Скачать 116.37 Kb.
|
![]() Україна Ленінська районна у місті Донецьку рада ДОНЕЦЬКА ЗАГАЛЬНООСВІТНЯ ШКОЛА І-ІІІ СТУПЕНІВ № 44 ідентифікаційний код 25710010 Україна, 83016, м. Донецьк, вул. Кірова, 39 E-mail: lenosvita.school44@mail.ru Т ![]() План – конспект нетрадиционного урока по предмету «Я и Украина — природоведение» «Природные зоны Украины» Подготовила и провела: учитель начальных классов Токмачёва Юлия Владимировна Предмет : Я и Украина. Природоведение. (4 класс) Тема . Итоговый урок. Природные зоны Украины. Охрана природы Украины . Цель и задачи урока : - обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «Природные зоны Украины. Охрана природы Украины.» ; - способствовать повышению интереса к охране природы; - развивать любознательность и интерес к данному предмету ; связную речь , внимание, память , мышление; умение работать самостоятельно и в парах ; - воспитывать любовь и бережное отношение к природе. Тип урока : обобщение знаний ; нетрадиционный : заседание пресс-клуба . Оборудование урока : карта Украины и атласы Украины (на каждой парте) ; иллюстрации с изображением различных ландшафтов, представителей флоры и фауны Украины ; кроссворды, тестовые задания ; таблицы «Лес – многоэтажный дом» , «Цепи питания в лесу» , ТСО (магнитофон и записи звуков природы) , микрофон, таблички с надписями названий журналов , визитные карточки . Подготовительная работа : 1) проведение конкурса на лучший кроссворд по изучаемой тематике ; 2) учащиеся по желанию распределяют роли и получают определённые задания и готовятся к нему . ![]() Ход урока І ![]() ІІ. Мотивация учебной деятельности учащихся. ( Тихо звучит плавная мелодия на фоне звуков природы .) : Мы проникаем в тайники природы , Явлений устанавливаем связь , Ничуть не меньше , чем в былые годы , Цветку весны и соловью дивясь ! Н. Рыленкова ІІІ. Сообщение темы , целей и задач урока.
«Лесостепь», «Вести Крыма», «Карпаты», «Экологический вестник». Как и в каждом журнале у нас есть главные редакторы — это те, кто отвечает за работу всей группы и принимающее окончательные решения. В функции пресс-секретаря входит предоставление объективных данных. Корреспонденты — это сотрудники, которые сообщают в редакцию информацию.
- Итак , друзья, я рада приветствовать вас на заседании пресс – клуба, которое пройдёт под девизом: «Сохраним природу – сохраним будущее». - Главная наша цель повторить и обобщить знания о природных зонах Украины. Проверить домашнее задание. Ваши выступления. IV . Основная часть урока .
- Это большие участки земной поверхности, с одинаковой природой: климатом, почвой, растительным и животным миром.
Главный редактор : Кальницкий Вадим - Зона смешанных лесов находится на севере Украины. (демонстрация на карте) Её называют Украинским Полесьем. Поэтому мы и назвали наш журнал «Полесье», в котором большое внимание уделяем природе зоны смешанных лесов. Пресс-секретарь : Бакланова Валерия - Смешанные леса – это леса с хвойными и лиственымными деревьями . Полесье занимает 1/5 часть всей территории Украины . Это край болот, больших и красивых озёр, огромных лесов. (показывает иллюстрации с изображением различных ландшафтов) . Любой лес похож на многоэтажный дом . ![]()
предложено задание : рассказать о растениях смешанных лесов по ярусам .
1 ярус – очень высокие деревья : ель , сосна обыкновенная , дуб. 2 ярус – деревья средней высоты : граб , клён , берёза , липа . 3 ярус – низкие деревья : рябина , осина , ольха . 4 ярус – кусты 6 шиповник , орешник, ежевика, малина . 5 ярус – травянистые растения : ландыш, фиалка , зверобой, ромашка , папоротники и мхи .)
- Кто из вас готов? 1 группа – это хищные животные . 2 группа – всеядные. Помним , что в самом начале цепи стоит самое слабое звено . (Например : дуб - короед - дятел - ласка Ель - белка - куница - рысь .)
Глав.редактор : Соловьёв Михаил - Чем дальше на юг от зоны смешанных лесов, тем больше появляется безлесых участков – степей. Территория, на которой чередуются участки леса и степи называется лесостепной зоной . (демонстрация на карте) Природные условия благоприятны для роста и развития многих растений . В основном в этой зоне встречаются лиственные леса . Их населяют животные, большинство из которых живёт и в зоне смешанных лесов. Пресс – секретарь : Малая Елена - На юг от зоны лесостепи к Чёрному и Азовскому морям раскинулась безлесая территория – степная зона , которая занимает большую территорию Украины : 40 % . ( демонстрация на карте) Здесь растут в основном травянистые растения : ковыль, полынь, горицвет , мак , овсяница . Деревья и кусты встречаются на берегах водоёмов и в балках . Только там им хватает влаги. Животный мир в степной зоне скудный . Почти все животные имеют желто-серую окраску , большинство из них живёт в норах : суслики , хомяки , степные тушканчики . Спец. Корреспондент : Серёгин Никита В степной зоне обитает большое количество насекомых : бабочек , жуков , кузнечиков . Степь – это дом для самой крупной птицы Украины – дрофы . (демонстрация рисунков) - ^ читателей журнала «Лесостепь» , самым интересным заданием были признаны тесты, которые сейчас будут предложены и вам. 1. Какой вид деятельности преобладает в зоне степей и лесостепей ? А) промышленная . Б) сельское хозяйство . В) туризм . 2. Какая зима в зоне степей ? А) холодная , малоснежная . Б) мягкая , снежная . В) тёплая , дождливая . 3. Какие из данных растений произрастают в степях ? А) подснежник , хохлатка . Б) ромашка , зверобой . В) горицвет , ковыль . 4. Какой заповедник находится в степной зоне ? А) Медоборы Б) Аскания – Нова В) Горганы 5. Какая из степных птиц занесена в Красную Книгу Украины ? А) дрофа Б) жаворонок степной В) перепёлка 6. Почему животные степной зоны имеют желто-серую окраску ? А) это их отличает их от животных из других зон . Б) это делает их менее заметными для хищников на фоне пожелтевшей травы . В) этот цвет им больше нравится .
Физпауза - Объявляется перерыв в заседании . . Мы немножко отдохнём : встанем , глубоко вдохнём . Руки в стороны , вперёд, отправляемся в поход . /шагают/ А теперь все дружно станем, отдохнём мы на привале . Вправо , влево повернись, лесу низко поклонись. Вверх на солнце посмотрели, всех лучи его согрели. Теперь друг другу улыбнитесь и за парты все садитесь . - Мы продолжаем заседание пресс – клуба . - А я приглашаю представителей журнала «Карпаты» . Главный редактор : Рыбалко Владислав - Украинские Карпаты – горы средние по высоте. ( демонстрация на карте) Их образовали несколько горных хребтов. Между ними раскинулись живописные долины, покрытые цветущими травянистыми растениями. Многие из них являются лекарственными . Пресс – секретарь : Маркина Виктория Карпатские горы – это место в Украине , где выпадает больше всего осадков. С гор течёт множество ручьёв и рек . У подножия и на склонах гор растёт лиственный лес. Чем выше подниматься в горы , тем чаще встречаются хвойные деревья . Фотокорреспондент : Сеньков Артур - В Карпатских горах живут различные птицы и звери . Наводнения
Проверка на доске .
Природа богата, но человеку следует серьёзно задуматься над своими действиями.
Главный редактор : Михайлов Валентин - Южный берег Крыма – это живописный уголок страны. Целебный морской воздух , тёплая морская вода, минеральные источники , экзотическая растительность – всё это создаёт прекрасные условия для отдыха людей. Пресс – секретарь : Бурлака Яна - Крымские горы являются влажным островом в сухом Крыму . В горах встречаются скалы фантастических форм, есть также загадочные пещеры и глубокие колодцы . А растительность , как и в Карпатах, меняется от подножия к вершине . В Крымских горах можно полакомится фисташками и кизилом , полюбоваться крокусами и гиацинтами, встретиться с разнообразными животными . Интервью. - Специальный корреспондент журнала «Вести Крыма» взял интервью у работников Ялтинского заповедника. Некоторые интересные вопросы и ответы вы услышите сейчас . ^ других природных зон Украины ? 1 работник : Здесь солнечные лучи падают прямо и прогревают не только сушу , но и море. Чёрное море долго остывает, согревая теплом побережье всю осень и зиму . А с северной стороны Крымские горы защищают от холодных ветров со стороны материка . Поэтому климат у нас субтропический ! ^ 1 работник : Особенности наших климатических условий позволяют выращивать такие растения , как кипарисы , магнолии , инжир , миндаль . ( демонстрирует иллюстрации) ^ 2 работник : ( демонстрирует фотографию) Привлекает внимание земляничное дерево . Его красивый кораллово – красный ствол сразу бросается в глаза . Кора дерева совершенно гладкая , без всяких трещин . Наружный слой коры тонкий, как бумага , ежегодно сбрасывается . После этого ствол становится светлым , зеленоватым , а со временем он снова приобретает красную окраску . И это единственное вечнозелёное лиственное дерево в природе Крыма . ^ 2 работник : Его плоды внешне напоминают землянику . Ягоды сочные и сладковатые . Корреспондент : Спасибо за интересную беседу .
Стихотворения Александра Яшина : 1 ученик : Мы безмерно богаты, в наших чащах и рощах Столько всяких пернатых – просто диву даёшься ! Но спросите иного , что он знает о птицах , Пусть ответит толково – и , гляди , удивится : 2 ученик : Как же , фауна , дескать , Как же , наше богатство – На полях , в перелесках Так сказать , птичье царство … 1 ученик : Птичье царство , и только ?..
Где запомнить все клички , Просто птички – и только . 3 ученик : А цветы разве знаем на лугах ? Разве ценим ? Всё травой называем , а подкошены – сеном . 4 ученик : И с деревьями то же : роща в общем и целом … Ель от пихты не можем отличить грешным делом . 5 ученик : И , конечно , тревожно , что порой мы безбожно Не храним , что имеем , не щадим , не жалеем . 6 ученик : Ни за что не в ответе , словно самую малость Нам на этой планете жить и править осталось . 7 ученик : Не хозяева вроде, так добро своё губим . А гордимся природой и отечество любим !
![]() 3 ) блиц – опрос . 1. Когда была создана Красная Книга Украины ? ( в 1980 году ) 2. Сколько в Украине открыто крупных заповедников ? ( около 19 ) 3. Назовите старейший в стране заповедник и в какой области он находится ? ( Аскания – Нова , 1875 год , В Херсонской обл.) 4. Назовите самый молодой заповедник Украины. ( Медоборы , 1990 год , Тернопольская обл. ) 5. Какие заповедники находятся на территории Донецкой области ? ( Хомутовская степь , Каменные Могилы , Великоанадольский лес ) 6. Какие растения, занесенные в Красную Книгу , вы знаете ? ( ландыши , первоцветы , венерин башмачок и др.) 7. Каких животных , занесённых в Красную Книгу , вы знаете ? ( дрофа , стрепет , зубры и др. )
V . Домашнее задание - Подготовить творческую работу на тему «Какой я хочу видеть нашу планету в будущем ?»
- Что интересного было сегодня на уроке?
- Слово предоставляем нашим независимым экспертам. ![]() |
![]() | Цель и задачи урока : обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «Природные зоны Украины. Охрана природы Украины.» | ![]() | Министерства образования и науки Украины, Министерства культуры и туризма Украины, Государственного комитета телевидения и радиовещания... |
![]() | Оао киевзнииэп (канд техн наук Поляков Г. П., Москалева Э. М.), Института технической теплофизики нан украины (докт техн наук Круковский... | ![]() | Экология, охрана окружающей среды и сбалансированное природопользование (Экология и охрана окружающей среды ) |
![]() | Закона Украины «Об образовании», частью 2 статьи 37 Закона Украины «Об общем среднем образовании», пунктом 1 части «а» статьи 32... | ![]() | Государственной администрации железнодорожного транспорта Украины Министерства транспорта и связи Украины |
![]() | Закона Украины "О пожарной безопасности", приказа Министерства Украины по вопросам чрезвычайных ситуаций и в делах защиты населения... | ![]() | Виктор Петрович – академик напн украины, член-корреспондент нан украины, заслуженный деятель науки и техники Украины, ректор Национального... |
![]() | Сегодня мы продолжаем путешествие по родному краю. У нас определён четкий маршрут, мы с вами путешествуем, изучая природные зоны... | ![]() | Украины и Крыма в 2012 году. По инициативе городского головы все молодые специалисты получили единовременное пособие по 1000 грн |