Конспект урока по окружающему миру




Скачать 109.95 Kb.
НазваниеКонспект урока по окружающему миру
Дата публикации03.11.2014
Размер109.95 Kb.
ТипКонспект
lit-yaz.ru > География > Конспект
Конспект урока

по окружающему миру
Тема: «Зима»

Цель – систематизировать знания детей.

Задачи:

  1. Формировать систему знаний о предметах и явлениях природы, о взаимоотношениях между ними.

  2. Подвести итоги изучения темы «Зима»

  3. Сделать вывод об изменениях в живой и неживой природе зимой.

  4. Воспитывать у детей любовь к природе.

  5. Формировать систему знаний об укреплении и охране здоровья.

  6. Расширять словарный запас учащихся.

  7. Развивать внимание, речь, наблюдательность детей, их фантазию и любознательность.

  8. Осуществлять взаимосвязь предметов: окр. мира, чтения и др.


Ход урока.

I.Организация класса.

II. Начало урока. Повторение.
Что мы изучаем на уроках окружающего мира? (Природу)

Чтобы изучать природу, что надо уметь делать? (Наблюдать)

Что значит наблюдать?
^ Наблюдать - это значит, внимательно изучать что–либо.
На уроках окружающего мира мы наблюдаем за природой.

Что такое природа?
Природа – все существующее на земле, но не созданное, как правило, руками человека.
На какие части можно разделить природу?

Приведите примеры неживой природы.

Что составляет живую природу?

Что относится к растениям?

На какие группы можно разделить всех животных?
^ III. Объявление темы урока. Обобщение наблюдений за погодой.
СЛАЙД 1.

СЛАЙД 2.
Кто написал это стихотворение? (И.З.Суриков)

О чем оно?

Как догадались?

Посмотрите на картинку. Докажите, что на ней изображена зима.

Сегодня мы с вами вспомним все, что знаем о зиме.
^ УЧЕНИКИ ПОЛУЧАЮТ КАРТОЧКИ.
Об изменении погоды во время зимы расскажет……..
Мы с вами говорили о том, что существует 2 срока наступления зимы: календарный и фенологический.

Когда наступает зима по календарю? (1 декабря)

Назовите зимние месяцы.
СЛАЙД 3.

СЛАЙД 4.

СЛАЙД 5.
Вспомните, сколько дней в каждом месяце. (Декабрь – 31, январь – 31, февраль – 28(29))

Какой день самый короткий зимой, а ночь длинная? (22 декабря)
^ IV. Фенологические признаки наступления зимы.
Давайте вспомним, какие признаки наступления зимы мы знаем.

Назовите главный признак наступления зимы. (Похолодание)

В чем это проявляется?
СЛАЙД 6.

СЛАЙД 7.

СЛАЙД 8.

СЛАЙД 9.
Именно эти признаки влияют на изменения в неживой и живой природе.

С приходом зимы мы встречаем зимних гостей: холодных, морозных, снежных.

РАЗГАДЫВАНИЕ КРОССВОРДА.


о

т

т

е

п

е

л

ь







п

о

з

е

м

к

а







х







у

з

о

р







г

о

л

о

л

е

д







с

о

с

у

л

ь

к

а




л

е

д







б

у

р

а

н







с

н

е

г







и

н

е

й







м

е

т

е

л

ь







  1. Оттепель – незначительное потепление в течение небольшого времени.

  2. Поземка – низовая метель.

  3. х

  4. Узор – разводы замерзшей воды на окнах, обычно после оттепели.

  5. Гололед – покрытие дорог льдом.

  6. Сосулька – У нас под крышей белый гвоздь висит.

  7. Лед – твердое состояние воды.

  8. Буран – сильнейший ветер со снегопадом.

  9. Снег – Пушистый ковер не руками ткан, не шелками шит,

при солнце, при месяце серебром горит.

10. Иней – на деревьях и на крышах – налет из снега и льда поздней осенью и ранней весной.

11. Метель – сильный ветер со снегом, снег поднимается с земли.
Какое слово получилось?
Сделаем вывод: похолодание – основной признак наступления зимы. В связи с похолоданием происходят изменения в живой и неживой природе.
ОТВЕТЫ ПО КАРТОЧКЕ №1.


КАРТОЧКА №1.

  • Назовите главный признак наступления зимы.

  • Как изменилась зимой река? Почему?

  • Почему зимой чаще идет снег, а не дождь?

  • В какую погоду легче всего лепить снеговика?


^ V. Растения зимой.
Несмотря на то, что вместе с зимой приходят к нам метели, вьюги, бураны, все дети ждут наступления этого времени года и говорят ласково:

Здравствуй, гостья – зима!

Зимушка – зима!

Почему все дети ее любят?
СЛАЙД 10.

СЛАЙД 11.

СЛАЙД 12.

СЛАЙД 13.

СЛАЙД 14.

СЛАЙД 15.

СЛАЙД 16.

А вот, что приносит зима растениям, животным, птицам, об этом мы сейчас поговорим.
СЛАЙД 17.
Посмотрите, как изменился вид леса зимой по сравнению с осенью?

Что мы узнали о том, как зимуют лиственные растения? (Со спящими почками)
РАССМАТРИВАНИЕ ВЕТКИ С ПОЧКАМИ.

Когда проснутся почки? (Весной)

Кто их разбудит? (Влага и солнце)

Почему они не замерзают зимой?

Как зимуют хвойные растения?

Почему?

А что мы знаем о травянистых растениях?

Как они живут под снегом?

Почему они не замерзают?
^ Сделаем вывод: разные растения приспосабливаются к зимним холодам по-разному.
Отгадайте загадку, о каких растениях она написана:

Зимой и летом одним цветом.

(Хвойные и комнатные растения)

Перечислите, знакомые вам, хвойные растения. ( Ель, сосна, пихта, лиственница).

Какое растение зимует без хвои? (Лиственница)

Почему комнатные растения не сбрасывают на зиму листья?

Почему они всегда зеленые и даже цветут зимой?


КАРТОЧКА №2.
Назови комнатные растения, которые есть в нашем классе.



^ VI. Птицы и насекомые зимой.
Мы с вами знаем, что в природе все связано, если изменяется что-то одно, то сразу же меняется еще что-то.

В связи с тем, что наступило похолодание, изменилась жизнь птиц. Почему?
Что это? ПОКАЗ КОРМУШКИ.

Для чего она нужна?
Дети читают свои рассказы о кормушках для птиц.
А сейчас я вам прочитаю рассказ о своей кормушке, а вы отгадаете, какие птицы прилетали ко мне в гости (изображение каждой названной птицы помещаю в кормушку):
ГОСТИ НА КОРМУШКЕ.


  • Положила я в птичью кормушку ветку сушеной рябины, крошки хлеба, пшена, подвесила небольшие кусочки сала и стала наблюдать. Сначала шумной стайкой прилетели небольшие серенькие птички. Они весело чирикали и клевали крошки хлеба и пшена.

Кто это? (Воробьи).

  • За ними прилетели птички с желтыми грудками и черными галстучками. Они тоненько попискивали и забавно сидели на шнурке, на котором висели кусочки сала.

Кто это? (Синицы).

  • Когда на кормушке осталась одна рябина, птицы разлетелись. И тогда к ней подлетели пушистые серовато-бурые птицы с красными грудками. Концы хвоста, крыльев и голова были у них черно-синими, а на крыльях – белые полоски. После их посещения, ягод на ветке не осталось.

Кто это? (Снегири).

  • После всех к корму подлетели две крупные, почти черные птицы, которые своими крупными любопытными глазками оглядели все вокруг, увидели на снегу рассыпанные крошки, подобрали их и с криком «гал-гал» улетели на крышу соседнего дома.

Кто это?

Как, одним словом, называются эти птицы? (Зимующие).


КАРТОЧКА№3.

  • Чем питаются зимующие птицы?

  • Где ты видел этих птиц?

  • Чем они были заняты?

  • Почему они прилетели к жилью человека?

  • Какие птицы выводят птенцов зимой? Почему?

  • Какие птицы делают запасы?





СЛАЙД 18.
Почему перелетные птицы улетают в теплые края? (Улетают насекомоядные и птицы водоемов).
^ Сделаем вывод: Как птицы приспособились к холоду и как они спасаются от голода?
VII. Дикие животные зимой.
Да, ребята, трудно приходится зимой птицам. Но бедствуют не только они. Тяжело переживают холодные времена и дикие звери.
Каких животных называют дикими?

^ Дикий зверь – это неприрученное живое существо, обладающее способностью двигаться и чувствовать.

Перечислите их.
Разные животные по-разному устраиваются к условиям трудной жизни в зимнее время. Если бы животные умели говорить, то они, наверное, рассказали бы нам многое о своей лесной жизни.

Сейчас мы прочитаем письма из леса, и вы попробуете отгадать, какое бы животное могло бы написать его. (Читают дети в костюмах животных).
«ПИСЬМА ИЗ ЛЕСА»
ПИСЬМО №1.

Холодной зимой по снегу бегать неудобно, а вот с горки хорошо, можно даже кувырком. Только и успевай побыстрее бегать то от лисы, то от волка. Хорошо еще шубка спасает. А из леса уходить нельзя, ведь я питаюсь корой деревьев. (Заяц).
ПИСЬМО №2.

Нет в лесу ни орехов, ни желудей, ни грибов. Зима ведь. Но я запасала их летом, а теперь отыскиваю запасы. А гнездышко у меня построено из веточек, мха прямо на дереве или в дупле. У меня гнездышки в разных местах. (Белка).
ПИСЬМО №3.

А вот я ничего не запасала. Приходится бегать по лесу, по полю снег обнюхивать. У меня очень острый нюх, зрение и слух. Больше всего я радуюсь, когда найду мышку. Но чтобы наесться, нужно поймать целых 20 мышей. Трудновато. (Лиса).
ПИСЬМО №4.

Ночью я прячусь в укрытие – это прямо яма в лесу. Из убежища у меня видна только голова и спина. Но мне не холодно, ведь у меня густая шерсть. А вот днем бродить по снегу трудно – ноги проваливаются. (Лось).
Какое письмо могли бы написать эти животные?

СЛАЙД №19.

ПИСЬМО №5.

Мы приготовили себе теплые зимние жилища и ложимся спать до весны. Мы вас не трогаем, и вы нам дайте отдохнуть спокойно. (Медведь, барсук).



КАРТОЧКА №4.

Вставь пропущенные слова в рассказ:

Пришла зима. Спрятались под снег травы, замерзли деревья. Но жизнь в лесу продолжается. Видны на снегу заячьи следы. Зимой заяц часто обгрызает………………………… . Он разгребает снег передними лапами в поисках…………………….. . Пробегает по лесу, принюхивается лисица. Она старается учуять под снегом ……………………. . Пискнет под снегом норушка – лисица тут как тут. Рывок передними лапами - и охотница уже держит в зубах добычу. А вот и кабаны. Раскопали снег, разрыли землю – ищут ……………………….. . Медведь зимой спит в ………………………. . За лето и осень он накопил много ……………………. . Зима ему не страшна. На дереве непрерывно стучит клювом ……………….. . Внизу разбросаны растрепанные еловые шишки. Это дятел достал из них …………………… .




Сделаем вывод: как разные животные живут зимой:

  1. Изменяют зимой окраску:

  2. Делают на зиму запасы:

  3. Впадают в спячку:

  4. Охотятся:


VIII. Домашние животные зимой.
Но не всем животным приходится трудно зимой.

Какие животные так же, как и летом, всегда сыты и находятся в тепле? (Домашние).

Почему люди заботятся о домашних животных?

Какие же все-таки изменения происходят в жизни домашних животных?

Зимой у многих домашних животных появляются детеныши. Давайте назовем их:

Работа по учебнику.

Назовите взрослых животных и молодняк.

У коров - телята, у свиней - поросята, у овец – ягнята, у коз – козлята, у кошек - ……, у собак - ……. .
^ IX. Труд людей зимой.

Зимой у людей много забот, связанных с содержанием животных.

И вообще человеку зимой приходится много трудиться, особенно в деревне.
Расскажите о:


КАРТОЧКА №5.

О задержании снега на полях.




КАРТОЧКА №6.

Об уборке снега в городе.




КАРТОЧКА №7.

О ремонте техники.




КАРТОЧКА №8.

О хранении овощей, фруктов, зерна.




КАРТОЧКА №9.

О работе в садах.


(Ученики получают карточки и без предварительной подготовки рассказывают).
^ Х.Охрана здоровья зимой.

Итак, мы видим, ребята, что зима – трудное время для животных и даже человека. И не только потому, что много забот и хлопот, а еще и потому, что зимой надо бережнее относиться к своему здоровью, т.к. именно зимой мы чаще болеем.
СЛАЙД 20.

СЛАЙД 21.

Давайте прочитаем памятку, в которой говорится о том, что нужно делать, чтобы сохранить здоровье и не болеть. ( Работа по учебнику).
Если вы будете хотя бы немного выполнять эти правила, то они смогут уберечь вас от болезней, и вы будете всегда здоровыми и веселыми.

Расскажите, что вы делаете для закаливания своего организма.
Х.Итог.
О чем говорили на уроке?

Какие выводы сделали?
СЛАЙД 22.
Что бы еще больше узнать о природе, о жизни растений и животных, нужно читать книги и спец. журналы.

В качестве д/з: познакомиться с произведениями

В.В.Бианки «Лесная газета»

Н.Сладкова Капли солнца»

Журналом «Юный натуралист»

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Конспект урока по окружающему миру iconУрока по Окружающему миру и развитию речи в 4-в классе на тему: «Мои...
Конспект открытого урока по Окружающему миру и развитию речи в 4-в классе на тему

Конспект урока по окружающему миру iconКонспект урока по окружающему миру по теме: «Здоровье человека важнейшее богатство»
Конспект урока по окружающему миру по теме: «Здоровье человека – важнейшее богатство»

Конспект урока по окружающему миру iconКонспект урока по окружающему миру в 4 классе «Б». Тема урока: «Здоровье...
Цели урока: познакомить с основами здорового образа жизни; информировать учащихся об угрожающих и разрушительных действиях вредных...

Конспект урока по окружающему миру iconПробный конспект урока в соответствии с требованиями фгос (Егорова...
Цель урока: развитие эстетического отношения к окружающему миру и к родному языку

Конспект урока по окружающему миру iconКонспект урока по окружающему миру в 3 классе умк «Гармония»
Цель: Создать условия для целостного представления о выделительной системе организма

Конспект урока по окружающему миру iconУрок по математике и окружающему миру во 2 классе
Воспитывать самостоятельность, внимательность, бережное отношение к окружающему миру

Конспект урока по окружающему миру iconКонспект урока по окружающему миру в 4 классе. Тема: Пустыни
Познакомить с географическим положением зоны пустынь, её особенностями, растениями и животным миром, деятельностью людей

Конспект урока по окружающему миру iconКонспект урока по окружающему миру «Перспективная начальная школа»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №1 г. Юрьев-Польского»

Конспект урока по окружающему миру iconКонспект урока по окружающему миру в 3 классе с использованием приемов исследовательской работы
Цель: Создать условия для целостного представления о составе крови и ее функции в организме; о системе кровообращения

Конспект урока по окружающему миру iconКонспект открытого урока по окружающему миру 4 класс по учебнику...
Составила: Л. Н. Кравцова – учитель начальных классов высшей кваликафикационной категории



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
lit-yaz.ru
главная страница