Литература. Тип урока систематизация и обобщение знаний по курсу «Растения» 6 кл




Скачать 140.71 Kb.
НазваниеЛитература. Тип урока систематизация и обобщение знаний по курсу «Растения» 6 кл
Дата публикации03.11.2014
Размер140.71 Kb.
ТипЛитература
lit-yaz.ru > География > Литература
Урок – экскурсия

«Весенние цветы – неповторимое творение природы».
Интегрированное занятие - биология, экология, литература.

Тип урока – систематизация и обобщение знаний по курсу «Растения» - 6 кл.

Форма проведения – экскурсия.

Важной формой обучения биологии являются экскурсии, на которых устанавливаются связи теории с практикой, привлекается внимание учащихся к природным явлениям, которые малодоступны изучению в классе. Велика роль экскурсий в эстетическом и экологическом воспитании учащихся. Общение с природой на экскурсиях способствует эмоциональному восприятию знаний, убеждает в необходимости защиты растений и животных от вредных воздействий человека. Перед экскурсией с учащимися проводится инструктаж, знакомство с правилами поведения в природе.

Методы:

- словесные (беседа, самостоятельная работа с литературой);

- наглядные (демонстрация натуральных природных объектов, наблюдение);

- практические (лабораторная работа «Первоцвет»).
Цель: познакомить учащихся с растениями – первоцветами своей местности, их строением. Научить применять полученные знания в курсе «Растения» на практике. Показать красоту родной природы.
Задачи:

Образовательная – изучение первоцветов своей местности, углубление представлений о строение цветковых растений на основе наглядного природного материала.

Развивающая – развитие познавательного интереса к биологии растений, наблюдательности, творческих способностей учащихся, умений практического применения теоретических знаний.

Воспитательная – воспитание бережного отношения к природе, чувства прекрасного, любви в родному краю, экологического сознания, совершенствование навыков общения.

Подготовительный этап: распределяются роли экскурсоводов – богиня Флора, лесные нимфы. Экскурсоводы под руководством учителя готовят материал о первоцветах своей местности, правилах поведения в природе, изучают стихотворения о цветах. Всем учащимся даётся задание повторить материал по теме «Строение цветковых растений».

^ Ход экскурсии.
Весна, весна кругом живет и дышит
Весна, весна кругом со всех сторон.

(М.Исаковский)

Учитель биологии. Апрель месяц. Последние пятна снега исчезли еще в марте. Появляются свежие зеленые травинки, набухают почки на деревьях. Все новые и новые голоса птиц вливаются в птичий хор.

Проводится викторина, в ходе которой учащиеся повторяют материал о растениях изученный в течение учебного года.
- Какие же изменения происходят с растениями весной? (они просыпаются, расцветают).

- Назовите основные органы цветочного растения. (Корень, стебель, лист, цветок, на месте которого образуются плоды с семенами).

- Какие условия необходимы для нормальной жизнедеятельности растений: (Солнце, тепло, вода, хорошая почва – именно эти условия наиболее благоприятны для растений весной).

- Какой орган растений включается в работу первым? (Корень. Земля прогревается, подземные воды становятся теплее, клетки зоны корневых волосков начинают поглощать воду с минеральными веществами, которая по проводящим сосудам стебля поднимается к почкам).

- Что такое почка? (Почка – это зачаточный побег).

- Какие бывают почки? (Почки бывают листовые - вегетативные и цветочные - генеративные. Цветочные почки более крупные).
- Почему воздух весной становится чище? (В зеленых листочках происходит процесс фотосинтеза, при котором в окружающую среду выделяется кислород).

- Какое вещество отвечает за этот процесс и одновременно придает листьям зеленый цвет? (Хлорофилл).
На сегодняшнем уроке мы познакомимся с цветами, которые можно встретить в весеннем лесу, и выполним лабораторную работу.

А помогут вам в этом царица природы Флора и её помощники, лесные Нимфы.

Флора. Как только начинает пригревать тёплое весеннее солнышко, таить последний снег, на проталинах появляются первые весенние цветы – это первоцветы. Трудно представить свою жизнь без цветов. Они дают ощущение радости, счастья, чистоты, красоты. 

Всю жизнь цветы не оставляют нас

Красивые наследники природы.

Они заходят к нам в рассветный час,

В закатный час заботливо заходят.

Они нам продлевают радость встреч,

Откладывают время расставанья.

Мы душу, и сердца должны беречь

От хищных рук, от зла и прозябанья.

Среди цветов смягчаются сердца, распускаются нежность и доброта в душах людей. Цветы – сама жизнь. Они сопровождают человека от рождения до смерти, дарят нам хорошее настроение, помогают в грустные минуты. «Светлеет грусть, когда цветут цветы» - сказал известный поэт Николай Рубцов. Пусть  улыбка озаряет наши лица при виде нежного хрупкого цветка, а на сердце становится легко и спокойно. Сейчас лесные нимфы познакомят вас с первыми весенними цветами.

Нимфа 1. Первоцветы любимы и почитаемы у всех народов. Древние греки считали первоцвет лекарственным цветком Олимпа. Англичане брали его с собой в дорогу в качестве талисмана. У многих славянских народов первоцветы почитались как золотые ключи, отпирающие лето. О происхождении растения существуют много легенд. По одной из них, апостол Петр, которому были доверены ключи от рая, узнал однажды страшную весть о том, что отверженные духи подделали ключи к райским вратам. От испуга апостол выронил хранимые ключи. Упали они на землю, и вырос в этом месте нежный цветочек, как вечное напоминание о случившемся. В западных областях России первоцвет именуют просто "ключики". По одному датскому народному сказанию, в первоцвет превращена сама принцесса эльфов. Очутившись на земле, она полюбила прекрасного юношу и осталась среди людей, забыв о своей воздушной родине. В наказание принцесса была превращена в примулу, а ее возлюбленный в анемон, который в одно время с ней цветет и отцветает. В цветках первоцвета, по английским преданиям, прячутся добрые гномы. И если весенней лунной ночью выйти на лесную поляну, то можно услышать, как из каждого цветка, украшенного жемчужинами росы, доносится мелодия пробуждающейся жизни и любви. Род первоцвета (Primula) из семейства первоцветных (Primula-сеае) включает в себя около полутысячи видов, распространенных в умеренных, холодных и субтропических районах северного полушария. Большинство видов являются растениями альпийских лугов. Все они ранние цветы, поэтому многие не точно называют их "подснежниками". Кстати, и латинское название рода происходит от слова prima-первый. В России произрастает несколько десятков видов этих растений.

Нимфа 2.

«Царице эльфов я служу,
В кружки волшебные вяжу
Траву полян, где первоцвет
Желтеет, в золото одет,—
Златая гвардия царицы.
И этот праздничный наряд
Рубины — пятнышки кропят,
И в пятнах аромат гнездится…»
Вильям Шекспир, «Сон в летнюю ночь»

Я рассажу вам о беленькой ветренице. Мы любуемся ею, она — первый цветок весны. Мы называем подснежником, как и остальные белые первоцветы, но на самом деле это — ветреница.



Эти нежные цветочки знакомы всем. И любимы всеми. Они умиляют и радуют — с ними приходит долгожданная весна. Еще довольно холодно, снег не везде сошел, ветрено, а первоцветы уже повыскакивали на полянах и в лесах. Беленькая ветреница, одна из самых ранних. Мы любуемся ею, она — первый цветок весны. Мы называем ее подснежником, как и остальные белые первоцветы, но на самом деле это — ветреница. На верхушке каждого стебелька сияет, как маленькое солнышко, ярко-желтый венчик. Цветки ветреницы быстро увядают и на их месте образуются мелкие плодики, собранные в маленький пушистый шарик. Никогда вы не найдете ни одной ветреницы где-нибудь на открытом лугу, на поле. Неразрывными узами связано это растение с древесной растительностью. Вырубаются леса – исчезают и ветреницы. Зато там, где поселился лесок, наверное, найдется и это растение. В лесу оно чувствует себя прекрасно.

Если раскопать вокруг ветрениц землю, станут, видны корневища, идущие в разных направлениях. Каждая группа ветрениц обычно состоит из потомства одного растения. Корневище служит ему органом размножения. Оно ветвится, разрастается с одного конца, а с другого постепенно отмирает. В результате получается несколько отдельных растений.

Одним из первых появляется и гусиный лук. Гусиный лук, или желтый подснежник. Народные названия: гусятник желтый, желтый подснежник, гадючий лук, желтоцвет. Когда-то гусиного лука по лугам и лесным полянам было очень много. Старые люди рассказывают, что на эти луга и поляны по весне всегда опускались стаи диких гусей, чтобы передохнуть здесь после трудной дороги и пощипать всходы лука, который они очень любили... Вот откуда и сложилось полное имя этого ранневесеннего цветка - гусиный лук. И верно, стоит появиться первым цветкам гусиного лука, как тут же высоко-высоко в небе появляются стаи перелётных гусей, летящих весной с юга на север, на свою родину.



Гусиный лук (Gagea) - небольшой род маленьких растений семейства лилейных; низкорослое многолетнее луковичное травянистое растение с шестью мелкими желтыми цветками и маленькой луковкой от 8 до 15 см высотой. Это самые мелкие растения в подсемействе лилейных - высотой от 3 до 35 см. Цветки собраны букетиком на невысоком стебельке. А рядом со стебельком поднимается из земли один -единственный длинный и узкий листок. Листочки околоцветника 13 -18 мм длины, снаружи зеленоватые, тычинки вдвое короче околоцветника. Плод - шаровидная коробочка. К вечеру и в непогоду соцветия плотно закрываются, а поскольку лепестки с внешней стороны зеленоватые, они становятся незаметными для глаза. Плоды созревают в мае-июне.

Желтый подснежник цветет рано весной в апреле. Их желтые звездчатые цветки покрывают весной горные луга, щебнистые склоны и трещины скал, встречаются в степи, иногда на засоленной почве и на известняках, отдельными куртинами в лиственных лесах и на газонах в парках или, как сорняки, в посевах.

Вместе с потепление начинает расти Нимфа 3. Вместе с потепление начинает расти первоцвет весенний — многолетнее растение. Его морщинистые листья покрыты пушком с обеих сторон и собраны в розетку. Из цветка розетки вырастает стебель высотой 25 – 30 см.



На самой верхушке стебля — желтое зонтиковидное соцветие. Цветет с апреля по июнь, цветы первоцвета приятно пахнут. В народе первоцветы называют «баранчиками».

Целебные свойства первоцветов были известны еще в древности. В народной медицине этих цветов всегда широко применялись при лечении заболеваний дыхательных путей, ревматизма, бессонницы. Цветки первоцвета заваривают как чай — они служат и как потогонное средство, и успокаивают нервную систему, помогут при простудных заболеваниях (гриппе) как мочегонное. Препараты примулы усиливают желудочную секрецию, повышают обмен веществ. А еще из листьев первоцветов можно готовить салат, суп, даже приправы к мясу. Особенно полезны такие блюда весной, когда организму необходимы витамины.

Проходя по улицам нашего посёлка, почти везде, можно встретить «маленькие солнышки» одуванчиков.



Одуванчик — повсеместно распространенный сорняк. Он же — ле­карственное растение с широким спектром действия.

Многолетнее растение 10— 30 см, с розеткой прикорневых зубчатых или нелистораздельных листьев и безлистным цветочным стеблем (стрелкой); корзинки одиночные с желтыми язычковыдными цветками с расположенными в один ряд и загибающимися вниз зелеными листочками обертки, вдвое более короткими, чём внутренние; плод — семянка с хохолком.

В качестве лекарственного сырья используются корень, цветки и ли­стья. Одуванчик обладает желчегонным свойством и очень полезен при болезнях печени. Одуванчик промывает почки, а также выводит токсины из печени.

^ ЛЕКАРСТВЕННЫЕ СВОЙСТВА

Одуванчик дренирует печень и желчные протоки, облегчая, таким об­разом поступление желчи в двенадцатиперстную кишку, активизирует выделение желудочного сока и облегчает пищеварение, улучшает крово­обращение и работу почек, действует как мочегонное, понижает уровень глюкозы в крови в начальной стадии сахарного диабета, очищает кровь, обладает противогнилостным свойством, помогает при цинге, выводит из организма избыточное количество ионов натрия и калия, улучшает аппетит, снимает спазмы в желчных протоках и желчном пузыре.

Нимфа 4. К первоцветам также относятся всем известные мать –и – мачеха и медуница.

Мать-и-мачеха, кто не знает этого растения? Невысокий цветонос, покрытый бурыми чешуйками и золотисто-оранжевое соцветие, похожее на одуванчик. Оно зацветает одним из первых. Цветок заложился еще с осени, и теперь требуется совсем немного теплых погожих дней, чтобы бутоны раскрылись. Но листьев еще и в помине нет, они развиваются только после цветения. Прикорневые, сидящие на длинных черешках. Сверху листовая пластинка зеленая, голая и кажется холодной. Это – «мачеха». А нижняя поверхность листа покрыта беловатым войлоком. Она мягкая, нежная – «мать». Плоды мать-и-мачехи – ребристые семянки – созревают к началу лета. Интересно, что семена этого растения могут прорастать уже через несколько часов после попадания на землю.


Родовое латинское название мать-и-мачехи – Tussilago – переводится как «действующее от кашля» и вполне оправданно: с давних пор отвар ее листьев применяют при кашле, бронхитах, катарах легких.

Медуница.




Медуница – в наших лесах, пожалуй, не сыщешь травки, которая отличалась бы таким разнообразием окраски венчика. Цветки медуницы бывают пурпурными и лазоревыми, фиолетовыми и синими, голубыми и розовыми. Доля синего оттенка увеличивается со временем. Едва раскрывшиеся цветки розовые или бледно-пурпурные, они богаты сладким нектаром и привлекают к себе пчел. Медуница, медунчик – не зря ведь получило растение такие названия. Мед из его цветков действительно превосходный – вкусный и ароматный. Однако уже через несколько часов после распускания венчика в нем происходят химические изменения: клеточный сок лепестков из кислого становится щелочным, лепестки синеют. «Синецветная» медуница уже неинтересна насекомым-опылителям, поскольку содержит очень мало нектара. Если появится желание собрать букет из этого растения – остановитесь! Цветы эти быстро вянут и в результате оказываются выброшенными. После созревания и рассеивания семян весенние цветоносные побеги медуницы отмирают. Летом у растения появляются другие побеги, с широкими овальными листьями.

Еще одно название медуницы – «легочница». Издавна ее применяли для избавления от всяких хворей. И, прежде всего от простуды и катаров верхних дыхательных путей. Нежные молодые листочки медуницы содержат большое количество витамина С. В Англии, например, медуницу разводят на специальных плантациях и используют при приготовлении салатов.

Нимфа 5. Очень красивы примула, хохлатка и ландыш.

Примула. «Золотыми ключами весны» называют первоцветы весенние, или примулы (Primula). Трубчатые золотисто-желтые цветки, собранные в соцветия зонтики, действительно можно принять за связку диковинных ключей. «Ключей», открывающих дверь к погожим весенним дням. Но, вопреки своему названию, эти первоцветы зацветают не самыми первыми. Уже качают нежными венчиками ветреницы, мать-и-мачеха, а примулы только обзаводятся листьями. Довольно крупные, собранные в прикорневую воронку, морщинистые и неровные, они очень напоминают шкуру кудрявого барашка. Отсюда еще одно название этого растения – «баранчики». Цветки же у примул появляются лишь в мае.
Молодые листья примулы содержат большое количество витамина С. Достаточно съесть их несколько штук, чтобы удовлетворить суточную потребность взрослого человека в аскорбиновой кислоте. В Голландии, Англии примулы давно разводят как ценные овощные виды.

Когда-то первоцветы встречались во многих районах лесной зоны России. Теперь же многие их виды находятся под угрозой исчезновения…

Хохлатка. А что это за грозди сиреневых цветков на небольшом растеньице с тускло-зелеными листьями и сочным стебельком? Да еще и пахнут сиренью? Это хохлатка. Такое название она получила за шпорцы – трубочки на цветках. Их много, и вся гроздь кажется как бы хохлатой.



Цветки хохлатки особые. Они хорошо приспособлены к опылению насекомыми с длинным хоботком. Двугубый венчик, словно специально создан для того, чтобы шмель, пчела или бабочка могли спокойно усесться на нижней губе. А шпорец цветка служит сосудом для нектара. Опуская хоботки на дно шпорца, насекомые всасывают нектар и попутно стряхивают со своих головок и спинок пыльцу, которую они принесли с других хохлаток.

Цветут хохлатки всего несколько дней. После опыления образуются сплюснутые плодики зеленого цвета, похожие на стручки. Созрев, они раскрываются двумя створками, и черные мелкие семена высыпаются на землю. Если присмотреться, то можно заметить на каждом семечке белый комочек – это приманка для муравьев. Ради этих комочков муравьи хватают семена хохлаток, тащат в муравейник, но часть теряют по дороге…

Если раскопать землю, то можно найти сплюснутый круглый клубень хохлатки. Еще осенью в нем накопились запасы питательных веществ, и уже тогда была заметна крупная почка. К весне из нее вырос новый побег, одетый полупрозрачной пленкой. Только когда росток выходит на поверхность, пленка лопается, стебелек высвобождается, распрямляется, развертываются нежные листья – и растение зацветает.

Ландыш. Ни одно растение не издает такого благоухания, как наш любимый ландыш! Знаменитый русский композитор Петр Ильич Чайковский написал большое стихотворение «Ландыш». В нем есть такие строки:

О ландыш! Отчего ты радуешь так взоры!

Другие есть цветы роскошней и пышней,

И ярче краски в них, и веселей узоры,

Но нет в них прелести таинственной твоей!

В чем тайны чар твоих? Что ты душе вещаешь?

Чем манишь ты к себе и сердце веселишь?

Иль прошлых радостей ты призрак воскрешаешь?

Или блаженство в будущем сулишь?



По преданию, ландыш появился из слез морской царевны Волховы, полюбившей юношу Садко. Однажды, узнав о его любви к другой, царевна вышла из морской пучины, чтобы в последний раз послушать земные песни Садко. Она шла, и слезы из глаз ее капали на землю, рассыпаясь жемчужинами, и на этом месте вырастали прекрасные лесные растения.

Особенно почитался ландыш у древних германцев. Они посвящали его богине зари.

Единого толкования русского названия «ландыш» нет. Существует мнение, что оно произошло от слова «гладыш» – гладкой является поверхность листа растения. Научное же название ландыша – Сonvallaria majalis – в переводе означает «лилия долин, цветущая в мае».

Когда ландыш выходит из земли, его листья туго свернуты – один вокруг другого. Нижние, расположенные сначала снаружи, листья особые – они растут быстрее внутренних и раздвигают частицы почвы, камешки и опавшую листву. Под их защитой внутренние листья выйдут из почвы и развернутся, а кроющие затем отомрут. А пока росток постепенно продвигается вверх… Разгребая лесную подстилку, можно встретить эти остроконечные верхушки – листовые почки ландыша.

Большими куртинами разросся ландыш майский в лесу. Его корневища «ползут» на небольшой глубине в почве, а вверх от них отходят многочисленные побеги с удлиненными листьями и чуть наклоненными соцветиями белых цветков. Нижние цветки уже распустились и издают аромат, а верхние еще закрыты. К осени на месте колпачков-цветков будут оранжевые ядовитые ягоды. Ландыш усиленно собирали в течение долгих лет. И как собирали (и собирают) срывая побеги целиком, вместе с листьями, которые затем выбрасывали. В результате во многих местах обычный ландыш стал теперь редким растением.

Растительный мир страны богат и разнообразен, но было бы непростительной ошибкой полагать, что природная кладовая неисчерпаема.

Флора. С целым миром поспорить я готов,
Я готов поклясться головою
В  том,  что есть глаза у всех цветов,
И  они глядят на нас с тобою.                              
В час раздумий наших и тревог,
В  горький  час беды и неудачи
Видел я: цветы, как люди, плачут
И  росу роняют на песок. 

Увидев сегодня первоцветы, мы порадовались красоте нашей природы.
Любовь к цветам похвальна и естественна, но надо научиться  хранить эту красоту в душе. Ведь цветок в вазе – это пленник, приговорённый к скорой гибели. Так пусть  чудесные цветы растут и радуют глаза. Сбор цветов для букетов опасен, прежде всего, тем, что мы не даем возможности растениям дать семена. При постоянном сборе цветов в одном и том же месте   некоторые виды растений могут вообще исчезнуть. Кроме того, проходя,  мы ломаем другие растения, уплотняем почву, повреждаем корни, хрупкие почки многолетников. Чтобы из ландыша выросло цветущее растение, необходимо 7 – 8 лет.

На земле исчезают цветы. С каждым годом заметнее это.  
Меньше радости и красоты оставляет нам каждое лето.
Откровенье цветов луговых нами понято было едва ли,
Беззаботно топтали мы их и безумно, безжалостно рвали,
В  нас молчало безумие: «Стой!» нам казалось все мало и мало,
А потом в толчее людской мы охапки тащили устало.
И не видели, как из под ног, молчаливо дыша еле- еле,
Обречённо  глядел василёк, безнадежно гвоздики глядели.

Так  давайте же будем беречь то, что приносит людям радость, делает их хоть на миг счастливыми!

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Литература. Тип урока систематизация и обобщение знаний по курсу «Растения» 6 кл icon«Покрытосеменные растения»
Цель урока: Систематизация, обобщение и закрепление материала по теме «Отдел Покрытосеменные растения»

Литература. Тип урока систематизация и обобщение знаний по курсу «Растения» 6 кл iconТема: Обобщение и систематизация знаний по теме «Имя прилагательное» Тип урока
Используемые технологии: элементы технологии дифференцированного и проблемного обучения, технология теста

Литература. Тип урока систематизация и обобщение знаний по курсу «Растения» 6 кл iconУрока: дидактическая игра. Оборудование урока
Цели: Повторение, обобщение и систематизация материала, контроль усвоения знаний

Литература. Тип урока систематизация и обобщение знаний по курсу «Растения» 6 кл iconУрока: Обобщение и систематизация знаний. Цель урока
Тема: Повторение и закрепление изученного материала по теме «Лексика и фразеология»

Литература. Тип урока систематизация и обобщение знаний по курсу «Растения» 6 кл iconУрока I актуализация знаний
Содействовать развитию мыслительных операций : сравнение, анализ, синтез, обобщение, систематизация

Литература. Тип урока систематизация и обобщение знаний по курсу «Растения» 6 кл iconУрока: Обобщение и систематизация знаний
Цель: Обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «Имя существительное»

Литература. Тип урока систематизация и обобщение знаний по курсу «Растения» 6 кл iconУрока: Обобщение и систематизация знаний
Цель: Обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «Имя существительное»

Литература. Тип урока систематизация и обобщение знаний по курсу «Растения» 6 кл iconКонспект урока по теме «Особые формы глагола. Понятие о деепричастии»
Тип урока: комбинированный. (Обобщение и систематизация по теме «Причастие». Новая тема. Понятие о деепричастии)

Литература. Тип урока систематизация и обобщение знаний по курсу «Растения» 6 кл iconУрока Систематизация и обобщение знаний учащихся основных тенденций...
Систематизация и обобщение знаний учащихся основных тенденций развития СССР в во время правления Н. С. Хрущева

Литература. Тип урока систематизация и обобщение знаний по курсу «Растения» 6 кл iconКонспект урока русского языка в 9 классе по теме: «Сложноподчинённые...
Цель урока: обобщение и систематизация знаний учащихся о синтаксисе сложноподчинённого предложения



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
lit-yaz.ru
главная страница