Урок развития речи в 8 а классе Подготовка к сочинению по картине И. С. Остроухова




Скачать 59.47 Kb.
НазваниеУрок развития речи в 8 а классе Подготовка к сочинению по картине И. С. Остроухова
Дата публикации24.11.2014
Размер59.47 Kb.
ТипУрок
lit-yaz.ru > География > Урок
Урок развития речи в 8 а классе

Подготовка к сочинению

по картине И. С. Остроухова

«Ранняя зелень»

Учитель русского языка

Чунтыжева И.В.

2011г.
Тема урока: Р.Р. Подготовка к сочинению по картине И. С. Остроухова «Ранняя зелень»

Цели урока:

  1. Обучающая: научить учащихся "читать" картину;

подготовить учащихся к написанию сочинения-описания по картине;

совершенствовать умение собирать рабочие материалы к сочинению.

  1. Развивающая: развивать устную и письменную речь учащихся,

  2. Воспитывающая: способствовать формированию интереса к живописи и внимательному отношению к выбору слов, воспитывать любовь к природе.


Оборудование: презентация, магнитофон, репродукции картин, пьеса из цикла «Времена года» П.И.Чайковского «Март».

^ Ход урока

Звучит пьеса из цикла «Времена года» П. И. Чайковского «Март»
1.Выразительное чтение стихотворения

Еще весна, – как будто неземной
Какой-то дух ночным владеет садом.
Иду я молча, – медленно и рядом
Мой темный профиль движется со мной.

Еще аллей не сумрачен приют,
Между ветвей небесный свод синеет,
А я иду – душистый холод веет
В лицо – иду – и соловьи поют.

2. Учитель

Сегодняшний урок развития речи мы посвятим картине «Ранняя зелень» удивительного, незаслуженно забытого русского художника И. С. Остроухова. Мы с вами попытаемся собрать необходимый материал, чтобы "прочесть" картину, понять творческий замысел художника, чутко воспринять язык живописи как искусства "зримых образов", "говорящих" красок, света и тени и, поняв все это, раскрыть содержание и идейный смысл картины в домашнем сочинении.

Слайд 1 картина

^ 3. Рассказ о художнике.

Слайд 2



Илья Семенович Остроухов(1858 - 1929) родился в Москве. Еще в детстве проявился его интерес к родной природе, но тогда он был направлен в другое русло – в занятия естественными науками. Увлечение живописью родилось позднее, когда юноша познакомился с семьей известного промышленника и мецената С. И. Мамонтова и начал принимать активное участие в деятельности Абрамцевского кружка, куда входили такие мастера, как В. М. Васнецов, И. Е. Репин, В. А. Серов и другие.

Свой путь в живописи Остроухов начал самостоятельно, пользуясь советами И. И. Шишкина и И. Е. Репина (в 1881-1882 г.г. посещал воскресные рисовальные вечера в доме Репина). С 1882 по 1884 год занимался в частной мастерской известного педагога-профессора П. П. Чистякова.

В 1886 году Остроухов стал вольнослушателем Московского училища живописи, ваяния и зодчества. В это время к нему пришел первый успех.

Чудесные пейзажи – настроения своей свежестью напоминают картины Левитана. Удивительны его картины «Золотая осень» (1886-1887),» Первая зелень» (1887-1888), «Сиверко» (1890), «Ранняя весна» (1891».

Увлекшись коллекционированием, он постепенно отошел от творчества, помогая П. М. Третьякову, а после его смерти Остроухов возглавил руководство Третьяковской галереей и до 1913 года являлся ее попечителем.

Слайд 3

Третьяковская галерея

Москва


^ Слайд 1 картина
4. Беседа.

—Как вы думаете, с каким чувством описывает весну художник? Попробуйте выбрать и записать в тетради нужную характеристику из предложенных слов, можно дополнить своими. Пополнение вашего словарного запаса этими словами поможет сделать речь более богатой и выразительной.

Карточка №1

Радость, грусть, ликование, восторг, упоение, счастье, состояние приподнятости, душевного подъёма.

—Какие приметы весны вы можете отметить? Почему вы так думаете? Запись в карточке №2 интересных высказываний

— Как вы думаете можно ли по картине ощутить краски, звуки, запахи весны?

Карточка №2

Краски:.

Звуки:

Запахи:

Какой характер все перечисленное придает описанию весны?

Вывод учителя

Обновление и возрождение природы весной вызывают у человека стремление слиться с весенним днём, раствориться в нём. Именно поэтому весной душа человека, подобно ручью, радостно журчит и летает в небе, как птица. Такое состояние человека побуждает его к высоким чувствам, зовёт стремиться к идеалу.

^ 5. Работа по картине.

В конце 1888 года Илья Семенович Остроухов написал картину Пер­вая зелень, в ней дан образ юной, только что проснувшейся природы. В картине проявилось чувствительное отношение к дыханию природы. Состояние природы за­мечено во время пробуждения весны. Остроухое в картине Первая зелень пробуждение при­роды описывает эмоционально и живописно тонко.

Композиция картины необычна: высокая точка осмотра раскрывает пространство сверху с удаленной перспективой, и одновременно зрителю дается возможность рассмотреть изображение с очень близкого расстояния. Это рождает ощущение прикосновения к деталям. Здесь композиция строится не в виде экрана, на котором видно все, а с дальней перспективой.

Выразительность покоится не на ярком эффектном цвете, а на тончайших эмоциональных впечат­лениях, исходящих от нежной, только что «проклюнув­шейся» зелени, воздушных лопнувших весенних почек, от тонких березок и холодной в отблесках речной воды, цвет которой ослабевает вдали. Художник ничего не при­думывает, не сочиняет, не форсирует цвет, не активизиру­ет композицию, он перелагает на холст натуру и делает это с большой проницательностью и естественностью.

  1. ^ Собирание рабочих материалов.

а) Внимательно посмотрите на картину. Погружение (психологическая разрядка)

Представьте, что вы оказались в этих местах. Что бы вам захотелось сделать? Что бы могли вы там услышать?

б) Дети слушают аудиозапись «Звуки природы».

в) Давайте охарактеризуем весну на картине Остроухова и заполним таблицу.


Что изображено

Рабочие материалы

весна




Небо




земля




река




Лес




Молодые березки




ландшафт




Настроение





^ 7. Итог урока.

Строки из стихотворений, музыка П. И. Чайковского репродукция картины помогли вам увидеть особую, щемящую прелесть русского пейзажа. Ведь русская природа по-своему очаровательна всегда, но только внимательный человек может увидеть и почувствовать ее неуловимую одухотворенность, печальное величие и ее неброскую красоту.

Стихотворение Рыленкова «Все в тающей дымке»

Все в тающей дымке:
Холмы, перелески.
Здесь краски не ярки
И звуки не резки.
Здесь медленны реки,
Туманны озеры,
И все ускользает
От беглого взора.
Здесь мало увидеть,
Здесь нужно всмотреться,
Чтоб ясной любовью
Наполнилось сердце.
Здесь мало услышать,
Здесь вслушаться нужно,
Чтоб в душу созвучья
Нахлынули дружно.
Чтоб вдруг отразили
Прозрачные воды
Всю прелесть застенчивой

Русской природы.

Слайды 4, 5, 6

Весна. 1899 Киевский государственный музей русского искусства

Бялыницкий-Бируля Витольд Каэтанович 1872 - 1957




Первая зелень. 1888. ГТГ И. Остроухов



^ Ранняя весна


В Абрамцевском парке.
Остроухов Илья(20 июля 1858 г., Москва – 8 июля 1929 г., Москва)
Русский художник, мастер пейзажа, представитель импрессионизма, коллекционер. Родился в Москве 20 июля 1858 г. в семье крупного предпринимателя. В 1871 г. был отдан в Академию коммерческих наук (предполагалось, что к нему со временем...
Подробнее >>
Словарь >> Семенович

Д/з: написать сочинение по картине И. С. Остроухова «Ранняя зелень».

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок развития речи в 8 а классе Подготовка к сочинению по картине И. С. Остроухова iconУрок презентация. Тема: Подготовка к сочинению отзыву о картине И. Тихого «Аисты» Цели
...

Урок развития речи в 8 а классе Подготовка к сочинению по картине И. С. Остроухова iconСочинение по картине И. Е репина «Пушкин на лицейском экзамене» Урок...
А. С. Пушкина; развитие и совершенствование навыков устной и письменной речи; закрепить знания о прилагательных как важного выразительного...

Урок развития речи в 8 а классе Подготовка к сочинению по картине И. С. Остроухова iconСочинение по картине в школе одно из эффективных средств развития...
Сегодня у нас необычный урок. Состоится мастер – класс по теме: «Обучение сочинению по картине «Октябрь» Ефима Ефимовича Волкова

Урок развития речи в 8 а классе Подготовка к сочинению по картине И. С. Остроухова iconУрок развития речи в 6-м классе по теме "Подготовка к сочинению-описанию весенней природы"
Подготовила и провела учитель русского языка и литературы Фурасьева Татьяна Владимировна

Урок развития речи в 8 а классе Подготовка к сочинению по картине И. С. Остроухова iconУрок развития речи, урок коррекции знаний, умений и навыков
Тема. Развитие речи. 9класс. Подготовка к сочинению на морально – этическую тему с ключевым словом «одиночество»

Урок развития речи в 8 а классе Подготовка к сочинению по картине И. С. Остроухова iconКонспект урока по развитию речи в 6 классе по теме: «Подготовка к...
Государственное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся (воспитанников) с отклонениями в развитии

Урок развития речи в 8 а классе Подготовка к сочинению по картине И. С. Остроухова iconУрок развития речи в 7 классе Тема урока: «Подготовка к домашнему...
Обучающая: закрепить навыки составления текста; подготовить учеников к написанию сочинения; повторить особенности текста

Урок развития речи в 8 а классе Подготовка к сочинению по картине И. С. Остроухова iconУрок р/р Тема: «Подготовка к сочинению по картине И. И. Левитана «Золотая осень»
Цель: обучающая: совершенствовать умение учащихся описывать произведение пейзажной живописи

Урок развития речи в 8 а классе Подготовка к сочинению по картине И. С. Остроухова iconУрок развития речи во 2-м классе (1-4) по теме "Сочинение по картине «Зимние забавы»"
Урок развития речи во 2-м классе (1—4) по теме "Сочинение по картине «Зимние забавы»"

Урок развития речи в 8 а классе Подготовка к сочинению по картине И. С. Остроухова iconКонспект урока русского языка подготовка к сочинению в жанре «впечатление...
«впечатление о картине». (По картине И. К. Айвазовского, И. Е. Репина «Прощай, свободная стихия!»)



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
lit-yaz.ru
главная страница