Скачать 82 Kb.
|
![]() ![]() Урок подготовила и провела учитель начальных классов Деревянко Л.А. Конспект урока по русскому языку во 2-м классе по теме "Корень слова. Однокоренные слова" Цель: формирование понятия корня слова, умения подбирать однокоренные слова, выделять в них корень; Задачи:
^ Предметные: выделять корень в однокоренных словах, различать однокоренные слова. Метапредметные: Регулятивные: находить незнакомые слова и определять их значение по словарю; осуществлять анализ, синтез, сравнение, классификацию по заданным критериям. Коммуникативные: осознавать, высказывать и обосновывать свою точку зрения; строить небольшие монологические высказывания с учетом ситуации общения и конкретных речевых задач. Познавательные: находить в тексте необходимые сведения, факты и другую информацию, представленную в явном виде; самостоятельно находить нужную информацию в материалах учебника. Личностные: сотрудничать с одноклассниками при выполнении учебной задачи, проявлять познавательный интерес к новому учебному содержанию. ^ I. Орг. момент. Для того, чтобы урок прошел успешно нужно к нему хорошо приготовиться. Хоровое чтение стихотворения, выполнение соответствующих действий. Я тетрадочку открою И с наклоном положу И, друзья от вас не скрою, Ручку я вот так держу. Сяду ровно, не согнусь, Напишу – не ошибусь. - Запишите число, классная работа. Послушайте стихотворение Ивана Бунина Лес, точно терем расписной, Лиловый, золотой, багряный, Стоит над солнечной поляной, Завороженный тишиной. -Какое время года упоминается в стихотворении И. Бунина. (Осень.) - Как вы догадались? (Терем расписной, лиловый, золотой, багряный.) - Посмотрите на этот лес. - Как вы думаете, что бы вы добавили в этот лес, что бы стало красивее в лесу радостнее? (Цветы.) У вас у каждого цветок в течение урока мы должны разукрасить лепестки цветка. - Скажите, а с каким настроением вы начинаете урок? Свое настроение я предлагаю каждому выразить, раскрасив лепесток под №1 у цветка, который лежит перед вами на столе. Красное – отличное, желтое – хорошее, синее – грустное. - И я тоже покажу вам свое настроение. - Ребята, я вижу, что не у всех настроение в начале урока отличное, давайте проведем урок так, чтобы в конце урока настроение было прекрасное. II. Актуализация знаний. 1.Чистописание - Отгадайте, кто живет в этом лесу? На овчарку он похож Что не зуб - то острый нож, Он бежит, оскалив пасть, На овцу, готов напасть. ( Волк) - Какой звук слышим вначале слова волк? (Звук [в].) -Произнесите, звук [в]. Буква В гласная или согласная? (Гласная.) - Звук [в] звонкий или глухой? Докажите. (Звонкий, произносится голосом.) - Звук [в] парный или не парный? Назовите пару? (Парный, пара в – ф.) Запишите целую строчку заглавную и строчную букву В в. 2.Орфографическая минутка. - Запишите слово по лексическому значению. 1)Дерево с дрожащими листочками; (осина) 2)Дерево с белым стволом; (береза) 3)Движение воздуха; (ветер) 4)приспособление для копки, выгреба и пересыпки сыпучих веществ; (лопата). Проверка. Сверка с образцом на доске. Самооценка с помощью цветка. - Возьмите цветок, раскрасим лепесток под №2 Красное – без ошибок, желтое – 1 ошибка, синее – много ошибок. Знакомство с новым словарным словом. Учитель загадывает загадку: Осень в сад к нам пришла, Красный факел зажгла. Много птичек здесь снуют И, галдя, его клюют. (Рябина) (Рябина – это дерево с гладкой серой корой, с перистыми листьями и ярко-красными ягодами. Древняя легенда гласит, что слово рябина произошло от слова рябчик (рябой), т.к. ягоды рябины служат в зимнее время главной пищей рябчиков, и охотники часто видели эту птицу около рябины) - Прочитайте слово орфографически грамотно. - Какая гласная находится в сильной позиции? (и). Какая в слабой? (я). Это слово с непроверяемой безударной гласной. Запомните написание этого слова и запишите его в словарь. 3. Звукобуквенный анализ слова рябина. Рябина [ р’ и б‘ и н а ] – 3 слога, 3 гласных, 3 согласных, 6 букв, 6 звуков. - Составьте предложение с этим словом. ^ 1. Наблюдение над однокоренными словами, значением корня. - Какие части растения вы знаете? Учитель загадывает загадку: Я у дуба, я у зуба, Я у слов и у цветов. Я упрятан в темноту Я не вверх, а вниз расту. (Корень) - О каких значениях корня говорится в тексте загадки? Сколько значений у слова корень? Какой вывод можно сделать? Слово корень - многозначное: 1) подземная часть растения; 2) внутренняя, находящаяся в теле часть зуба, волоса, ногтя; 3) часть слова. - Как вы думаете, какое значение имеет для растения, для зуба и т.п. корень? - Это важная, необходимая часть. - Как вы думаете, о чем мы будем говорить на уроке? - Что бы вы хотели узнать на этом уроке? Обозначим проблемные вопросы: 1) Что такое корень? 2) Роль корня в слове. 3) Как выделить в слове корень? 4) Однокоренные слова 5) Признаки однокоренных слов IV. Работа по теме урока - Откройте учебник, прочитайте тему урока. - Что узнаем на уроке? ( Что такое корень, однокоренные слова) - Чему будем учиться, (находить в словах корень, образовывать однокоренные слова) - Что будем развивать? ( речь, орфографическую зоркость, мышление) - Что будем воспитывать (любовь к природе) Упр 84 (с.61) . - Почему слова так записаны? ( Дом - , слон - , - это одинаковая часть в словах.) -Докажите, что в первой группе слова родственные. (Есть общая часть дом -, все слова близки по значению: домик – маленький дом, домище – большой дом, домишко – плохой дом.) - Докажите, что во второй группе слова родственные.(Ответы детей) - Спишите родственные слова. Обозначьте общую часть. - прочитайте правило самостоятельно и скажите, как называется общая часть родственных слов. (Корень.) - Почему корень – главная часть родственных слов? (В ней заключен общий смысл родственных слов.) V.Физкультминутка. VI.Закрепление изученного материала Упр.85 (с.61). (Самостоятельное выполнение. Взаимопроверка. Взаимооценка с помощью цветка. - Возьмите цветок, раскрасим лепесток под №3 Красное – без ошибок, желтое – 1 ошибка, синее – много ошибок. - Послушайте сказку. ^ Водолаз с Водопадом на солнышке греются. Водитель на гармошке играет. Водомерка с водорослями заигралась. Водичка по камушкам на одной ножке скачет. Даже сам Водяной пожаловал. ^ - Вышла мудрая Вода на крыльцо, глянула на гостей, сразу чужого приметила. Велела ему идти прочь в свою семью. Пошел чужак, пригорюнился. - Кто оказался чужаком? -Почему гости не сразу приметили чужака? - Составьте список гостей- родственников Воды . «Подводник» - Кто это? ( 1 Это моряк, в подводном служащий флоте. 2 Это специалист по подводным работам.) «Водолаз» -Кто это? ( 1 Это специалист, занимающийся подводными работами в водонепроницаемом костюме со специальным снаряжением. 2 Это сильная, хорошо плавающая собака, спасающая утопающих. «Водомерка» -Кто это? ( Это насекомое, передвигающееся по воде.) - Еще какие слова родственные слову «вода»? « Водоем»- место скопления воды. « Водокачка» - специальное здание с насосами для подачи воды. « Водопровод» - система сооружений, по трубам доставляющая воду к месту назначения. « Водохранилище» - водоем, в котором скапливается и сохраняется вода. « Водопой» - место на водоеме, куда приходят пить животные. « Наводнение» - затопление суши водой. « Половодье» - весенний разлив воды. - Почему эти слова родственные? ^ . Упражнение в распознавании однокоренных слов. Работа в парах. Игра «Засели домики» -м--момор-ор- -лис- -мор- -вод- - Одновременно в 3 домика приехали «родственники». Правильно ли «заселились» родственники в домики, нет ли среди них «чужих»? Поработайте в парах и правильно «заселите» родственников в домики. вода лиса морской водичка лист лисонька моряк море водный водитель лисичка лисий мороз подводник Проверка. - Какие однокоренные слова вы поселили в 1-ый домик? Почему слово «лист» не подходит? (У него другое значение, поэтому оно не является родственным). - Какие слова «заселили» во 2-ой домик? Какое слово «лишнее»? Почему? -Какие слова будут жить в 3-ем домике? Какое «лишнее»? Докажите. ^ - Понаблюдайте, как пишутся корни в однокоренных слова Самооценка. Оцените свою работу в группе с помощью цветка. - Возьмите цветок, раскрасим лепесток под №4. Красное – без ошибок, желтое – 1 ошибка, синее – много ошибок. VII.Рефлексия Возьмите наши цветочки, разукрасим последний лепесток №5.Какое настроение у вас в конце урока. Как для вас прошел урок? Покажите свои цветочки, какая красивая получилась у нас поляна. Очень много красных цветочков, совсем немного желтых и только один синий. Я довольна уроком. VIII. Итог урока. - Что такое корень? - Роль корня в слове. - Как выделить корень в слове? - Какие слова называются однокоренными? IX. Домашнее задание. Упр 88 (с.62.) |
![]() | ... | ![]() | Учитель: Здравствуйте, ребята! Поприветствуем наших гостей. Наш язык и скромен и богат |
![]() | Оборудование: кластеры «Слова», «Родственные слова»; напечатанные листы с отрывками текстов (каждому ученику), кластер «Р. с.» каждому... | ![]() | Развитие умения распознавать однокоренные слова, выделять корень,учитывая два их признака: сходство по смыслу и наличию одинакового... |
![]() | Цель урока: обеспечить формирование умения различать однокоренные слова и формы одного и того же слова | ![]() | |
![]() | ... | ![]() | Находим корень (подбирая однокоренные слова или выясняя, как образована анализируемая словоформа) |
![]() | Какое слово здесь лишнее? Подчеркни однокоренные слова. Выдели корень. Поставь ударение | ![]() | Цель: 1 мотивировать обучающихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки |