Скачать 76.75 Kb.
|
МКОУ «Беляевская средняя общеобразовательная школа» Курская область Конышевский район село Беляево Урок – путешествие по литературе в 5 классе Подготовила учитель I категории Мышакина Елена Владимировна Тема: Красота природы в стихах и легендах Цели и задачи: - провести путешествие по стихотворениям русских поэтов, писавших о природе; - помочь ученикам почувствовать лирические настроения стихотворений о родной природе; - развивать навыки анализа поэтического текста, описания картин; - воспитывать чувство прекрасного Оборудование: сборники стихотворений; репродукции пейзажей; рисунки учеников ^ I Организация на начало (На доске эпиграф) Нам жить в одной семье, Нам жить в одном кругу, Идти в одном строю, Лететь в одном полете… Давайте сохраним Ромашку на лугу, Кувшинку на реке, И клюкву на болоте. ^ Учитель: Дорогие друзья! Сегодня вы услышите стихи и легенды о красоте нашей природы, ее богатствах, о лекарственных растениях, применении их в народной медицине. ^ Где всё нам с детства мило, Где чистым воздухом приятно так дышать, Есть в травах и цветах целительная сала ^ Ну, что ж, заглянем в тайну? Сейчас мы пойдем по заколдованной книге природы. В природе нет ни одного бесполезного растения. Весь зелёный мир – это своего рода аптека. Вот, например, русская береза. ^ Нет дерева, растущего на территории нашей России, которому бы так повезло в фольклоре, и в музыке, и в литературе. С какой любовью говорил С. Есенин о березе. ^ Полюбил у березки стан, И её золотистые косы, И холщовый её сарафан. 2- й ученик: Да, каждое дерево полезно и красиво. Но нет на свете дерева такого белого, как летнее облако в синеве, как ромашка в зелени луга. Береза достойна своей многоголосой и прочной славы. ^ И белые платья до пят. Как будто невесты, березы, Куда ни посмотришь, стоят, Весеннее солнце косыми Лучами касается кос. По всей необъятной России Сегодня светло от берез. Пленяют красою чудесной, Заводят лесной хоровод. Широкая русская песня Отсюда начало берет. Учитель: Береза – символ России, ещё в стародавние времена её называли деревом четырёх дел: мир освещать, крик утешать, чистоту соблюдать, больных исцелять. Человек всегда дружил с этим деревом. Полезен и березовый сок. Он утоляет жажду, тонизирует. Весной березы, как мощные насосы, гонят кверху березовый сок. ^ Ты расти, не бойся злого топора. Белая береза, русская земля, И печаль, и радость, и любовь моя. 1 –й ученик: Кто не видел белых пахучих цветов черемухи? Черемуха всегда была символом русского пейзажа. Народ ласково называет её черемхой, черемшиной, воспевает в стихах и песнях. Музыкой звучат стихи С. Есенина, посвященные черемухе: ^ С весною расцвела, И ветки золотистые, Что кудри, завила. 2 –й ученик: Черемуха олицетворяет образ нежной девичьей красоты, образ девушки в подвенечном платье. ^ Знают все примету эту, Каждый год её невольно вспоминают: Коль черемухи цветенье – Быть в погоде измененью И на улице опять похолодает. Так писал о черемухе Ю. Погорельский. Учитель: Черемуха обладает исключительными свойствами: сильно опьяняющий аромат её цветов и листьев очищает воздух от микробов. Букет черемухи в доме смертелен для мух и комаров, но опасен и для человека. Из ягод её пекутся пироги, варятся кисели. Соком их подкрашивают напитки. Используют черемуху и в лечебных целях. При цветении черемуха разносит волны сильного сладковато-терпкого аромата, от которого кружится голова. Но недолго праздник цветения. Вот уже падают на землю «снежинки». ^ Как последний снег на просеке лесной. Но в душе моей она оставила Радость встречи с раннею весной. 3-й ученик: Эстафету от березы и черемухи достойно принимает сирень: ^ Парил туман, заря траву косила, И вспыхнула лиловая сирень С какой-то неосознанною силой. Она раскрылась робко, не спеша, Застенчиво и неохотно вроде, И вдруг пошла, пошла, пошла Смеяться и бурлить, как в половодье. Древнегреческая легенда повествует: молодой Пан - бог лесов и лугов, повстречал однажды прекрасную речную нимфу Сирингу – нежную вестницу утренней зари, и так залюбовался её нежной грацией и красотой, что забыл о своих забавах. Решил Пан заговорить с Сирингой, но та испугалась и убежала. Пан побежал следом, желая её успокоить, но нимфа неожиданно превратилась в благоухающий куст с нежными лиловыми цветами. Так имя Сиринги и дало название дереву – сирень. Сиреневые сады есть во многих городах мира. Кусты белой и лиловой сирени прекрасны ночью и на рассвете. ^ По росистой траве Я пойду свежим утром дышать, И в душистую тень, Где теснится сирень, Я пойду свое счастье искать. В жизни счастье одно Мне найти суждено, И то счастье в сирени живет, На зеленых ветвях, На душистых кистях Мое бедное счастье живет. Так писал о сирени М. Бекетова. ^ Есть ещё одно волшебное дерев. На протяжении ряда веков рябина считалась «сорной» породой, её вырубали за ненадобностью. Сейчас отношение к дереву изменилось. Установлено, что рябина приносит пользу и лесу, и человеку. Рябина – символ счастья и мира а семье, поэтому возле дома всегда старались посадить рябину. Даже посидеть в тени рябины считалось полезным. Рябина воспета в песнях, о ней сложены стихи, пословицы, загадки. Чаще всего в народном представлении рябина – это тонкая и нежная девушка. Мне даже страшно – Так она тонка; Так высока, При каждом резком звуке Дрожит, И от любого ветерка Вся гнется И заламывает руки. 2-й ученик: Богата природа нашей страны. Вы любите цветы? Каждый цветок – как упавшая с неба звезда. Например, ландыши. Помните А. Фета: ^ Ты просишь солнечных лучей; Как первый луч весенний ярок! Какие в нем исходят сны! как ты пленителен, подарок Воспламеняющей весны! Этот чарующий, загадочный цветок с тонким ароматом, слегка кружащим голову, до боли в сердце любил П.И. Чайковский. По древнерусской легенде морская царевна Волхова полюбила юношу Садко, а он отдал свое сердце любимице полей и лесов Любаве. Опечаленная Волхова Вышла на берег и стала плакать. И там, где падали слезинки царевны, выросли ландыши – символ чистоты, любви и грусти. ^ Но ландыш прекрасен не только тайной чар, он – спаситель человеческих жизней. Его используют в медицине. Ландыши не только целебны, но и ядовиты. Даже нежные цветки ландыша неуживчивы с другими цветами. Сейчас ландыш числится в списке растений, которым грозит гибель. Давайте беречь этих крохотных жителей леса. Ведь приятно же созерцать как ^ Под каждым кустиком горят. Учитель: Вспомните стихи О. Антропова: Ой, в саду, саду зеленом Розу поливала. Вырастай, расти на счастье, - Розе я сказала. Нет цветов красивее и благоуханнее, чем роза. Зная кратковременность жизни розы, древние персы придумали очень мудрую поговорку: «Если ты прошел мимо розы, не ищи её более…» ^ Как хороши, как свежи были розы В моем саду! Как взор прельщали мой! Как я молил осенние морозы Не трогать их холодною рукой! Как я берег, как я лелеял младость Моих цветов заветных, дорогих. Казалось мне, в них расцветала радость. Казалось мне, любовь дышала в них. Но в мире мне явилась дева рая, Прелестная, как ангел красоты, Венка из роз искала молодая, И я сорвал заветные цветы. Учитель: С розой связано множество легенд. Одна из них - Архангел Гавриил сплел для святой Богородицы три венка: из белых роз – радость, из красных – страдание, из желтых – её славу. Розой врачевали, лепестки накладывали на лицо для предания ему свежести. Но рассказ о розе не будет полным, если не вспомнить её «прадедушку» - шиповник. Из трав и плодов шиповника делают настои, напитки. ^ Осенний день. Поблекли травы, Сырой, туманный холодок. И вдруг нежданно у канавы Расцвел шиповника цветок. Как будто друг, всегда желанный, Он в этот серый день вошел И, озарив его, румяный, Неукротимый, цвел и цвел. Ему и горя было мало, Что все вокруг отпировало, Открасовалось, отцвело. В своем порыве одиноком Он жаждой жизни пламенел. И лес, притихший за дорогой, «Не отцветай!» - ему шумел. И лесу вторил шорох ветра И голоса отлетных стай. И я шептал посланцу лета: «Не отцветай! Не отцветай!» Учитель: Давайте будем внимательны и бережливы к зеленому миру, и природа воздаст нам сторицей. Поэтому давайте постараемся жить по поэтическому наказу Н. Старшинова: ^ Нам жить в одном кругу, Идти в одном строю, Лететь в одном полете… Давайте сохраним Ромашку на лугу, Кувшинку на реке И клюкву на болоте. И еще запомните такие слова: Когда на сердце Неспокойно станет, Когда не в силах Совладеть с собою, Побудь в лесу На солнечной поляне, И все печали снимет, Как рукой. Наше путешествие подошло к концу. Очень хотелось бы, чтобы мы не только познакомились с лекарственными травами, но и ещё больше полюбили нашу природу, нашу землю. |
![]() | Цели: Знакомить с разнообразием зимних красот, переданных выдающимися художниками и композиторами. Подвести итог недели «Красота... | ![]() | Познакомить учащихся с выдающимся тувинским ученым, поэтом Монгушом Бораховичем Кенин-Лопсаном |
![]() | «Дары Терека», «Три пальмы», «Кавказ» и других, в поэме «Мцыри». Природа, изображенная в поэзии Лермонтова, олицетворена, живет полной... | ![]() | Работа со стихотворениями на уроках помогает глубже проникнуть в тайны природы, увидеть её нежный образ, осмыслить взаимосвязь и... |
![]() | ![]() | Всегда ли у человека должна присутствовать и красота внутренняя, и красота внешняя? | |
![]() | Познавательные ууд: познакомить детей с такой малой поэтической формой как хокку или хайку | ![]() | Красота природы во все времена года всегда была источником вдохновения для поэтов, музыкантов, художников |
![]() | Для чего? От этого светлеет на душе и человек радуется. Сама природа дает нам эту красоту. Тема нашего классного часа «Красота спасет... | ![]() | Прокопенко чуть грустная, задумчивая, но сколько внутренней, неброской независимости в позе, иронии в глазах. Видно, что ничто мелкое... |