Скачать 209.03 Kb.
|
Лебедева Ольга Васильевна к.п.н., доцент КГУ им. Некрасова, учитель предмета «Истоки» и МХК МОУ лицей №17 г. Кострома Урок по теме: «Жизнь – дар Божий».Художественно-педагогическая и нравственная идея урока: «Жить, нужно созидая, поддерживать созидательность в жизни. Жизнь разнообразна, а, следовательно, и созидание разнообразно». Д. С. Лихачев. Задачи урока:
^ Экспозиция урока /В начале урока звучит музыка Шестой симфонии П. И. Чайковского: вторая тема 1 части. Одновременно с музыкой демонстрируются слайды: произведения русских художников, раскрывающие картины природы (например, «Березовая роща», «Вечерний звон» И .И. Левитана, «Летние облака», «Родина», «В степи» Н. Н. Дубовского)/ Мир устроен так, что каждой стране дана своя, неповторимая природная красота. Русская природа отличается бескрайними просторами, равнинами. Поля, луга и леса, озерные глади и реки – все это разноцветье не может не восхищать человека, не вдохновлять поэтов, композиторов и художников на создание творений, любуясь которыми так и хочется сказать: «Жизнь! Как ты прекрасна!» Сергей Есенин, любуясь окружающей его природой, был «рад и счастлив душу вынуть». Не правда ли, как красивы есенинские строчки? Край любимый! Сердцу снятся Скирды солнца в водах лонных. Я хотел бы затеряться В зеленях твоих стозвонных. На редкость сильным, просто феноменальным чувством природы обладал П. И. Чайковский. Он ее страстно любил, наслаждался общением с ней. Простой русский пейзаж с деревней вдали и скромной церквушкой на горизонте, прогулки по полям, по лесу, какая-нибудь речушка с заросшими мелким кустарником берегами, приводила его в состояние восторга, он «ложился на землю в каком-то изнеможении от наплыва любви к природе». Минуты уединения среди зелени и цветов Чайковский не мог сравнить ни с чем. По его словам, в эти мгновения «прислушиваешься и присматриваешься к той органической жизни, которая проявляет себя хоть и молчаливо и без шума, но громче говорит о беспредельности и бесконечности, чем грохот мостовых и вся суета городской жизни». «Как наша жизнь коротка!» - эта грустная мысль приходила на ум всякий раз, как только он приезжал в деревню, на лоно природы, полностью погрузиться в мир своих музыкальных мыслей, которыми он был постоянно наполнен. «Хочу, чтобы моя музыка приносила людям подпору и утешение», - говорил Петр Ильич Чайковский. Со своей главной задачей художник справился успешно: его музыка, в которой раскрывается любовь к жизни, человеку, помогает в жизни многим людям. Так, например, знаменитую Шестую симфонию П. И. Чайковского, звучавшую в начале урока, очень любил известный русский хирург – ^ слайд: картина М. В. Нестерова «Портрет хирурга С. С. Юдина) Имя хирурга Сергея Сергеевича Юдина хорошо известно многим любителям искусства: кроме таланта в области хирургии он имел дарование и писателя, и музыканта. В своей книге «Размышления хирурга» С. Юдин пишет о том, что перед особо трудными операциями он «привык у себя в кабинете перелистывать страницы партитуры Шестой симфонии Чайковского». «Перелистывать» это значит внутренним слухом слышать голоса каждого инструмента, гармонию звуков. Для этого надо быть очень хорошим музыкантом! Попытаемся представить себе, что такое для хирурга трудная, да еще «особо трудная», операция! Вот хирург в халате и резиновых перчатках, на лице марлевая повязка. Он сейчас подойдет к операционному столу, где лежит человек. От хирурга зависит, что с этим человеком будет дальше – будет ли он жить или его уже невозможно спасти, удастся ли ему вернуть здоровье или не удастся? Для чего в эту ответственную минуту нужна хирургу музыка Чайковского? Очевидно, она может ему помочь чем-то. Чем же? Хирургу мало таланта, знаний, мастерства и опыта. Ему нужна предельная собранность, сосредоточенность. Тут музыка и приходит на помощь. Важно, чтобы старшеклассники сами ответили на вопрос: почему хирург Сергей Юдин обращался перед особо сложными операциями именно к музыке Петра Ильича Чайковского? Чайковский безгранично любил жизнь, любил человека, всегда стремился к свету. Вот его музыка, в которой столько любви к жизни, к людям, и способна была удесятерить силы хирурга, когда он шел к человеку, чтобы спасти ему жизнь. Хирургу мало таланта, знаний, мастерства и опыта. Ему нужна предельная собранность, сосредоточенность. Тут музыка и приходит на помощь. Чайковский безгранично любил жизнь, любил человека, всегда стремился к свету. Вот его музыка, в которой столько любви к жизни, к человеку и способна была удесятерить силы хирурга, когда он шел к человеку, чтобы спасти ему жизнь… ^ О людях науки и искусства, наделенных талантом, часто говорят: «даровал Господь», «этот талант – дар Божий». Сейчас этим словам мы не удивляемся, как и выражению: «Жизнь – дар Божий». Пожалуй, многие бы ученые согласились с высказыванием великого Эйнштейна: «Наука без религии хромает, а религия без науки слепа». История свидетельствует о том, что вера в Бога отнюдь не мешала развитию науки и стала одним из основных импульсов ее становления. Вспомним один знаменательный эпизод из жизни великих ученых. Когда в прошлом веке произошел гигантский прорыв в науке и появилась квантовая механика, многие положения этой новой науки не сразу были оценены современниками. Так, А. Эйнштейн поначалу не принял вероятностного описания явлений микромира квантовой механикой, сказав при этом известную фразу: «Господь Бог не играет в кости!» Нильс Бор справедливо возразил ему: «Однако не наше дело предписывать Богу, как он должен управлять миром». В этом суть научной позиции знаменитого Бора: ученый не придумывает законов, как это сделали материалисты, он только открывает в природе свойства, заложенные Творцом. Что же такое жизнь? Еще вчера мы считали себя исшедшими из вещества вселенной мучительным эволюционным процессом, сегодня же Россия заново открывает для себя истинность и красоту Священного Писания и вновь задумывается над смыслом своего старого имени «Русь Святая». (Свои знания по вопросу происхождения жизни на земле учащиеся могут пополнить прочтением книги Сергея Вертьянова «Происхождение жизни: факты, гипотезы, доказательства»). Итак, жизнь – это дар Божий. Рождаясь на Белый Свет, человек с первых мгновений жизни заявляет о себе как о новой личности, пришедшей в этот Мир: я родился – и к вам пришла радость, я родился – и вы обрели бесценный дар, я родился – и дом наполнился любовью, я родился – и вам дано утешение! Фактом рождения человек призван из небытия в бытие. Исследования ученых показали, что возможность зарождения новой жизни у супружеской пары в течение всей совместной жизни исчисляется меридиадами вариантов. Каждая рожденная личность – это избирательная уникальность из бесчисленной множественности. Поэтому все люди, живущие и жившие на земле, а так же, кто будет рожаться, фактом своего рождения уже свидетельствуют о промыслительной избранности. Жизнь – Дар Божий. Большим грехом считается убийство детей в утробе матери. По учению Церкви, ребенок появляется в момент зачатия. Пусть ему только 2-3 дня, неделя или месяц, но для матери это уже ее человечек, ее кровинушка, и не любить его уже нельзя. Представьте, Дмитрий Иванович Менделеев был семнадцатым ребенком в семье! Если бы это было не в 19 веке, где большое количество детей в семье было нормой, а в наше время, то Менделеев на свет даже бы не появился. Далее учитель предлагает учащимся задуматься над вопросом, в чем же смысл человеческой жизни? Какого предназначение человека в этой жизни? Вы скажете: предназначение человека – созидать. Созидать, а не разрушать! Создавать красоту вокруг себя, трудиться и своим трудом помогать людям, делать им добро (как хирург Юдин). Это правильно. Но не забудем и о самом главном: существование каждой личности исполнено высокого смысла. К сожалению, современное человечество не ценит той Тайны жизни, которая ему вверена, утратило способность принимать с благодарностью сам Дар жизни! Старшеклассникам предлагается вместе с академиком Дмитрием Сергеевичем Лихачевым поразмышляем о смысле жизни. (Учитель показывает учащимся портрет академика Д. С. Лихачева) «Самая большая ценность на земле, говорил академик Дмитрий Сергеевич Лихачев, это Жизнь». На уроке учащиеся знакомятся с интересной статьей этого ученого, раскрывающей проблему смысла жизни. /Учитель раздает старшеклассникам текст статьи Д. С. Лихачева «В чем смысл жизни»/. (Лихачев Д .С. Письма о добром и прекрасном/ Сост. и общая ред. Г. А. Дубровской. – Изд. 3-е – М.: Дет. лит.,1989. – С.25-27). В тексте жирным шрифтом учителем выделено следующие мысли ученого: «В чем смысл жизни». Статья Д.С.ЛИХАЧЕВА (в сокращении) Можно по-разному определять цель своего существования, но цель должна быть – иначе будет не жизнь, а прозябание. ^ Одно правило в жизни должно быть у каждого человека, в его цели жизни, в его принципах жизни, в его поведении: надо прожить жизнь с достоинством, чтобы не стыдно было вспомнить. Достоинство требует доброты, великодушия, умения не быть узким эгоистом, быть правдивым, хорошим другом, находить радость в помощи другим. Ради достоинства жизни надо уметь отказываться от мелких удовольствий и немалых тоже… Уметь извиняться, признавать перед другими ошибку – лучше, чем юлить и врать. Обманывая, человек, прежде всего, обманывает самого себя, ибо ин думает, что успешно соврал, а люди поняли и из деликатности промолчали. Вранье всегда видно… Природа созидательна, она создала нас, поэтому мы должны в нашей жизни поддерживать эту созидательную тенденцию, творчество и ни в коем случае не поддерживать всего разрушительного, что есть в жизни. Как это понимать, как прилагать к своей жизни, на это должен отвечать каждый человек индивидуально, применительно к своим способностям, своим интересам и т.д. Но жить, нужно созидая, поддерживать созидательность в жизни. Жизнь разнообразна, а, следовательно, и созидание разнообразно, и наши устремления к созидательности в жизни должны быть тоже разнообразны по мере наших способностей и склонностей… Жизнь – прежде всего, творчество, но это не значит, что каждый человек, чтобы жить, должен родиться художником, балериной или ученым. Творчество тоже можно творить. Можно творить просто добрую атмосферу вокруг себя, как сейчас выражаются, ауру добра вокруг себя. Вот, например, в общество человек может принести с собой атмосферу подозрительности, какого-то тягостного молчания, а может внести сразу радость, свет. Вот это и есть творчество. Творчество – оно беспрерывно. Так что жизнь это и есть вечное созидание. Человек рождается и оставляет по себе память. Какую он оставит по себе память? Об этом нужно заботиться уже не только с определенного возраста, но, я думаю. С самого начала, так как человек может уйти в любой момент и в любой миг. И вот очень важно, какую память он о себе оставляет. Учитель вместе с ребятами находит много общего в своих рассуждениях о смысле жизни с мыслями академика Д. С. Лихачева. В ответах старшеклассников тоже звучали: и доброта, которую надо творить, и помощь людям, и мысли о созидании, труде…Кстати, чувство собственного достоинства, о котором пишет Д. Лихачев, имеет религиозную основу. Оно включает в себя три компонента: благодарность Богу (принятия себя: своей внешности, национальности, способностей…), почитание родителей (принятие социального статуса и личностных качеств своих родителей), созерцание Промысла Божьего (принятие всех обстоятельств собственной жизни). /Понятие о чувстве собственного достоинства и его трех компонентах учитель может представить схематично на доске/ Продолжая разговор о смысле человеческой жизни, педагог с учащимися обращается к творчеству известного современного нам поэта Эдуарда Асадова, стихами которого предыдущее поколение буквально зачитывалось. Хороших книг в свободной продаже почти не было, и любители стихов от руки переписывали стихи Асадова друг у друга, записывая их в тетради или альбомы. Это стихи о красоте человеческих отношений, о смысле жизни. /Учитель читает учащимся стихотворение Асадова «О смысле жизни»: - В чем смысл твоей жизни? – меня спросили. – Где видишь ты счастье свое, скажи? В сраженьях,- ответил я, - против гнили И в схватках, - добавил я, - против лжи! И в том я свое назначенье вижу, Чтоб биться с ней каждым своим стихом, Сражаясь с цинизмом колючим льдом, С предательством, наглостью, черным злом, Со всем, что до ярости ненавижу! Еще я хочу, чтоб моя строка Могла б, отверзая тупые уши, Стругать, как рубанком, сухие души До жизни, до крохотного ростка. Есть счастье еще и когда в пути Ты сможешь в беду, как зимою в реку, На выручку кинуться человеку, Подставить плечо ему и спасти. И в том моя вера и жизнь моя. И, в грохоте времени быстротечного, Добавлю открыто и не тая, Что счастлив еще в этом мире я От женской любви и тепла сердечного… Борясь, а не мудрствуя по-пустому, Всю душу и сердце вложив в строку, Я полон любви ко всему живому: К солнцу, деревьям, к щенку любому, К птице и к каждому лопуху! Не веря ни злым и ни льстивым судьям, Я верил всегда только в свой народ. И счастлив от мысли, что нужен людям, Плевал на бураны и шел вперед. От горя – к победам, сквозь все этапы! А если летел с крутизны порой, То падал, как барс, на четыре лапы И снова вставал и кидался в бой. Вот то, чем живу я и чем владею: Люблю, ненавижу, борюсь, шучу. А жить по-другому и не умею. Да и, конечно же, не хочу!/ Перед нами Асадов в этих стихах – поэт-борец. Такой образ поэта в его размышлениях о смысле жизни неслучаен. Жизнь Эдуарда Асадова была нелегкой. Будучи пятилетним ребенком, потерял отца. Потом – война. Рано ушел на фронт. Так, 14 июня 1941 года состоялся выпускной бал в 38-й московской школе, а ровно через неделю – война. И Эдуард Асадов, не дожидаясь призыва, с первых же дней уходит на фронт добровольцем. За годы войны прошел путь от наводчика орудия до офицера, командира батареи. В боях за освобождение Севастополя в ночь с 3 на 4мая 1944 года при выполнении важнейшего боевого задания лейтенант Асадов был тяжело ранен и навсегда потерял зрение. /Показ учителем двух фотографий: «Апрель 1944г. Асадов за месяц до ранения в боях за освобождение Севастополя» и фотография 1988 г, на которой поэт изображен с черной повязкой на глазах. Данный наглядный материал изготовлен по книге: Асадов Э. А . У любви не бывает разлук: Стихотворения. – М.: Изд-во Эксмо, 2004. – С.79, С.14./ Но даже в тяжелейшем горе, будучи слепым, он не потерял ни мужества, ни души, ни веры в светлые идеалы. Хотя в жизни, к большому сожалению, чаще встречаются случаи, когда люди, имеющие физический недостаток, разрушают себя: спиваются, заканчивают жизнь самоубийством. Асадов же нашел смысл жизни в творчестве, в создании семьи, в воспитании сына. /Учитель показывает ребятам еще одну фотографию: Эдуард Асадов с женой Галиной Валентиновной, снохой Ириной Васильевной и внучкой Кристиной/. ^ учитель организует активную форму работы на тему «Читаем Асадова». Учащиеся работают в малых группах (по 7-8 человек). Каждой группе дано задание:
^ Стихи о рыжей дворняге Хозяин погладил рукою Лохматую рыжую спину: - Прощай, брат! Хоть жаль мне, Не скрою, Но все же тебя я покину. Швырнул под скамейку ошейник И скрылся под гулким навесом, Где пестрый людской муравейник Вливался в вагоны экспресса. Собака не взвыла не разу, И лишь за знакомой спиною Следили два карие глаза С почти человечьей тоскою. Старик у вокзального входа Сказал: - Что? Оставлен, бедняга? Эх, будь ты хорошей породы… А то ведь простая дворняга! Огонь над трубой заметался, Взревел паровоз что есть мочи, На месте, как бык, потоптался И ринулся в непогодь ночи. В вагонах, забыв передряги, Курили, смеялись, дремали… Тут, видно, о рыжей дворняге Не думали, не вспоминали. Не ведал хозяин, что где-то По шпалам, из сил выбиваясь, За красным мелькающим светом Собака бежит, задыхаясь! Споткнувшись, кидается снова, В кровь лапы о камни разбиты, Что выпрыгнуть сердце готово Наружу из пасти раскрытой! Не ведал хозяин, что силы Вдруг разом оставили тело И, стукнувшись лбом о перила, Собака под мост полетела… Труп волны снесли под коряги… Старик! Ты не знаешь природы: Ведь может быть тело дворняги, А сердце – чистейшей породы! ^ Памяти Олега Кагана Скрипач угасал. У постели его Сошлась профессура. По хмурым лицам Понятно было сестрицам, Что сделать нельзя уже ничего. И старший, почти на весь мир светило, Вздохнул, огорченно пожав плечом: «Как жаль, что с прекраснейшим скрипачом Судьба так безжалостно поступила… Ну что здесь наука придумать может?! Увы, к сожаленью, хирург не маг! И скальпель вновь уже не поможет, А все остальное уже пустяк!» Ушли, разговаривая сурово. И вряд ли хоть кто-нибудь догадался, Как в тихой палате взгляд у больного Железной решимостью наливался. Потом, на обходе, вопрос упрямо: «Профессор, прошу… только твердо и прямо: Сколько недель у меня еще есть?» И честный ответ: «Я не бог, и не гений… Но если жить тихо и без волнений, То месяцев пять, быть может, шесть…» «А если… а если все же волненье? И даже предельное напряженье? Тогда усложняется разговор?» «А если волненье? Тогда простите… И тут ни с кого уже не взыщите…» И вышел, нахмурившись, в коридор. Что в мире артисту важней всего? Нет, время не значит тут ничего, Ведь жизнь – это труд, впрессованный в чувство! А если точнее сказать, То все что имеешь, не жаль отдать За миг, за редчайший накал искусства! Гудит в напряженье громадный зал, Уж свет исступленно гореть устал: Бинокли, цветы, пестрота нарядов… Зал переполнен, он дышит… ждет. Когда, наконец, маэстро шагнет Сюда, под скрещение сотен взглядов?! И вот, словно вдруг одолев предел, Он даже не вышел, а пролетел, Встал у рояля, прямой и гибкий, Весь – светлых и радостных чувств исток, В приветственном жесте вскинул смычок, Бросая в бушующий зал улыбки. И тут же вдоль кресел пополз змеею Шепот: «Да он же здоров, как бог! А нам говорили, маэстро плох… Но вот ведь как лгут болтуны порою!..» …………………. Назавтра – газеты! Тучи газет: «Маэстро, исполненный вдохновенья!», «Огромный успех! Артистизм, горенье!», «Удач ему новых на сотни лет!» Но много ли пресса о жизни ведала? Статьи чуть не плавились от похвал! Да только маэстро их не читал, Его на рассвете уж больше не было… ^ Что в сердце нашем самое святое? Навряд ли надо думать и гадать. Есть в мире слово самое простое И самое возвышенное: Мать! Так почему ж большое слово это Пусть не сегодня, а давным-давно, Нов первый раз ведь было кем-то, где-то В кощунственную брань обращено? Тот пращур был и темный, и дурной И вряд ли даже ведал, что творил, Когда однажды взял и пригвоздил Родное слово к брани площадной. А ведь пошло же, не осело пылью, А поднялось, как темная река. Нашлись другие. Взяли, подхватили И понесли сквозь голы и века… Пусть иногда кому-то очень хочется Хлестнуть врага словами, как бичом, И резкость на язык не только просится, А в гневе и частенько произносится, Но только мать тут не причем? Пусть жизнь сложна, пускай порой сурова, И все же трудно попросту понять, Что слово «мат» идет от слова «мать», Сквернейшее – от самого святого! Неужто вправду за свою любовь, За то, что родила нас и растила, Мать лучшего уже не заслужила, Чем этот шлейф из непристойных слов?! Ну как позволить, чтобы год за годом Так оскорблялось пламя их сердец?! И сквернословам всяческого рода Пора сказать сурово, наконец: Бранитесь или ссорьтесь, как хотите, Но не теряйте звания людей: Не трогайте, не смейте, не грязните Ни имени, ни чести матерей! ^ Сегодня на уроке мы говорили о том, что жизнь – это главная ценность на земле, это Дар Божий, что смысл человеческой жизни в созидании красоты вокруг себя, себя как Человека с большой буквы, в создании семьи, в воспитании детей. Человеческие существа не являются просто материей. Каждый из нас еще и личность, а не совокупность нейронов или электрохимических явлений. Человек – это и материя и, дух. И поскольку человек дух, он осознает, что он выше материи. Любой из нас, в действительности, обладает большей значимостью и ценностью, чем весь материальный мир Вселенной. Вместе с ярчайшими личностями нашей современности – академиком Дмитрием Лихачевым, хирургом Сергеем Юдиным, поэтом Эдуардом Асадовым – мы поразмышляли о предназначении человека в жизни. Эти три яркие личности, сильные духом, прожили жизнь достойно. Как говорил Д. С. Лихачев, «надо прожить жизнь с достоинством, чтобы не стыдно было вспомнить».Но помните, что вне Бога чувство собственного достоинства превращается в гордыню, в надмение. Методические рекомендации по данному уроку: Как показала практика (апробирование данного занятия), старшеклассникам очень понравились и статья Д. Лихачева, и звучащие на уроке стихи Э.Асадова, затрагивающие главный вопрос человечества о смысле жизни. Кстати, большинство учащихся впервые открыли для себя творчество этого поэта. Активная форма работы с учащимися по теме « Читаем Э. Асадова» (в заключительной части урока) показала, что ребятам хочется не только выразительно прочитать, раскрыть идею стихотворения, но и поделиться своими впечатлениями о подобном случае из жизни. Надо дать им эту возможность высказаться! Поэтому мы рекомендуем этот урок как 2-х часовой. В проведении урока учителю необходимо использовать технологии театральной педагогики: своим примером выразительного чтения стихов, выразительной мимики педагог может способствовать раскрепощению творческих способностей учащихся, раскрытию их внутреннего «я». Когда в стране попираются духовные законы, то в обществе появляются социальные структуры, формирующие психологию смерти и человеконенавистническое сознание. В содержании урока «вторым планом» проходят такие виды человеконенавистнического сознания, как гедонизм (поиск в жизни наслаждений и удовольствий) и культ смерти (суицид). «Второй план» здесь не случаен: мы умышленно не акцентировали внимание ребят на этих видах сознания, чтобы придать занятию, в целом, оптимистическое, жизнеутверждающее настроение. ^ 1. Почему жизнь человека – главная ценность на земле? 2. Чувство собственного достоинства, о котором упоминает в одной из статей Д.С.Лихачев, имеет религиозную природу, включающую в себя три компонента: благодарность Богу (принятие себя: пола, внешности, национальности, способностей, возможностей); почитание родителей (принятие социального статуса и личностных качеств своих родителей); созерцание Промысла Божьего (принятие всех обстоятельств собственной жизни). Поразмышляй над этим: вне Бога чувство собственного достоинства искажается и превращается в гордыню. ^ Познакомься со следующими статьями Д. С. Лихачева: «Молодость – вся жизнь», «Самая большая ценность – жизнь». Выпиши в тетрадь те мысли академика, которые бы тебе (как совет) смогли помочь в жизни. Статья Д.С.Лихачева «Молодость – вся жизнь» Когда я учился в школе, а потом в университете, мне казалось, что моя «взрослая жизнь» будет в какой-то совершенно иной обстановке, как бы в ином мире, и меня будут окружать совсем другие люди. От настоящего не останется ничего... А на самом деле оказалось все иначе. Мои сверстники остались со мной. Не все, конечно: многих унесла смерть. И все же друзья молодости оказались самыми верными, всегдашними. Круг знакомых возрос необычайно, но настоящие друзья — старые. Подлинные друзья приобретаются в молодости. Я помню, что и у моей матери настоящими друзьями остались только ее подруги по гимназии. У отца друзья были его сокурсники по институту. И сколько я ни наблюдал, открытость к дружбе постепенно снижается с возрастом. Молодость — это время сближения. И об этом следует помнить и друзей беречь, ибо настоящая дружба очень помогает и в горе и в радости. В радости ведь тоже нужна помощь: помощь, чтобы ощутить счастье до глубины души, ощутить и поделиться им. Неразделенная радость — не радость. Человека портит счастье, если он переживает его один. Когда же наступит пора несчастий, пора утрат — опять-таки нельзя быть одному. Горе человеку, если он один. Поэтому берегите молодость до глубокой старости. Цените все хорошее, что приобрели в молодые годы, не растрачивайте богатств молодости. Ничто из приобретенного в молодости не проходит бесследно. Привычки, воспитанные в молодости, сохраняются на всю жизнь. Навыки в труде — тоже. Привык к работе — и работа вечно будет доставлять радость. А как это важно для человеческого счастья! Нет несчастнее человека ленивого, вечно избегающего труда, усилий... Как в молодости, так и в старости. Хорошие навыки молодости облегчат жизнь, дурные — усложнят ее и затруднят. И еще. Есть русская пословица: «Береги честь смолоду». В памяти остаются все поступки, совершенные в молодости. Хорошие будут радовать, дурные не давать спать! Статья Д.С.Лихачева «Самая большая ценность – жизнь» «Вдох — выдох, выдох!» Я слышу голос инструктора гимнастики: «Чтобы вдохнуть полной грудью, надо хорошенько выдохнуть. Учитесь, прежде всего, выдыхать, избавляться от «отработанного воздуха». Жизнь — это, прежде всего, дыхание. «Душа», «дух»! А умер — прежде всего — «перестал дышать». Так думали исстари. «Дух вон!» — это значит «умер». «Душно» бывает в доме, «душно» и в нравственной жизни. Хорошенько выдохнуть все мелочные заботы, всю суету будничной жизни, избавиться, стряхнуть все, что стесняет движение мысли, что давит душу, не позволяет человеку принимать жизнь, ее ценности, ее красоту. Человек всегда должен думать о самом важном для себя и для других, сбрасывая с себя все пустые заботы. ![]() ![]() ![]() Рекомендуемая литература: 1. Лихачев Д. С. Письма о добром и прекрасном. – М.: Изд-во «Детская литература», 1989 2. Асадов Э. У любви не бывает разлук: Стихотворения. – М: Изд-во «Эксмо», 2004 3. Дом-музей П. И. Чайковского в Клину /Сост. Белонович Г.И. – М.: Внешторгиздат, 1994 4. Вертьянов В. Очерк естествознания. Происхождение жизни: факты, гипотезы, доказательства. – Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2003. |
![]() | ![]() | ... | |
![]() | «Твой стих, как божий дар, носился над толпой…», посвящённый творчеству М. Ю. Лермонтова, среди учащихся и педагогов оу района, в... | ![]() | Здоровье- это бесценный дар, который преподносит человеку природа. Без него трудно сделать жизнь интересной и счастливой. Но как... |
![]() | ... | ![]() | Здоровье это бесценный дар, который преподносит человеку природа. Без него очень трудно сделать жизнь интересной и счастливой. Но... |
![]() | Донецкая епархия Украинской Православной Церкви стала одним из основателей Открытого православного фестиваля детского и молодежного... | ![]() | Она поможет вам найти свою цель, свой главный дар, свою истинную страсть, и тогда ваша жизнь получит новый смысл и новое направление.... |
![]() | Не разрешается только один фрагмент – первые 5 строф первой главы, с «Мой дядя…» начиная | ![]() | Урок мировой художественной культуры в 9-м классе по теме " Времена года в произведениях русских поэтов, музыкантов, художников" |