Скачать 1.8 Mb.
|
МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Москва 2012 Авторский коллектив: П.А.Чекмарев, директор Департамента растениеводства, химизации и защиты растений Минсельхоза России, Академик Россельхозакадемии, доктор с.-х. наук. А.А.Нетесов начальник отдела мониторинга, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Департамента растениеводства, химизации и защиты растений Минсельхоза России. О.В.Шенцова советник Департамента растениеводства, химизации и защиты растений Минсельхоза России. А.С.Гришина специалист отдела растениеводства Департамента растениеводства, химизации и защиты растений Минсельхоза Росси. А.И.Беловинцев директор ОАО «РосНТЦагроЧС. Рецензенты: Д.Н.Говоров, заместитель директора ФГБУ «Россельхозцентр» к. б. наук В.Г.Плющиков Зав. кафедрой, декан аграрного факультета РУДН, д-р с.-х. наук, Ответственный за выпуск: О.В.Шенцова советник Департамента растениеводства, химизации и защиты растений Минсельхоза России.
Основанием для подготовки данной работы стало поручение Первого заместителя Председателя Правительства Российской Федерации В.А.Зубкова (п. 6 протокола селекторного совещания у от 6 августа 2010 г. № ВЗ-П11-67пр) об усовершенствовании методики расчета для определения затрат на ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций в сельском хозяйстве с учетом региональных особенностей производства продукции растениеводства. В рекомендациях изложены порядок и последовательность подготовки материалов на всех уровнях: хозяйство, регион, субъект Российской Федерации, Правительство Российской Федерации и основные требования по подготовке необходимой документации для проведения экспертной оценки ущерба, нанесенного различными стихийными бедствиями. Методические рекомендации предназначены для специалистов сельскохозяйственных предприятий независимо от их организационно-правовой формы, органов местного самоуправления и органам управления АПК субъектов Российской Федерации. Рекомендовано к изданию Научно-техническим советом Минсельхоза России (протокол НТС Минсельхоза России 28 марта 2011 г. № 8). © Минсельхоз России, 2012 1. Общие положения 1.1. Настоящие «Методические рекомендации по оформлению документов для экспертной оценки ущерба в отраслях агропромышленного комплекса (далее – АПК), пострадавших от чрезвычайных ситуаций природного характера» (далее – Методические рекомендации) подготовлены в соответствии с:
▪ постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2003 № 794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, № 2, ст.121; 2005, № 23, ст. 2269; 2006, № 41, ст. 4256; 2008, № 47, ст. 5481; 2009, № 12, ст. 1429; № 29, ст. 3688);
1.2. Целью работ по оценке ущерба от опасных гидрометеорологических явлений является выявление и уточнение масштабов распространения стихийных бедствий, объемов необходимой финансовой помощи и подготовки предложений на проведение неотложных аварийно-восстановительных работ на объектах сельского хозяйства. 1.3. В соответствии с Инструкцией о сроках и формах представления информации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее – Инструкция), утверждённой приказом МЧС России от 07.07.1997 № 382, органы государственного управления АПК субъектов Российской Федерации в сроки, установленные приложением № 2 к Инструкции направляют в Минсельхоз России оперативную информацию (донесение) по формам 2/ЧС, 3/ЧС, 4/ЧС табеля срочных донесений в части сельского хозяйства, согласно Приложению 1 Методических рекомендаций. Обмен информацией о чрезвычайных ситуациях между Минсельхозом России и МЧС России осуществляется в соответствии с Соглашениями об осуществлении информационного обмена при решении задач предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (Соглашения от 19.06.2009г. № 2-38–10; от 02.07.2009г. № 1428/19). 1.4. Основанием для подготовки предложений Минсельхозом России в сфере АПК по оказанию помощи сельскохозяйственным товаропроизводителям в период чрезвычайных ситуаций природного характера являются: - объявление режима чрезвычайной ситуации в субъектах Российской Федерации; - поручения Правительства Российской Федерации. 1.5. Оценка ущерба от стихийных бедствий и чрезвычайных ситуаций в агропромышленном комплексе проводится специализированной организацией, выбранной на конкурсной основе. 1.6. Оценка ущерба осуществляется путём проведения обследования погибших посевов сельскохозяйственных культур, других пострадавших объектов сельского хозяйства непосредственно в зоне бедствия, а также на основе обосновывающих документов, представленных в Минсельхоз России органами исполнительной власти АПК субъектов Российской Федерации в сроки, установленные Правительством Российской Федерации. Экспертиза проводится по каждому представленному хозяйству. На основании данных экспертиз, представленных органом исполнительной власти АПК субъекта Российской Федерации, по всем хозяйствам составляется Акт экспертной оценки ущерба. ^ Чрезвычайная ситуация (далее – ЧС) - обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей. ^ катастрофическое природное явление или процесс, способный вызвать многочисленные человеческие жертвы, значительный материальный ущерб и другие тяжелые последствия. Землетрясения, извержения вулканов, сели, оползни, обвалы, наводнения, засухи, циклоны, смерчи, снежные заносы и лавины, длительные проливные дожди, сильные устойчивые морозы, обширные лесные и торфяные пожары – все это, равно как и эпидемии, эпизоотии, массовое распространение вредителей сельского хозяйства, можно отнести к стихийным бедствиям. Стихийные бедствия, или, как их еще называют, ЧС природного характера, можно разбить на группы следующим образом: геофизические опасные явления; геологические опасные явления; морские гидрологические опасные явления; гидрологические опасные явления; гидрогеологические опасные явления; природные пожары; инфекционная заболеваемость людей; инфекционная заболеваемость сельскохозяйственных животных; поражение сельскохозяйственных растений болезнями и вредителями. ^ природные процессы и явления, возникающие в атмосфере, которые по своей интенсивности (силе), масштабу распространения и продолжительности оказывают или могут оказать поражающее воздействие на людей, сельскохозяйственных животных и растения, объекты экономики и окружающую среду. ^ : бури (9-11 баллов), ураганы (12-15 баллов); смерчи; торнадо (разновидность смерча в виде части грозового облака); шквалы; вертикальные вихри; крупный град; сильный дождь (ливень); сильный снегопад; сильный гололед; сильный мороз; сильная метель; сильная жара. ^ – явления, которые значительно затрудняют или препятствуют деятельности отдельных отраслей экономики и по своим количественным значениям не достигают критериев ОЯ. ^ сочетание двух и более одновременно наблюдающихся неблагоприятных метеорологических явлений, каждое из которых по интенсивности (силе) не достигает критериев ОЯ, но в совокупности наносит ущерб не меньших размеров, чем ОЯ. ^ – территория, на которой сложилась чрезвычайная ситуация. Индексы – в статистике относительные величины, количественно характеризующие динамику совокупности, состоящей из непосредственно несоизмеримых или части такой совокупности (например, индекс прямых затрат на производимую продукцию во времени и территориальном разрезе, тоже самое – индекс цен). Форс-мажор – неотвратимое событие, чрезвычайные обстоятельства (например, стихийное бедствие), освобождающие полностью или частично от исполнения договорных обязательств сторон. ^ являются мероприятия, направленные на предупреждение ЧС, а также на максимально возможное снижение размеров ущерба и потерь в случае их возникновения с учетом экономических, природных и иных характеристик, особенностей территорий и степени реальной опасности возникновения ЧС. Предупреждение ЧС – комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения ЧС, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь, в случае их возникновения. Ликвидация ЧС - аварийно-спасательные и другие неотложные работы, проводимые при возникновении ЧС и направленные на спасение жизни и сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь, а также на локализацию зон ЧС, прекращение действия характерных для них опасных факторов. Ликвидация ЧС осуществляется силами и средствами организаций, органов местного самоуправления, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территории которых сложилась ЧС. При недостаточности собственных сил и средств органы государственной власти субъектов Российской Федерации обращаются в Правительство Российской Федерации за оказанием помощи. Федеральный закон от 21.12.1994.№ 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» разграничивает полномочия в области защиты населения и территорий от ЧС между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями. В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 21 мая 2007 года № 304 «О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» ЧС подразделяются на: а) локального характера, в результате которой на территории нарушены условия жизнедеятельности людей, зона ЧС не выходит за пределы территории объекта, при этом количество погибших или получивших ущерб здоровью составляет не более 10 человек либо размер ущерба окружающей природной среде и материальных потерь составляет не более 100 тыс. рублей; б) муниципального характера, в результате которой зона ЧС не выходит за пределы территории одного поселения или при этом количество пострадавших составляет не более 50 человек, либо размер материального ущерба составляет не более 5 млн. рублей, а также данная ЧС не может быть отнесена к ЧС локального характера; в) межмуниципального характера, в результате которой зона ЧС затрагивает территорию двух и более поселений, внутригородских территорий города федерального значения или межселенную территорию, при этом количество пострадавших составляет не более 50 человек либо размер материального ущерба составляет не более 5 млн. рублей; г) регионального характера, в результате которой зона ЧС не выходит за пределы территории одного субъекта Российской Федерации, при этом количество пострадавших составляет свыше 50 человек, но не более 500 человек либо размер материального ущерба составляет свыше 5 млн. рублей, но не более 500 млн. рублей; д) межрегионального характера, в результате которой зона ЧС затрагивает территорию двух и более субъектов Российской Федерации, при этом количество пострадавших составляет свыше 50 человек, но не более 500 человек либо размер материального ущерба составляет свыше 5 млн. рублей, но не более 500 млн. рублей; е) федерального характера, в результате которой количество пострадавших составляет свыше 500 человек либо размер материального ущерба превышает 500 млн. рублей. Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2003 № 794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» на Минсельхоз России возложено создание следующих функциональных подсистем единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС:
Правительство Российской Федерации обеспечивает защиту населения и территорий от ЧС федерального характера, определяет порядок оказания финансовой помощи из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации при возникновении ЧС регионального характера. При ликвидации большинства чрезвычайных ситуаций природного характера наблюдаются три этапа работ:
Ущерб – потери и издержки, которые нанесены (могут быть нанесены) обществу в результате ЧС. Ущерб предотвращенный – несостоявшаяся гибель (утрата здоровья) людей, населения, потери материальных и культурных ценностей и отсутствие других нежелательных изменений в результате заблаговременно проведенных мероприятий по предупреждению или смягчению последствий ЧС природного, техногенного или военного характера; определяется расчетным путем. Ущерб экономический – материальные потери и затраты, связанные с разрушениями объектов производственной сферы, экономики, ее инфраструктуры и нарушениями производственно-кооперационных связей. Мероприятия по предупреждению и предотвращению ущерба (таких как эпизоотия, эпифитотия и др.) должны быть направлены, прежде всего, на профилактику, локализацию очага их возникновения и ликвидацию последствий. Неотъемлемой частью предупредительных мероприятий являются поисковые работы в зонах возможных ситуаций, включая лабораторные анализы и экспертные работы. ^ проводятся в зоне ЧС по устранению непосредственной опасности для жизни и здоровья людей, оказанию материальной помощи пострадавшим гражданам, спасению животных и материальных ценностей. ^ проводятся с целью ликвидации последствий чрезвычайной ситуации или смягчения ее последствия. Типовой перечень опасных природных явлений и определения терминов опасных метеорологических явлений и процессов представлен в Приложении № 23 Методических рекомендаций. Финансирование мероприятий по ликвидации ЧС природного и техногенного характера производится за счет средств хозяйств независимо от их организационно-правовой формы, находящихся в зонах ЧС, средств федеральных органов исполнительной власти, соответствующих бюджетов, страховых фондов и других источников. При отсутствии или недостаточности указанных средств федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации могут обращаться в Правительство Российской Федерации с просьбой о выделении средств из резервного фонда. Выделение денежных средств из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации ЧС и последствий стихийных бедствий производится в соответствии с Правилами выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации ЧС и последствий стихийных бедствий, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13.10.2008 № 750 «О порядке выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий». Действия органов администраций субъектов, оказавшихся в зоне ЧС, которые могут повлечь или повлекли за собой значительные материальные потери, и их обращения в вышестоящие федеральные органы об оказании помощи на эти цели должны соответствовать требованиям, изложенным в разделе 3 настоящих Методических рекомендаций. ^ Обосновывающие документы направляются органом государственного управления АПК субъекта Российской Федерации в Минсельхоз России для проведения оценки ущерба и определения затрат на аварийно-спасательные и неотложные аварийно-восстановительные работы. Комплект обосновывающих документов включает:
4. ПЕРЕЧЕНЬ И СОДЕРЖАНИЕ ОБОСНОВЫВАЮЩИХ ДОКУМЕНТОВ, ОФОРМЛЯЕМЫХ РАЙОННЫМИ КОМИССИЯМИ ПО ОБСЛЕДОВАНИЮ ПОСТРАДАВШИХ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ОБЪЕКТОВ ОТ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ И ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ ^ Комплект обосновывающих документов представляется председателем районной комиссии по обследованию пострадавших сельскохозяйственных объектов от СБ и ЧС в районную комиссию по чрезвычайным ситуациям. 4.1.1. Акт обследования находящихся на балансе сельхозтоваропроизводителя объектов сельского хозяйства, пострадавших от ЧС. Акт обследования печатается на компьютере отдельно для каждой отрасли сельского хозяйства. Формы актов по растениеводству, многолетним насаждениям, животноводству, рыбоводству, объектам инфраструктуры, техническим и материальным ценностям, аварийно-спасательным работам представлены в приложениях (образцы актов обследования №№ 2 – 8). Акт обследования объектов сельского хозяйства, пострадавших в результате ЧС, составляется районной комиссией (председателем комиссии должен быть зам. главы администрации района), с участием руководителя, специалистов хозяйства, представителей статуправления и администрации района, а также других заинтересованных лиц. В акте комиссия должна принять конкретное решение (списать и произвести пересев погибших сельскохозяйственных культур и т.д.). Акт в обязательном порядке должен иметь номер и дату его составления. К акту прилагается цветное фото в фрагментном и панорамном изображении пострадавшего объекта, с точным его названием и расположением, на обратной стороне подписанное руководителем районной комиссии по обследованию пострадавших объектов и заверенное печатью. Акт согласовывается с начальником районного управления (отдела) по делам гражданской обороны и чрезвычайной ситуации и утверждается главой администрации района. В обязательном порядке на акте проставляются даты согласования и утверждения, подписи заверяются печатями. 4.1.2. Диагностическое заключение областной (краевой, республиканской) ветеринарной лаборатории или соответствующего профильного научно-исследовательского института ветеринарии об установлении инфекционного заболевания (при гибели сельскохозяйственных животных и птицы в результате инфекционного заболевания); 4.1.3. Локальная смета на неотложные аварийно-восстановительные работы (при повреждении или разрушении объектов инфраструктуры), утвержденная главой района. Смета на объект, подлежащий восстановлению, составляется в действующих ценах, при этом указываются номера расценок и производится дальнейший перевод затрат (с накладными расходами) в цены аварийно-восстановительных работ текущего года. Начисление износа (амортизации) основных фондов производится, исходя из восстановленной их стоимости и норм амортизационных отчислений на полное восстановление основных фондов, утвержденных постановлением Совета Министров СССР от 22.10.1990 № 1072 (письмо Минэкономики России от 06.01.2000 № МВ-6/6-17). Для объектов, поставленных на баланс после 2001 года, начисление износа производится в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.01.2002 № 1 «О классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы». Сметы представляются в соответствии с дефектными ведомостями на все пострадавшие объекты (здания и сооружения), поврежденные (разрушенные) в результате ЧС, независимо от сроков возведения, по их балансовой стоимости на начало соответствующего года и указанных на эту дату амортизационных отчислений (износа), при этом сметная сумма не должна превышать остаточную стоимость объекта; |
![]() | Методические рекомендации предназначены для использования органами местного самоуправления муниципальных образований при разработке... | ![]() | Фз от 21 декабря 1994 г.) все предприятия, учреждения и организации (далее объекты), независимо от их организационно-правовой формы,... |
![]() | Администрации Волгоградской области для частичного покрытия расходов по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и | ![]() | Обучение населения в сфере гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций является обязательным и осуществляется в рамках... |
![]() | Разработан всероссийским научно-исследовательским институтом по проблемам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций (внии гочс)... | ![]() | Разработка методов оценки последствий чрезвычайных ситуаций на функционирование промышленных комплексов-М:[s n.],1992-20с.: ил. В... |
![]() | Вления и сил функциональных и территориальных подсистем единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций... | ![]() | Методическое пособие может быть использовано в повседневной деятельности органов управления по делам гочс муниципальных образований... |
![]() | Заместитель министра Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий | ![]() | Ан всероссийским научно-исследовательским институтом по проблемам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций (внии гочс) мчс россии,... |