Урок литературного чтения во 2 классе Тема урока : М. М. Пришвин «Ребята и утята»




Скачать 175.83 Kb.
НазваниеУрок литературного чтения во 2 классе Тема урока : М. М. Пришвин «Ребята и утята»
Дата публикации19.08.2014
Размер175.83 Kb.
ТипУрок
lit-yaz.ru > География > Урок
Каблучко Елена Ивановна

Урок литературного чтения во 2 классе

Тема урока : М.М.Пришвин «Ребята и утята».

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Цели урока: Организовать деятельность учащихся по ознакомлению с творчеством М.М. Пришвина; эмоционально-эстетического восприятия произведения; выражать при чтении свое отношение к прочитанному, создать условия для формирования УУД.
Личностные: мотивация учения, нравственно-этитеское оценивание (оценивание усваемого

содержания исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающие личностный моральный

выбор), сформированность у обучающихся ценностно-смысловых установок, направленных на охрану

окружающей среды.
Познавательные: формулирование познавательной цели, поиск и выделении информации, моделирование, анализ с целью выделения признаков, выбор оснований и критериев для сравнения сериации, классификации объектов, установление причинно-следственных связей, выдвижении гипотез и их обоснование.

Коммуникативные: оценка действий партнера, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка.


  • Воспитывать любовь, бережное отношение к природе, доброту, умение чувствовать красоту слова.

  • Воспитывать чувство толерантности.


Оборудование:

  • портрет М.М Пришвина, выставка книг М.М.Пришвина;

  • плакат « Любить и охранять природу – значит любить и ; музыкальное сопровождение; презентация;

  • иллюстрации к сложным для понимания словам и словосочетаниям, которые встречаются в тексте рассказа ("паровое поле", "овсяное поле","верста", "кузница", "вода спала");

  • фотография чирка-свистунка;

  • незаконченные пословицы к тексту и т.д



Этаты урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

^ УУД на этапах урока

I. Организационный момент

  1. Я рада видеть каждого из вас

И пусть осень прохладой дышит

Нам будет здесь уютно,

Ведь наш класс

Друг друга любит, чувствует и слышит.

Ребята вы любите отгадывать загадки?
Эдик подготовил для вас загадку, которую он сейчас загадает.
По лужку он важно бродит, 
Из воды сухим выходит, 
Носит красные ботинки, 
Дарит мягкие перинки. 

( Гусь)

Молодцы!

Проверка готовности к уроку, эмоциональный настрой на урок.
Ответы ребят.
Слушают и отгадывают загадку.





Коммуникативные УУД


  1. Формируем умение слушать и понимать других.




  1. Формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.




  1. Формируем и отрабатываем умение согласованно работать в группах и коллективе.

II.

Фонетическая зарядка.

А сейчас проведем тренировку для нашего голоса и язычков, чтобы на протяжение всего урока правильно и четко говорить.

Читаем наше стихотворение сначала в медленном, потом в быстром темпе. Не забудет про дыхание. Набираем воздух и читаем на выдохе наше стихотворение.

«Гусь Гага»

Гусь Гога и гусь Гага

Не могут друг без друга
Молодцы, ребята, на протяжении всего урока следите за вашей речью. Не забывайте о том, как надо говорить.



-Выразительно читают

стихотворение.


Регулятивные.



III. Формирование положительной мотивации.


-Ребята, я загадаю вам загадку. И если вы её отгадаете, то узнаете тему нашего урока


^ Загадка
Вдоль по речке, по водице 
Плывет лодок вереница, 
Впереди корабль идет, 
За собою их ведет.
(утка с утятами)
Молодцы! Кто готов назвать тему урока?
-А кто автор этого произведения?

-А что мы знаем о нём?
-Мир вокруг нас огромен, прекрасен, удивителен. А М.М Пришвин старался передать красоту мира словами, чтобы люди, прочитав его рассказы, тоже начали видеть и чувствовать эту красоту. Тогда они становятся лучше.

Пришвин был влюблен в свою Родину, в ее красоту, в леса и поля, река и озера, в птиц и зверей. Все произведения писателя проникнуты большой любовью к природе.


-Слушают и отгадывают загадку.
.

-М.М.Пришвин

* писатель

* автор

* рассказы

* о природе


Регулятивные УУД


  1. Формируем умение высказывать своё предположение на основе работы материала учебника.




  1. Формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.




  1. Формируем умение составлять план деятельности на уроке с помощью учителя.

(Методический приём « Корзина понятий»)

Познавательные.


Личностные.


IV. Актулизация знаний.

-Давайте и мы попробуем увидеть красоту природы и попытаемся стать лучше.


1.)-Постановка цели урока.

- Верно, ребята, сегодня на уроке мы с вами будем читать, наблюдать, вспоминать, думать.

2) -Откройте учебник на стр. 116.,прочитайте название.


-Вспомните, о чём пойдёт речь.



-Учащиеся сами формулируют цель урока: - продолжим знакомство с произведением М.М.Пришвина.


-Открывают учебник.
-« Ребята и утята».

-Вспоминают.


Регулятивные.


Антиципация.

Приём моделирования.

Регулятивные.



V. Словарная работа


Верно, мы прочитаем произведение Михаила Михайловича Пришвина «Ребята и утята». Но при чтении этого произведения попадутся «хитрые слова». Давайте прочитаем и объясним значения этих слов.

^ Верста – старинная русская мера длины. Чуть больше 1 км. Паровое поле – поле, отдыхающее от посевов.

Овсяное поле – поле, засеянное овсом.

Вода спала – с наступлением лета уровень воды в водоеме уменьшился.

Кузница – помещение, где работают кузнецы.


-Учащиеся читают, обращая внимание на ударение, объясняют смысловое значение.




(Словарь.

Энциклопедия)

Познавательные УУД


  1. Формируем умение извлекать информацию из текста и иллюстрации.




  1. Формируем умение на основе анализа рисунка – схемы делать выводы.

VI. Изучение нового материала

1. Работа с текстом во время чтения.

Теперь мы прочитаем трудные слова. Сначала по слогам, а затем целыми словами.
раз-ли-ва-лось – разливалось
заш-вы-ря-ли – зашвыряли
пе-ре-лё-ты-ва-ла – перелётывала
ве-ли-чай-шем – величайшем
дейст-ви-тель-но – действительно
об-ра-до-ва-лись – обрадовались
про-дол-жа-ла – продолжала
пу-те-шест-ви-е – путешествие
за-пы-лён-ны-е – запылённые
радостно – непроизносимая буква т
-Теперь мы прочитаем рассказ, а потом вы попробуете доказать, что М.Пришвин, был неравнодушным человеком.

2) Первичное чтение.( читает учитель или хорошо читающие дети).
2) Выявление первичного восприятия.

-Понравилось ли произведение?


-Когда ребята начали ловить утят, подумали ли они о том, что утка-мать будет переживать?

- К какому жанру относится это произведение?
-Какой это рассказ: развлекательный, познавательный или поучительный?
.3)Перечитывание текста


-Читает хорошо

читающий ученик.

-Слушают.

-Участвуют в диалоге.

-Да.


-Высказывают свою точку зрения.


-Сравнивают свои предположения по обложке. Делают вывод.

-Поучительный.
- Читают медленно, вдумчиво.



Регулятивные.

Личностные.


VII.Гимнастика для глаз

Чтобы ваши глазки и дальше не уставали находить таинственное в тексте, дадим им немного отдохнуть.

   Какой красивый лес вокруг нас! посмотреть вправо, влево
   Справа – лисья нора, посмотреть направо
   Слева – медвежья берлога. налево
   Внизу, под осиной – ежиная нора, вниз
   А высоко на дереве – беличье дупло. вверх
   А далеко – далеко, за лесом – посмотреть вдаль
   Наша школа! закрыть глаза



Ребята выполняют соответствующие

упражнения.









4) Анализ и выборочное чтение.

- Почему уточка устроила своё гнездо далеко от озера?

- Докажите строчками из

произведения.

- Почему уточка решила перевести своих утят из болотного леса?


- Что значит для утят свобода?
-Долго ли раздумывала уточка, прежде чем перевести своих утят?

Докажите строчками из произведения.
-Сколько надо было идти до озера?
-Сколько это километров?
-Это много или мало для человека?

-А для маленьких утят?

-Прочитайте, как шла мать –уточка с утятами.


-Почему уточка-мать шла позади утят?


Какие враги были у уток?

-Кто страшнее? Почему?
-Как стали вести себя мальчишки, увидев утят?

Докажите строчками из произведения.
-Зачем ребята это делали?
-Как вела себя уточка, когда ловили её утят?

Докажите строчками из произведения.

-Могла ли утка кричать?


- Её немота, беззащитность, отчаяние- всё в этих движениях.

-А какое чувство пережили утята?

-Как вы думаете , если бы утята могли разговаривать, что бы они кричали?

- А какое вы слово кричите, когда боитесь?

-А ваша мама переживает за вас?

-Как она ведёт себя при этом?

-Как в рассказе чаще всего называет автор уточку?

-А какая она мама?

-Вам жалко её?
- Для матери нет никого дороже и ближе своих детей. Нет ничего сильнее материнской любви. Очень часто мать ценой собственной жизни, собственного благополучия спасает детей от гибели. Это в равной степени можно отнести как к людям, так и к животным. Вы ещё маленькие и вам трудно представить себе ту щемящую боль и тот ужас, которые испытала уточка-мать. Но вы можете представить, как поведёт себя ваша мама, когда вам грозит опасность или вас кто-то обижает.

-Какие пословицы о маме вы знаете?

-Утята пойманы, что собираются делать ребята?

Докажите строчками из произведения.

-Кто помешал мальчишкам?

- Смогли ли они объяснить свой поступок?

-Какое приказание дал им взрослый? Найдите и подтвердите.

-Назовите слова, которые показывают строгость автора.

С какой интонацией будем читать эти слова?

- Что делали бы вы, оказавшись рядом?


-Можно ли сказать, что ребята были жестокими?
- Что сделала уточка-мать, когда её детей отпустили?

Докажите строчками из произведения.
-Как шла уточка-мать в начале рассказа?
- А почему сейчас она побежала впереди?
-Как М. Пришвин попрощался с утятами?

- Что он сделал при этом? Докажите строчками из произведения.
- Что означает этот жест: снять перед кем-то шляпу?
- Перед кем этот знак уважения?

Почему?

-Как мальчишки на это прореагировали? Почему?

-Что пожелали люди уточке?

-Почему? Докажите строчками из произведения.

Нужно ли было пожелание уточке?

6) Беседа по содержанию в целом.
Работа над иллюстрацией.
-Посмотрите на иллюстрацию стр.118.
-Кто изображён на переднем плане?

- Что они делают?

-Кто изображён на заднем плане?
- Что они делают?
-Найдите в рассказе слова, которые можно подписать под этой иллюстрацией.

-Для чего М. Пришвин написал свой рассказ?
- Что его волновало?
-Вызывают ли у вас сочувствие действующие лица?

-Кто именно?
-А кто нет?

-Почему?

7)Выявление совпадений первичных с окончательными.
8)Определение главной мысли рассказа.

-Как автор назвал свой рассказ?


-Почему?

-Чему научил М. Пришвин ребят и нас своим рассказом?

-Что же вы можете сказать о М. Пришвине?

-Докажите, что М. Пришвин - человек

а) добрый

б) строгий

в) неравнодушный


- Весной это озеро далеко разливалось, и прочное место для гнезда можно было найти только версты за три, на кочке, в болотном лесу.

- На свободу.

-Вода, корм, озеро.
-Решилась наконец-то.
-3 версты.

-Чуть больше 3 километров.

- Много.

-Очень много.

-Мать шла позади.

Чтобы не выпускать утят ни на минуту из виду.

-Люди, лисица, ястреб.
Высказывают

своё мнение.
-Вот тут их увидели ребята и зашвыряли шапками.


-Просто так, для забавы.
-Всё время, пока они ловили утят, мать бегала с раскрытым клювом или перелётывала в разные стороны на несколько шагов в величайшем волнении.
-Нет.

-Страх, испуг,…
-Мама!

-
Мама.
-Переживает.

-Высказывают своё мнение.

-Мать.
-Заботливая.

-Жалко.

-Вспоминают пословицы.


-Ребята собрались закидать шапками мать и поймать её.

-Автор.

-Нет. Они струсили.
-Живо,- приказал я ребятам, -идите и отдайте ей всех утят!

-Строго спросил.
- Строго.
-Каждый высказывает своё мнение как бы он поступил.


- Нет. Поэтому автор и назвал их ласково, понимая, что они это сделали неумышленно.

-Мать отлетела немного и, когда ребята ушли , бросилась спасать своих сыновей и дочерей.

-Мать шла позади.

-Считала себя виноватой.

-Радостно снял шляпу и, помахав ею, крикнул: -Счастливый путь, утята!

-Знак уважения.

-Перед маленькими утятами, М. М Пришвин неравнодушный человек.


-Они засмеялись.
-Счастливого пути. Все разом закричали ребята:

- До свидания, утята!

-Нет. По- своему она им что-то быстро сказала и побежала к овсяному полю. За ней побежали утята.

-Утка- мать и утята.

-Бегут.

-Ребята.
-Машут шапками, кричат.
-По овсяному полю, в обход деревни, семья продолжала своё путешествие к озеру.

Чтобы мы не совершали глупых поступков.
-Утята могли погибнуть.
-Да.

Маленькие утята.

-Ребята.

Они, не подумав, совершили глупость.
-Сравнивают свои, делают вывод.

«Ребята и утята»


-Автор делает ребят и утят главными действующими лицами, подчёркивая, что мы живём все вместе, рядом, то есть в совместном существовании.

-Не совершать бездумных поступков. Любить природу, беречь её, чутко и бережно относиться к братьям нашим меньшим, знать их жизнь и воспитывать в себе готовность защищать животных и оказывать им помощь.


-Доказывают.


(Словарь.

Энциклопедия)

Регулятивные.

Личностные.

Познавательные УУД


  1. Формируем умение извлекать информацию из текста и иллюстрации.


Формируем умение на основе анализа рисунка – схемы делать выводы.

Регулятивные.

Личностные.

Регулятивные.


Личностные УУД


  1. Формируем эмоциональное отношение к школе и учебной деятельности.




  1. Формируем общее представление о моральных нормах поведения.


Регулятивные.


Личностные.


Личностные.

Личностные.

Регулятивные.

Личностные УУД


  1. Формируем общее представление о моральных нормах поведения.



Личностные.

Регулятивные

VII.Закрепление изученного материала.

Работа с текстом после чтения.



1)Знакомство с писателем.
(портрет)

(выставка книг)

Михаил Михайлович родом из Орловщины, зелёного, щедрого края. За годы своей жизни он был агрономом, охотником, землепроходцем, учителем. Михаил Пришвин написал много книг для детей и взрослых. Он много рассказывал о животных и о природе. Обратите внимание на книги (выставка).

-Посмотрите, какие у него добрые глаза (портрет писателя)

Вот уже несколько десятков лет нет писателя с нами, но его книги продолжают свою жизнь. Книги М.М. Пришвина читаются не спеша. В своих произведениях автор открывает что-то очень важное, близкое каждому человеку. Нас самих он делает добрее, мудрее, умнее и великодушнее.
2) Творческая работа.
Работа с заглавием.

-Придумайте своё заглавие к рассказу.
Работа с пословицами.

(работа в паре)

-Соберите пословицы, определите, к кому из действующих лиц рассказа подходит каждая.

Умел ошибиться - умей и поправиться.

Сей добро, посылай добро, оделяй добром.
По выбору:

Работа в тетради «Литературное чтение» стр.77

4* или составить рассказ об уточке.


-Придумывают своё.

-Работают с пословицами.
Работают в паре.

-Определяют, к кому из действующих лиц подходят пословицы.


Познавательные.

Личностные.


Познавательные

Личностные.

VIII .Итог урока

Рефлексия-самооценка.


- Давайте хором прочитаем слова Михаила Михайловича Пришвина (плакат)

« Любить и охранять природу- значит любить и охранять Родину» . М Пришвин

-Как вы понимаете эти слова?

-Чему вас научил урок?

-Кто доволен своей работой?

-Кому захотелось создать иллюстрацию к произведению?

-Осуществляют рефлексию.

Коммуникативные.

IX. Д/З.

Выставление оценок.

Домашнее задание: перечитать текст, подготовиться к чтению по ролям.







Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок литературного чтения во 2 классе Тема урока : М. М. Пришвин «Ребята и утята» iconУрок литературного чтения во 2 классе Тема: М. Пришвин «Ребята и утята»
Тезис: «Берегите птиц, населяющих леса и воды, дайте им совершить святое дело – вырастить своих детей»

Урок литературного чтения во 2 классе Тема урока : М. М. Пришвин «Ребята и утята» iconУрок литературного чтения в 3 классе Тема
Ребята, сегодня на уроке литературного чтения мы будем читать стихи о временах года

Урок литературного чтения во 2 классе Тема урока : М. М. Пришвин «Ребята и утята» iconУрок литературного чтения в 3 классе. Программа «Школа России»
...

Урок литературного чтения во 2 классе Тема урока : М. М. Пришвин «Ребята и утята» iconУрок литературного чтения Тема урока: Писатели детям
«Тропинка» книга для внеклассного чтения в 3 классе начальных классов татарских школ под редакцией Михеевой А. А

Урок литературного чтения во 2 классе Тема урока : М. М. Пришвин «Ребята и утята» iconУрок литературного чтения в 3 классе по теме: М. М. Пришвин «Моя Родина»
Оборудование: портрет М. Пришвина, высказывания писателей о природе, выставка книг М. Пришвина, памятка «Правила поведения в природе»,презентация...

Урок литературного чтения во 2 классе Тема урока : М. М. Пришвин «Ребята и утята» iconУрок литературного чтения во 2 классе Тема урока : Разно жанровые произведения о природе
Предметные: уметь анализировать текст, сравнивать тексты, уметь передавать настроение

Урок литературного чтения во 2 классе Тема урока : М. М. Пришвин «Ребята и утята» iconУрок чтения в 3 классе Тема урока: «Бумажный змей» Е. Пермяк
Тип урока: изучения и первичного закрепления нового учебного материала(текста для чтения)

Урок литературного чтения во 2 классе Тема урока : М. М. Пришвин «Ребята и утята» iconУрок литературного чтения во 2 классе на тему: «С. Михалков «Сила воли»
Ребята, помогите мне разобраться. У меня проблема, я отразила ее в стихотворении

Урок литературного чтения во 2 классе Тема урока : М. М. Пришвин «Ребята и утята» iconУрок литературного чтения в 4 классе по системе развивающего обучения...
Урок литературного чтения в 4 классе по системе развивающего обучения Л. В. Занкова

Урок литературного чтения во 2 классе Тема урока : М. М. Пришвин «Ребята и утята» iconУрок русского языка и чтения. 3 класс Тема урока : Упражнение в проверке безударных гласных
Ребята, сегодня у нас необычный урок, урок чтения и русского языка. На уроке мы познакомимся с творчеством замечательного поэта Кайсына...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
lit-yaz.ru
главная страница