Урок по теме «Мир природы в лирике Ф. И. Тютчева, в музыке Ф. Листа и в картинах И. И. Левитана»




Скачать 64.49 Kb.
НазваниеУрок по теме «Мир природы в лирике Ф. И. Тютчева, в музыке Ф. Листа и в картинах И. И. Левитана»
Дата публикации01.11.2014
Размер64.49 Kb.
ТипУрок
lit-yaz.ru > География > Урок
Урок по теме «Мир природы в лирике Ф.И. Тютчева, в музыке Ф.Листа и в картинах И.И. Левитана».

  • Образовательная цель: помочь вызвать зрительные образы, проанализировав стихотворение «Неохотно и несмело…», отрывок из пьесы Ф.Листа «Гроза», картины И.И.Левитана; понять настроение, чувства авторов.

  • Развивающая цель: развивать навыки исследовательской деятельности, ассоциативное мышление, речь воспитанников.

  • Воспитательная цель: прививать интерес к поэтическому слову, поэзии, музыке и живописи; учить бережному отношению к природе.

^ Оборудование урока: компьютер, презентация, учебники, отрывок из пьесы Ф.Листа «Гроза», картины И.И.Левитана.

Тип урока: развитие речи

Не то, что мните вы, природа…

В ней есть душа, в ней есть свобода.

Ф.И. Тютчев.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

  2. Вступительное слово преподавателя.

Любите ли вы стихи? Что ближе каждому из вас: стихи или проза? А можете ли вы ответить: почему?

В чём секрет поэзии?.. В умении видеть необычное в обычном. В умении слышать – вслушиваться в звуки жизни и «переводить» их на язык слов. Поэзии доступен весь мир, каждый поэт выбирает то, что волнует его. Любой знак жизни может стать толчком для рождения стихотворения.

Оглянитесь вокруг! Нас окружает природа… Сколькими красками, яркими и тусклыми, разукрашена она! Сколько звуков наполняют мир своим звучанием! Я не ошибусь, если скажу, что нет ни одного поэта, который бы не объяснился в любви природе. Она – велика и могущественна, она – нежна и жестока, она прекрасна своей изменчивостью! Летом – светит солнце, осенью – идёт дождь, зимой – воет ветер и метёт метель. В каждом времени года есть что-то особенное, неповторимое. Вот это особенное и заставляет поэтов браться за перо, художников – за кисть, музыкантов сочинять музыку и передавать свои мысли и чувства в волшебных словах, звуках, картинах, которые раскрывают красоту каждого времени года.

^ Объявление темы и постановка целей урока.

Итак, разговор у нас сегодня пойдёт о том, как в поэзии воспевается, в музыке звучит, в картинах изображается природа.

  1. ^ Работа с эпиграфом урока.

(Выразительное чтение преподавателем).

Не то, что мните вы, природа…

В ней есть душа, в ней есть свобода.

^ Ф.И. Тютчев.

– Какие ключевые слова можно выделить?
(Природа, душа, свобода).
– Как вы понимаете это выражение?
(Природа свободна. У природы есть душа. Природа живая.)

  1. Словарная работа.

– Объясните значение выделенных вами слов. В словаре И.С.Ожегова мы найдем такое толкование:
^ Душа – внутренний, психический мир человека.
Свобода – отсутствие ограничений, стеснений в чем-нибудь.
– Какова основная мысль эпиграфа?
(Природа – живое существо, она свободна, у нее есть душа).
- Кому принадлежат эти строки?

  1. Слово преподавателя.

  1. Ф.И. Тютчев вошёл в русскую литературу прежде всего как певец природы, мастер пейзажной лирики.

  2. Беседа с классом.

- Что такое пейзаж? (Описание природы или пространства внешнего мира)
– Почему Тютчева считают мастером пейзажной лирики? (Он изображает природу не со стороны, ни как наблюдатель или фотограф. Он пытается понять душу природы, услышать ее голос. Природа у поэта живое, одухотворенное существо.)
Постараемся мысленно «увидеть» и «услышать», «ощутить» то, что описывал автор.

^ 6. Слушание стихотворения «Неохотно и несмело».

Фонохрестоматия.

7. Словарная работа.

– Как вы понимаете значение следующих слов: «нива», «окаймить», «смятение», «сиянье».

^ Толковый словарь Ожегова:

Нива – обработанное поле, пашня, посевы.
Окаймить (кайма) – очертить.
Смятенье – смущение, переход в беспорядочное состояние, тревога…
Сияние – ярко блистать, светить лучами, радоваться, веселиться, праздновать.

^ 8. Анализ стихотворения. Беседа с классом.

– Какую картину рисует поэт?
(Приближение грозы.)

- Что такое гроза? Какие чувства она вызывает?

– Как Ф. И. Тютчев изображает в стихотворении приближение грозы?
(Принахмурилась земля, потускнело солнце, теплые порывы ветра, дальний гром.)

– В какое время года мы застаём мир тютчевского стихотворения?
(Это начало весны.)

– Что помогает нам понять это?
(Зеленеющие нивы.)

– Какие картины можно нарисовать к каждому четверостишию?
(В первом четверостишии плывут тучи и прячут за собой солнце, поэтому земля принахмурилась. Теплый ветер несет с собой запах дождя.
Во втором четверостишии яркая молния освещает своим блеском поля.
^ В третьем четверостишии мы уже слышим не далекие раскаты грома, а уже здесь.
В последней строфе слова солнце и сияние поднимают настроение. И страх перед грозой уже не чувствуется.)

– Какими словами передает он изменения в природе?
(Принахмурилась, прогремело, порывы ветра, тучи, гроза, струя молнии, раскаты.)

– Какие художественные приёмы позволяет зримо представить эту картину?
(Олицетворения «принахмурилась земля», «солнце смотрит», «пыль летит».)

– Какова роль олицетворений?
(Роль олицетворений заключается в том, чтобы изображать неживых существ и явления в роли живых существ, приблизить природу к чувствам человека.)
^ Метафоры «молния пробилась», «молнии струя», «земля потонула».
Эпитеты «зеленеющие нивы», «пламень белый и летучий».

– В каких строках поэт использует аллитерацию для передачи своих впечатлений от наблюдения за грозой? Отметим наиболее показательные:

Ветра тёплого порывы,
Дальний г
ром и дождь порой...
И раскаты громовые
Всё се
рдитей и смелей.

– Какая часть речи в ней отсутствует во второй строфе стихотворения? Что автор этим хочет показать? (Глаголы. Они создают ощущение ожидания.)

– Как вы понимаете строки: «И в смятенье потонула вся смятенная земля»? Что значит «смятенная»? Подберите к этому слову синонимы. Что их роднит? Чем они отличаются друг от друга?

– Какое настроение вызвало у вас начало стихотворения?
(Грустное, печальное.)

- Меняется ли настроение на протяжении стихотворения?

– Как передаются в стихотворении ощущения, настроение?
(От неуверенности, смятения до радости.)

– Какой изображается природа в стихотворении?
(Живой, одухотворённой.)

Как стихотворение перекликается с эпиграфом нашего урока?
(В стихотворении природа тоже одушевленная, т.е. у нее есть душа.

^ 9. Природа в музыке. Ф.Лист «Гроза».



1. Слово преподавателя.

Услышать звуки природы, озвучить её помогает нам музыка. Прослушайте отрывок из пьесы венгерского композитора Ф.Листа «Гроза».

^ Звучит отрывок из пьесы «Гроза».

Пьеса «Гроза» входит в фортепианный цикл пьес под названием «Годы странствий», в котором автор передал впечатления от творений великих мастеров. В этом цикле Лист выразил свои размышления, создал картины природы.

  1. ^ Беседа с классом.

- Что вы услышали в этой музыке? Какой звучит природа?

– Каково звучание музыки, создающей образ грозы? (Громкое)

– Как предстает в музыке бегущий с горы поток? (Стремительное,быстрое движение музыки сверху вниз)

– С помощью каких средств музыкальной выразительности создаются пейзажные зарисовки в музыке? (Громкости звучания, скорости звучания)

- Подумайте, каким строкам стихотворения Тютчева соответствует эта музыка? С какими строками созвучна?

Природа живая, она говорит с человеком. Мы не просто слышим эти звуки, но в нашем воображении создаются картины природы.

^ 10. Природа в живописи. Картины И.И. Левитана.



^ 1. Слово преподавателя.

Очеловечивание природы, одухотворение природы, её яркость, динамичность, характерны и для русской живописной традиции, идущей от Левитана. Живопись, как и слово, – прекраснейшая возможность для человеческого общения, установления духовного родства. В отличие от литературы живопись воспринимается мгновенно, хотя любоваться ею можно до бесконечности. В том и состоит искусство, чтобы в одном, пусть даже небольшом, пейзаже передать гармонию мира, великую силу природы. В пейзажных полотнах Левитана нет изображения человека. Но своим лирическим восприятием художник очеловечивает природу. Краски его картин звучат ярко и насыщенно. Основную тональность придает освещение. Ярким примером этого является картина «Буря. Дождь» (1899).



  1. Беседа с классом.

- Что вы видите на картине?

- Какие краски преобладают?

Что объединяет все три произведения искусства?

11. Творческая работа.

Представьте, что вы оказались в весеннем лесу, поле, на лугу… Опишите ваши ощущения, чувства.

12. Рефлексия.

Какой вывод вы можете сделать на основе услышанного и увиденного? (Разные виды искусства своими средствами выражают чувства и мысли автора, создавая целостный образ природы).

Задание на самоподготовку: выучить стихотворение наизусть; выполнить задания в р.т.


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок по теме «Мир природы в лирике Ф. И. Тютчева, в музыке Ф. Листа и в картинах И. И. Левитана» iconУрок литературы в 5 классе Тема: Образы природы в русской литературе
Тема природы отражалась не только в поэзии, но и в музыке и живописи. Мы обратимся к репродукциям картин художников-пейзажистов И....

Урок по теме «Мир природы в лирике Ф. И. Тютчева, в музыке Ф. Листа и в картинах И. И. Левитана» iconУчитель: Ярошенко Г. П. Оу: моу сош «Перспектива» городского округа...
Мы с вами не раз на наших уроках обращались к теме природы. И сегодня наш урок внеклассного чтения посвящён теме природы: «Природа...

Урок по теме «Мир природы в лирике Ф. И. Тютчева, в музыке Ф. Листа и в картинах И. И. Левитана» iconУрок-проект Тема : Тема любви и творчества в лирике Ф. И. Тютчева
Цель: определить личностное отношение к проблеме творчества, к любовной лирике Ф. Тютчева

Урок по теме «Мир природы в лирике Ф. И. Тютчева, в музыке Ф. Листа и в картинах И. И. Левитана» iconЗадачи урока: познакомить студентов с ключевыми мотивами философской...
Мы рассмотрим одну, небольшую, но центральную тему в философской лирике Тютчева: мир, окружающий человека, и мир, скрытый в человеческой...

Урок по теме «Мир природы в лирике Ф. И. Тютчева, в музыке Ф. Листа и в картинах И. И. Левитана» icon«Философское осмысление лирики природы в поэзии Тютчева»
Учитель, осваивая с учениками поэзию Тютчева, сталкивается с множеством трудностей, которые зачастую приводят к упрощенному толкованию...

Урок по теме «Мир природы в лирике Ф. И. Тютчева, в музыке Ф. Листа и в картинах И. И. Левитана» iconУрок внеклассного чтения, посвященный любовной лирике И. С. Тургенева,...
Урок внеклассного чтения, посвященный любовной лирике И. С. Тургенева, Ф. И. Тютчева, и

Урок по теме «Мир природы в лирике Ф. И. Тютчева, в музыке Ф. Листа и в картинах И. И. Левитана» iconЛитература» тема: «Сергей Есенин. Тема природы в лирике. Анализ лирического произведения»
Такая форма позволяет преподавателю разработать систему вопросов и заданий, позволяющих не только осуществить усвоение знаний обучаемыми...

Урок по теме «Мир природы в лирике Ф. И. Тютчева, в музыке Ф. Листа и в картинах И. И. Левитана» iconФ. И. Тютчев Природа и человек в творчестве Ф. И. Тютчева
Ф. И. Тютчева, к воплощению им через меткие образы, музыку поэтической речи тайн жизни природы и человека, к восприятию поэтом...

Урок по теме «Мир природы в лирике Ф. И. Тютчева, в музыке Ф. Листа и в картинах И. И. Левитана» iconТема: Философская лирика Ф. И. Тютчева. «О, смертной мысли водомёт». Цели
Цели: знакомство учащихся с особенностями философской лирики Тютчева; развитие навыков анализа философской лирики; пробуждение интереса...

Урок по теме «Мир природы в лирике Ф. И. Тютчева, в музыке Ф. Листа и в картинах И. И. Левитана» iconТема урока: «Образы природы в поэзии и музыке». (4 класс)
Цель: Помочь раскрыть образ природы в поэзии и музыке. Способствовать развитию вокально – хоровых навыков, творческого воображения,...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
lit-yaz.ru
главная страница