Урок биологии и литературы




Скачать 108.04 Kb.
НазваниеУрок биологии и литературы
Дата публикации29.10.2014
Размер108.04 Kb.
ТипУрок
lit-yaz.ru > География > Урок
Тема: Ток-шоу «Это касается каждого»

Интегрированный урок биологии и литературы

Цель:


  1. Показать современное состояние биосферы и необходимость экологического мышления для рационального использования природной среды; ознакомить с литературной деятельностью современных поэтов и писателей; показать связь литературы и биологии с жизнью.




  1. Развивать интерес к проблемам экологии города (страны) через творческую и исследовательскую деятельность учащихся.




  1. Воспитывать гармонически развитую личность.



Ожидаемые результаты:
понимают, что деятельность человека и технический прогресс могут привести к экологическим проблемам; рассказывают о людях, понимающих природу, способных рассказать о ее красоте; проводят исследовательскую работу по данной теме; находят и готовят отрывки из произведений известных украинских поэтов; бережно и рачительно относятся к миру, в котором мы живем, чтобы передать потомкам здоровее наследие.

Оборудование: плакаты «Земля - наш общий дом», «Кто не любит природы, тот не любит и человека, тот не гражданин», мини-презентации учеников, песня «Как прекрасен этот мир», видеофильм «Экологические проблемы», «Красота природы», выставка творческих работ учащихся, сочинение, стихи, фотографии.
Опережающая работа:
Класс делится на три группы.

Группа «экологов» разрабатывает темы и готовит мини-проекты по экологии;

придумывает эмблему.

Группа «литераторов» находит и готовит наизусть отрывки из произведений писателей и поэтов, писавших о природе, о любви к родному краю, о бережном отношении к Земле; пишет сочинение «Что же натворили мы с природой», готовит фотографии о природе, рисунки.

Группа «экспертов» вырабатывает законы о сохранении природы
^ Ход урока
…Мудрость просыпается в народе;

Поскольку время требует свое:

Пора вернуть безропотной природе

Все то, что мы отняли у нее!

В. Качурин


І. Оргэтап (под музыку «В мире животных»).

ІІ. Мотивация учебной деятельности (на фоне видеоклипа)
Учитель биологии. (на фоне видеофильма «Красота природы») Приложение 1
Наша планета Земля – прекрасна. Для космоса она бесконечно маленькая частичка Вселенной. Природа Земли уникальна и неповторима. Ароматный запах дарят нам сады весной, а летом лесные лужайки щедро угощают земляникой. Величавые боры и белокорые березовые рощи встречают птичьим пением. Широка и прекрасна степь, где можно услышать трогательное пение перепелки.

Вдыхая свежий воздух, природа вселяет в нас новые силы, питает родник здоровья, совершенствует духовное богатство.
«Литератор»



Берегите эти земли, эти воды,

Даже малую былиночку любя,

Берегите всех зверей внутри природы,

Убивайте лишь зверей внутри себя.
«Литератор»

Сирень
Когда расцветает сирень

резная, как терем,

в нетронутый порчею день

мы сызнова верим.

Ей-богу, сегодня не в счет

былые утраты.

Рассветы пылают еще,

сгорают закаты.

И, выйдя с утра на крыльцо,

разбужены маем,

мы в мокрые гроздья

лицо,

зажмурясь, роняем…
Учитель литературы.

О природе говорят по-разному. И.С. Тургенев, например, в стихотворении в прозе «Природа» олицетворил ее в образе женщины, которая не выделяет человека в ряду детей своих как нечто особое. Для нее все равны, что блоха, что человек. Но как же ошибалась природа, столь беспечно относясь к одному из своих детей – человеку! А он породил немало проблем, в том числе экологических.
«Литератор»
Земля – не вечна благодать

Когда далекого потомка

Ты пустишь по миру с котомкой,

Ей будет нечего поднять.

ІІІ. Объявление темы и целей урока
Учитель биологии.

Вопрос

Как вы думаете, о чем пойдет речь на уроке?

Да, действительно тема нашего сегодняшнего урока: «Земля – наш дом». Мы проведем его в форме диалога – диалога с природой, т.е. в форме ток-шоу.

Цель: показать современное состояние биосферы и необходимость экологического мышления для рационального использования природной сферы.
Учитель литературы.
Ознакомить с литературной деятельностью современных поэтов родного края, неравнодушных к данной проблеме;

Показать связь литературы и биологии с жизнью.
Учитель биологии
Развивать интерес к проблемам экологии города (страны) через творческую и исследовательскую деятельность.
Учитель литературы
Воспитывать гармонически развитую личность

На уроке мы будем использовать слова: экология, экологический, проблема, наш край. Объясните значение этих слов (Ребята объясняют).
Вопрос

Что у вас ассоциируется со словом дом?
Вот и в отношении с природой мы должны себя чувствовать так же уютно и защищенно, как дома.
Учитель биологии.
На всех этапах развития человечество находилось в тесной связи с природой. Первобытный человек пользовался ее благами, не изменяя окружающий мир. Но с ростом народонаселения, развития промышленности и сельского хозяйства, особенно в последние 200-300 лет, возросло воздействие человека на природу, что отражается на здоровье человека, изменении видового состава флоры и фауны.
«Литератор» (на фоне видеофильма)

Приложение 2
Мы все погрязли в мусоре и хламе,

Мы «покорили» степи и леса.

Живем всю жизнь в большой помойной яме:

Изводим почву, портим небеса.
От смрада и от копоти дурея,

По магистралям носимся шальным,

Где в муках задыхаются деревья,

Дыша с рожденья газом выхлопным.
Опасная зловонная отрава

Струится вдоль проспектов и дорог,

И Южный Буг, как сточная канава,

Выносит к морю гибельный поток.
Мы так хотим, чтоб стал наш город садом,

С природой жить в гармонии хотим,

А сами губим химией и ядом

Все то, что пьем, а главное – едим.
Учитель биологии.
Как вы видите, это негативная сторона деятельности человека. К чему она может привести?
«Экологи» презентуют разработанные мини-проекты «Бытовые отходы», «Почва», «Вода».

Приложение 3
«Эксперты»
Дальнейшее интенсивное использование природных богатств – полезных ископаемых, растительных и животных ресурсов, почв, может привести к их истощению или исчезновению, а загрязнение окружающей среды различными промышленными отходами, бытовым мусором, химическими веществами, используемыми в сельском и лесном хозяйстве – к непоправимым последствиям.
Учитель литературы
И человек называет Природу не «мама», а «мать», потому что давно уже чувствует себя взрослым. И давно уже он не спрашивает у Природы: «Мама, можно?», «Мама, нельзя?», а говорит: «Так надо, мать. Ты этого не поймешь, но так надо».

Почему же он тогда кричит «мама!», как когда-то в детстве кричал?

Но Природа его не слышит. Она оглохла от его громких дел, громких фраз, и она больше не в силах быть мамой…
Презентация мини-проекта «Чем мы дышим?»

Приложение 4
«Эксперты»
Да, не только природе наносится непоправимый вред. Человек вредит сам себе. За последние 15 лет смертность в Украине возросла.
70 % людей умирают преждевременно от болезней;

20 % - от несчастных случаев;

И только 10 % - от старости
Загрязнение окружающей среды сказалось на состоянии здоровья млн. наших сограждан.

Заболеваемость гипертонией возросла в три раза, ишемической болезнью сердца – на 80%, раком – на 40%, болезни органов пищеварения возросли на 13%
Учитель биологии.
В настоящее время мы находимся в положении человека, рубящего сук, на котором мы сидим. Мы любуемся красотой природы, белыми березами и тут же беремся за топор.
«Литераторы» Чтение наизусть стихотворений
Неужто береза-калека, склонившись к последней реке,

Последнего человека увидит в ее кипятке?

Неужто не будет Биг-Бена, Блаженного, Нотрдам,

И хлынет последняя пена по нашим последним следам?

Но в то, что погибнет планета черемухи, птиц, ребятья –

Не верю, наверное, это – последняя вера моя!

Не будет за черепом череп громоздиться вверх.

Не после войны, а перед последний грядет Нюрнберг!

И бросит в реку погоны последний на свете солдат

И будет смотреть, как спокойно стрекозы на них сидят.

Последний эксплуататор, раскрыв свой беззубый рот,

Как деликатес, воровато последние деньги сожрет!

И будет планета крутиться без страха последних лет.

И никогда не родится последний на свете поэт!

(Евгений Евтушенко)
Лелеки
О, як летіли! Як вони були

В своїй плавбі небесній величаві.

І зойкнув світ, і тріснув світ, коли

Ударив грім з очеретів причальних.
І перестали крила лебедіть,

Лише на мить застигли в ранній сині,

А потім – впали… Мертві на воді

Гойдались крила, схожі на гусині.
А там, вгорі, холонув туги круг,

А там, вгорі, лунав відчайний клекіт…

Стікали срібно краплі по перу

Осиротілого без подруги лелеки.
Згорнулись крила. Та яскрів йому

Останній цвіт в шаленій круговерті…

Повідайте, скажіть: чому

Поезія у всьому – навіть в смерті?
^ Охота на дельфинов
Тот выстрел был рассчитан тонко:

У гарпунера верный глаз.

Но не заметил дельфиненка,

Что рядом с самкой плыл как раз.

Как он в крови ее метался!

И, носом тычась ей в бока,

Все повернуть ее пытался,

Чтоб дотянуться до соска…

Так и не сжалилась ни разу

Над ним беспомощная мать.

Он плыл за ней до самой базы

И ничего не мог понять.

Мы как-то сразу сжали плечи

И все поднять не смели глаз,

Когда почти по-человечьи

Он из воды взглянул на нас.

Когда же с матерью простился,

Он так кружился по волнам,

Как будто на руки просился,

Как будто жаловался нам.
Учитель литературы.
Вопрос к учащимся:
О чем заставляют задуматься?
Чтение сочинений и стихов по данной проблеме (творческие работы детей)
«Экологи» Информация о «Красной книге», «Зеленой книге Украине» и «Международном союзе по охране природы».
Учитель биологии
Мы очень гордимся своим отчим краем и тут же предаем его, уничтожаем его природу. Так кто же мы? Люди?
«Экологи» Презентация мини-проекта
Учитель биологии
Итак, какие же экологические проблемы существуют в нашей стране?
«Экологи» Презентация мини-проекта
Учитель литературы
Да, сейчас человек взял власть над природой! Но какая это власть? Какой она должна быть? Безусловно, это должно быть господство любви и разума. Мы должны начать конструктивный диалог с природой, пока есть люди, живущие в единении с ней!
Учитель биологии
Можно ли спасти нас? Спасти землю? Может, все усилия бесполезны?
«Эксперты» предлагают свой проект


  • рациональное использование природных ресурсов;

  • восстановление природных ландшафтов;

  • увеличение финансирования природоохранных организаций;

  • внедрение новых технологий в производство промышленной продукции (безотходное и вторичное использование пресной воды, очистка сточных вод);

  • рекультивация и восстановление земель;

  • надежная утилизация токсических отходов, включая ядерные, химические;

  • сохранить генофонд современной флоры и фауны;

  • сохранить духовные богатства человека.


И все-таки надежда есть, что наша природа будет спасена
«Литераторы»
Этические правила поведения человека на Земле


  • Люби и уважай Землю, которая благословляет жизнь и управляет ею.

  • Считай каждый твой день на Земле священным и празднуй изменение времен года.

  • Не считай себя выше других живых существ и не веди себя так, чтобы они исчезали.

  • Будь признательным по отношению к животным и растениям за пищу, которую они тебе дают.

  • Не губи и не загрязняй богатства Земли оружием войны.

  • Не гоняйся за прибылями от богатств Земли, а старайся восстанавливать ее изможденные силы.

  • Не скрывай от себя и от других последствий твоей деятельности на Земле.

  • Не обкрадывай будущие поколения, истощая и загрязняя Землю.

  • Потребляй дары Земли умеренно, так как все ее жители имеют одинаковое право на ее богатства.


Презентация мини-проекта «дружелюбие человека и природы»

Приложение 5
«Литератор»
Я обнял глобус

Я обнял глобус – шар земной.

Один – над сушей и водой.

В руках моих материки

Мне тихо шепчут: «Береги».

В зеленой краске лес и дол

Мне говорят: «Будь с нами добр.

Не растопчи нас, и не жги,

Зимой и летом береги».

И птиц, и рыб я слышу всех:

«Тебя мы просим, человек,

Ты обещай нам и не лги,

Как старший брат нас береги».

Я обнял глобус – шар земной,

И что-то сделалось со мной.

И вдруг шепнул я: «Не солгу,

Тебя, родной мой, сберегу».
Учитель литературы.

Мы завершаем наш урок-ток-шоу «Это касается каждого». И надеемся, что каждое его слово дошло не только до вашего слуха, но и до вашего сердца.

Учитель биологии.

Мы – люди – и все должны понимать, что только в единении с природой, в бережном отношении к ней наше будущее. Любите природу так, как вы любите своих родителей, свою Родину.

Учитель литературы.

Красота Земли и забота о ней возможна лишь в условиях мира. Мы верим, что чистое сердце нашего народа нельзя одолеть черной злобой.

(Звучит песня «Как прекрасен этот мир» на фоне слайдов о красоте природы)

ІV. Подведение итогов.

V. Домашнее задание.

Подготовка к публичному выступлению

І в. «Экология и технический прогресс».

ІІ в. «Загрязнение биосферы Земли».

ІІІ в. «О жестоком веке» (текст о поступках людей, которые, вопреки жестокому веку, утверждают в мире доброту)

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок биологии и литературы iconУрок по биологии в 6 классе по теме: Проведён учителем биологии
Урок в 6 классе «Корень. Корневые системы. Типы корневых систем растений в окрестностях школы»

Урок биологии и литературы iconМодель урока Интегрированный урок литературы и биологии в 6 классе...
Целью данного урока является формирование у учащихся средствами литературы способности понимать себя и окружающий мир

Урок биологии и литературы iconМодель урока Интегрированный урок литературы и биологии в 6 классе...
Целью данного урока является формирование у учащихся средствами литературы способности понимать себя и окружающий мир

Урок биологии и литературы iconБрейн – ринг. Игра по биологии в 6-7 классах. Учитель Миляева Надежда Михайловна. Цели
Цели: воспитывать интерес к биологии, к чтению дополнительной литературы, активизировать познавательную деятельность учащихся

Урок биологии и литературы iconУрок по биологии и химии по теме «Органические и минеральные вещества. Нитраты»
Мартынова Е. Н., учитель биологии, Костоглодова Т. М., учитель химии. Моу «Средняя общеобразовательная школа №28 с углубленным изучением...

Урок биологии и литературы iconСистема подготовки к ент по биологии
Подготовка учащихся к ент по биологии осуществляется как на уроках биологии в 11 классе, так и на занятиях по элективному курсу «Биология...

Урок биологии и литературы iconУрок-конференция Тема урока: «Систематика животных»
Интегрированный урок биологии в 7-м классе с углублённым изучением иностранных языков

Урок биологии и литературы iconРабочая программа по биологии базовый уровень, 7 класс
Примерной программы основного общего образования по биологии, а также программы курса биологии для учащихся 7 классов общеобразовательных...

Урок биологии и литературы iconОтчет о проведении в мбоу бго сош №5 тематической недели химии, биологии
В мбоу бго сош №5 с 25 по 30 января 2013 года прошла предметная неделя химии, биологии и экологии. Работа проводилась согласно плана...

Урок биологии и литературы icon«Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках биологии»
Из опыта работы учителя биологии I квалификационной категории моу гимназии №5 г. Красногорска Кузьменко Ю. Е



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
lit-yaz.ru
главная страница