Уроки русского языка




Скачать 290.46 Kb.
НазваниеУроки русского языка
страница1/3
Дата публикации24.10.2014
Размер290.46 Kb.
ТипУрок
lit-yaz.ru > География > Урок
  1   2   3
Пояснительная записка.

В общеобразовательной школе уроки развития речи, уроки подготовки к сочинениям в старших классах требуют от учителя большой работы. В школе же для детей с тяжёлыми нарушениями речи они требуют не только длительной, но и углублённой подготовки в силу особенностей развития детей данной группы. Обучение высказыванию – один из наиболее сложных процессов овладения речью. Бедность словаря, неумение обозначить явления действительности при помощи средств языка, частые ошибки в способах оформления грамматических конструкций, неумение разворачивать предложения, устанавливать их границы, сужение высказывания до одного предложения, неумение удержать мысль, грамматическую конструкцию, нарушение грамматических связей – всё это специфические ошибки детей речевой школы.

Особенно трудно даётся учащимся речевой школы письменная речь, так как она отличается большей нормативностью, чем устная. Учащиеся речевой школы не владеют этими нормами. В силу этого обучение сочинениям – особенно трудный процесс в учебной работе. Считаю, что подготовка к сочинениям в старших классах должна быть тщательной, должна вестись на индивидуальных занятиях, на уроках русского языка, развития речи, внеклассного чтения, во внеклассных мероприятиях. Только теснейшая связь их, рассредоточение материала, использование разных видов, методов работы, сочетание коллективной и индивидуальной подготовки приведёт к удовлетворительным результатам.

^ Экологическое воспитание на уроках русского языка, развития речи, индивидуальных занятиях в 9 классе речевой школы.

Цели уроков на экологическую тему:


  1. Показывать красоту нашей природы, вызывать чувство любви к ней.

  2. Вызвать чувство тревоги, ответственности за состояние окружающей среды, природы.

  3. Показать, как должен вести себя в природе разумный человек.

  4. Приводить примеры бережного, доброго отношения к природе.

  5. Подвергать осуждению поступки варварского, хищнического отношения к природе.




Грамматическая тема

Уроки русского языка

Уроки развития речи

Индивидуальные занятия

  1. Главные и второстепенные члены предложения.

  2. Обобщение по теме.

  3. Проверка знаний по теме.

  4. Односоставные предложения.

  1. Запись коротких текстов для разбора по членам предложения (на экологическую тему)

  2. Тематический урок «Лес». Грамматическая цель повторение членов предложения.

  3. Контрольный диктант «Лес»




  1. Свободный диктант «Берегите лес!» Гр. цель: закрепление тире между подлежащим и сказуемым.

  2. Изложение «Берегите берёзу!» публицистического характера.

  3. Урок развития речи. Ролевая игра «Заседание общества охраны природы, окружающей среды»

  4. Уроки развития речи. Подготовка к сочинению.

  1. Конструирование предложений по картине К. Максимова «Сосновый бор» (употребление приложений)

  2. Работа над небольшими высказываниями на тему:»Находясь в лесу» Тезис-доказательства.

  3. Индивидуальная помощь в подготовке сообщений на урок развития речи.

  4. Помощь в редактировании сочинений.

^ Урок русского языка, проведенный в 9 классе речевой школы.

Тема: Главные и второстепенные члены предложения.

Лексическая тема: Лес

Цель:1Повторить и обобщить знания учащихся о главных и второстепенных членах предложения.

2)3акрепить навык постановки тире между подлежащим и сказуемым, дефиса при приложении.

3)Воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование: таблицы "Члены предложения", карточки для индивидуальных заданий, иллюстрированные картинки с изображением леса, К. Максимов "Сосновый бор",И.Левитан "Золотая осень"

Левая часть доски:

Подлежащее Простое глагольное

сказуемое Составное глагольное

определение Составное именное

дополнение Согласованное и

обстоятельство несогласованное

тире Прямое, косвенное

кавычки Дополнение

дефис

2.При нулевой связке

1) сущ.И.п.Сущ. И.п.

2) СУЩ.И.П.Числ. + сущ. Р.п.

3) Гл.н.ф.Гл. н.ф.

4)_________ - Сущ. И.п
Центральная часть доски.

Дата.

Главные и второстепенные члены предложения.

Лес.

Лесной пожар-страшный враг леса.97% лесных пожар… пр…исходит (по) вине человека. Пожар хищ…ник ун…чтожает все ж…вое пож…рает и обез…браживает лес.

3-я часть доски.

Правила поведения в лесу.

Находясь(в)лесу .................

(Не) ломайте,(не) жгите,(не) повреждайте,(не) разоряйте,(не)тревожьте,(,не)рвите,(не)ловите, ведите ак…уратно.

Ход работы

1 Зарядка.

1) Упражнения на дыхание.

2)Распрямить плечи-вдох

выдох - ах!

ах!

ух!

2.Чтение терминов (на доске)

3.Чтение даты.

4.Объявление темы урока. Проговаривание. Запись темы в тетрадях

5.Закончить предложения(устно)

1) Подлежащее и сказуемое - это...

2) Определение, дополнение, обстоятельство-это...

6. Опрос.

1) Что называется подлежащим? Чем выражается подлежащее?

2) Что такое сказуемое?

З) Какие виды сказуемого знаете?

4) Какое сказуемое простое глагольное? Приведите примеры.

5) Какое сказуемое составное глагольное? Приведите примеры.

6) Какое сказуемое составное именное ? Приведите примеры.

7. Запишите предложения, подчеркните грамматическую основу предложения, укажите, чем выражены главные члены предложения. Определите вид сказуемого(устно)

сущ.и.п.кр.прил.

В любое время года лес хорош по-своему

8.Работа по карточкам.

("Лес в разное время года")

Задание. (смотреть предыдущее задание 8)

9.Что такое дополнение? Что такое определение? Что такое обстоятельство?

10.Задание: подчеркнуть в записанных предложениях второстепенные члены предложения.

11.Проверка выполнения задания (по карточкам). 4 варианта

12.Повторение: Когда ставится тире между подлежащим и сказуемым?

(смотреть схемы)

13.Запись под диктовку, объяснение постановки тире.

Лес-наше богатство.

Лес-зеленая шуба земли

Охранять лес-дело чести.

Беречь лес-наша задача.

14. 1 ученик у доски: расставить знаки препинания, вставить буквы.

Все: индивидуальная работа по карточкам (2й комплект)

Задание: списать, расставить знаки.

15.Проверка: Найдите и зачитайте предложения, где надо поставить тире между подлежащим и сказуемым.

Карточка № 1

Лес-источник бодрости, силы, радости и вдохновения.

Карточка № 2

Дуб-громадное дерево, до сорока метров высотою.

Карточка № З

Сосна-лесной пионер, завоеватель новых земель.

Карточка № 4

Ель -очень интересное и полезное дерево. Ель-музыкальное дерево.

16.Проверка выполнения задания на доске (текст о пожаре)

Дополнительно: Что такое приложение? 0бъясните постановку дефиса в тексте.

17.Задание всем: Найдите в своих текстах приложения, объясните знаки.
Карточка № 1 на картине "Сосновый бор"

на полотне "Золотая осень"

Карточка № 2 дуб-великан

воинов-победителей

Карточка № 3 Сосны-красавицы

от деревца-подростка

Карточка №4 ель-красавица

18.Лес уничтожают не только пожары, но и хищнические порубки, бездушное отношение. Иным было отношение к лесу раньше. Суровой была кара за хищническую порубку в лесу во времена Петра 1. За срубленный зрелый дуб самая суровая-смертная казнь. Будьте другом лесу! Выработайте правила поведения в лесу. Составьте высказывание, используя начало и опорные сказуемые.

Выводы по уроку. Домашние задание:

1) Закончить высказывание

2) Подчеркнуть в нем все члены предложения.

3) Повторить "Контрольные вопросы"страница 86.
Карточки для индивидуальных заданий.

Лес в разное время года.

Карточка № 1.

Каждый вид.л весен.ий лес. Вот едва (едва) скво.ь прелую прошлогодн.. листву кое(где) начинают пробиват.ся ж.лтые стрелки трав..А (по)том уже (на)бухают почки.

Карточка № 2

А осен.ий лес г.рит огне.ной листвой. Особе.но нарядны клены и осинки.

Карточка 3

(В) январе уткнулись (в)сугробы и спят елочки. Утонули (по)колено (в)снегу тонконогие осинки и бере.ки.(Не)страшен буд.т им мороз

Карточка № 4

А летом влекут нас (к)себе пестрые душистые поляны. (В)голубое небо вознос.тся кудрявые березы. Каждый рад отдохнуть (в)лесу.

Второй комплект индивидуальных карточек

(тексты о деревьях).

Тире между подлежащим и сказуемым, дефис при приложении.
Карточка № 1

Лес источник бодрости силы радости вдохновения. Многие художники изображали лес на своих полотнах. Сказочен бор на картине К.Максимова "Сосновый бор". Нарядны березовые рощи на полотне И.И.Левитана "Золотая осень".

Карточка № 2

Дуб громадное дерево, до сорока метров высотою. Дуб великан ж…веет иногда до 2000 лет. Древние народы почитали дуб св…ще…ным деревом. В Греции венком из дуба (на)граждали воинов победителей.

Карточка № 3

Сосна лесной пионер завоеватель новых земель. Сосны (не)боятся (ни)засухи (ни)морозов (ни)влаги (ни)ветра. Прекрасны сосны красавицы (в)роще или (в)бору. Хороша сосна (в)пору молодости. (Не)оторвёш… гла… (от) (ярко) зелёного, пахучего, стройн… деревца подростка.

Карточка № 4

Ель очень интересн… и полезн… дерево. (Из)ел… получают смолу, древесину, которая идёт на бумагу.

Ель музыкальн… дерево. Древесина ел… поёт (в)скрипках виолончелях роялях.

Под Новый Год ель красавица наряженная сияющая игрушками приносит много радости ребятне и взрослым.

^ Конспект урока развития речи, проведенного в 9 классе.

Свободный диктант.

Будь лесу другом!

Цель: 1) развитие умения излагать теист публицистического характера

Умения орфографически и пунктуционно правильно оформлять высказывания.

2) Способствовать экологическому воспитанию.
В наше время люди поняли наконец: лесам грозит истребление. Леса надо спасать. Без леса города задохнутся. Лес-легкие земли.

Помни это, когда придешь в свой лес. Не трогай без надобности, не срывай ни ветки,

ни травинки.

Ведь не хватаешь же ты со стен музеев мечей и щитов, не трогаешь других чудесных вещей. Потому что все они ценность не для одного тебя, а для всех людей. Потому что музейные вещи- творение человека

А теперь подумай о лесе. Каждое дерево, каждое паутинка в ней живые. Они творение природы для всех поколений людей и для всего живого, что есть на земле. Отодрать кору на пеньке -разорить целый город.

Будь лесу другом, и он расстелет в твою честь скатерть-самобранку. А на ней земляника, ежевика, малина, орехи, грибы и целебные травы.
На доске.

Дата.

^ Свободный диктант.

1) Объясни написание букв.

И.требление, пок.ление, тв.реиие, п.утина, ц.лебные, ра.орить, ра.стелет, цен.ость, потому(что);

(не) срывай(не,ни)ветки,(не,ни)травинки;(не)хватаеш.(же).(не)(для) одного тебя,(без)надобност. .

Объясни постановку тире,дефиса.

2) Лес-легние земли. Потому что музейные вещи-творение человека. Отодрать кору на пеньке-значит разорить целый город. Скатерть-самобранка.

3)Подбери синонимы.

Истребление (уничтожение)

расстелет (раскинет)

творение (создание)

разорить (разрушить)

Ход урока.

1.Объявление темы урока.

2.Чтение тенета.

3.Беседа.

1) Какова тема текста?

2) Какова основная мысль его?

3)Что это: повествование, описание, рассуждение?

4 ) Каков стиль данного текста?

5) Как можно озаглавить текст?(запись заголовка)

4.Чтение текста по абзацам, выделение основной мысли каждого

5.Лексическая и грамматическая подготовка, (смотреть на доске 3,1,2,)

6. Письмо диктанта.

Урок развития речи.

Изложение "Берегите березу!"

Цель:1 )работа над умением пересказывать текст повествовательного характера.2)подготовка к сочинению. 3)закрепить правильное употребление НЕ и -НИ с разными частями речи.4)тренировочные упражнения в расстановке знаков препинания.

Ход урока. 1.Объявление темы. 2.Чтение текста (учитель)

Когда входишь в лес, в глаза бросаются белые стволы. Береза-удивительное дерево! Нет ни одного человека у нас, не знающего березы. Скромное неброское дерево, но никто не пройдет мимо, не заметив его. Кто не знает березового сока! В небольшой надрез на коре вставишь соломинку, подождешь десять-пятнадцать минут и пьешь не напьешься из наполнившейся туристской кружечки. Неторопливо делаешь глотки, а сверху поглядывают неутомимые грачи, не успевшие еще закончить гнездо. Но не забудь во что бы то ни стало замазать ранку глиной или смолой. Кое-кто как ни в чем не бывало режет кору. Сока возьмет немного и уйдет, не замазав надрез. И сок течет никому совсем не нужный.

Так может сделать человек, не думающий ни о ком. Плачут березы, и нельзя без боли смотреть на эти молчаливые слезы. Кто только не говорит о любви к березе, кто не пишет, не поет о ней! Не один художник рисовал березовые рощи. Но не достаточно воспеть березу. Нужно беречь ее, чтоб не плакал этот добрый друг человека.

(По Ф. Борисову)

1.Беседа по тексту:

1) Какова основная мысль текста?

2) Как можно озаглавить текст?

2.Составление плана (коллективно)

1 )Скромное небросткое дерево.

2)Кто не знает березового сока!

3)Не забудь замазать ранку.

4)Когда плачут березы.

5)Нужно беречь друга человека.

3.Орфографическая подготовка.

Объяснить написание НЕ и НИ, знаки

1 )Нет (ни,не)одного человека, незнающего березы.

2)(Н.)кто (не) пройдет мимо,(не)заметив его. Кто (не,ни)знает березового сока!

Кто только (не,ни)говорит,(не,ни)пишет,(не,ни)поет о ней! (не,ни)один художник рисовал березовые рощи.

3 ) (Не)утомимые грачи,(не)успевшие закончить гнездо, человек, (не)думающий (не,ни) (о) ком. Совсем (не)нужный,(не)торопливо делаешь,(не)забудь,(не)замазав надрез,(не)льзя смотреть,(не)достаточно воспеть,(не)большой надрез.

4) Во что бы то ни стало:

как ни в чем не бывало.

пьешь не напьешься

5) Чтение, пересказ текста по абзацам(в соответствии с планом)

6)Чтение текста (учитель)

7) Письмо изложения

^ Урок развития речи, проведенного в 9 классе.

Урок-ролевая игра.

Цель: 1) Подготовка к написанию заметки в газету на экологическую тему.

2) Экологическое воспитание учащихся.

На доске. «Охранять природу - значит охранять Родину».

(М.Пришвин)

Берегите эти земли, эти воды.

Даже малую былиночку любя,

Берегите всех зверей природы.

Убивайте лишь зверей внутри себя!

(Е.Евтушенко)

Оборудование: плакаты на экологическую тему.

Ход урока.

1.Объявление темы урока.

Сегодня у нас необычный урок развития речи - урок деловая игра. Сегодня мы проведем заседание общества охраны природы и окружающей среды. В него входят люди разных профессий. Но объединяет их то, что они всей душой болеют за состояние окружающей среды.

На сегодняшнем заседании присутствуют:

1.Ученый –биолог.

2. Краевед

З. Врач санэпидемстанции

4.Старший охотовед

5.Лестник

6.Натуралист

7.Ученый-энтомолог

8.корреспондент газеты

9.Юный натуралист

(Во время представления учащиеся встают, называя фамилию, имя).

2.Для ведения протокола и выработки решения, записи предложений надо выбрать нам секретаря. Выборы секретаря, голосование.

3.Председатель собрания – учитель (представляется сам)

-Тема нашего заседания: "Охранять природу - значит охранять Родину".

Сегодня, как никогда, становится ясным, что это дело всех, от рядового человека до министра. Всколыхнуть разум людей, вызвать тревогу, призвать к действию -вот что стоит на повеске дня. И здесь, я думаю, собрались люди, с болью будут делиться своими тревогами, вносить предложения по решению этой важной проблемы-защита окружающей среды, окружающей природы.

4.Выступления членов общества(смотреть листы).

5.Слово предоставляется секретарю. Он зачитывает предложения, внесенные во время выступлений. Выработка решения.

Решение.

1.Знать правила поведения в природе, соблюдать их самим, научить других ребят их выполнять.

2.Провести беседы с малышами по охране природы.

3.Взять под свою защиту уголки природы на территории школы.

4. Голосование за данное решение.

5.Председатель: «3аканчивая наше заседание, мне хочется прочитать слова Е.Евтушенко» С ними обращайтесь к ребятам, когда будете проводить беседы по охране природы. 6. Коллективное чтение отрывка из стихотворения Е.Евтушенко (смотреть на доске). 7.Подведение итогов урока
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Уроки русского языка iconВведение Книга «Уроки русского языка в 6 классе»
Книга «Уроки русского языка в 6 классе» содержит поурочные методические разработки всех тем к учебнику С. И. Львовой, В. В. Львова...

Уроки русского языка iconСамоанализ работы учителя русского языка и литературы Эфендиева М. М
По профессии я учитель русского языка и литературы. Веду уроки русского языка и литературы в шестом, восьмом и десятом, одиннадцатом...

Уроки русского языка iconКалендарно-тематическое планирование уроков русского языка на 2008-2009 уч год
Планирование составлено на основе государственной программы (к н. Г. А. Богдановой "Уроки русского языка в 9 классе"), М., «Просвещение»,...

Уроки русского языка iconУчитель: околелова ольга ивановна категория
Адресация: уроки литературного чтения; интегрированные уроки литературного чтения и русского языка;уроки литературного чтения и изобразительного...

Уроки русского языка iconИнтегрированные уроки русского языка, литературы и риторики как средство...
Учитель русского языка и литературы высшей категории тотл смирнова Марианна Викторовна

Уроки русского языка iconКонспект урока словесности в 6 классе «Союз волшебных звуков, чувств и дум…»
Сегодня я хочу предложить вашему вниманию необычный урок- урок словесности. Именно такие уроки, а не уроки русского языка и литературы,...

Уроки русского языка iconПрограмма методического семинара для преподавателей русского языка Болгарии
В. А. Степаненко Современное состояние русского языка в аспекте преподавания русского языка как иностранного

Уроки русского языка iconПрограммы учебных дисциплин для мп кафедры русского языка мп «Фундаментальное...
Закономерности развития лексической системы русского языка и методы её исследования 6

Уроки русского языка iconТема работы
Нестандартные уроки русского языка с единой речевой темой (связь с литературой, историей)

Уроки русского языка iconУрок русского языка по теме «Могущество, значимость и неповторимость великого русского языка»
Фиалковская Вероника Петровна, учитель русского языка и литературы мбоу сош №12 г. Ноябрьск, янао, Тюменской области



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
lit-yaz.ru
главная страница