Скачать 56.7 Kb.
|
Урок литературного чтения в третьем классе. Тема урока: Л.Н.Толстой «Какая бывает роса на траве», «Куда девается вода из моря?» Цели урока: Образовательные:
Развивающие:
Воспитывающие:
Оборудование: учебник «Литературное чтение» 3 класс, таблица «Круговорот воды в природе»,карточки. ^ блюдце со льдом, стекло, спиртовка, колба с водой, штатив. Ход урока: I.Организационный момент. Я предлагаю вам урок, но необычный! Читать и думать - пусть войдёт у вас в привычку! Сегодня тексты почитаем, порассуждаем, поиграем! Скорей садитесь на места, Ведь начинать уже пора. ^ 1) Актуализация знаний. - Сегодня на уроке вы будете маленькими исследователями. Чтобы узнать, в чём будет заключаться ваше исследование, вам предстоит внимательно прослушать данное стихотворение: Вы слыхали о воде? Говорят она везде! Мы её не замечаем, Мы привыкли, что вода Наша спутница всегда! 2) Мотивация знаний. - Да, вы уже догадались, что с помощью исследовательского метода вы должны определить, в каких состояниях бывает вода. Ведь вода - это настоящая волшебница, давайте нарисуем портрет этой волшебницы загадками. Прозрачен, как стекло, А не вставишь в окно. (Лёд) (Блюдце с водой) Кто всю ночь по крыше бьёт, да постукивает И бормочет, и поёт, убаюкивает? (Дождь) (Колба с водой) Седой дедушка у ворот Всем глаза заволок. (Туман) (Дуют на стекло) ^ - Послушайте внимательно загадку. О каком явлении природы говорится в ней? Утром бусы засверкали, Всю траву собой заткали, А пошли искать их днём, Ищем, ищем - не найдём. (Роса) - О каком явлении природы говорится в загадке? ( О росе) ^ Давайте, понаблюдаем откуда же берётся роса? Провожу опыт: беру колбу с водой, нагреваю её спиртовкой , происходит испарение. Дети наблюдают за капельками воды, которые образовались на стенках колбы. Это и есть росинки. ^ Работа с толковым словарём С.И.Ожегова. Дети ищут толкование слова роса. Роса - маленькие капли влаги оседающие на растениях, почве при наступлении утренней или вечерней прохлады.( Словарь С.И. Ожегова). ^ а) Л.Н. Толстой «Какая бывает роса на траве».
- Вы прочитали рассказ. - Определите тип этого текста (Описание). - Что такое текст - описание? - С чем сравнивает Л.Н.Толстой капельки росы? ( С алмазами) Найдите и прочитайте. - Значение этого слова найдите в словарике или в словаре С.И.Ожегова. Алмазы – прозрачные драгоценные камни. - А с чем автор сравнивает мохнатый пушистый листок? ( С бархатом). Найдите и прочитайте. - Значение этого слова найдите в словарике или в словаре С.И.Ожегова. Бархат- плотная шёлковая или хлопчатобумажная ткань с мягким и густым ворсом. - Найдите в тексте слова, словосочетания, которые выбрал автор , чтобы передать свою радость при виде необыкновенной красоты, зачитайте их. ( Алмазы блестят, переливаются разными цветами, листок внутри мохнат и пушист, как бархат… б) Подготовка к изучению текста Л.Н.Толстого « Куда девается вода из моря?»
- Послушайте, ребята, о чём однажды поспорили Море и Туча.
Говорило Море Туче, Той, что ливень пролила: - Эй, ты туча! Что ж ты лучше Места выбрать не могла? Отвечала Морю Туча: - Я у всех морей в долгу! И сегодня выпал случай – Расплатилась, чем могу! - А вот чем расплатилась Туча с Морем, почему она у всех Морей в долгу, вы ответите, прочитав ещё один рассказ Л. Н. Толстого «Куда девается вода из моря?»
- Назовите тип текста (описание или рассуждение). - В середине текста Л.Н.Толстой задает вопросы. Зачитайте их. (Куда девается вода из моря? От чего она не течет через край?) - Давайте ответим на эти вопросы практическим путём и выборочным чтением из этого текста
- сливание воды из разных сосудов в одну колбу. Из родников, ключей и болот вода течёт в ручьи, из ручьёв в речки, из речек в большие реки, а из больших рек течёт в моря. С других сторон в моря текут другие реки, и все реки текут в моря с тех пор, как мир сотворен. - нагревание колбы спиртовкой. Испарение. Вода из моря поднимается туманом, туман поднимается выше, и из тумана делаются тучи. Тучи гонит ветром и разносит по земле. - охлаждение пара льдом. Из туч вода падает на землю. С земли стекает в болота и ручьи. Из ручьёв течёт в реки; из рек в море.
- Какое явление природы описал в своем тексте Л.Н.Толстой (круговорот воды в природе). - Теперь вы сможете ответить на вопрос учебника. Откройте учебник литературного чтения на стр.163, прочитайте вопрос №5. ^ - Сравните два текста, которые мы прочитали сегодня. - Что общего в этих текстах? (Общая тема воды). - Чем они отличаются? (Первый текст – описание, второй текст – рассуждение). Повторим изученное, внимание на экран. - Что представляет собой текст – описание. Какие вопросы можно задать к этому тексту? - В чем особенность текста – рассуждения? На какие вопросы отвечает этот текст? ^ Тест. Обведите все правильные ответы. 1. Какими тропами пользуется автор, описывая красоту природы в произведении «Какая бывает роса на траве»? а) сравнение, б) олицетворение, в) эпитет. 2. В каких состояниях бывает вода? а) жидкое, б) твердое, в) газированное (газообразное). 3. О каком главном явлении природы вы узнали из рассказов Л.Н.Толстого. а) радуга, б) круговорот воды, в) ливень. ^ - Придумайте свой рассказ описание или рассуждение, запишите его. Стр.162-163, читать. VII. Итог урока. Подведём итог урока. - С какими рассказами вы познакомились на этом уроке? - О каких явлениях природы вы узнали? - Какие виды текстов вы изучили? - Что особенно вам запомнилось на этом уроке? VIII. Рефлексия. - У каждого в конверте на парте лежат три капельки. Одна из них улыбающаяся, другая расстроенная, а третья не выражает никаких эмоций. Покажите мне ту капельку, которая отражает ваше настроение после этого урока. |
![]() | Литературное чтение: Л. Н. Толстой «Какая бывает роса на траве», «Куда девается вода из моря?» | ![]() | Оборудование: портреты Л. Н. Толстого, таблица «Русские писатели», фотография дома-музея в Ясной поляне, выставка книг Л. Н. Толстого... |
![]() | «Тропинка» книга для внеклассного чтения в 3 классе начальных классов татарских школ под редакцией Михеевой А. А | ![]() | Ребята, сегодня на уроке литературного чтения мы будем читать стихи о временах года |
![]() | Если отгадаете, что общего во всех этих отгадках, то узнаете, о чем будем разговаривать сегодня на уроке | ![]() | Цель: создать благоприятные условия для открытия детьми истины: умеем ли мы сопереживать на основе восприятия произведений литературы,... |
![]() | Тема: Первичные представления о рассказе как литературном жанре. Персонажи рассказа и главный герой. Л. Толстой «Косточка» | ![]() | Воспитывать доброе отношение к животным, учить понимать чужую боль. Учить выражать собственное отношение к изображённым событиям,... |
![]() | Цель: совершенствовать навык слогового вдумчивого чтения; формировать умение целостного восприятия слов; отрабатывать умение пересказывать... | ![]() | Вызвать эмоциональный отклик на прочитанное: восхищение весенним пейзажем, радость |