

7

«Как я помогаю старшим» - кл. час.





1 ч.

^ 2 блок (природа)

8

Праздник Царицы Осени

«Воспитание в 3 классе»


1 ч.

9

Праздник по правилам поведения в природе «Чтобы не было беды»

«ПедСовет»

1 ч.

10

Игровая программа «Эти забавные животные»

«ПедСовет»


1 Ч.

11

«Первоцветы в опасности» - сохраним красоту природы.

«Окружающий мир»


1 ч.

12

«День пернатых друзей» - встреча птиц.

«Начальная школа»


1 ч.

13

«Мой край родной» - конкурс рисунков.







14

«День космонавтики» - классный час..


Журналы «Начальная школа»




15

«Зелёная аптека твоего края» исследование.


Подборка материалов о целебных растениях.




^ 3 блок (Родина)

16

Устный Журнал «Герои рядом»


Материалы школьного музея.


1 ч.

17

Игровая программа «Умники и умницы» «История поселка Новоколхозное»

Материалы школьного музея..


1 ч.

18

Беседа «Государственная символика России»


Метод. Пособие «Окр. Мир»


1 ч.

19

Урок Мужества «Книга памяти»

Материалы школьного музея.


1 ч.

20

«Прекрасен край, где мы живём» - экскурсия, стихи о Родине, конкурс рисунков «Тихая моя родина…»

«Литературное чтение» 3 кл.


1 ч.

21

«Далась Победа нелегко…» беседа, стихи и песни о ВОВ.

Из дополнительной литературы.


1 ч.

22

«Есть такая профессия – Родину защищать»- беседа.

Материалы презинтаций.


1 ч.

23

«Наши земляки, участники ВОВ» экскурсия в музей.




1 ч.

24

«Хочется мальчишкам в Армии служить» праздник.


Журнал Педсовет.


1 ч.

25

«Люблю тебя, мой край родной!» конкурс рисунков.

Материалы экскурсий.


1 ч.

26

«День юных героев-антифашистов» беседа.


Из разных источников.


1 ч.

^ 4 блок (семья)

27

Праздник «Букет для мамы»


«Начальная школа»


1 ч.

28

Праздник «Гостья наша дорогая – Масленица»


«ПедСовет»


1 ч.


29

Семейный праздник «Родительский дом»


По материалам , собранным учащимися.


1 ч.

30

«Игры наших бабушек и дедушек» посиделки.





1 ч.

31

Конкурс «Моё дерево жизни»


Семейные архивы.


1 ч.

32

«Сильна Россия добротой и милосердием» экскурс в историю.


Журналы «Начальная школа»


1 ч.

33

«Наши семейные традиции» конкурс сочинений.






1 ч.

34


«Умелые руки не знают скуки» конкурс семейных поделок.






1 ч.


^ Тематическое планирование. Учебно-тематический план.

4 класс.
Задачи четвертого года обучения:
- Учить равноправному общению и взаимоотношениям. Когда человек, считаясь с интересами других, умеет отстаивать свои собственные интересы. Учить сочувствию и милосердию. Умению находить выход из трудных обстоятельств;

- поддерживать творческие устремления детей, создавать условия для самовыражения и самореализации;

- Формирование у учащихся чувства патриотизма, экологического мышления в учебной и неурочной работе.




п/п

Тема

Методическое пособие

Количество часов

^ 1 блок (человек)

1

Практические занятия по правилам дорожного движения

«Нач школа» №5 2004



2

Беседа «Здоровье всего дороже»


Мет. пособ.» Азбука кл. рук»



3

Конвенция о правах ребенка – главный детский документ. Всеобщая декларация прав человека






4

Беседа «Культура общения – это важно»

«Азбука кл. рук»



5

Обязанности и права – неразлучные друзья. (Без обязанностей нет прав). Путешествие в страну «Конституция»

«Нач школа» №2 2006



6

Школьные правила безопасного поведения.

«Педсовет», № 2, 2007



7

Что такое общественное место и как там нужно себя вести.







^ 2 блок (природа)

8

КВН «В мире животных»

«Педсовет», № 6, 2003



9

Экскурсия в природу







10

Устный журнал «Зимушка- зима»


«Педсовет», № 7, 2005



11

Викторина «Знаешь ли ты свой край»



Из книги «Калининградская область»



12

Праздник «Золотая осень»






13

Праздник «Экологическая тропа»


«Педсовет», № 2, 2007



14

Заочное путешествие по национальному парку
«Куршская коса»







15

Поле чудес. «Растения нашего края»


«Педсовет», № 6, 2003




^ 3 блок (Родина)

16

Литературная композиция «Аргенбрюк- Новоколхозное»






17

Конкурс на лучший рисунков «Каким может быть герб нашего поселка»

«Педсовет», № 1, 2005



17

Праздник, посвященный Дню защитника Отечества






19

Устный журнал «Памятники природы родного края»

«Нач школа» №3 2004



20

Игра-путешествие "Овеянные славой - гимн и герб".

«Педсовет», № 7, 2006



21

Праздник ко Дню космонавтики


«Нач школа» №6 2009



22

Экскурсия в школьный музей. Беседа о женщинах- ветеранах ВО войны. «У войны не женское лицо»






23

Конкурс чтецов «Родина моя»






24

Игра-путешествие по стране «Устное народное творчество»

«Азбука кл. руководитель»



25

Праздник Рождества Христова






26

Праздник «Расскажем внукам о войне»






^ 4 блок (семья)

27

Без труда не выловишь и рыбку из пруда (о праве на труд).






28

Беседа «Курить или не курить»


«Педсовет», № 4, 2003




29

Праздник «Мамины глаза»


«Нач школа» №8 2007



30

Конкурс сочинений «Моя семья»






31

Устный журнал «Из семейного архива»


«Педсовет», № 9, 2007



32

Семейный трудовой десант «Озеленим школьный двор»







33

Беседа «Правильное питание – основа жизни человека»

«Нач школа» №11 2005




34

Праздник Светлой Пасхи


«Педсовет», № 4, 2003




Научно – методическое обеспечение:

^

Литература (основная):




1.Алоева М.А., Бейсова В.Е. Родительские собрания в 3-4 классах.

Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2004.
2. Петрова Л. И.. Индивидуальный подход в воспитании младшего школьника. Учитель, 2008 г.
3. Степанов П.В., Степанова И.В. Диагностика, анализ и планирование процесса воспитания. Учитель, 2007 г.
4.Сергеева Д. П. Технология деятельности классного руководителя в воспитательной системе школы Издательство: Перспектива, 2008 г.

Литература (дополнительная):




1.Сибирцева Г.Н. Настольная книга зам. директора школы по воспитательной работе. Феникс, 2004
2.Нравственное воспитание в школе. Учитель, 2008 г.
3.Научно-практический журнал «Завуч начальной школы»
4.Ежемесячный научно-методический журнал «Начальная школа»
5. Ежемесячный научно-методический журнал «Классный руководитель»

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа духовно-нравственного воспитания младших школьников «улыбка» iconПрограмма духовно-нравственного воспитания младших школьников
...

Программа духовно-нравственного воспитания младших школьников «улыбка» iconПрограмма духовно-нравственного воспитания младших школьников «я...
Наименование программы Программа духовно-нравственного воспитания учащихся начальной школы «Я – Гражданин своего города, своей страны»...

Программа духовно-нравственного воспитания младших школьников «улыбка» iconПрограмма духовного нравственного развития
Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников, Программа воспитания и социализации обучающихся. Концепции умк...

Программа духовно-нравственного воспитания младших школьников «улыбка» iconПрограмма духовно-нравственного воспитания «я гражданин своего города, своей страны»
Наименование программы «Программа духовно-нравственного воспитания учащихся» на 2011 – 2015 гг. Моу «Гимназия №3» г. Юбилейного Московской...

Программа духовно-нравственного воспитания младших школьников «улыбка» iconПрограмма духовно-нравственного воспитания школьников «Я – Гражданин...
Наименование программы Программа духовно-нравственного воспитания учащихся школы «Я – Гражданин своей малой Родины, своей страны»...

Программа духовно-нравственного воспитания младших школьников «улыбка» iconПлан месячника духовно-нравственного и гражданско-патриотического...
Формирование гуманистического мировоззрения школьников, духовно-нравственных ценностей и навыков нравственного поведения

Программа духовно-нравственного воспитания младших школьников «улыбка» iconПрограмма духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся...
Ых стандартов начального общего образования, основного общего образования, среднего (полного) общего образования, на основании Концепции...

Программа духовно-нравственного воспитания младших школьников «улыбка» iconПрограмма духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся...
Программа духовно – нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования

Программа духовно-нравственного воспитания младших школьников «улыбка» iconКонцепция духовно-нравственного воспитания российских школьников
Взаимодействие школы, традиционных российских религиозных организаций, институтов гражданского общества в духовно-нравственном воспитании...

Программа духовно-нравственного воспитания младших школьников «улыбка» iconПрограмма Азбука «Добра»
В концепции духовно-нравственного развития и воспитания российских школьников сказано: «Если гражданин лишён духовно-нравственных...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
lit-yaz.ru
главная страница