Образовательная цель для учащихся




Скачать 135.52 Kb.
НазваниеОбразовательная цель для учащихся
Дата публикации02.11.2014
Размер135.52 Kb.
ТипУрок
lit-yaz.ru > География > Урок
Картины родной природы в творчестве поэтов, художников и композиторов 19 века. Защита проектов.

(интегрированный урок литературы, музыки,

изобразительного искусства)

Цели урока:

  1. Развивающая цель урока:

Развивать речь, интеллектуальную культуру, творчество, умение высказывать свою точку зрения и слушать товарищей.

  1. Воспитательная цель урока:

Воспитывать интерес к культуре и искусству, любовь к родному языку.

  1. Образовательная цель урока включает 2 составляющие:

Цель деятельности учителя и цель деятельности учащихся.

Образовательная цель этого урока для учителя:

Организовать совместную деятельность учащихся по изучению темы, систематизировать знания учащихся по теме,

Образовательная цель для учащихся:

Показать, в каких произведениях лирики, живописи, музыки нарисованы картины природы, дать анализ этим произведениям и оформить свои наблюдения в форме проекта.

Ход урока:

  1. Организационный момент

Зима недаром злится,

Прошла её пора-

Весна в окно стучится

И гонит со двора.

И всё засуетилось,

Всё нудит Зиму вон-

И жаворонки в небе

Уж подняли трезвон.

Здравствуйте, ребята. Я рада встрече с вами.

  1. Объявление темы и цели урока.

А начала я сегодня наш урок со стихотворения Ф.И.Тютчева не случайно. Ведь тема нашего урока «Картины родной природе в произведениях поэтов, художников и композиторов 19 века». В ходе урока мы обсудим произведения, в которых мастера слова, кисти и звука рисуют картины природы, выясним, каким настроением проникнуты этикартины, определим, какие средства помогают авторам произведений выражать это настроение. 3.Словарная работа.

Но почему именно этим стихотворением я начала наш урок? (А это стихотворение точно рисует картину за окном и передает настроение, царящее в природе.) Почему именно с поэзии Тютчева мы начали нашу беседу? (Тютчев – мастер пейзажной лирики) В творчестве этого писателя тема природы занимает центральное место. Тютчев – мастер пейзажной лирики. Обратимся к словарю. Дайте определение слов, помещенных на доске.

пейзаж

пейзажная лирика

художник – пейзажист

4.Вступительное слово учителя.

Наш разговор мы начнем с пейзажной лирики. Издавна в русской поэзии осень, зима, весна, лето означают нечто большее, чем обычные времена года. Они связаны с пробуждением и расцветом жизненных сил, настроениями радости и веселья, грусти и печали. Обладая даром, поэты через слово передают своё настроение. А помогают поэту передать это настроение средства художественной выразительности. Обратимся к словарю. Дайте определение этих средств выразительности.

Метафора

Эпитет

Сравнение

Олицетворение

Аллитерация

А.С.Пушкин и М.Ю.Лермонтов, Ф.И.Тютчев и А.А.Фет – это певцы родной природы, родной земли. Какие картины природы рисуют поэты 19 века в своих стихах? Какими настроениями проникнуты их стихи? Какие средства выразительности помогли поэту передать авторское настроение?

5. Защита коллективных проектов.

Проект № 1 «Картины родной природы в изображении поэтов 19 века.

Обратимся к группе ребят, работавших над проектом «Пейзажная лирика». И найдём у них ответы на эти вопросы.

Беличенко Дарья

  • В нашей группе, работая над темой проекта, мы поставили цель:

показать, как при помощи слова в стихотворении передаётся авторское настроение, какие картины природы рисуют поэты в своих стихах. И мы хотим передать это настроение в своём чтении. Мы исследовали в своем проекте творчество многих поэтов - авторов пейзажной лирики. Остановимся лишь на некоторых из них.

Дранишникова Валерия

  • Ф.И.Тютчев-бесспорный мастер пейзажной лирики. В центре многих его произведений картины родной природы. Вот одно из них «Есть в осени первоначальной…»

(чтение стихотворения наизусть)

Картина осенней природы, нарисованная поэтом, прекрасна. Между деревьями, усыпанными золотом, можно увидеть тонкую ажурную сеть. Это паучок расставил свои последние сети. Лучик солнца пробивается сквозь паутинку и в капельках росы играет всеми цветами радуги. Пашня отдыхает: она набирается сил для нового урожая. Всё в природе замирает и готовится ко сну.

Какие эпитеты использует Тютчев, чтобы показать нам, что осень – прекрасная пора?

Климова Дарья

  • Пейзажная лирика занимает большое место в творчестве Пушкина. Вот одно из его стихотворений, в котором он рисует зимний пейзаж: «Вот север, тучи нагоняя…»

(чтение стихотворения наизусть)

Я представляю морозный зимний день. Всё небо затянуто свинцовыми тучами, так низко опустившимися, что, кажется, они вот-вот заденут кроны деревьев. Минута-другая и пойдёт снег. И вот чудо! Тяжелые белые хлопья тихо опускаются на землю, накрывая её пушистым покрывалом. Проходит час-два, и всё вокруг становится белым. Небо проясняется, меняя цвет на нежно – голубой, появляются и первые лучи солнца. В них каждая снежинка переливается и искрится. Создаётся ощущение, что ты попал в сказочный мир.

Какой частью речи насыщено стихотворение? Почему? Какие метафоры использует Пушкин, говоря о зиме?

Шипилова Вероника

  • Картина весенней природы нарисована в стихотворении Н.А.Некрасова «Зелёный Шум». Вот отрывок из этого стихотворения.

( чтение стихотворения наизусть)

Весна – время пробуждения природы. Под теплым весенним солнышком набухают почки, зацветают цветы и деревья. Особенно красивы в это время сады. Цветущие сады похожи на наряд невесты: они так же торжественны во всём белом и нежно - розовом. А рядом берёзки, русские красавицы, распростёрли свои ветви, покрытые изумрудной зеленью. Всё оживает, просыпается, тянется к солнышку.

Какие строчки повторяются? Почему? Какое фонетическое средство языковой выразительности использует автор? Зачем?

Подведем итог. Достигли ли вы, ребята той цели, которую поставили перед собой , начиная работу над проектом?

Проект № 2 «Картины родной природы в произведениях художников 19 века».

Умение передавать своё настроение словами метко и точно – это талант. Поэт – художник слова. Меткости, точности слова следует учиться у мастеров слова.

Листья в поле пожелтели,

И кружатся, и летят;

Лишь в бору поникли ели,

Зелень мрачную хранят.

Так незамысловато, легко и точно пишет об осени М.Ю.Лермонтов. Обладая великим даром слова, Лермонтов был талантлив и в другом: он прекрасно рисовал. Поля его черновиков заполнены рисунками. Не стань поэтом, он обязательно стал бы художником-мастером кисти. Какие картины родной природы созданы мастерами кисти 19 века?Что помогает художнику передавать свое настроение? Мы обратимся ко второй группе «Художники - пейзажисты» для ответа на эти вопросы.

Красий Руслан

  • Перед своей группой мы поставили цель: познакомиться с творчеством художников - пейзажистов и найти точки соприкосновения живописи и литературы. В своем проекте мы отразили творчество нескольких художников – пейзажистов. При защите проекта мы остановимся на творчестве Левитана.

Клочок Инна

  • «Март» – самое мажорное произведение Левитана. Написано оно было в 1895 году. На картине показано преображение природы.

Природа преображается яркими красками, все цвета насыщены светом. Звонко и радостно звучат в контрасте желтые и голубые оттенки. Еще повсюду лежит снег, но весенним ликованием наполнена каждая деталь пейзажа. Разогретая солнцем стена дома будто излучает желтый свет, вспыхивающий повсюду золотыми бликами, согревающими холодные краски. Передний план картины наполнен движением: рельефные мазки передают и игру солнечных лучей, и рыхлость тающего снега. В природе словно происходит «смена декораций». Стволы тянущихся к солнцу деревьев располагаются симметрично, подобно кулисам. На дальний план, оттеснены пожухшие за зиму краски соснового бора. Взгляд растворяется во множестве впечатлений, но пригревшаяся на солнце сомлевшая лошадка останавливает внимание зрителя.

Наступление весны описано в стихотворении И.Бунина « Бушует полая вода…». Настроение ожидания обновления жизни объединяет эти произведения.
Бушует полая вода,

Шумит и глухо и протяжно.

Грачей пролетные стада

Кричат и весело и важно.

Дымятся черные бугры,

И утром в воздухе нагретом

Густые белые пары

Напоены теплом и светом.

А в полдень лужи под окном

Так разливаются и блещут,

Что ярким солнечным пятном

По залу «зайчики» трепещут.

Меж круглых рыхлых облаков

Невинно небо голубеет,

И солнце ласковое греет

В затишье гумен и дворов.

Весна, весна! И все ей радо.

Как в забытьи каком стоишь

И слышишь свежий запах сада

И теплый запах талых крыш.

Кругом вода журчит, сверкает,

Крик петухов звучит порой,

А ветер, мягкий и сырой,

Глаза тихонько закрывает.

Что помогает художнику выразить свое настроение в картине, нарисованной им?

Добровольская Анна

  • Очень точно зрительно передает красоту осеннего леса Левитан своим полотном «Золотая осень»

На картине изображена самая прекрасная пора - золотая осень. Как заворожённый, стоит таинственный лес. Разноцветные деревья роняют резные листья на зеркальную гладь реки. Гордая, царственная река, приняв роскошные дары, уносит их вдаль хрустальным потоком. Величественный берег покрыт золотом опавшей листвы. В воздухе стоит слегка уловимый терпкий аромат пожелтевшей травы, хвои и душистых листьев. Высокое голубое небо придаёт радостное и праздничное настроение. Мягкие, едва уловимые солнечные лучи придают пейзажу яркий и многокрасочный вид. Сказочную тишину таинственного безмолвия нарушает шум падающей листвы и сонное журчание реки.

Как же сильно созвучно по своему настроению с картиной Левитана стихотворение Бунина «Листопад».

ЛИСТОПАД

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Веселой, пестрою стеной

Стоит над светлою поляной.

Березы желтою резьбой

Блестят в лазури голубой,

Как вышки, елочки темнеют,

А между кленами синеют

То там, то здесь в листве сквозной

Просветы в небо, что оконца.

Лес пахнет дубом и сосной,

За лето высох он от солнца,

И Осень тихою вдовой

Вступает в пестрый терем свой.

Подведем итоги работы 2 группы. Достигли ли вы той цели, которую ставили перед собой, начиная работу с проектом?

Проект № 3 «Картины родной природы в изображении композиторов 19 века».

А я вновь обращаюсь к поэзии Ф.И.Тютчева.

Чародейкою Зимою

Околдован, лес стоит-

И над снежной бахромою,

Неподвижною, немою,

Чудной жизнью он блестит.

- Слышите музыку, которая льётся в этом стихотворении? А можно ли звуками нарисовать картину природы?

Обратимся к третьей группе: «Искусство звука»

Кузьмин Георгий

  • В нашей группе мы поставили цель: познакомиться с произведениями, в которых при помощи звука музыканты передают настроение родной природы.

Конечно же, мы обратились к творчеству П.И.Чайковского, ведь

П.И.Чайковский - певец красоты. Он умеет увидеть прекрасное в том, к чему мы обычно остаёмся равнодушны. Его творения помогают нам лучше понять родную природу, увидеть её прелесть. Интерес у нас вызвал сборник пьес «Времена года». Интересна история написания этого сборника. Издатель популярного  Петербургского  журнала   «Новеллист» Н.М.Бернард обратился к Чайковскому с просьбой написать двенадцать пьес - по числу месяцев в году - специально для  ежемесячного опубликования их в этом журнале в течение 1876 года.  Чайковский дал своё согласие. Когда пьесы  были  уже  написаны  Чайковским  и  отосланы в журнал, Бернард,  стремясь облегчить восприятие музыки,  дал ей поэтическое истолкование в виде стихотворных эпиграфов.  Композитор не возражал против эпиграфов и со времени первой публикации они остаются почти неотъемлемой частью цикла. Месяц за месяцем появлялись новые пьесы Чайковского.  Музыкальная публика с нетерпением ждала очередного номера.  Критика помалкивала, не снисходя до столь невинных «пустячков»,  а  сам композитор чем дальше,  тем больше понимал, что рано или поздно его новый фортепианный цикл займёт достойное  место  в  истории русской музыкальной литературы. Двенадцать пьес  цикла  созданы композитором как последовательный ряд картин русской природы и быта,  подчинённых естественному годичному круговороту тепла и холода, расцвета и увядания. Написанные  без  притязаний  на   виртуозность   блеск   и эффектность, они  отличаются пленяющей мелодической выразительностью и тонкостью фортепианного письма. Каждая отдельная пьеса представляет собой самостоятельную по характеру, вся цель которых воспринимается как задушевное, идущее от глубины сердца повествование о бесконечно дорогом и близком композитору. В своей группе мы поработали со всеми пьесами. Наше внимание сегодня мы остановим на двух, на наш взгляд, самих ярких

Бакуридзе Диана

Одна из самых излюбленных пьес цикла - элегическая  «Осенняя песня». (Октябрь) Осень в России всегда была порой, которую воспевали многие писатели, поэты, художники и музыканты. В ней видели и неповторимые красоты русской природы, которая осенью одевается в золотой убор, переливаясь своим пышным многоцветием. Но были и другие моменты осени - это унылый пейзаж, осеннее умирание природы и грусть по уходящему лету как символу жизни. Умирание в природе в канун зимы - это одна из самых трагичных и печальных страниц осенней жизни. “Осенняя песнь” занимает в цикле особое место. По своему трагическому колориту она является его содержательным центром, итогом всего повествования о русской жизни и жизни русской природы. Октябрь, “Осенняя песнь” - это песнь умирания всего живого. В мелодии преобладают грустные интонации - вздохи. В средней части возникает некоторый подъем, трепетное воодушевление, словно проблеснула надежда на жизнь, попытка сохранить себя. Но третий раздел, повторяющий первый, вновь возвращает к начальным печальным “вздохам”, и уже к совершенно безнадежному полному умиранию. Заключительные фразы пьесы как бы не оставляют никакой надежды на возрождение, на появление новой жизни. Вся пьеса - это лирико-психологическая зарисовка. В ней пейзаж и настроение человека слиты воедино.

Звучит пьеса «Октябрь. Осенняя песня»

Эпиграф к пьесе- стихи Алексея Толстого «Осень».

Осень. Осыпается весь наш бедный сад,
Листья пожелтевшие по ветру летят;
Лишь вдали красуются, там, на дне долин,
Кисти ярко-красные вянущих рябин.

Настроение музыки и настроение стихотворения едины.

Какие средства помогают композитору передать то настроение, которое владеет им?

Кузьмина Елизавета

  • В преддверии весны мы, конечно, остановимся на осенних пьесах.

Одна из них – «Апрель. Подснежник». Подснежник - так называются растения, которые появляются сразу после схода зимнего снега. Трогательно после зимней стужи, мертвой, безжизненной поры выглядят небольшие голубые или белые цветочки, появляющиеся сразу после таяния зимнего снега. Подснежник очень любим в России. Он почитается как символ новой нарождающейся жизни. Ему посвящены стихи многих русских поэтов. И эту весеннему цветку Чайковский посвящает одну из своих пьес. Пьеса "Подснежник" построена на вальсообразном ритме, вся проникнута порывом, взлетом эмоций. В ней проникновенно передано то волнение, которое возникает при созерцании весенней природы, и радостное, скрытое в глубинах души, чувство надежды на будущее и затаенного ожидания. В пьесе три раздела. Первый и третий повторяют друг друга. Но в среднем разделе нет яркого образного контраста, скорее, здесь некоторая смена настроений, оттенков одного и того же чувства. Эмоциональный порыв в заключительном разделе сохраняется до самого конца Послушайте ее.

^ Звучит пьеса «Апрель. Подснежник»

Настроение, переданное в пьесе , так близко настроению, переданному в стихотворении А.Н.Майкова «Апрель».

Голубенький чистый
Подснежник- цветок,
А подле сквозистый
Последний снежок.
Последние слезы
О горе былом
И первые грезы
О счастье ином...

Весеннее настроение, переданное в пьесе, поддерживают весенние цветы в нашем кабинете.

Удалось ли вам, ребята достичь поставленной цели?

6. Защита индивидуальных проектов.

Литература, живопись, музыка рисуют картины природы своими средствами: словом, красками, звуками. Но только в единстве этих видов искусства можно получить полное эстетическое наслаждение от искусства и, может быть, получит толчок к собственному творчеству

А теперь обратимся к тем индивидуальным проектам, которые создала наша четвертая группа.

  • Артемова Елена (называет тему, читает наизусть стихотворение, комментирует проект, читает собственное стихотворение).

  • Шипилова Вероника (называет тему, комментирует проект, показывает собственные картины).

7. Подведение итогов урока.

Итак, можно подвести итоги нашей работы. Те цели, которые поставили перед собой вы, ребята, достигнуты. А все вместе мы достигли цели нашего урока. Мы увидели, какие картины природы рисуют поэты, художники и композиторы в своих произведениях. Определили, каким настроение наполнены эти картины, что помогло авторам выразить это настроение. А главное, мы получили полное эстетическое наслаждение от общения с прекрасным и, воодушевленные этим прекрасным, сами попробовали себя в роли поэтов, художников. А итогом всей нашей работы стал коллективный творческий проект: «Картины родной природы в изображении поэтов, художников и композиторов 19 века».Этот проект будет дополнен еще лучшими индивидуальными проектами, выполненными вами. Эта коллективная работа будет отправлена на Всероссийский открытый конкурс научно-исследовательских работ «Первые шаги», где мы уже не раз принимали участие. И высшее оценкой нашей работы сегодня будет оценка работ жюри этого конкурса.

8. Задание на дом.

Прекрасна природа, изображенная мастерами. Так же прекрасна природа, окружающая нас, природа Кубани. Где еще можно увидеть безбрежные поля пшеницы, поля, полные больших цветов подсолнечника. Только у нас, на Кубани, такие прекрасные и такие разнообразные пейзажи. А как изображена природа Кубани в творчестве наших , кубанских, поэтов, художников? Нашла ли эта тема свое отражение в кубанском фольклоре? Это вопросы, которые мы обсудим в нашем следующем проекте. Выберите вопрос, интересный для вас. Поставьте перед собою цель. Подбирайте материал, который поможет вам в достижении поставленной цели. Обращайтесь в библиотеку, пользуйтесь возможностями сети ИНТЕРНЕТ. Можно объединиться в группы. Ищите, выбирайте, творите.

А закончить наш урок сегодня я хочу стихами, стихами о природе. Их автор – ваш первый учитель Сычева Н.И..

Кубань моя – жемчужина России!

Люблю простор твоих полей,

Ввысь устремленные вершины

Зеленых стройных тополей.
Я здесь дышу цветочными лугами,

Любуюсь синью легких облаков,

И моря теплого игривыми волнами,

И ключевой прохладой родников.
Колосья, туго налитые,

И аромат цветов, и пенье птиц,

Подсолнухи, как солнце, золотые,

Цветущие сады станиц.
Спасибо за урок. До свидания.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Образовательная цель для учащихся iconУрока: Образовательная
Образовательная: выявление уровня знаний и навыков учащихся по основным видам речевой деятельности, включая самостоятельную работу...

Образовательная цель для учащихся iconПраздник Рождества для начальной ступени изучения немецкого языка....
Образовательная: Углубление социокультурной компетенции учащихся, знакомство их с обычаями и традициями Германии

Образовательная цель для учащихся iconЛитературно-музыкальный утренник для учащихся 5-7 классов
Цель: художественно-эстетическое воспитание учащихся, развитие творческих способностей, речевой культуры учащихся

Образовательная цель для учащихся iconОбразовательная программа внеурочной деятельности для учащихся начальной...
Научно-методическое обеспечение и экспертиза занятости учащихся во внеурочное время

Образовательная цель для учащихся iconОбразовательная
Цель: образовательная сформировать умение определять морфологические признаки существительного и делать морфологический разбор

Образовательная цель для учащихся iconОбразовательная программа: «Русская оперная классика как развитие...
Образовательная программа предназначена для общеобразовательных школ и учреждений дополнительного образования детей

Образовательная цель для учащихся iconПрофессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет- конкурс
Образовательная цель: расширить кругозор и повысить общую и речевую культуру учащихся

Образовательная цель для учащихся iconВнеклассное мероприятие по английскому языку среди учащихся 5 классов
Образовательная цель– формирование умений диалогической речи по теме: «Мы путешествуем», закрепление структуры To be going to совершенствование...

Образовательная цель для учащихся iconКвн для учащихся 9 классов
Цель: активизация процесса формирования психологической готовности учащихся к профессиональному самоопределению

Образовательная цель для учащихся iconПояснительная записка дополнительная образовательная программа «Музейная азбука»
...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
lit-yaz.ru
главная страница