Конспект урока по географии для учеников 6 класса на тему: «Горы суши».
Цель: сформировать знания о горах как форме земной поверхности.
Задачи:
Образовательные
сформировать представления у учащихся о горных системах, хребтах, различии гор по высоте, изменении их во времени, значении гор;
выработать умения определять и описывать географическое положение гор, их высоту, отработать навыки показывать горы в контурных картах.
Развивающие
развивать коммуникативные навыки: умение высказывать свое мнение;
развивать пространственное воображение, творческое мышление.
Воспитательные
содействовать эстетическому воспитанию школьников: знакомство с произведениями живописи и литературы;
Оборудование: географический атлас 6 класса, презентация «Горы суши», учебник Т.П.Герасимова., Н.П. Неклюкова «Начальный курс географии», физическая карта мира.
^
№
п/п
| Название этапа
| Деятельность учителя
| ^
| 1.
| Организационный момент.
(1 мин.)
| (слайд 1) Здравствуйте! Садитесь. Кто сегодня отсутствует?
(учитель отмечает отсутствующих). Все ли готовы к уроку?
| Приветствуют учителя, называют отсутствующих.
| 2.
| Проверка ранее изученного
(3 мин.)
| Итак, мы начнем урок с задания, которое направлено на повторение географических координат, а также это задание поможет определить новую тему нашего урока. (слайд 2)
Задание: найдите географические объекты по следующим координатам.
1 вариант
| 2 вариант
| 46° с.ш. 10°в.д.
(горы Альпы)
| 44°с.ш.42°в.д.
(Кавказские горы)
| - Какие географические объекты получились?
| Учащиеся выполняют задание
| 3.
| Изучение нового материала
(27 мин.)
| - А что же это за объекты мы с вами определили?
-Что же такое гора? Попробуйте сами, без помощи учебника сказать, что такое гора.
-А теперь сравним с определением, которое дает нам учебник. (слайд 3)
^
- Запишите определение в тетрадь.
-Как вы уже поняли, сегодня мы будем изучать одну из форм рельефа – горы. Запишите тему урока в тетрадь: Горы суши.
(слайд 4)
(учитель записывает тему урока в тетрадь).
В песне Владимира Высоцкого есть слова: «Лучше гор могут быть только горы, на которых ещё не бывал». (слайд 5,6,7,8)
-Чем же, ребята, влекут к себе горы?
- Горы – это источник бессчетных богатств. С гор бегут реки – они вращают турбины, поят сады и поля. Горы воспитывают мужество, закаляют дух, вдохновляют, рождают стремление ввысь. Горы даруют долгую жизнь – так чист и здоров горный воздух.
- Многие художники перенесли их красоту и величие на холст. Посмотрите, как по-разному изображены горы. (слайд 9,10,11)
- Как можно заметить, горы редко встречаются поодиночке, чаще всего они образуют скопления (правильные ряды или беспорядочно разбросаны).
- Эти скопления гор, вытянутые в ряд называют горными хребтами. Между соседними хребтами находятся понижения – горные долины. Скопления горных хребтов, долин образуют горную систему.
- Несмотря на многообразие гор каждая имеет определенное строение.
- Схематично зарисуйте у себя в тетрадях гору такую, какую вы себе представляете.
- Каждая гора имеет: вершину, склон, подошва.
Вершина – это самая верхняя часть горы.
Склон – это расстояние между вершиной и подошвой.
^
(учитель изображает гору схематично на доске и подписывает основные части).
- Посмотрите на две картинки (холма и горы) (слайд 12). Вас ничего не удивило?
- Это две формы рельефа, имеющие вершину, склон и подошву, но одна – гора, а другая – холм.
- Что же нужно знать, чтобы объяснить разницу между горой и холмом? Чем же они отличаются?
- Высотой!
- В зависимости от абсолютной высоту горы бывают:
низкие (до 1000 м.)
средние (от 1000 до 2000 м.)
высокие (более 2000 м.)
(слайд 13)
- Поднимите свою правую руку и представьте себе, что ваши пальчики – это горные хребты, промежутки между пальцами – это горные долины. А вся ваша рука образует горную систему. А теперь посмотрите на средний палец – он выше остальных, также и в горах имеется самая высокая точка.
- Попробуем на карте найти высшие точки гор.
- Но для начала вспомним, как изображаются горы на карте?
- Как определить высоту гор на карте?
Задание: пользуясь физической картой мира, напротив названий гор подписать следующие сведения о них: преобладающую высоту, к какому типу гор по высоте относятся и самую высшую точку.(слайд 14)
^
| Преобладающие высоты
| Типы гор по высоте
| Самая высшая вершина
| Уральские горы
| 500 – 1000 м
| низкие
| г. Народная
(1895 м)
| Гималаи
| 5000 м и выше
| высокие
| г. Джомолунгма
(или Эверест) – 8848 м.
| Анды
| 3000-5000 м
| высокие
| г. Аконкагуа
(6960 м)
| Кордильеры
| 2000-3000 м
| высокие
| г. Мак-Кинли
(6193 м)
| Кавказские
| 2000-3000 м
| высокие
| г. Эльбрус
(5642 м)
| - Хорошо, молодцы!
- Откройте учебник на странице 56 и ознакомьтесь с таблицей 2.
«Как описывать географическое положение гор». В первой колонке таблицы дан план описания географического положения, а во второй колонке указаны действия, которые необходимо произвести, чтобы выполнить пункты плана. (слайд 15,16,17)
Задание: описать географическое положение Уральских гор.
Уральские горы низкие. Высшая вершина – гора Народная, 1895 м;
а) горы находятся на материке Евразия. Располагаются между параллелями: 50° и 70° с.ш., между меридианами: 50° и 60° в.д.;
б) протянулись горы с севера на юг примерно на 1800 км.;
в) к западу от Уральских гор находится Восточно-Европейская равнина, а к востоку – Западно-Сибирская.
| Учащиеся отвечают – горы.
Учащиеся предлагают свои определения.
Находят определение гор в учебнике и записывают.
Записывают тему урока в тетрадь.
Примерные ответы: горы, красивые, разные, высокие, с горы далеко видно и т.д.
Записывают в тетрадь.
Ребята зарисовывают в тетрадь гору.
Записывают определения в тетрадь.
Учащиеся записывают в тетрадь.
Учащиеся отвечают: горы на физической карте раскрашиваются тонами коричневого цвета. Чем они выше – тем окраска темнее.
Отвечают на вопрос: по шкале высот, по отметкам высот отдельных гор.
Учащиеся работают с картой и заполняют таблицу.
Знакомятся с планом описания географического положения гор.
Учащиеся под руководством учителя описывают географическое положение Уральских гор.
| Физкультминутка
(1мин.)
| 4.
| Закрепление нового материала
(4 мин.)
| Поиграем с вами в игру «Угадай-ка».
- Определите, о каких горах идет речь, по описанию их географического положения:
Горы расположены на западе материка Южная Америка, протянулись вдоль побережья Тихого океана. (Анды)
Самые высокие горы Северной Америки. (Кордильеры)
Горы высокие, расположенные на юго-западе Евразии, между двумя морями: Каспийским и Черным. (Кавказские)
(слайд 19)
| Работают с атласом.
| 5.
| Подведение итогов, задание на дом
(4 мин.)
| -Мы убедились с вами, что лучше гор могут быть только горы.
Хочется ещё и ещё раз вспомнить слова нашего земляка Льва Толстого «Горы – какая красота!...Вот где настоящая жизнь». (слайд 20)
Горы возвышают человека,
Но не только над уровнем моря,
Горы возвышают душу человека
Делают его мудрей и благороднее
- Вот и подошел к концу наш урок.
- И в заключение, посмотрите на слайд и закончите предложения:
«А у меня сегодня получилось…
« Я и не подозревал… (слайд 21)
Всем спасибо за работу на уроке, а наиболее удачные ответы учеников:….
будут отмечены хорошими и отличными оценками в журнале.
Вам дома предстоит ответить на вопросы в конце §20, а также подготовить стихи, песни о горах или нарисовать горный пейзаж.
(слайд 22)
|
Дети заканчивают предложения.
В дневниках записывают домашнее задание
|
Список использованной литературы:
Никитина Н.А., Жижина Е.А. Поурочные разработки по географии: 6 класс.
Ходателев Г.А. Уроки географии в 5 классе. Из опыта работы.
Герасимова Т.П., Крылова О.В. Методическое пособие по физической географии: 6 кл.
География в школе. Е.В. Усенко «Лучше гор могут быть только горы» 8 класс.
|