Рабочая программа разработана в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании»




Скачать 262.62 Kb.
НазваниеРабочая программа разработана в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании»
страница1/3
Дата публикации18.02.2015
Размер262.62 Kb.
ТипРабочая программа
lit-yaz.ru > Химия > Рабочая программа
  1   2   3
f:\программа\п 4peg.jpe.jpeg


Пояснительная записка
Анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста показал, что количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии, неуклонно растет. Эти дети составляют основную группу риска по школьной неуспеваемости, особенно при овладении письмом и чтением. Основная причина — недостаточное развитие процессов звуко-буквенного анализа и синтеза.

Рабочая программа разработана в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании». Содержание рабочей программы соответствует федеральным государственным требованиям, установленным в соответствии с п. 2 ст. 7 Закона РФ «Об образовании», образовательным стандартам и требованиям; целям и задачам образовательной программы учреждения.

Данная программа представляет коррекционно-развивающую систему, обеспечивающую полноценное овладение фонематическим строем русского языка, интенсивное развитие фонематического восприятия, лексико-грамматических категорий языка, развитие связной речи, что обуславливает формирование коммуникативных способностей, речевого и общего психического развития ребенка дошкольного возраста с речевой патологией, как основы успешного овладения чтением и письмом в дальнейшем при обучении в массовой школе, а так же его социализации.

Цель программы – сформировать полноценную фонетическую систему языка. Развить фонематическое восприятие и навыки первоначального звукового анализа и синтеза, автоматизировать слухопроизносительные умения и навыки в различных ситуациях, развивать связную речь.

Задачи коррекционного обучения детей логопатов -

- раннее выявление и своевременное предупреждение речевых нарушений;

- преодоление недостатков в речевом развитии;

- воспитание артикуляционных навыков звукопроизношения и развития слухового восприятия;

- формирование навыков учебной деятельности;

- осуществление преемственности в работе с родителями воспитанников, сотрудниками МДОУ.

^ Характеристика речи детей с фонетико-фонематическим недоразвитием
Фонетико-фонематическое недоразвитие (ФФН) — это нарушение процесса формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.

Определяющим признаком фонематического недоразвития является пониженная способность к анализу и синтезу речевых звуков, обеспечивающих восприятие фонемного состава языка. В речи ребенка с фонетико-фонематическим недоразвитием отмечаются трудности процесса формирования звуков, отличающихся тонкими артикуляционными или акустическими признаками.

Несформированность произношения звуков крайне вариативна и может быть выражена в речи ребенка различным образом:

- заменой звуков более простыми по артикуляции;

- трудностями различения звуков;

- особенностями употребления правильно произносимых звуков в речевом контексте.

Следует подчеркнуть, что ведущим дефектом при ФФН является несформированность процессов восприятия звуков речи. В последние годы все чаще выявляются дети, у которых произношение звуков исправлено в процессе краткосрочных логопедических занятий, но не скорригировано фонематическое восприятие.

На недостаточную сформированность фонематического восприятия также указывают затруднения детей при практическом осознании основных элементов языка и речи. Кроме всех перечисленных особенностей произношения и различения звуков, при фонематическом недоразвитии у детей нередко нарушаются просодические компоненты речи: темп, тембр, мелодика.

Проявления речевого недоразвития у данной категории детей выражены в большинстве случаев нерезко. Отмечается бедность словаря и незначительная задержка в формировании грамматического строя речи. При углубленном обследовании речи детей могут быть отмечены отдельные ошибки в падежных окончаниях, в употреблении сложных предлогов, в согласовании прилагательных и порядковых числительных с существительными и т. п.

Анализ документов и первичное обследование ребенка позволяют обосновать необходимость его зачисления в группу для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи со сроком обучения 10 месяцев. По окончании обучения фонетическая сторона речи детей должна соответствовать возрастной норме. Наполняемость группы — 12 человек.

Реализация личностно ориентированного подхода в коррекции речевого недоразвития требует от логопеда углубленного изучения речевых, когнитивных и эмоциональных особенностей детей. Знание индивидуальных характеристик ребенка позволяет организовать различные формы учебного процесса и обосновать частные приемы коррекции, С этой целью в первые две недели сентября логопед, непосредственно работающий в группе, проводит обследование звукопроизношения, фонематического слуха, слоговой структуры слова каждого ребенка.

Необходимо проверить, как ребенок произносит звук изолированно, в слогах, словах, предложениях, текстах. Ему предлагается назвать картинки, повторить слова, где исследуемый звук занимает разные позиции: в начале, в середине, в конце слова. Желательно, чтобы эти слова не включали труднопроизносимые звуки или их сочетания. Учитывая возрастные особенности детей-дошкольников, рекомендуется использовать разнообразные игровые приемы.

Одновременно с выявлением особенностей артикуляции звуков необходимо выяснить, как дети на слух различают фонемы родного языка.

Сопоставляя речевые карты детей, логопед должен выявить симптоматику, типичную для группы в целом, и индивидуальные особенности каждого ребенка, обусловленные различными причинами нарушения в каждом отдельном случае (легкая степень дизартрии, полиморфная дислалия, двуязычие, влияние неполноценной речевой среды и др.). В речевой карте фиксируются ошибочные ответы детей и приводятся образцы их высказываний. Речевая карта заканчивается логопедическим заключением, которое должно быть аргументировано конкретными данными обследования.

В процессе логопедической работы в течение года за ребенком ведется тщательное динамическое наблюдение. Коррекционно-воспитательная работа строится с учетом особенностей психической деятельности детей. Таким образом, логопедическое воздействие органически связано с развитием у дошкольников внимания, памяти, умения управлять собой и другими психическими процессами.

После обследования перед логопедом встает задача:

- воспитание у детей правильной, четкой, умеренно громкой, выразительной, связной речи, соответствующей возрасту, с помощью как традиционных, так и специальных логопедических методов и приемов, направленных на коррекцию речевого нарушения и развитие активной сознательной деятельности в области речевых фактов.

Основными направлениями работы по развитию речи детей являются;

- формирование полноценных произносительных навыков;

- развитие фонематического восприятия, фонематических представлений, доступных возрасту форм звукового анализа и синтеза.

По мере продвижения ребенка в указанных направлениях на скорригированном речевом материале осуществляется:

- развитие у детей внимания к морфологическому составу слов и изменению слов и их сочетаний в предложении;

- обогащение словаря детей преимущественно привлечением внимания к способам словообразования, к эмоционально-оценочному значению слов;

- воспитание у детей умений правильно составлять простое распространенное предложение, а затем и сложное предложение; употреблять разные конструкции предложений в самостоятельной связной речи;

- развитие связной речи в процессе работы над рассказом, пересказом, с постановкой определенной коррекционной задачи по автоматизации в речи уточненных в произношении фонем;

- формирование элементарных навыков письма и чтения специальными методами на основе исправленного звукопроизношения и полноценного фонематического
восприятия.

^ Характеристика детей с ОНР III уровня
Для данного уровня развития речи детей характерно наличие развернутой фразовой речи с выраженными элементами недоразвития лексики, грамматики и фонетики.

Важной особенностью речи ребенка является недостаточная сформированность словообразовательной деятельности. В собственной речи дети употребляют простые уменьшительно-ласкательные формы существительных, отдельных притяжательных и относительных прилагательных, названия некоторых профессий, приставочные глаголы и т. д., соответствующие наиболее продуктивным и частотным словообразовательным моделям. В то же время они не обладают еще достаточными когнитивными и речевыми возможностями для адекватного объяснения значений этих слов. Стойкие и грубые нарушения наблюдаются при попытках образовать слова, выходящие за рамки повседневной речевой практики.

Для этих детей характерно неточное понимание и употребление обобщающих понятий, слов с абстрактным и переносным значением, незнание названий слов, выходящих за рамки повседневного бытового общения: частей тела человека, животных, наименований профессий и действий, связанных с ними, неточность употребления слов для обозначения животных, птиц, рыб, насекомых. Отмечается тенденция к множественным лексическим заменам по различным типам: смешения по признакам внешнего сходства, замещения по значению функциональной нагрузки, видо-родовые смешения, замены в рамках одного ассоциативного поля и т. п.

Наряду с лексическими ошибками у детей с III уровнем развития речи отмечается и специфическое своеобразие связной речи. Ее недостаточная сформированность часто проявляется как в детских диалогах, так и в монологах.

Характерными особенностями связной речи являются нарушение связности и последовательности рассказа, смысловые пропуски существенных элементов сюжетной линии, заметная фрагментарность изложения, нарушение временных и причинно-следственных связей в тексте.

Звуковая сторона речи характеризуется неточностью артикуляции некоторых звуков, нечеткостью дифференциации их на слух. Недостаточность фонематического восприятия проявляется в том, что дети с трудом выделяют первый и последний согласный, гласный звук в середине и конце слова, не подбирают картинки.

^ Характеристика детей с НВОНР
Речь детей с НВОНР производит вполне благополучное впечатление. Лишь детальное и углубленное обследование, выполнение специально подобранных заданий позволяет выявить остаточные проявления общего недоразвития речи.

Затруднения в воспроизведении слов сложного слогового состава и их звуконаполняемости является диагностическим критерием при обследовании речи дошкольников с IV уровнем развития речи. Под влиянием коррекционно-развивающего обучения это явление постепенно сглаживается.

Для детей данного уровня типичным является несколько вялая артикуляция звуков, недостаточная выразительность речи и нечеткая дикция.

Наряду с недостатками фонетико-фонематического характера для этих детей характерны отдельные нарушения смысловой стороны речи.

Недостаточность лексического строя языка проявляется и в специфических словообразовательных ошибках. Правильно образуя слова, наиболее употребляемые в речевой практике, эти дети затрудняются в продуцировании более редких вариантов.

В большинстве случаев дети с IV уровнем развития речи неточно понимают и употребляют пословицы, слова и фразы с переносным значением.

При обследовании связной речи выявляются затруднения в передаче логической последовательности, «застревание» на второстепенных деталях сюжета.
^ В итоге проведенной логопедической работы дети должны научиться:
- правильно артикулировать все звуки речи в различных позициях;

- четко дифференцировать все изученные звуки;

- различать понятия «звук», «твердый звук», «мягкий звук», «глухой звук», «звонкий звук», «слог», «предложение» на практическом уровне;

- называть последовательность слов в предложении, слогов и звуков в словах;

- производить элементарный звуковой анализ и синтез;

- читать и правильно понимать прочитанное в пределах изученной программы;

- отвечать на вопросы по содержанию прочитанного, ставить вопросы к текстам и пересказывать их; выкладывать из букв разрезной азбуки и печатать
слова различного слогового состава, предложения с применением всех усвоенных правил правописания.

Литература

1. Г.В.Чиркина. Коррекция нарушений речи. -М.Просвещение,2009

Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, Т.В. Туманова, С.А. Миронова, А.В. Лагутина. Коррекция нарушений речи. – М.: Просвещение, 2010

2. Е.А.Пожиленко. Волшебный мир звуков и слов.- М.Владос, 2003

3. Т.Б.Филичева, Т.В.Туманова. Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием.-М.:ГНОМ и Д, 2000

4. В.В.Конаваленко. Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе ФФН.-ГНОМ, 2005

5. О.Б.Иншакова. Альбом для логопеда. - М.Владос, 2003

6.Е.Н.Косинова. Уроки логопеда.М.Эксмо. 2008

7. Методико-психолого-педагогическая служба в ДОУ. Под ред. Е.А. Каралашвили. М.: ТЦ Сфера, 2006

8. «Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению» под ред. Т.В. Волосовец. М.: Академия, 2000

9. Г.А. Каше. Подготовка к школе детей с недостатками речи: Пособие для логопеда. – М.: Просвещение, 1985.

10. Логопедия. Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. – М.: Владос, 2002

Речевая карта

1.Фамилия, имя ребенка_________________________________________________________

2.Домашний адрес______________________________________________________________

3.Возраст на момент обследования________________________________________________

4.Общие сведения о семье_________________________________Мать_________________

_____________________________________Отец______________________________________

^ 5.Состояние артикуляционного аппарата.

Подвижность языка_______________________________ уздечка________________________

Прикус_____________________ небо____________________ зубы______________________

^ 6.Общее звучание речи.

Темп _____________________ голос___________________разборчивость_________________

Дыхание____________________

7.Вводная беседа:

Как тебя зовут?__________________________Сколько тебе лет?_______________________

Ты мальчик или девочка? ___________________Ты хороший или плохой ребёнок? ________

________________________Ты раньше ходил(а) в детский сад?________________________

Тебе нравится играть с детьми?________________________________

^ 8. Экспрессивная речь

Выполнение инструкций. Открой(закрой)__________________. сними(надень) __________

_____________.Принеси(отнеси)___________________. завяжи(развяжи) _______________

^ 9.Номинативная речь:

Предметный словарь.«Назови предметы».Девочка______________, стол_____________, книга ________________, хлеб_____________, часы______________, нож _______________, мяч___________, руль_____________, кастрюля____________, пылесос________________, лестница____________, свеча___________,пальто ____________, лопата________________

«Назови части тела»Пятка___________, кулак____________, плечо ____________, голова __________, рука _________,пальцы___________, шея______________, уши ____________, подбородок ______________, лоб_____________, нос____________, колено_______________

«Назови детёнышей животных»У кошки _________________, козы ________________, лисы ____________,волка_______________, медведя_______________, зайца ____________, свиньи _______________, лошади__________________, собаки ________________,

«Скажи наоборот»- назвать антонимы:Толстый ________________, горячий ____________

________________, новый ___________________, широкий_______________, высокий _____

____________, тяжелый______________, чистый_______________, молодой______________
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа разработана в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» iconПояснительная записка Основная общеобразовательная программа дошкольного...
Е. Ф. Купецкова, проректор по умр гбоу дпо пиро, к п н., доцент, заслуженный учитель РФ

Рабочая программа разработана в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» iconУчебного предмета «Русский язык» 11 класс, базовый уровень Разработана...
Федеральным законом от 29. 12. 2012 г. №273 «Об образовании в Российской Федерации»

Рабочая программа разработана в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» iconРабочая программа (адаптированная) по курсу «Русский язык»
Данная образовательная программа по курсу «Русский язык» разработана в соответствии с Законом «Об образовании» Российской Федерации,...

Рабочая программа разработана в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» iconОбразовательная программа мкоу «сош с. Малакановского»
Образовательная программа разработана в соответствии с федеральной Программой развития образования; законом Российской Федерации...

Рабочая программа разработана в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» iconРабочая программа по литературе для 5-9 классов составлена в соответствии...
Российской Федерации, навыками умственного и физического труда, развитие склонностей, интересов, способности к социальному самоопределению»)...

Рабочая программа разработана в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» iconОбразовательная программа на 2012-2013 учебный год Содержание образовательной программы школы
Настоящая образовательная программа разработана в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», Типовым положением...

Рабочая программа разработана в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» iconПояснительная записка. Образовательная программа дошкольной группы...
Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении (утверждено приказом Министерства образования и науки Российской Федерации...

Рабочая программа разработана в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» iconПояснительная записка среднее общее образование -завершающая ступень...
В соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» среднее общее образование является общедоступным

Рабочая программа разработана в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» iconРабочая программа по курсу «Литературное чтение»
Данная рабочая учебная программа по курсу «Обучение грамоте» разработана в соответствии со ст. 14 п. 5, ст. 15 п. 1, ст. 32 п. 2...

Рабочая программа разработана в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» iconПрограмма для детско-юношеская спортивных школ (дюсш), разработана...
Бюджетное образовательное учреждение орловской области дополнительного образования детей



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
lit-yaz.ru
главная страница