Урок по теме «Деепричастие»




Скачать 66.81 Kb.
НазваниеУрок по теме «Деепричастие»
Дата публикации02.10.2014
Размер66.81 Kb.
ТипУрок
lit-yaz.ru > География > Урок
Повторительно - обобщающий урок по теме « Деепричастие».


( 7 класс)

Методический комментарий


Данный урок повторительно- обобщающий в разделе « Деепричастие».

Задания и упражнения направлены на систематизацию и обобщение изученного материала, на развитие умений сравнивать, сопоставлять, классифицировать, группировать, использовать в речи изученные языковые явления, осуществлять внутрипредметные связи.
Планируемые результаты:

предметные: уметь характеризовать деепричастие по его морфологическим признакам и синтаксической роли деепричастие как самостоятельную часть речи, уметь заменять глаголы на деепричастия разных видов, употреблению и строению, правильно употреблять деепричастия в письменной и устной речи, составлять собственное речевое высказывание с включением в него деепричастий.
метапредметные: уметь адекватно воспринимать информацию; сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения содержания; свободно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме; соблюдать нормы построения текста, обобщать и структурировать изученное; прослеживать связь родного языка и истории, воспитывать любовь к родному языку на местном топонимическом материале.
Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, тексты для работы в группах, таблица (пустая)
Звучит музыка о казачьей степи
Учитель: ребята, как вы думаете, почему на уроке русского языка зазвучала казачья песня о степи?

Учащиеся: ( потому что живем в казачьем крае, на донской земле, богатой традициями)

Учитель:сегодня наш повторительно - обобщающий урок по теме

« Деепричастие» будет строиться на краеведческом материале.

Учитель: вы внимательно слушали песню, а теперь я хотела бы у вас спросить:
- кого в песне называют матерью? Почему?( степь)(Как мать всех любит, так и степь широкая всех любит, сходство с материнской любовью)

- кого называют в песне с отцом? объясните почему так вы думаете? (ковыль) ( Очень часто встречаем в текстах, что мужчины рано седеют от горя)


Хорошо, посмотрим на слайд № 1

^ В степи седой, как пыль, колышется ковыль
Учитель: Вот такой ковыль растет в наших донских степях, надеюсь, вы все видели это интересное растение, привлекающее к себе своим необычным видом.

Слайд № 2 «Родимая степь под низким донским небом. Ковыльный простор с многочисленными курганами, в мудром молчании берегущими зарытую казачью славу. Низко кланяюсь и по-сыновьи целую тебя»

^ Учитель: Какую славу бережет степь мы узнаем из топонимической легенды. Прослушав легенду, выпишите из текста все деепричастия в таблицу. (разровняв, подрастая, наедавшись)

^ Топонимическая легенда о ковыле.

Донская степь - пора буйного разгула степной природы. Каких только трав нет в наших краях... Но ковыль, особенная голубая трава – символ степи.
^ Легенда рассказывает, что после великого сражения с монголо - татарами пришли люди на поле битвы и начали хоронить тысячи убитых русичей, но их было так много, что холмиков могильных делать не стали, и, разровняв землю, они ушли. Пусть ромашки в степи цветут. Только вместо ромашки, чудная трава стала произрастать, жесткая, стеблистая. Подрастая, каждая травинка выбросила белые волосы. Поседела, выходит, в поле от горюшка людского. В старину ковыль - траву за украшение считали. Всем бы хорош ковыль, только красота иной раз бедой обворачивается. Овцы, коровы, набредая на ковыльные заросли, досыта наедавшись, погибали.         

      Еще ковыль - это растение - барометр. Его ось, как часовая пружинка, изменяется от влажности воздуха.

Учитель: какие получились у вас примеры, прочитайте, сделайте вывод:

Слайд № 3 Портрет М. А. Шолохова

Милая, родная Донская степь. Сколько же утренних зорь, весенних и летних ночей провел в Донской степи уроженец этих мест, известных всему миру писатель М.А. Шолохов, чтобы в своих произведениях рассказать о прелестях донской степи, красивой во все времена года .

Слайд № 4 пример из произведения «Тихий Дон»

Вызрел ковыль. Степь на многие версты оделась колышущимся серебром. Ветер упруго приминал его, наплывая, шершавя и бугря, гнал то к югу, то к западу сизо-опаловые волны. Там, где пробегала текучая воздушная струя, ковыль молитвенно клонился, и на седой его хребтине долго лежала чернеющая тропа» ( «Тихий Дон»)

Учитель: назовите здесь все деепричастия, определите их синтаксическую роль.

Какие признаки глагола имеют деепричастия?

( вид, возвратность, способность управлять косвенными падежами и поясняться наречием)

Назовите признаки наречия у деепричастия.

(неизменяемость, сочетаемость с глаголами, в предложении является обстоятельством)

Чаще всего деепричастия употребляются в книжных стилях речи, поэтому я сегодня группам предлагаю поработать с текстами писателя Николая Сладкова «Ковыльная степь»( на выполнение работы 8- 10 минут)

(помним, как надо работать в группах? Определитесь, кто потом будет отвечать, учитывайте мнения других)
^ Задание для группы № 1
Ковыльная степь(деформированный текст
Пучок к..выля похож на страуси..ое перо и на пушистый султанчик лоснящегося к..прона. Летом все эти м..телки поднимут..ся загустеют пос..р..брят землю от г..р..зонта до г..р..зонта. Заволнует..ся к..выльная степь как (не)спокойное море ртути. Покат..тся по морю горбатые волны с п..рл..мутровыми п..р..ливами с яркими (вз)блесками на гр..б..шках и с голуби..ными т..нями во впадинах. Задробит..ся на волнах ж..мчужная ря..ь заструит..ся и пот..чет горячая степь куда(то) за г..р..зонт…

( По Н. Сладкову)
^ Задание к тексту

1.объяснить все пропущенные орфограммы и пунктограммы, сгруппировать по орфограммам.
Задание для группы № 2
1.Предстоит произвести лингвистический эксперимент

В тексте Н. Сладкова провести возможную замену глаголов на однокоренные деепричастия. Обратите внимание от всех ли глаголов можно образовать деепричастия?

Обратить внимание что изменится в тексте и почему ?

Какую роль играют в речи деепричастия?

( использование деепричастий дает возможность ярче представить происходящее. Возникает яркий зрительный образ, дающий запоминающуюся картину и помогает избежать однообразия синтаксических конструкций)

2. Одно предложение из текста разберите синтаксически.

^ Ковыльная степь

Пучок ковыля похож на страусиное перо и на пушистый султанчик лоснящегося капрона. Летом все эти метелки поднимутся, загустеют, посеребрят землю от горизонта до горизонта. Заволнуется ковыльная степь как неспокойное море ртути. Покатятся по морю горбатые волны с перламутровыми переливами, с яркими взблесками на гребешках и с голубиными тенями во впадинах. Задробится на волнах жемчужная рябь, заструится и потечет горячая степь куда-то за горизонт…

( По Н. Сладкову)
^ Ковыльная степь ( текст с деепричастиями) пример
Пучок ковыля похож на страусиное перо и на пушистый султанчик лоснящегося капрона. Летом все эти метелки, поднявшись, загустеют и посеребрят землю от горизонта до горизонта. Заволнуется ковыльная степь, как неспокойное море ртути. Перегоняя друг друга, покатятся по морю горбатые волны с перламутровыми переливами, с яркими взблесками на гребешках и с голубиными тенями во впадинах. Задробится на волнах жемчужная рябь. Заструясь, потечет горячая степь куда-то за горизонт…

.

( По Н. Сладкову)

^ Творческое задание для группы № 3
Перед вами слайд с ковыльной степью, пожалуйста, опишите степь, используя деепричастия.

Назовите все деепричастия, которые вы употребили для описания.
^ Учитель:

Представляется слово представителям от групп для защиты
1 группа вам слово, появляется слайд № 5 ( деформированный текст)
2 группа – появляется слайд № 6 ( полный текст)
3 группа - появляются быстро все слайды про ковыль
Слайд № 7

Слайд № 8

Слайд № 9
Учитель: я уверена, что наша донская степь- это наша местная достопримечательность, наша гордость, вы со мной согласны?

Сегодня я хочу, вам предложить послушать одно очень интересное стихотворение английского поэта - романтика Роберта Саути «Лодорский водопад»(слайд № 10, 11) Сколько деепричастий употребил поэт? (48)
Роберт Саути «Лодурский водопад»англ поэт-романтик (1774-1843)

Кипя,

Шипя,

Журча,

Ворча,

Струясь,

Крутясь,

Сливаясь,

Вздымаясь,

Вздуваясь,

Мелькая, шурша,

Резвясь и спеша,

Скользя, обнимаясь,

Делясь и встречаясь,

Лаская, бунтуя, летя,

Играясь, дробясь, шелестя,

Блистая, взлетая, шатаясь,

Сплетаясь, звеня, клокоча,

Взвиваясь, вертясь, грохоча,

Морщинясь, волнуясь, катаясь,

Бросаясь, меняясь, воркуя, шумя,

Взметаясь и пенясь, смеясь и болтая,

Катаясь, извиваясь, стремясь, вырастая,

Вперед и вперед убегая в свободолюбивом задоре,-

Так падают бурные воды в сверкающем, быстром Лодоре!
Учитель: Что необычного заметили в этом стихотворении? А могли бы вы , используя только деепричастия описать нашу донскую степь?
(позволил не только услышать, но и увидеть это величественное явление природы, ( интересное количество слогов в строке и расположение слов в тексте)

Домашнее задание(на выбор)
1.попробуйте написать стихотворение из деепричастий, посвященное нашей степи

2. подготовить задание для одноклассника из 5 предложений с пропущенными знаками препинания.

3. упр № 188.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок по теме «Деепричастие» iconУрок русского языка в 7 классе по теме «Систематизация и обобщение...
«Деепричастие» впервые, поэтому важная задача – сформировать умение видеть деепричастие или деепричастный оборот в тексте, выделять...

Урок по теме «Деепричастие» iconУрок по теме «Причастие и деепричастие»
Цель: Не только обобщить и систематизировать материал по теме «Причастие и деепричастие», но и сравнить эти две части речи (особые...

Урок по теме «Деепричастие» iconУрок в 7 классе по теме: Деепричастие. Повторение изученного
Тюменская область, Ялуторовский район, с. Беркут, ул. Первомайская 29, телефон 91-1-70

Урок по теме «Деепричастие» iconМорфологический разбор деепричастия
Обобщение и систематизация знаний. Анализируемый урок 5, входит в систему уроков по теме «Деепричастие», на изучение которой отводится...

Урок по теме «Деепричастие» iconУрок русского языка по теме: «Деепричастие как часть речи»
Создать условия для осознания и осмысления учебной информации средствами технологии развивающего обучения

Урок по теме «Деепричастие» iconУрок-зачет по теме «Деепричастие»
Баранов М. Т., Ладыженская Т. А., Тростенцова Л. А., Александрова О. М., Григорян Л. Т., Кулибаба И. И. Русский язык. Учебник для...

Урок по теме «Деепричастие» iconУрок-квн по темам: Причастие. Деепричастие
Оборудование: карточки с заданием, эмблемы, красочно оформленная доска с высказываниями о русском языке

Урок по теме «Деепричастие» iconУрока: Закрепление знаний и умений по теме «Деепричастие и деепричастный оборот»
Дидактическая цель: создать условия для осознания и осмысления учебной информации средствами технологии развивающего обучения

Урок по теме «Деепричастие» iconУрок по теме
Урок мировой художественной культуры в 9-м классе по теме " Времена года в произведениях русских поэтов, музыкантов, художников"

Урок по теме «Деепричастие» iconУрок-беседа с применением презентации по теме «Как построена книга»
Урок-презентация по теме «Выбор книги в библиотеке» + игра «Что вы знаете о книге?»



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
lit-yaz.ru
главная страница