Пояснительная записка «Неделя химии»




Скачать 346.21 Kb.
НазваниеПояснительная записка «Неделя химии»
страница1/3
Дата публикации04.09.2013
Размер346.21 Kb.
ТипПояснительная записка
lit-yaz.ru > Химия > Пояснительная записка
  1   2   3
МБОУ «СОШ с. Привольное Ровенского муниципального района Саратовской области»

Неделя химии в школе,

посвященная 300-летию со дня рождения

М.В. Ломоносова

Выполнила:

учитель химии высшей категории Архипова Татьяна Михайловна

2011 год

Пояснительная записка

«Неделя химии» - это массовое мероприятие по внеклассной работе. Учащиеся готовятся к ней в течение месяца.

Для подготовки недели создается оргкомитет (по два человека от каждого класса), который определяет состав жюри, сроки проведения недели, объем работ, разрабатывает план недели и тематику докладов.

Обязательными требованиями к докладам являются: составление плана, представление списка используемой литературы (не менее трех источников), художественное оформление работы или создание презентации.

Списки тем и литературы помещают на стенде в химическом кабинете.

Объявляются конкурс на лучшую стенгазету, посвященную жизни и деятельностиМ. В. Ломоносова и конкурс на лучшее исполнение произведений М.В. Ломоносова.

Целевая аудитория – учащиеся 1 – 11 классов.

Участники недели – учащиеся 8 – 11 классов.
Девиз: «Все испытал и все проник…» (А.С. Пушкин)

Цель:

  1. Развитие интереса учащихся к предмету химии.

  2. Знакомство с жизнью и деятельностью М. В. Ломоносова.

  3. Укрепление знаний по предмету, стимулирование творческих способностей учащихся.

  4. Расширение межпредметных связей.

  5. Развитие навыков в обращении с химическим оборудованием и веществами.


^ План проведения недели

14 ноября 2011 года (понедельник)–открытие недели химии. Книжная выставка «Химия – «за» и «против»; жизнь и деятельность М. В. Ломоносова (Ответственный - библиотекарь сельской библиотеки).

^ 15 ноября 2011 года (вторник) –М.В. Ломоносов и химия. Химико-экологическая сказка

«SOS – спасите нашу Землю». (Занимательные опыты для учащихся 1 – 4 классов).

^ 16 ноября 2011 года (среда) – Конкурс стенгазет, посвященных жизни и деятельности М. В. Ломоносова.

17 ноября 2011 года (четверг) – Смотр знаний «Заколдованный замок». Для учащихся 8 – 9 классов.

^ 18 ноября 2011 года (пятница) – Знакомство с литературным творчеством М.В. Ломоносова и его ролью в развитии русской литературы. Конкурс на лучшее исполнение произведений М.В. Ломоносова.

^ 19 ноября 2011 года (суббота) – вечер, посвященный 300-летию со дня рождения М.В. Ломоносова(для учащихся 9 – 11 классов).

Подготовительный этап

  1. Подготовка стенда «Что читать по химии».

  2. Объявить конкурс газет.

  3. Подготовить высказывания о М. В. Ломоносове.

  4. Подготовить опыты.

Первый день

Вступительное слово учителя

В ноябре 2011 г. наша страна и все прогрессивное человечество отмечает 300-летие со дня рождения великого русского ученого, «отца русской литературы» Михаила Васильевича Ломоносова.

Прошло 300 лет со дня рождения М. В. Ломоносова, но как велик интерес к его жизни и деятельности. Научные идеи, замыслы, исследования Ломоносова, его свершения как ученного-энциклопедиста вошли в историю отечественной и мировой науки и культуры как великий жизненный подвиг.

Всю свою энергию и талант М. В. Ломоносов направил на благо России. Справедливы слова Н. Г. Чернышевского: «Ломоносов страстно любил науку, но думал и заботился исключительно о том, что нужно было для блага его родины. Он хотел служить не чистой науке, а только отечеству».

Служба отечеству определила основное направление его деятельности, форму и характер его научных трудов.

1748 г. знаменательный в истории отечественной науки. По проекту Ломоносова была построена химическая лаборатория.

В 1752 – 1754 гг. М. В. Ломоносов впервые в мире прочитал студентам курс лекций по «физической химии». «Изучение химии, - писал М. В. Ломоносов, - имеет двоякую цель: одна – усовершенствование естественных наук, другая – умножение жизненных благ».

В химической лаборатории М. В. Ломоносов выполнил большую серию опытов по изысканию «разноцветных стекол и мозаичному художеству». Он создает Усть-Рудницкую фабрику цветных стекол и тем самым закладывает основы для новой отрасли русской промышленности – производства цветных стекол и мозаик.

М. В. Ломоносов разработал проект Московского университета, который был открыт в 1755 г.

Постоянное стремление связать научные исследования с практикой, направить их на службу общества ярко проявились в трудах М. В. Ломоносова по экономике, геологии, географии.

Сын помора из далекой архангельской деревни стал гордостью науки благодаря страстной жажде знаний, желанию трудиться и использовать свой труд на благо людей.

А. И. Герцен писал о Ломоносове: «Как по своему энциклопедизму, так и по легкости восприятия этот знаменитый ученый был типом русского человека… Он был горняком, химиком, поэтом, филологом, физиком, астрономом и историком… Его ясный ум, полный беспокойного желания понять, оставлял один предмет, чтобы овладеть другим, с удивительной легкостью постигая его».

Сегодня мы начинаем цикл мероприятий посвященных замечательному ученному М. В. Ломоносову.

^ Выставка книг

1. «Химия – «за» и «против» (книги о веществах, их применении, химическом производстве и т.д.).

2. Книги о жизни и деятельности М.В. Ломоносова.

Комментарии библиотекаря сельской библиотеки.
Второй день
М. В. Ломоносов и химия
Занимательные опыты для учащихся 1 – 4 классов

Оборудование:

    1. Конц. HCl и NH4OH, стаканы.

    2. Песок, спирт, пищевая сода, сахарная пудра, лучинка, спички.

    3. 2 г порошка алюминия, 3,5 г серы, лист асбеста.

    4. NaOH и фенолфталеин, HCl и лакмус, раствор хлорида железа и роданида калия, пробирки.


Ведущий

…Скоро сам узнаешь в школе

Как архангельский мужик

По своей и божьей воле

Стал разумен и велик.
Не без добрых душ на свете –

Кто-нибудь свезет в Москву,

Будешь в университете –

Сон свершится наяву!
Там уж поприще широко:

Знай работай да не трусь…

Вот за что тебя глубоко

Я люблю, родная Русь!
Не бездарна та природа,

Не погиб еще тот край,

Что выводит из народа

Столько славных то и знай, –
Столько добрых, благородных,

Сильных любящей душой,

Посреди тупых, холодных

И насыщенных собой!
(Н.А.Некрасов)

1 ученик.

Михаил Васильевич Ломоносов родился 8 (19 – нового стиля) ноября 1711 г. в деревне Денисовке (Мищанской), недалеко от города Холмогоры Архангельской области. Отец его – Василий Дорофеевич – был крестьянином-помором, занимался морским промыслом. Юношей Михаил вместе с отцом каждую весну уходил в море. Мать Ломоносова – Елена Ивановна – рано умерла.

Первыми учителями Михаила Васильевича Ломоносова былимогучая северная природа и неустанный человеческий труд.

2 ученик.

Грамоте он учился у односельчанина Ивана Шубного.

Страстная жажда знаний побудила Михайло Ломоносова уйти из дома в морозную ночь в декабре 1730 г.

В начале января 1731 г. М.В. Ломоносов прибыл в Москву, где поступил в академию, выдав себя за сына дворянина. Жить и учиться было очень трудно. Он писал: «Имея один алтын в день жалования, нельзя было иметь на пропитание в день больше как на денежку хлеба и на денежку квасу, прочее на бумагу, на обувь и другие нужды. Таким образом жил я пять лет и наук не оставил».
1 ученик.

В 1735 г. в числе лучших учеников Ломоносов был отправлен в Петербургскую академию наук. Через год в числе трех наиболее способных студентов он едет в Германию для изучения горного дела.

В 1741 г. Ломоносов вернулся в Петербург. В 1745 г. его утверждают профессором химии.
2 ученик.

М. В. Ломоносов занимался вопросами географии, геологии, астрономии. Был поэтом. Большой вклад внес в развитие химии как науки.

Что же такое химия?
1. Где-то, когда-то, кто-то

В самый первый раз,

К чему-то прибавил что-то

И получился газ. (Опыт 1)

2. Так родилась наука,

Прекрасней которой нет

И праздность, и лень, и скука

Рассеются с ней как свет.

3.Химия – это сказка,

Это страна чудес(опыт 2)

Здесь встретите вы и встряски,

И взрывы, и шум, и треск (опыт 3)

4. И радуга, от удивленья,

Раскрыла б свои глаза,

Если б цветные реакции (опыт 4)

Ей кто-нибудь показал.

5. Если вы попадете

В эту страну хоть раз,

Оттуда вы не уйдете,

Так крепко затянет вас.

6. Вы будете дни и ночи

Сливать, нагревать, взрывать,

А если захочется очень,

Можно учеными стать.

Демонстрация

  1. «Дым без огня».

  2. «Темно-серая змея». В кристаллизатор насыпают конусом песок, пропитывают его спиртом. В центре конуса делают отверстие и помещают туда смесь 2 гпищевой соды и 13 г сахарной пудры. Поджигают спирт. Сахар превращается в карамель, а сода разлагается с выделением углекислого газа. Из песка выползает толстая темно серая «змея».

  3. ^ 2 г порошка алюминия смешивают в фарфоровой чашке с 3,5 г серы в порошке. Полученную смесь делят на кучки, помещают на лист асбеста и поджигают горящей лучинкой.

  4. Изменение окраски веществ.NaOH и фенолфталеин, HCl и лакмус, раствор хлорида железа и роданида калия.


Химия – наука удивительная.

Она очень конкретная и касается бесчисленных полезных и вредных веществ вокруг нас и внутри нас. Поэтому химия нужна и строителю, и фермеру, и электронщику, и домохозяйке.

Как только маленький человек появляется на свет, он попадает в мир химических веществ. Он вдыхает воздух, а это смесь газов (кислорода, азота и других), выдыхает углекислый газ. Его умывают водой – это еще одно вещество, самое распространенное на земле.

В настоящее время химия – это мощный рычаг технического прогресса, источник благосостояния. Пройдут годы, а влияние химии, древней, но совсем не стареющей науки, на самые различные сферы жизни будет возрастать все больше и больше.

Было время, когда человек мало использовал в своей повседневной жизни плоды химического производства.

Но теперь мы ощущаем успехи химии непосредственно на себе – в своей каждодневной жизни. Синтетические протезы органов человеческого тела, искусственные кровезаменители и ткани, опреснители морской воды и многое другое – это ли не подтверждение успехов современной химии?!

В последнее время наиболее острой является проблема загрязнения окружающей среды пластиковыми отходами, на естественное природное разрушение которых потребуется до 50 и больше лет. За такое время может скопиться масса мусора.
^ Химико-экологическая сказка

«SOS– спасите нашу Землю»[6]
Действующие лица: ведущий, Волшебница «Химия», Баба Яга, Джин, Гном,Волшебница, три богатыря.

Реактивы:насыщенный раствор сульфата железа (III), желтая кровяная соль, щелочь, фенолфталеин, соляная кислота, перманганат калия, концентрированная серная кислота, спирт, вода, роданид аммония, бензойная кислота, дихромат аммония.

Оборудование:спиртовка, спички, вата, карта, пульверизатор, колбы, большой и малый химические стаканы, асбестовая сетка, фарфоровые чашки, стеклянные палочки
Ведущий: В некотором царстве, в некотором государстве жила-была могучая царица Природа и была у нее любимая дочь – Земля. Природа ее очень любила и поэтому сделала все, чтобы Земле жилось хорошо. Чтобы Земля не замерзла, Природа окружила ее теплым воздушным одеялом, а чтобы не убили Землю горячие солнечные лучи, окутала ее озоновым слоем. Чтобы воздух над Землей был чистым, посадила Природа на Земле леса.

Прекрасна, богата Земля, все у нее есть: и вода, и воздух, и леса, и плодородные почвы. Богата Земля и полезными ископаемыми. И когда появились на Земле люди, обрадовалась Природа – пусть заботятся о Земле, украшают ее.

Прошли миллионы лет. Глянула как-то царица Природа на любимую дочь и не узнала ее. Дымят трубы, полыхают пожары. В воздухе накопилось много вредных газов. Леса вырублены и все меньше и меньше их становится на Земле. В тонком озоновом кружеве появились дыры.

Все тело Земли изрыто карьерами, засыпано мусором. Стонет и плачет Земля.

И призвала царица трех богатырей, и приказала им найти на Земле такого лекаря, который смог бы вылечить любимую дочь.
^ Сцена 1-я

Входят три богатыря.

1-й богатырь. Куда отправимся? Велика Земля, где лекаря искать будем?

2-й богатырь. Давайте спросим у волшебной карты!

Опыт «Получение берлинской лазури». На заранее приготовленной карте насыщенным раствором сульфата железа (III) нарисованы три луча и хорошо просушены, чтобы было незаметно. Два богатыря держат лист лицевой стороной к зрителю, а третий опрыскивает его из пульверизатора раствором желтой кровяной соли. Лучи проявляются в виде темно-синих полос.

^ 3-й богатырь. Теперь мы знаем, куда идти!

Ведущий. Подчинившись путеводной карте, отправились богатыри в разные стороны.

(Богатыри уходят).

Сцена 2-я

На поляне сидит Баба Яга и размешивает в колбе прозрачный раствор щелочи. Входит 1-й богатырь.

^ 1-й богатырь. Здравствуй, бабушка! Уж не лекарство ли ты варишь? И не поможет ли оно вылечить нашу израненную Землю?

Баба Яга. Лекарство, милый, волшебное лекарство! Посмотри, налью я его в стакан с водой, и превратиться оно в кровь. А добавлю сюда другого лекарства, и снова вода будет чистой как слеза!

Опыт «Изменение окраски индикаторов в щелочи и кислоте»

1-й богатырь. Да, бабушка, видно ты волшебница! Пойдем со мной, вдруг поможет твое лекарство!

(Уходят).

Сцена 3-я

На поляну выходит усталый 2-й богатырь.

2-й богатырь. Ох, и устал же я! И замерз, и воды последняя капля осталась. Хорошо бы костер разжечь, да вот беда, спичек нет!

(Появляется Гном).

Гном. О чем печалишься, богатырь?

^ 2-й богатырь. Да вот, шел долго, устал, хотел огонь разжечь, да нечем.

Гном. Эта беда невелика. Вот моя волшебная палочка, а с ней огонь мы всегда добудем!

Опыт «Зажигание спирта смесью перманганата калия с серной кислотой». В фарфоровой чашке смешать несколько крупинок перманганата калия и две капли конц. серной кислоты. Прикоснуться стеклянной палочкой к смеси и, коснувшись ватки, смоченной спиртом, зажечь ее. Ватку можно положить под веточки, сложенные в небольшую кучку.

^ 2-й богатырь. Да ты настоящий волшебник! Может быть, ты и лечить умеешь? Нет ли у тебя средства, чтобы помочь израненной Земле.

Гном. Есть такое средство, а чтобы ты не сомневался, я разрежу тебе руку и тут же вылечу ее так, что и следа не останется!

2-й богатырь. Да ради Земли я готов лишиться головы, а не то, что руки!

Опыт «Взаимодействие роданида калия с солями трехвалентного железа». Смочить руку раствором сульфата железа (III) и затем проводит по ней палочкой, смоченной раствором роданида калия. Выступает «кровь», которую стирают сухим ватным тампоном.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Пояснительная записка «Неделя химии» iconОтчет о проведении в мбоу бго сош №5 тематической недели химии, биологии
В мбоу бго сош №5 с 25 по 30 января 2013 года прошла предметная неделя химии, биологии и экологии. Работа проводилась согласно плана...

Пояснительная записка «Неделя химии» iconПрограмма основного общего образования по химии 9 класса (2013 2014 г г.) Пояснительная записка
Программа по химии составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования. Рабочая...

Пояснительная записка «Неделя химии» iconРабочая программа по химии среднего полного общего образования Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе Примерной программы среднего (полного) общего образования по химии ( базовый уровень) рассчитанной...

Пояснительная записка «Неделя химии» iconПояснительная записка 3 Учебно-тематический план 7 Содержание изучаемого курса «Юный художник»
Пояснительная записка 3

Пояснительная записка «Неделя химии» iconВсероссийский интернет-конкурс Педагогического творчества 2013-2014 учебный год
Пояснительная записка: Интеллектуальная игра по химии и биологии: "Что? Где? Когда?" проводится среди учащихся 9 – 11 классов в рамках...

Пояснительная записка «Неделя химии» iconПояснительная записка к календарно тематическому планированию по предмету «Химия 9 класс»
Федеральным компонентом Государственного образовательного стандарта основного общего образования по химии, с Федеральным базисным...

Пояснительная записка «Неделя химии» iconПояснительная записка. Пояснительная записка Данная рабочая учебная...
Примерная государственная программа по литературе, созданная на основе федерального компонента государственного образовательного...

Пояснительная записка «Неделя химии» iconПояснительная записка к Учебному плану моу артинская средняя общеобразовательная...
Моу «Артинская средняя общеобразовательная школа №1» является образовательным учреждением с углублённым изучением математики, физики,...

Пояснительная записка «Неделя химии» iconПояснительная записка Статус программы рабочая программа по учебному предмету «Химия»
«Химия», 8 класс составлена в соответствии требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования, примерной...

Пояснительная записка «Неделя химии» iconПояснительная записка Статус программы рабочая программа по учебному предмету «Химия»
«Химия», 8 класс составлена в соответствии требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования, примерной...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
lit-yaz.ru
главная страница