Международный Фестиваль «Звезды Нового Века»




Скачать 262.15 Kb.
НазваниеМеждународный Фестиваль «Звезды Нового Века»
страница1/3
Дата публикации09.09.2014
Размер262.15 Kb.
ТипРеферат
lit-yaz.ru > География > Реферат
  1   2   3


Международный Фестиваль «Звезды Нового Века» - 2013

Гуманитарные науки (от 14 до 17 лет)

Сопоставление мифологий древних греков и древних татар

Карипов Булат, 16 лет, ученик 9 класса


Руководитель работы:

Шакирова Алия Ханафиевна ,

учитель русского языка и литературы

МБОУ « Балтасинская СОШ»

Балтасинского района

Республики Татарстан
2013


Содержание:

Введение…………………………………………………..……………………... 3
Глава 1. Мифы древних греков и древних татар, их тематика……………………………………………………………...……….……5
Глава 2.Сопоставление двух мифологий……………………………………......6
2.1.Космогонические мифы……………………..……………...………………...7
2.2Мифы о богах и богинях.………………………………..………………..…...9
2.3. Отношения героев и богов с животных в мифах ………………………...13
Заключение…………………………...…………………………......................…17
Использованная литература и сетевые ресурсы……………………………….19
Приложение………………………………………………………………………20

Введение

Согласно статистике, на территории Российской Федерации живет более 80 народов и народностей. У каждого большого или малочисленного народа есть немало особенностей образа жизни, своеобразные природные условия, в которых складывается быт и даже внешний облик того или народа, культурные традиции, склад характера, которые присущи только ему. Каждый народ, большой ли, маленький ли, неповторим и уникален.

Я люблю читать мифы Древней Греции. Они удивляют меня своей фантазией, выдумкой, персонажами. Так как я сам – татарин, мне захотелось познакомиться с мифами моих предков – древних татар и сопоставить их с древнегреческими.

Тема: Сопоставление мифологий древних греков и древних татар.

Я поставил перед собой цель: выявить черты сходства и различия древнегреческой и татарской мифологий.

Для достижения этой цели я поставил ряд задач:

-проанализировать и сопоставить мифы древних татар и древних греков;

-доказать, что мифология древних татар не менее богата, чем мифология античности и других народов.

Я считаю, что эта тема очень актуальна в наше время, именно сейчас, когда правительство Татарстана прилагает большие усилия по подъему татарской культуры и национального самосознания.

Объект исследования: мифы и легенды Древней Греции и татар, газетные и журнальные публикации, материалы интернета.

^ Предмет исследования: черты сходства и различия в мифах и легендах Древней Греции и татар.

Гипотеза: татарская мифология не менее богата и интересна, чем древнегреческая.

^ Методы исследования: сопоставительный анализ, социологический опрос, графический (составление схем, таблиц), составление собственной классификации.

Результативность: расширение не только собственных знаний по фольклору народов Татарстана, но и знаний сверстников; пробуждение интереса к традициям и устному народному творчеству коренных народов нашего края.

^ Практическая направленность: использовать данную работу на классных часах, уроках литературы и истории, внешкольных мероприятиях; организовать в школе выставку рисунков учащихся.

^ Глава 1. Мифы древних греков и древних татар, их тематика

Прежде чем непосредственно приступить к исследованию, я искал в дополнительной литературе [1.1]ответ на вопрос: что такое миф? Выяснил, что слово «миф » в переводе с греческого языка означает предание, сказание, повествование о богах, духах, обожествленных героях и первопредках, возникшее в первобытном обществе.

Первые мифы возникли давно, много тысяч лет назад. Тогда человек знал о себе и окружающем мире совсем мало. Людям было очень трудно существовать один на один с грозными и таинственными силами природы. Весь мир они себе представляли заполненным могучими, необоримыми богами - благосклонными и губительными, равнодушными и таинственными. Они царствовали на земле, в небесах и преисподней, правили живыми и мертвыми, помогали людям или беспощадно наказывали их. В мифы верили, как в правду. Их передавали устно из поколения в поколения, а с появлением письменности стали записывать на глиняных табличках, папирусе, бумаге. Эти древние сказания стали колыбелью, из которой выросли литература, искусство, религия, наука.

Я решил определить, чему были посвящены мифы древних народов. С этой целью я обратился к мифологии древних греков и древних татар. Мною были изучены 40 древнегреческих и 13 татарских мифов. Меньшее количество татарских мифов обусловлено отсутствием такой литературы в библиотеках и интернет - ресурсах. Главными персонажами древнегреческих мифов были боги и герои. Через их поступки эллины (древние греки) передавали свои представления об устройстве мира, о природе, о человеческом обществе в целом. Узнать это мне помогли труды таких известных поэтов античности, как Гомер (предположительно жил между ХII-VII вв. до нашей эры, эпические поэмы « Илиада» и «Одиссея» [1.7] ) ; Эврипид ( V век д.н.э.) – «Андромаха», «Гекуба», «Медея», «Геракл»

[1.8].По результатам исследования, я разделил мифы древних греков на следующие темы: 1)космогонические мифы 2)мифы о богах и богинях 3) мифы о героях и их подвигах.

Татарская мифология практически не изучена. Я нашел лишь отдельные публикации, касающиеся, главным образом, персонажей так называемой «низшей мифологии» казанских татар. Тем не менее, по собранным материалам мне удалось составить общее представление о мифологических воззрениях моих предков. Изучив мифы татар, я распределил их по следующим тематическим группам: 1) мифологические представления о взаимоотношениях людей и богов с животными; 2) космогонические мифы; 3) боги и богини в мифах;

Проанализировав мифологию древних греков и татар, я пришел к выводу, что они имеют общие темы. Из всех мифов 12 имеют космогоническую тематику, 24 на тему отношений богов и богинь, а остальные 17 написаны про взаимоотношения героев и богов с животными (приложение №1). Это натолкнуло меня на дальнейшую работу по сопоставлению мифов этих народов.

^ Глава 2. Сопоставление двух мифологий
В начале своей работы я решил провести анкетирование среди своих одноклассников. Мне хотелось узнать, знакомы ли они с мифологией этих двух народов. Результаты оказались неутешительными. По данным анкетирования, более 86% учеников знают древнегреческих богов, и только 2% - татарских. [2.6] Этот опрос показывает, что современные дети- татары мало изучают историю своего народа, предания своих предков. Так же из опыта ясно, что многие из них знают древнегреческую мифологию. Я решил, что это явление вызвано тем, что во многих книгах и учебниках есть мифы Древней Греции. Своей работой я хочу доказать, что и у наших предков есть достойные мифы, которые было бы полезно читать детям.

Также хочу показать, что древнегреческие персонажи мифов присутствуют и у татар, но под другими именами.

Следуя этой гипотезе, я решил сопоставить мифологию древних татар и древних греков. Но это оказалось нелегким делом, так как тексты древнегреческих мифов есть в изобилии в Интернете и в библиотеках, а вот с мифами древних татар повезло меньше, их сохранилось очень мало.

2.1.Космогонические мифы

Из результатов анкетирования: «…Ответ на вопрос о происхождении мира оказался сложным для всех, таким образом, никто не смог дать правильного ответа…» [2.6]

Из прочитанных мною мифов древних татар [1.2] я узнал, что Земля, по воззрениям татар, представлялась как плоское пространство. Она расположена на рогах громадного быка. В свою очередь, этот бык прикреплен к усам огромной мировой рыбы, которая плавает в безбрежном водном пространстве. Одновременно Земля считалась центром Вселенной — Җиһан. Находящиеся на просторах Неба Солнце, Луна, Звезды, будучи живыми одушевленными атрибутами природы, так или иначе, связывались с Землей. Все, что происходит с живыми одушевленными и неодушевленными предметами на Земле, в том числе и с людьми, напрямую зависит от Неба, Солнца, Луны и Звезд. С этой точки зрения, татарская мифология как бы продолжает наиболее характерные особенности мифологии Древнего Востока.

По мнению татар, когда-то Вселенная сплошь состояла только из воды. Людей еще не было. Плавающая на воде утка нырнула и в клюве вытащила кусочек глины. В дальнейшем этот кусочек разросся и образовалась Земля. В археологических находках, относящихся к булгарскому времени, встречаются небольшие скульптурные фигурки уток с шариком в клюве. По представлениям поволжских татар, Небо, Земля, Солнце и Луна образовались от утиного яйца. С этой точки зрения, булгарско-татарская мифология типологически близка к подобным представлениям других народов, но не к греческой версии.

Из мифологических сказок татар я узнал, что Вселенная состояла из трех миров — подземного (или подводного), земного и небесного (иногда — солнечного, и даже птичьего — Кошлар патшалыгы) царств.

А у греков была своя, тоже интересная версия. По их мнению [1.5], когда-то существовал только бесформенный Хаос, затем из него появилась Гея (Земля), в ее недрах таился мрачный Тартар (Подземный мир). И во всем этом беспорядке существовала сила влечения и, как бы сказали ученые, сила всемирного тяготения – Эрос. И эта сила заставляет двигать Хаос и Землю. Впоследствии, из Хаоса выходят женское начало – Ночь и мужское начало - Мрак. Ночь, в свою очередь, породила целую толпу явлений, выражающих человеческие пороки и беды: Танат (Смерть), Гипнос (Сон), богиню возмездия Немесиду, Обман, Старость, Эриду, богиню раздоров и ссор, которая принесла еще не возникшему человечеству свое недоброе потомство: Изнурительный труд, Голод, Скорби, Битвы, Убийства, Лживые слова, Судебные тяжбы и Беззакония, но вместе с тем и непреклонно справедливого Орка, карающего всякого, дающего лживую клятву. Вместе с тем из соединения Ночи с Эребом рождаются легкий Эфир и сияющий День. Создателем всего этого можно считать Эрос, под воздействием которого все и возникло. Но сам он не чувствовал ни красоты, ни безобразия. Пробудившаяся Гея родила Урана (Небо), чтоб было прочное и вечное жилище богов. Для людей она создала Горы и Понт (Море). Покрытие Небом Земли привело к появлению богов первого поколения - их было двенадцать: шесть братьев и шесть сестер, могучих и прекрасных. Производит Гея на свет также трех огромных Киклопов-чудовищ с большим круглым оком посреди лба, а вслед за ними еще трех надменных великанов - Сторуких.

Сопоставление мифов этой тематики навело меня на мысль, что татары и греки совершенно по-разному представляли создание мира. Но и здесь я смог сделать важный вывод, что в обеих мифологиях мир изначально состоял из 3 частей. Из нижнего ( у татар – Жир Асты, Жехеннэм, а у греков – Подземелье, владения Аида), среднего (того, в котором жили люди), и верхнего (у татар – Кошлар Патшалыгы).


^ 2.2. Мифы о богах и богинях

На вопрос анкеты, «Каких богов или героев мифов вы можете перечислить в греческой мифологии? В татарской мифологии?» прозвучали ответы «…Своими любимыми греческими героями 74 % (37 чел.) назвали Геракла, 36% (18 чел.) Прометея, 14% (7 чел.) Зевса, 6%( 3 чел.) Афродиту . Из татарских героев самыми популярными оказались Шурале (96%, 48 чел), Су Анасы ( 88 %, 44 чел.). К сожалению, остальных не менее выдающихся героев татарской мифологии участники опроса не смогли назвать. Это я связываю с тем, что источников знакомства с мифами татар практически нет…» [2.6]

Самые древние представления татар о богах, найденные мной, прежде всего, связаны общетюркским, быть может, древневосточным, Тэнгри - небо, небесный дух.

По представлению татар - тэнгрианцев, управление Вселенной происходит по многоступенчатой иерархии. [1.3] На высшей ступени управления — это божества, затем хозяева местности и последние духи. Дух Неба - Тэнгри. Тюрки - тэнгрианцы считали, что нашей Вселенной правят 17 божеств: Тэнгри, Йер-суб, Умай, Эрлик, Земля, Вода, Огонь, Солнце, Луна, Звезды, Воздух, Облака, Ветер, Смерч, Гром и Молния, Дождь, Радуга.

Кюк-Тэнгри (Голубое Небо) — это небо не материальное, противопоставленное обычному, видимому небу. Облик Тэнгри никому неизвестен. Понятие о нем было отвлеченным. Тэнгри — дух. Его не представляли в виде человека или животного. Йер (Земля) и Тэнгри (Дух Неба) у тюрков воспринимались как две стороны одного начала, не борющиеся друг с другом, а взаимопомогающие.

Проанализировав мифы древних татар и древних греков, я условно выделил три группы богов (алпов):

Старшие Боги у татар - Алпы-Дивы и Алпы первого поколения:

Барс/Барыс - Бог справедливости, судья среди Богов. Изображался в виде снежного барса.

^ Барин - Бог войны. Иногда изображался в виде серого волка.

Кубар - Бог грома. Сын Барина. Джил - Бог ветров. Сын Барина. Сокол/Скил - проводник умерших Душ в иной мир. Представлялся в виде сокола.

^ Барадж - Белый Змей - покровитель княжеской булгарской династии Дуло. Артиш - Богиня домашнего очага и справедливости. Самар - Богиня-воительница, дочь Барса. Берген – дух хаоса, природных катастроф, солнца и охоты, принимающий вид гигантского дракона – бараджа. Туран - женский дух (алпбика) жизни и любви(принимала вид журавля, гуся, лебедя, утки, змеи…).

^ У греков это боги Олимпа, или Пантеон:

Зевс - верховный бог; бог неба, дождя и грома.

Посейдон- брат Зевса, бог морей.

Аид- брат Зевса, бог подземного мира.

^ Гестия - сестра Зевса, богиня домашнего очага.

Гера- сестра и жена Зевса, богиня неба.

Арес- сын Зевса и Геры, бог войны.

Афина- дочь Зевса, богиня мудрости.

Аполлон- сын Зевса и брат Артемиды, бог солнца и предсказаний.

Афродита- дочь Зевса, богиня любви и красоты.

Гермес- сын Зевса, бог торговли, покровитель путников.

Артемида- дочь Зевса и сестра Аполлона, богиня охоты, луны и волшебства.

^ Гефест- сын Геры, бог ветра и кузнечного дела.

Все сведение я вносил в таблицу № 1(приложение№2)

Из таблицы видно, что у обоих народов существовали боги и богини солнца, грома, торговли, подземного мира, домашнего очага, войны, мудрости, красоты и любви, только под разными именами. Это свидетельствует о том, что люди обеих народностей одинаково жили, умирали, влюблялись, создавали семьи, трудились, воевали… И в этом им покровительствовали соответствующие боги. Но мои исследования показали, что нет аналогов в татарской мифологии греческому Посейдону, богу морей и воды. Предполагаю, что греки возвеличивали этого бога потому, что на побережье Средиземного и Эгейского моря расположена сама территория Греции, поэтому в их жизни море играло огромную роль. А древние татары – народ кочевой, и основную часть своей жизни скитались по степям и полям, и больших вод часто не видели. Так же я не нашел аналогов к Артемиде (Богине охоты) и Гефесту (Богу кузнечества и ремесел). Я считаю, они должны быть, так как татары вынуждены были охотиться, потому, что это являлось первой необходимостью. Возможно, я и сам пропустил этот момент.

^ Низшие и средние боги.

У Древних татар богов не так уж много, поэтому я стал искать им аналоги у греческих божеств.

Вот наиболее известные алпы среднего поколения в татарской мифологии:

Тама - дух гор, засухи и тьмы.

^ Кузгэ ("Мышь"), алпбика мора и болезней.

Сабан - дух света, урожая и изобилия.

Кермес - дух леса (он пользовался правом сообщать Тангре обо всем, что делается на Земле и среди алпов в любое время).

Арча - алпбика девственности и лесных животных.

Ашна - алпбика полевых растений, по воле Тангры возникла из капли утренней росы...
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Международный Фестиваль «Звезды Нового Века» iconМеждународный Фестиваль «Звезды Нового Века»

Международный Фестиваль «Звезды Нового Века» iconМеждународный Фестиваль «Звезды Нового Века»

Международный Фестиваль «Звезды Нового Века» iconМеждународный Фестиваль «Звезды Нового Века» 2013 Поэзия (от 14 до 16 лет)

Международный Фестиваль «Звезды Нового Века» iconМеждународный Фестиваль «Звезды Нового Века» Поэзия (от 7 до 9 лет) Стихотворение

Международный Фестиваль «Звезды Нового Века» iconМеждународный Фестиваль «Звезды Нового Века» 2012 Поэзия (от 7 до 9 лет)
Посвящается Серебряковой Инне Васильевне (1923-2001). Ветерану вов, Заслуженному врачу масср

Международный Фестиваль «Звезды Нового Века» iconМеждународный Фестиваль «Звезды Нового Века»
Я люблю читать сказки. А дорогу в удивительный и волшебный мир сказок мне помогли найти тридцать три помощницы-буквы, из которых...

Международный Фестиваль «Звезды Нового Века» iconМеждународный Фестиваль «Звезды Нового Века»
Математика и поэзия сестры. Может быть, это даже две ветви одной науки. И в поэзии есть неподкупная точность «хладного циркуля»,...

Международный Фестиваль «Звезды Нового Века» iconМеждународный Фестиваль «Звезды Нового Века»
Сваха преподносит новобрачным хлеб-соль; перед молоды­ми разметают дорожку веником, двигаясь вперед непременно спиной; жених первым...

Международный Фестиваль «Звезды Нового Века» iconМеждународный Фестиваль «Звезды Нового Века» 2012 Публицистика (14 16 лет)
Гурьевска. С николаем Никифоровичем мы много путешествовали. Бывали на встречах во Дворце культуры г. Калининграда, на открытии калининградского...

Международный Фестиваль «Звезды Нового Века» iconМеждународный Фестиваль «Звезды Нового Века» 2013 Люди моего края (13-16 лет)
И это неудивительно, ведь к учебе она относилась серьезно, в делах проявляла настойчивость и терпение. Отношения с одноклассниками...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
lit-yaz.ru
главная страница