Скачать 52.35 Kb.
|
Урок литературного чтения в 3 классе по теме: Введение в новый раздел. С.Есенин «С добрым утром!». («Умели бы видеть глаза и сердце…»). Цель: 1. Образовательные: учить анализировать лирические произведения, находить средства художественной выразительности, с помощью которых поэт выражает свои чувства любви к Родине; 2. Развивающие: развивать умение видеть поэтические образы и понимать, какими средствами выразительности они созданы; 3. Воспитывающие: воспитывать любовь к родине – России, к русской природе, поэзии. Тип урока: урок изучения нового материала. Оборудование: портрет С.Есенина, репродукция картин И.И.Шишкина «Рожь», И.И.Левитана «Золотая осень». План урока
Ход урока. 1.Организационный момент. (Слайд 1) «Долгожданный дан звонок – Начинается урок». 2.Проверка домашнего задания. 1)Анализ проверочных работ. Учитель: Все справились с проверочной работой. Вы получили представление о писателях на основании их произведений, теперь Вы можете различать жанры художественной литературы (рассказ, повесть, басня), читать осознанно текст, определять тему и главную мысль произведения, делить текст на смысловые части и использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности. ^ -Прочитайте хором со слайда стихотворение. «Мы идем лесной тропинкой, А куда – не знаем сами. За малиной? За малиной! За грибами? За грибами! Светит солнце золотое Сквозь зеленые оконца. Может, мы идем за солнцем? Что же! Может, и за солнцем! Может, и белка попадется, Может, ёжик ждет нас где-то… Мы идем гурьбой веселой Ясным утром в гости к лету!» В.Викторов ^ 1)Введение в тему урока. (Слайд 3) Учитель. Ребята, как называется третий раздел? О чём он? Ученики. О природе: она окружает нас повсюду. Мы наблюдаем за изменениями в природе, за явлениями природы. Но полностью разгадать чудеса, происходящие вокруг нас в природе, не удалось никому. Каждый человек, рассматривая один и тот же цветок, радугу, звёзды, луну и т.д., видит по-разному. Учитель. Почему это происходит? Ученики. Потому что мы представляем эти предметы в разных ситуациях. Учитель. Нам помогает фантазия – это чудесная способность: глядя на одинаковое, видеть разное и особенное; глядя на незаметное, обнаруживать замечательное. Сегодня мы познакомимся с одним из произведений Сергея Есенина – волшебника русского пейзажа, удивительно чуткого к земным краскам, звукам и запахам. Откуда это у него? Родился Сергей Александрович Есенин в живописных окрестностях села Константинова Рязанской губернии 3 октября 1895 года. Это село и сейчас стоит на крутом берегу реки Оки среди рязанских раздолий. Место это очень красивое. Подойдёшь к Оке - широко видно вокруг: и заливные луга на другом берегу реки, и леса, и сама Ока вьётся лентой далеко-далеко. Нельзя не восхищаться красотой этих мест. Он сумел взять у природы даже черты своей внешности: чарующую синеву очей – у бездонных рек и голубых небес, золотые волосы – у российских нив; мягкие кудри – у крон родных берез. А главное, что поэт взял у родины, у бескрайней России – глубокую и необъятную душу. (Слайд 4) «Эти волосы я взял у ржи, Если хочешь, на палец вяжи, Я нисколько не чувствую боли…» -Почему я приготовила к сегодняшнему уроку репродукция картин И.И.Шишкина «Рожь», И.И.Левитана «Золотая осень»? 2. Формирование темы и цели урока учащимися урока -Назовите ключевые слова урока. -Сформулируйте тему урока. -Какие цели мы можем поставить? ^ 1)Подготовка к восприятию текста. (Слайд 5) Дорогие ребята, представьте летнее утро. «А я хочу на зорьке встать, Солнце первое повстречать, ^ И оно мне улыбнется. Давайте улыбнемся и мы друг другу. Доброе утро!- Солнцу и птицам, Доброе утро вам – Улыбчивым лицам». 2)Работа с текстом стихотворения до чтения. -Какое по жанру произведение мы будем читать? -Значит, как назовем автора? Встречались ли вы с его произведениями до сегодняшнего урока? ^ 3.1 Дети самостоятельно читают (жужжащее чтение). (Слайд 6) -Взволновало ли вас это стихотворение? Что вы можете сказать о его мелодии? Всегда ли она одинаково звучит? Можно сказать, что стихотворение лиричное? Кто же обращается с приветствием? К кому? Вывод: лирические стихи отражают не событие, а душевное переживание поэта, его настроение. ^ -Почему поэт говорит про звезды «задремали»? -Какой эпитет выбрал для звезд Есенин? -Как автор говорит о свете? -Кого березки напоминают поэту? -Какое слово указывает на то, что березки рады утру? -Какой рисует крапиву поэт? -Как вы думаете, почему крапива «шепчет»? ^ * затон – длинный и мелкий речной залив, заводь. * плетень- изгородь, от слова плести – сплетенная из веток 3.4 Физкультминутка. 3.5Выразительное чтение всего стихотворения -Говорится ли в стихотворении о ветре? Тогда почему же мы ощущаем его присутствие? 3.6 Словесное рисование. -Вы заметили, что С.Есенин в своем стихотворении говорит о природе как о живом существе, как бы оживляет её. С какой целью, по-вашему, он это делает? Найдите эти строчки в стихотворении, прочитайте их. ^ 1)Дифференцированное задание. Для закрепления новых знаний по стихотворению детям предлагаю дифференцированные задания первого, второго, третьего уровня сложности. У каждого ученика карточка с вопросами. Дети выбирают понравившиеся вопросы и готовят на них ответы. Вопрос 1. Прочитайте понравившиеся строчки. (Первый уровень). Вопрос 2. С каким чувством вы прочитаете это стихотворение? (Первый уровень). Вопрос 3. Что главное в стихотворении: действие, событие, природа, поступок? (Второй уровень). Вопрос 4. Что воспевает автор? (Второй уровень). Вопрос 5. Можете ли вы определить характер музыкальной мелодии, которая могла бы сопровождать чтение этого стихотворения? (Третий уровень). Вопрос 6. Представьте себе, что вам нужно нарисовать картину к этому тексту. Какие краски вы используете? (Третий уровень). ^ -Что чувствовал сам поэт, когда писал стихотворение? -Выразительное чтение стихотворения. Читают 2 ученика. Игра «Слалом» Мне тоже очень хочется прочитать это стихотворение, оставить частичку своей души в строках С.Есенина и признаться в любви к нашей природе. Учитель читает наизусть. ^ (по выбору). 1).Выучить наизусть стихотворение С.Есенина «С добрым утром». 2).Нарисовать те картины, которые возникли в вашем воображении при чтении этого стихотворения. 3). Исследовательская работа. Выпиши понравившиеся тебе слова, выражения, которые используют писатели и поэты, чтобы нарисовать словами картины летней природы. 6. Итог урока. -Что на вас произвело наибольшее впечатление? -Что вы не знали, а сейчас знаете – это новое для вас? - Какие задания показались вам наиболее интересными? - Пригодятся ли вам знания этого урока в дальнейшей жизни? - Для чего нужна такая работа со стихотворением? -Самооценка |
![]() | Формировать навык выразительного чтения, умение выражать свое отношение к прочитанному | ![]() | Цель: обогатить словарный запас детей, работать над выразительностью речи; развивать детское воображение |
![]() | Цели: расширять знания учащихся о творчестве С. Есенина, формировать навык выразительного чтения | ![]() | Сергей Есенин родился в крестьянской семье в селе Константинове. Воспитывался у деда |
![]() | Продолжить работу над произведениями С. А. Есенина, познакомить со стихотворением «Берёза» | ![]() | ... |
![]() | Оборудование: презентация, листы со стихами поэта «Черёмуха», «Белая берёза», словарь настроений | ![]() | ... |
![]() | Ребята, сегодня на уроке литературного чтения мы будем читать стихи о временах года | ![]() | Урок литературного чтения в 4 классе по системе развивающего обучения Л. В. Занкова |