Скачать 168.79 Kb.
|
![]() ![]() ![]() Интегрированный урок Тема: И. Соколов-Микитов " Зима в лесу" Автор: Киреева Елена Викторовна, учитель начальных классов высшей квалификационной категории МБОУ «СОШ № 90» Северск - 2012 Интегрированный урок (внеклассное чтение, изобразительное искусство, технология, окружающий мир, музыка) (2 класс). Тема: И. Соколов-Микитов " Зима в лесу" Цель: формирование метапредметных универсальных учебных действий (коммуникативных, познавательных, регулятивных) на основе работы с текстом через интеграцию предметов эстетического и естественного направлений. Задачи: 1. познакомить с рассказом И. Соколова-Микитова «Зима в лесу»; 2. формировать умение работы с текстом, совершенствовать навык выразительного, осознанного, правильного чтения; 3. обогащать словарный запас детей, учить анализировать, сравнивать, делать выводы; 4. обучать коллективной работе (в парах, в группе), развивать коммуникативные компетенции; 5. создавать условия для положительного восприятия окружающего мира через слушание и чтение литературных произведений, развитие творческого воображения и художественного вкуса. Урок сопровождается слайдовой презентацией (Приложение 1) ^ I этап. Организационный момент. Эмоциональный настрой. Цель: акцентировать внимание, вызвать интерес учащихся к теме урока, желание активно работать, получать и открывать новые знания. Создать на уроке условия психологического комфорта. Используемые педагогические приемы:
Учитель: Здравствуйте, ребята! Меня зовут Елена Викторовна! Сегодня у нас необычная встреча. Давайте улыбнёмся друг другу. (Слайд 1 «Зимний лес») На фоне музыкального сопровождения учитель с выражением читает стихи. Я приглашаю вас, ребята, в зимний лес, Где много разных сказочных чудес, Где замела метелица дороги, Где косолапый мишка спит в берлоге, Где в ледяном дворце живет сама !!! Красавица, волшебница-зима! (Учитель надевает костюм Зимы.) ^ Цель: определение проблемы и постановка цели урока на основе активизации познавательной деятельности и создания творческих условий для её решения. Используемые педагогические методы и приемы:
Учитель: О чем мы будем говорить на уроке? (о зиме) Как только пора для Зимы наступает, Свои сундучки она вновь открывает Есть пять ледяных у нее сундуков: В одном спит метель - это мать ветерков, В другом сундуке затаилась пороша И множество градин - стеклянных горошин, А в третьем спит вьюга, в четвертом – снежинки И иней в последнем - в хрустальной корзинке. - В моём Сундучке спрятались все зимние звуки. Давайте послушаем! 2.Слайд (Звуки зимы) ^ Цель: пополнение словарного запаса, РАЗВИТИЕ АССОЦИАТИВНОГО МЫШЛЕНИЯ. (^ УЧИТЕЛЕМ ребята выбирают зимние слова) Учитель: Прочитайте с доски слова. Положите в волшебный сундучок только зимние слова. - Какая зима ? (морозная, дождливая, снежная, ласковая, лютая) - Что сделала зима? (заморозила, сковала, растопила, убаюкала, закутала.) 3.Слайд (зимние слова складываются в сундучок) Учитель: Вы прочитали много произведений об этом волшебном времени года, и мы вспомним некоторые из них. ^ Учитель: Сейчас вы будете работать в парах. У вас на партах – карточки с названием произведений и фамилиями авторов. Ваша задача – соединить фамилию автора с названием произведения. Игра «Узнай автора произведения» .Слайд 4. (Карточки)
^
Учитель: Все верно сделали! Молодцы! Поэты восхищались этим волшебным временем года! А вы знаете эти стихи? ^ Обучающиеся вспоминают строчки стихов любимых поэтов: 1.С.Есенин. «Белая береза под моим окном…….(принакрылась снегом точно серебром) На пушистых ветках снежною каймой…(распустились кисти белой бахромой) 2.А.Л.Барто »Дело было в январе…..(стояла елка на горе) А возле этой елки…(бродили злые волки). 3.Ф.Тютчев. «Чародейкою зимою…..(околдован лес стоит) И под снежной бахромою, неподвижною ,немою……(чудной жизнью он блестит) Учитель стимулирует активность младших школьников Введение в тему урока Учитель - Что вы заметили? А еще что можно сказать?( все поэты, А И.С.Соколов -Микитов -писатель) - С каким автором и произведением ещё не встречались? Учащиеся вместе с учителем формулируют тему урока. ^ Цель: формирование метапредметных универсальных учебных действий на основе работы с текстом через интеграцию предметов эстетического и естественного направлений Используемые педагогические методы и приемы:
Наглядность: портрет писателя, выставка с произведениями писателя. Портрет писателя (слайд 6) ^ Расширение кругозора учащихся. Мотивирование на читательский интерес. Иван Сергеевич Соколов-Микитов (1892-1975) родился в простой семье. Мальчик получил хорошее "домашнее" образование, в семье большое внимание уделялось художественным произведениям, мальчик с детства полюбил читать и был очень любознательным ребенком. И. С.Соколов-Микитов очень любил природу, был путешественником, он побывал не только во многих местах в нашей стране и за границей, но и был участником полярных экспедиций, которые потом красочно описал в детском журнале «Юный натуралист». (выставка произведений И.С. Соколова - Микитова) Основной темой в творчестве писателя была природа. И сейчас мы в этом убедимся. Учитель: Ребята, сегодня познакомимся с произведением И.С Соколова-Микитова «Зима в лесу». ( Запись О. Табакова «Зима в лесу») ^ А) прогнозирование проблемы произведения (Словарная работа по развитию речи): Учитель: Прочитайте ключевые слова на экране. О чем или о ком будем читать? (о мишке, о зайчике, о снеге, о звериных следах) Работа со словарем (Слайд 7)
Б) Работа с текстом (Чтение произведения). Чтобы лучше понять писателя, его замысел произведения послушаем этот текст в записи народного артиста Олега Табакова. ^ (И.С.Соколов- Микитов «Зима в лесу».) (развитие умения слушания) Слайд 8 ^ -понравился ли вам этот рассказ? - о чем написал автор в своем рассказе? - какие животные встретились в лесу? - какую картину зимы нарисовал в своем рассказе писатель? ^ музыкально - танцевальная пауза «Синий иней») Использование технологии здоровьесбережения. (слайд 9) 4. Работа над произведением И.С.Соколова - Микитова «Зима в лесу» И. Соколова-Микитова «Зима в лесу». I. Голодный и холодный шумит лес. Плохо осенью в лесу белякам-зайцам. Сквозь деревья далеко видна зимняя заячья шубка. Но вот пушистым снегом накрылись деревья, побелели лесные полянки. Обрадовались беляки-зайцы. Теперь никто не увидит их белую зимнюю шубку. II. Собрался по первой пороше охотник звериные следы считать. Много следов в лесу. Вот пронеслась от дерева к дереву лёгкая белочка Вот ночью хорёк проскакал. Вот пробежала через поляну осторожная, хитрая лисица... Под большой толстой корягой нашёл он медвежью берлогу. III. Лучше всех в лесу лежебоке-медведю. С осени приготовил запасливый мишка берлогу. Наломал мягких еловых веточек-лапок, надрал пахучей смолистой коры. Тепло и уютно в медвежьей лесной квартире. Лежит мишка, с боку на бок переворачивается. Не слышно ему, как подошёл к берлоге осторожный охотник. 5^ . Сколько смысловых частей? (Составление плана по ходу) 1 часть. "цепочкой "
2 часть. " Жужжащее чтение".
Игра «А, ну-ка отгадай!» Косолапый, неуклюжий….(мишка) Шустрая, запасливая……(белка) Косой….. (заяц) Хитрая, осторожная………..(лисица) ![]() ![]() ![]() ![]() 3 часть. "На диктора".Иванова Наташа, Серов Феликс, Шабуранов Рома) Читает хорошо читающий ученик.
Учитель. Молодцы, ребята! Мы составили план рассказа И.Соколова-Микитова » Зима в лесу» Слайд.
3.Медвежья квартира.(слайд 13) Учитель: Какие краски возьмете для рисования картины? V этап. Закрепление и проверка понимания учебного материала. Творческая работа учащихся «Пишем страничку учебника». Цель: проверка понимания содержания урока, закрепление и обобщение знаний обучающихся и его практическая отработка через творческую работу. Используемые педагогические методы и приемы:
^ Учитель: Вы очень хорошо поработали. Предлагаю самим изготовить книжку с рассказом Соколова-Микитова «Зима в лесу». Откройте конверты с заданием. Внимательно читайте. Желаю успехов и творчества! Учитель оказывает дозированную помощь У нас есть план рассказа, мы его составляли, чтобы передать своими словами содержание текста или пересказать его. ^ Учитель дает задание по парам. 1 пара. ( ИЗО – студия) «Первый снег». Задание: нарисовать пейзаж к 1 части. Наложить снег ватными дисками, украсить снежинками и подготовить пересказ 1 части. 2 пара. (Мастерская «Следопыты») Задание: наклеить Следы животных и подготовить пересказ 2 части. 3 пара. (Мастерская моделирования) Медвежья квартира. ( Смастерить медвежью берлогу и приготовить пересказ 3 части.) 4 пара. ( ИЗО – студия «Зимняя сказка» Задание: нарисовать обложку книги. ![]() 2.Самостоятельная работа в парах. Игровые мастерские: 5 пара -Игра «Путаница» Задание: - составь предложения 1 части так, чтобы они были в правильной последовательности; - приклей на страничку; Обрадовались беляки-зайцы. Голодный и холодный шумит лес. Теперь никто не увидит их белую зимнюю шубку. Сквозь деревья далеко видна зимняя заячья шубка. Плохо осенью в лесу белякам-зайцам. Но вот пушистым снегом накрылись деревья. Побелели лесные полянки. Голодный и холодный шумит лес. Плохо осенью в лесу белякам-зайцам. Сквозь деревья далеко видна зимняя заячья шубка. Но вот пушистым снегом накрылись деревья. Побелели лесные полянки. Обрадовались беляки-зайцы. Теперь никто не увидит их белую зимнюю шубку. ^ Задание: А) -собрать картинку и наклеить на страничку; ![]() Б) - продолжи предложение, проверь по тексту. ^ Вот пронеслась от дерева к дереву… 7 пара «Заплатка». Задание: -наклеить недостающие кусочки и подписать картинку; - ![]() -продолжи предложение и проверь по тексту учебника. Вот пробежала через поляну…. Вот ночью … проскакал. 8 пара-Игра «Следопыты». Задание: - узнай следы зверей; - допиши словечко; ![]() ![]() Косолапый __________ Шустрая, запасливая____________ ![]() ![]() Беляк - _________ Осторожная, хитрая____________ 9 пара - Оживи картинку, сделай ее зимней. Выбери название и подпиши картинку.
![]() ^ Задание: -придумать концовку рассказа. Лучше всех в лесу лежебоке-медведю. С осени приготовил запасливый мишка берлогу. Наломал мягких еловых веточек-лапок, надрал пахучей смолистой коры. Тепло и уютно в медвежьей лесной квартире. Лежит мишка, с боку на бок переворачивается. Не слышно ему, как подошёл к берлоге осторожный охотник… ![]() ^ Цель: выявить уровень усвоения пройденного материала на уроке в форме .презентации творческого продукта. Используемые педагогические методы и приемы:
Учитель: У нас получилась книжка и картинный план, он вам поможет пересказать текст своими словами. Какие вы молодцы, ребята! Посмотрите, какая книжка-самоделка у нас получилась! Теперь вы тоже сможете стать учителями! ^ Цель: развитие оригинального мышления и творческих способностей учащихся. Используемые педагогические методы и приемы:
- «Мастерская волшебника» (рисунки, стихи, загадки, кроссворды, аппликации о зиме). Учитель: Предлагаю дома побыть волшебниками, художниками и поэтами. Девочкам - сочинить стихотворение о зиме или загадку. Мальчикам - придумать продолжение рассказа, а всем- подготовить пересказ текста. ^ Вам понравился урок? - Кому было легко? На парте у ребят картинки: снежинка – урок понравился, настроение хорошее, тучка – урок не понравился, настроение грустное (учащиеся оценивают урок) X этап. Итог. Учитель: Как только я цветок встречаю, “Люби!” – ко мне цветок взывает. Лишь подхожу я к деревцу, “Погладь!” – склоняется к лицу. А на гнезде увижу птицу, “Привет!” – пропеть она стремится. “Присядь!” – лягушка из болота. “Побудь!” – кузнечик из осота... О, как прекрасен мир вокруг! Иду домой, как добрый друг! Учитель раздает детям памятку «Правила друзей природы». Межпредметная связь: более подробно с «Правилами друзей природы вы познакомитесь на уроке по «Окружающему миру» или на классном часе. ^ ![]() 1. Не ломай ветки деревьев и кустарников. Не повреждай кору деревьев. 2. Не рви в лесу и на лугу цветы. Пусть красивые растения останутся в природе! 3. Не лови бабочек, шмелей, стрекоз и других насекомых. 4. Береги лягушек, жаб, головастиков. 5. Не лови диких животных и не уноси их домой. 6. Не подходи близко к гнёздам птиц и не разоряй их. 7. Не оставляй в лесу, на лугу, у реки, у моря мусор. Не бросай его в водоёмы. 8. Не шуми в лесу. Учитель подводит итог. Оценивает работу учащихся на уроке. -Вы очень активно работали! Спасибо! Всем ставлю «5»! Молодцы! Вы это заслужили. Вы подарили мне радость общения. А где же мой сундучок? А там….наши герои! Угощайтесь! Спасибо за урок! До свидания! ^ ![]() 1.Не ломай ветки деревьев и кустарников. Не повреждай кору деревьев. 2.Не рви в лесу и на лугу цветы. Пусть красивые растения останутся в природе! 3.Не лови бабочек, шмелей, стрекоз и других насекомых. 4.Береги лягушек, жаб, головастиков. 5.Не лови диких животных и не уноси их домой. 6.Не подходи близко к гнёздам птиц и не разоряй их. 7.Не оставляй в лесу, на лугу, у реки, у моря мусор. Не бросай его в водоёмы. 8.Не шуми в лесу. |
![]() | Разработала: учитель начальных классов высшей квалификационной категории самохвалова н. В. Мбоу сош №31 г. Новочеркасска | ![]() | Автор: Царегородцева Елена Николаевна, учитель начальных классов высшей категории |
![]() | Сосунова Елена Дмитриевна учитель начальных классов высшей категории увк «Лицей-школа №14» г. Мариуполя | ![]() | Автор: Исакова Екатерина Александровна, учитель математики высшей квалификационной категории мбоу сош №8 г о. Железнодорожный мо |
![]() | Автор: Таланова Елена Александровна, учитель начальных классов, мбоу г. Владимира «сош №44» | ![]() | Научный Бронникова Эльвира Камилевна, учитель начальных классов высшей квалификационной категории мбоу сош №132 Ново-Савиновского... |
![]() | Составитель: Белякова Надежда Викторовна, учитель химии высшей категории мбоу «Краснохолмская сош №1» | ![]() | Автор: Меньшикова Елена Викторовна, учитель русского языка и литературы высшей категории |
![]() | Автор: Чечина Елена Станиславовна, учитель начальных классов мбоу «сош №22» города Набережные Челны | ![]() | Должность, преподаваемый предмет: учитель начальных классов высшей квалификационной категории |