Урока: Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными




Скачать 85.45 Kb.
НазваниеУрока: Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными
Дата публикации14.09.2014
Размер85.45 Kb.
ТипУрок
lit-yaz.ru > География > Урок
Тема урока: Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными.

(Осень в поэзии, живописи и музыке наших соотечественников.)

Цели урока:


  1. Обучающие:

находить придаточные определительные в составе сложноподчиненного предложения;

правильно расставлять знаки препинания (выделять придаточные запятыми);
– составлять схемы предложений с придаточными определительными.
– производить их синонимическую замену там, где это необходимо и возможно;
– правильно употреблять в речи данные виды предложений;


  1. Развивающие:

- развивать навыки исследовательской деятельности.

- развивать интерес к поэзии - помочь вызвать зрительные образы при чтении стихов, понять настроения, чувства поэтов;


  1. Воспитывающие:

- воспитывать положительное отношение к знаниям вообще и изучению русского языка;

- воспитывать толерантное и уважительное отношение к мнению других людей в условиях работы в группах,

воспитывать любовь к родине через прикосновение к прекрасному.
Оформление и оборудование урока:
- компьютер;

- видеопроектор
На доске: (в слайдах)

- тема урока, эпиграф:


Я люблю эти дни,…

Когда все так понятно в природе,

Так ясно и тихо кругом…

(Ю. Левитанский)

  1. 1. Слово учителя:


Времена года – неизменная тема в творчестве многих русских поэтов, художников и композиторов. Осень занимает особое место в силу своей загадочности и тайны. С одной стороны – величие, великолепие природы, буйство красок. С другой – печаль, пронизывающая сердце тоска.

Тема осени – это вечная поэзии, когда сердце природы и сердце человека сливаются. Описание осени позволяет людям творческим выразить сокровенное, потаённое. Сегодня мы попытаемся, погружаясь в тайны осени, познакомиться с СПП с придаточными определительными и повторить орфограммы в различных морфемах.

^ 2.Словарная работа:
Золотые отблески природы, застыли в оцепенении, расцвело последним цветом, надоедливый дождь, молчаливый лес, прощальный круг журавлей, смывала дождями, веет покоем, светлая печаль, тихая радость, совершенное очарование, взрыв эмоций и чувств, вдохновенный творец, предназначение, лирическое время года, пейзажная2 лирика.
В это время индивидуальная работа по карточкам (у доски):


  1. Я хотел, чтоб сердце глуше

Вспоминало сад и лето,

Где под музыку лягушек

Я растил себя поэтом. 5(пунктуационный разбор)

(С.Есенин)
Дополнительные вопросы:

- Определи тип первого придаточного.

- Расскажи о СПП с придаточными изъяснительными.
2. Нечаянный лист прошуршит

И кратким паденьем внушит,

Что осень собой означает.4

(Ю.Гречко)


Дополнительные вопрос:

В роли «скрепы» в твоем предложении выступило союзное слово что. Как отличить союз от союзного слова?

II.

– Как вы понимаете значение сочетания «пейзажная лирика»?

(Стихи, посвященные изображению природы)

– А что такое пейзаж? сюита? Мы будем наблюдать, как сегодня эти понятия переплетутся, соединятся в нечто неразрывное.

Давайте обратимся к словарю.
(Реализация индивидуального задания ученика)


  1. Новая тема.


Сегодня мы познакомимся с еще одним типом придаточных – определительным. Давайте обратимся к тексту.


В каждом времени года великий русский композитор Петр Ильич Чайковский находил свою прелесть. Он любил ясные осенние дни, когда можно побродить по шуршащему ковру из опавших желтых листьев и поискать под березами и елями белые грибы. Ему нравилась и холодная осенняя пора, когда подолгу моросит частый мелкий дождик. Настроения и чувства, что навеяны картинами природы, он выражал в своей музыке. Слушая ее, мы проникаемся любовью к родной природе, которая дарит нам незабываемые минуты высокого наслаждения прекрасным.

(Из периодической печати)

^ Работа с текстом:

– Какова тема текста? О чем( о ком) в нем говорится? ( В тексте говорится о великом композиторе)

– Какова основная мысль? ( Чайковский любил осень и сумел передать эту любовь в своей музыке)

– Прочитайте предложение, в котором заключена основная мысль. Запишем его. Комментированное письмо.

(Слушая ее, мы проникаемся глубокой любовью к родной природе, которая дарит нам незабываемые минуты высокого наслаждения прекрасным.)

– Выделите главную и придаточные части графически.

– Чем осложнена главная часть? (Деепричастным оборотом)
– От какого слова мы задаем вопрос к придаточной части? Что это за часть речи? (От слова природа, это существительное).

– На какой вопрос она отвечает? (какой?)

– Выделим грамматическую основу.

– Построим схему предложения.
– Найдем другие СПП предложения в тексте. Проанализируем устно. Построим схемы.

– При помощи чего придаточное предложение прикрепляется к главному? (Союзных слов)

– Возможно ли придаточное предложение и главное поменять местами? (нет)

^ Итак, заполним таблицу:


1. Вид придаточного

определительное

2. Вопрос.

какой?

3. Контактное слово (часть речи)

к сущ.

4. Средства связи.

союзные слова: который, какой, кто, что, где, куда и др.

5. Возможны указательные слова.

тот, такой

6. Позиция по отношению к контактному слову

всегда постпозиция


(Составление опорной схемы и запись ее в Справочники.)

– Расскажите, пользуясь опорной схемой, о придаточном определительном.

^ IV. Закрепление. Работа в группах.

Каждая группа получает карточку с заданием: среди предложений найти СПП с придаточным определительным, выписать, выделить грамматическую основу, составить схему.
^ Карточка для 1 группы:
1. Лес стоял тихий и молчаливый, потому что главные певцы улетели. (Мамин-Сибиряк Д.Н.)

2. Пустая веранда готова к приему гостей, которым грешно ли нагрянуть и стать на постой… (А. Горобец)

3. Осенняя река так блестит и сверкает на солнце, что глазам больно. Гончаров И.А.)
Карточка для 2 группы:
1. Мир осинам, что, раскинув ветви, загляделись в розовую водь. (С.Есенин)

2. Красные лучи ложились огнистым свинцом по речке там, где она пряталась под нависшие кусты. (И. С. Тургенев)

3. Туча, то белея, то чернее, так быстро надвигалась, что надо было еще прибавить шагу, чтобы до дождя поспеть домой. (Л.Н.Толстой)

Карточка для 3 группы:
1. Все молчали, чтобы расслышать шорох цветов. (К.Паустовский)

2. Дождь лил как из ведра, так что на крыльцо нельзя было выйти. (С.Т.Аксаков)

3. Но есть дни, когда в крови золотолиственных уборов горящих осень ищет взоров… (А.А.Фет)
Карточка для 4 группы:
1.Мила мне осенняя роща…, где каждый березовый лист шелестит надо мной… (Ю. Левитанский)

2. Я должен был нанять быков, чтобы втащить мою тележку на эту проклятую гору, потому что была осень и гололедица. (М.Ю.Лермонтов)

3. Небо опустилось и стало желто-розовым, будто на него падал отсвет далекого пожара. (С.Антонов)

^ V. Работа устная:

– Замените причастный оборот придаточным определительным:

1. Воздух был полон острой свежести, бывающей только после дождя. (Станюк) (которая)

2. Горький запах полыни, смешивавшийся с нежным ароматом осенних цветов, был разлит в утреннем воздухе. (что)

3. Солнце освещало вершины лип, уже пожелтевших под свежим дыханием осени. (М.Ю.Лермонтов) (какие)
Учитель: Причастный оборот употребляется, главным образом, в книжной речи, придаточные определительные – в разговорной. Известно, что А.С.Пушкин говорил об этом: «Причастия обыкновенно избегаются в разговоре. Мы не говорим: «Карета, скачущая по мосту, слуга, метущий комнату». Мы говорим: которая скачет, который метет и пр., – заменяя краткость причастия вялым оборотом». Но нам никуда не деться от законов разговорной речи.
– А теперь обратная работа. В каком предложении придаточную часть СПП нельзя заменить причастным оборотом. Такие задания обязательно встретятся вам на ЕГЭ:

1. Художественные средства, которые были использованы при написании «Деревни», тяготеют к классицистическим традициям.

2. Нужно научиться быть благодарным природе за красоту, которую она нам дарит.

3. Осенью панорама, которая открывается с крутого берега Цны, неповторима в своей красоте.

4. Но ведь есть на белом свете далекие края, к которым так стремятся перелетные птицы.

(В 1-3 предложениях глагол придаточной части можно заменить причастием, которое характеризует последние существительное, а в 4 предложении придаточную нельзя преобразовать в синонимичное предложение с причастным оборотом. Даже если мы заменим глагол стремятся причастием, причастие не будет характеризовать существительное края.)
^ VI. Творческая работа.

– Вернемся к эпиграфу нашего урока. Как вы думаете, почему я взяла эти слова? ( Об осени, предложение СПП с придаточным определительным)
– Прослушайте отрывок из стихотворения Юрия Левитанского, нашего соотечественника, который жил и работал в середине прошлого века, был участником Великой Отечественной войны.
Все прозрачней становится лес, обнажая такие глубины,

Что становится явной вся тайная суть естества,-

Все просторней, все глуше в осеннем лесу - музыканты уходят -

Скоро скрипка последняя смолкнет в руке скрипача -

И последняя флейта замрет в тишине - музыканты уходят -

Скоро-скоро последняя в нашем оркестре погаснет свеча...

Я люблю эти дни, в их безоблачной, в их бирюзовой оправе,

Когда все так понятно в природе, так ясно и тихо кругом,

Когда можно легко и спокойно подумать о жизни, о смерти, о славе

И о многом другом еще можно подумать, о многом другом.
– О чем вам подумается, когда вы увидите непревзойденные полотна Левитана, посвященные осени и услышите композицию П.И.Чайковского «Октябрь» из цикла «Времена года».
– Напишите сочинение-миниатюру на тему «Осень – вечная поэзия» или «Что я чувствую, погружаясь в тайны осени». Используйте в качестве опорных слова из словарного диктанта. Хотелось бы, чтобы и СПП с придаточными определительными тоже нашли свое место в вашей работе.

(…, какие кружились вчера в незатейливом танце.

…, которые радуются последним теплым лучам.

…, что пестреет на увядающей траве.

…, что благоухают свежестью.

…, которое наполнено чувством безысходной грусти.

…, который словно жалеет о чем-то.)
– Ребята 1 варианта пусть составят 3-4 предложения, используя данные придаточные и вдохновляясь репродукцией картины Левитана.

^

VI. РЕФЛЕКСИЯ И ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА





  • Что нового мы узнали сегодня на уроке?

  • Какие задания вызвали наибольший интерес или затруднения?

  • Что особенно понравилось?

Научились:

1) находить придаточные определительные в составе сложноподчиненного предложения;
2) производить их синонимическую замену там, где это необходимо и возможно;
3) правильно употреблять в речи данные виды предложений;
4) правильно расставлять знаки препинания (выделять придаточные запятыми);
5) составлять схемы предложений с придаточными определительными.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урока: Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными iconКонспект урока русского языка в 9 классе по теме: «Сложноподчинённые...
Цель урока: обобщение и систематизация знаний учащихся о синтаксисе сложноподчинённого предложения

Урока: Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными iconУрок русского языка в 9 классе Тема урока: Сложноподчиненные предложения с придаточными места
...

Урока: Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными iconУрок русского языка в 11 классе. Тема : Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными
Цель: обобщить и систематизировать знания учащихся о видах сложноподчинен-ных предложений с несколькими придаточными и подготовить...

Урока: Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными iconЛитература Написать сочинение по рассказу Л. Н. Толстого «После бала»
Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными (создать опорную запись)

Урока: Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными iconКонспект занятия по русскому языку на тему: «Сложноподчиненные предложения...
Подготовила учитель русского языка и литературы гбоу сош №1361 Филина Т. Р. (В работе использовалась компьютерная программа Microsoft...

Урока: Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными iconУрок в 7 классе по теме : «Сложноподчиненные предложения»
Сегодня мы обобщим полученные знания по теме: «Сложноподчинённые предложения». Ответьте на вопросы (фронтальный опрос)

Урока: Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными iconКонспект урока русского языка по теме: «Сложноподчиненные предложения»
Обобщение и систематизация знаний учащихся о синтаксисе сложноподчиненного предложения

Урока: Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными iconРабочая программа по русскому языку для 11
Синонимика простых предложений с обособленными определениями с придаточными определительными

Урока: Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными iconТема урока: Знаки препинания в сложноподчинённых предложениях с несколькими придаточными
Цель урока: 1 повторить классификацию сложноподчинённых предложений с несколькими придаточными; 2 совершенствовать навыки расстановки...

Урока: Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными iconТема Кол-во страниц
Сложноподчиненные предложения с изъяснительными отношениями в художественной литературе



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
lit-yaz.ru
главная страница