Скачать 262.62 Kb.
|
![]() Пояснительная записка Анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста показал, что количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии, неуклонно растет. Эти дети составляют основную группу риска по школьной неуспеваемости, особенно при овладении письмом и чтением. Основная причина — недостаточное развитие процессов звуко-буквенного анализа и синтеза. Рабочая программа разработана в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании». Содержание рабочей программы соответствует федеральным государственным требованиям, установленным в соответствии с п. 2 ст. 7 Закона РФ «Об образовании», образовательным стандартам и требованиям; целям и задачам образовательной программы учреждения. Данная программа представляет коррекционно-развивающую систему, обеспечивающую полноценное овладение фонематическим строем русского языка, интенсивное развитие фонематического восприятия, лексико-грамматических категорий языка, развитие связной речи, что обуславливает формирование коммуникативных способностей, речевого и общего психического развития ребенка дошкольного возраста с речевой патологией, как основы успешного овладения чтением и письмом в дальнейшем при обучении в массовой школе, а так же его социализации. Цель программы – сформировать полноценную фонетическую систему языка. Развить фонематическое восприятие и навыки первоначального звукового анализа и синтеза, автоматизировать слухопроизносительные умения и навыки в различных ситуациях, развивать связную речь. Задачи коррекционного обучения детей логопатов - - раннее выявление и своевременное предупреждение речевых нарушений; - преодоление недостатков в речевом развитии; - воспитание артикуляционных навыков звукопроизношения и развития слухового восприятия; - формирование навыков учебной деятельности; - осуществление преемственности в работе с родителями воспитанников, сотрудниками МДОУ. ^ Фонетико-фонематическое недоразвитие (ФФН) — это нарушение процесса формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем. Определяющим признаком фонематического недоразвития является пониженная способность к анализу и синтезу речевых звуков, обеспечивающих восприятие фонемного состава языка. В речи ребенка с фонетико-фонематическим недоразвитием отмечаются трудности процесса формирования звуков, отличающихся тонкими артикуляционными или акустическими признаками. Несформированность произношения звуков крайне вариативна и может быть выражена в речи ребенка различным образом: - заменой звуков более простыми по артикуляции; - трудностями различения звуков; - особенностями употребления правильно произносимых звуков в речевом контексте. Следует подчеркнуть, что ведущим дефектом при ФФН является несформированность процессов восприятия звуков речи. В последние годы все чаще выявляются дети, у которых произношение звуков исправлено в процессе краткосрочных логопедических занятий, но не скорригировано фонематическое восприятие. На недостаточную сформированность фонематического восприятия также указывают затруднения детей при практическом осознании основных элементов языка и речи. Кроме всех перечисленных особенностей произношения и различения звуков, при фонематическом недоразвитии у детей нередко нарушаются просодические компоненты речи: темп, тембр, мелодика. Проявления речевого недоразвития у данной категории детей выражены в большинстве случаев нерезко. Отмечается бедность словаря и незначительная задержка в формировании грамматического строя речи. При углубленном обследовании речи детей могут быть отмечены отдельные ошибки в падежных окончаниях, в употреблении сложных предлогов, в согласовании прилагательных и порядковых числительных с существительными и т. п. Анализ документов и первичное обследование ребенка позволяют обосновать необходимость его зачисления в группу для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи со сроком обучения 10 месяцев. По окончании обучения фонетическая сторона речи детей должна соответствовать возрастной норме. Наполняемость группы — 12 человек. Реализация личностно ориентированного подхода в коррекции речевого недоразвития требует от логопеда углубленного изучения речевых, когнитивных и эмоциональных особенностей детей. Знание индивидуальных характеристик ребенка позволяет организовать различные формы учебного процесса и обосновать частные приемы коррекции, С этой целью в первые две недели сентября логопед, непосредственно работающий в группе, проводит обследование звукопроизношения, фонематического слуха, слоговой структуры слова каждого ребенка. Необходимо проверить, как ребенок произносит звук изолированно, в слогах, словах, предложениях, текстах. Ему предлагается назвать картинки, повторить слова, где исследуемый звук занимает разные позиции: в начале, в середине, в конце слова. Желательно, чтобы эти слова не включали труднопроизносимые звуки или их сочетания. Учитывая возрастные особенности детей-дошкольников, рекомендуется использовать разнообразные игровые приемы. Одновременно с выявлением особенностей артикуляции звуков необходимо выяснить, как дети на слух различают фонемы родного языка. Сопоставляя речевые карты детей, логопед должен выявить симптоматику, типичную для группы в целом, и индивидуальные особенности каждого ребенка, обусловленные различными причинами нарушения в каждом отдельном случае (легкая степень дизартрии, полиморфная дислалия, двуязычие, влияние неполноценной речевой среды и др.). В речевой карте фиксируются ошибочные ответы детей и приводятся образцы их высказываний. Речевая карта заканчивается логопедическим заключением, которое должно быть аргументировано конкретными данными обследования. В процессе логопедической работы в течение года за ребенком ведется тщательное динамическое наблюдение. Коррекционно-воспитательная работа строится с учетом особенностей психической деятельности детей. Таким образом, логопедическое воздействие органически связано с развитием у дошкольников внимания, памяти, умения управлять собой и другими психическими процессами. После обследования перед логопедом встает задача: - воспитание у детей правильной, четкой, умеренно громкой, выразительной, связной речи, соответствующей возрасту, с помощью как традиционных, так и специальных логопедических методов и приемов, направленных на коррекцию речевого нарушения и развитие активной сознательной деятельности в области речевых фактов. Основными направлениями работы по развитию речи детей являются; - формирование полноценных произносительных навыков; - развитие фонематического восприятия, фонематических представлений, доступных возрасту форм звукового анализа и синтеза. По мере продвижения ребенка в указанных направлениях на скорригированном речевом материале осуществляется: - развитие у детей внимания к морфологическому составу слов и изменению слов и их сочетаний в предложении; - обогащение словаря детей преимущественно привлечением внимания к способам словообразования, к эмоционально-оценочному значению слов; - воспитание у детей умений правильно составлять простое распространенное предложение, а затем и сложное предложение; употреблять разные конструкции предложений в самостоятельной связной речи; - развитие связной речи в процессе работы над рассказом, пересказом, с постановкой определенной коррекционной задачи по автоматизации в речи уточненных в произношении фонем; - формирование элементарных навыков письма и чтения специальными методами на основе исправленного звукопроизношения и полноценного фонематического восприятия. ^ Для данного уровня развития речи детей характерно наличие развернутой фразовой речи с выраженными элементами недоразвития лексики, грамматики и фонетики. Важной особенностью речи ребенка является недостаточная сформированность словообразовательной деятельности. В собственной речи дети употребляют простые уменьшительно-ласкательные формы существительных, отдельных притяжательных и относительных прилагательных, названия некоторых профессий, приставочные глаголы и т. д., соответствующие наиболее продуктивным и частотным словообразовательным моделям. В то же время они не обладают еще достаточными когнитивными и речевыми возможностями для адекватного объяснения значений этих слов. Стойкие и грубые нарушения наблюдаются при попытках образовать слова, выходящие за рамки повседневной речевой практики. Для этих детей характерно неточное понимание и употребление обобщающих понятий, слов с абстрактным и переносным значением, незнание названий слов, выходящих за рамки повседневного бытового общения: частей тела человека, животных, наименований профессий и действий, связанных с ними, неточность употребления слов для обозначения животных, птиц, рыб, насекомых. Отмечается тенденция к множественным лексическим заменам по различным типам: смешения по признакам внешнего сходства, замещения по значению функциональной нагрузки, видо-родовые смешения, замены в рамках одного ассоциативного поля и т. п. Наряду с лексическими ошибками у детей с III уровнем развития речи отмечается и специфическое своеобразие связной речи. Ее недостаточная сформированность часто проявляется как в детских диалогах, так и в монологах. Характерными особенностями связной речи являются нарушение связности и последовательности рассказа, смысловые пропуски существенных элементов сюжетной линии, заметная фрагментарность изложения, нарушение временных и причинно-следственных связей в тексте. Звуковая сторона речи характеризуется неточностью артикуляции некоторых звуков, нечеткостью дифференциации их на слух. Недостаточность фонематического восприятия проявляется в том, что дети с трудом выделяют первый и последний согласный, гласный звук в середине и конце слова, не подбирают картинки. ^ Речь детей с НВОНР производит вполне благополучное впечатление. Лишь детальное и углубленное обследование, выполнение специально подобранных заданий позволяет выявить остаточные проявления общего недоразвития речи. Затруднения в воспроизведении слов сложного слогового состава и их звуконаполняемости является диагностическим критерием при обследовании речи дошкольников с IV уровнем развития речи. Под влиянием коррекционно-развивающего обучения это явление постепенно сглаживается. Для детей данного уровня типичным является несколько вялая артикуляция звуков, недостаточная выразительность речи и нечеткая дикция. Наряду с недостатками фонетико-фонематического характера для этих детей характерны отдельные нарушения смысловой стороны речи. Недостаточность лексического строя языка проявляется и в специфических словообразовательных ошибках. Правильно образуя слова, наиболее употребляемые в речевой практике, эти дети затрудняются в продуцировании более редких вариантов. В большинстве случаев дети с IV уровнем развития речи неточно понимают и употребляют пословицы, слова и фразы с переносным значением. При обследовании связной речи выявляются затруднения в передаче логической последовательности, «застревание» на второстепенных деталях сюжета. ^ - правильно артикулировать все звуки речи в различных позициях; - четко дифференцировать все изученные звуки; - различать понятия «звук», «твердый звук», «мягкий звук», «глухой звук», «звонкий звук», «слог», «предложение» на практическом уровне; - называть последовательность слов в предложении, слогов и звуков в словах; - производить элементарный звуковой анализ и синтез; - читать и правильно понимать прочитанное в пределах изученной программы; - отвечать на вопросы по содержанию прочитанного, ставить вопросы к текстам и пересказывать их; выкладывать из букв разрезной азбуки и печатать слова различного слогового состава, предложения с применением всех усвоенных правил правописания. Литература 1. Г.В.Чиркина. Коррекция нарушений речи. -М.Просвещение,2009 Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, Т.В. Туманова, С.А. Миронова, А.В. Лагутина. Коррекция нарушений речи. – М.: Просвещение, 2010 2. Е.А.Пожиленко. Волшебный мир звуков и слов.- М.Владос, 2003 3. Т.Б.Филичева, Т.В.Туманова. Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием.-М.:ГНОМ и Д, 2000 4. В.В.Конаваленко. Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе ФФН.-ГНОМ, 2005 5. О.Б.Иншакова. Альбом для логопеда. - М.Владос, 2003 6.Е.Н.Косинова. Уроки логопеда.М.Эксмо. 2008 7. Методико-психолого-педагогическая служба в ДОУ. Под ред. Е.А. Каралашвили. М.: ТЦ Сфера, 2006 8. «Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению» под ред. Т.В. Волосовец. М.: Академия, 2000 9. Г.А. Каше. Подготовка к школе детей с недостатками речи: Пособие для логопеда. – М.: Просвещение, 1985. 10. Логопедия. Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. – М.: Владос, 2002 Речевая карта 1.Фамилия, имя ребенка_________________________________________________________ 2.Домашний адрес______________________________________________________________ 3.Возраст на момент обследования________________________________________________ 4.Общие сведения о семье_________________________________Мать_________________ _____________________________________Отец______________________________________ ^ Подвижность языка_______________________________ уздечка________________________ Прикус_____________________ небо____________________ зубы______________________ ^ Темп _____________________ голос___________________разборчивость_________________ Дыхание____________________ 7.Вводная беседа: Как тебя зовут?__________________________Сколько тебе лет?_______________________ Ты мальчик или девочка? ___________________Ты хороший или плохой ребёнок? ________ ________________________Ты раньше ходил(а) в детский сад?________________________ Тебе нравится играть с детьми?________________________________ ^ Выполнение инструкций. Открой(закрой)__________________. сними(надень) __________ _____________.Принеси(отнеси)___________________. завяжи(развяжи) _______________ ^ Предметный словарь.«Назови предметы».Девочка______________, стол_____________, книга ________________, хлеб_____________, часы______________, нож _______________, мяч___________, руль_____________, кастрюля____________, пылесос________________, лестница____________, свеча___________,пальто ____________, лопата________________ «Назови части тела»Пятка___________, кулак____________, плечо ____________, голова __________, рука _________,пальцы___________, шея______________, уши ____________, подбородок ______________, лоб_____________, нос____________, колено_______________ «Назови детёнышей животных»У кошки _________________, козы ________________, лисы ____________,волка_______________, медведя_______________, зайца ____________, свиньи _______________, лошади__________________, собаки ________________, «Скажи наоборот»- назвать антонимы:Толстый ________________, горячий ____________ ________________, новый ___________________, широкий_______________, высокий _____ ____________, тяжелый______________, чистый_______________, молодой______________ |
![]() | Е. Ф. Купецкова, проректор по умр гбоу дпо пиро, к п н., доцент, заслуженный учитель РФ | ![]() | Федеральным законом от 29. 12. 2012 г. №273 «Об образовании в Российской Федерации» |
![]() | Данная образовательная программа по курсу «Русский язык» разработана в соответствии с Законом «Об образовании» Российской Федерации,... | ![]() | Образовательная программа разработана в соответствии с федеральной Программой развития образования; законом Российской Федерации... |
![]() | Российской Федерации, навыками умственного и физического труда, развитие склонностей, интересов, способности к социальному самоопределению»)... | ![]() | Настоящая образовательная программа разработана в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», Типовым положением... |
![]() | Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении (утверждено приказом Министерства образования и науки Российской Федерации... | ![]() | В соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» среднее общее образование является общедоступным |
![]() | Данная рабочая учебная программа по курсу «Обучение грамоте» разработана в соответствии со ст. 14 п. 5, ст. 15 п. 1, ст. 32 п. 2... | ![]() | Бюджетное образовательное учреждение орловской области дополнительного образования детей |