Образовательная программа дополнительного образования детей «Юный химик»




НазваниеОбразовательная программа дополнительного образования детей «Юный химик»
страница1/20
Дата публикации15.10.2014
Размер2.22 Mb.
ТипОбразовательная программа
lit-yaz.ru > Химия > Образовательная программа
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   20
Пояснительная записка.

В системе естественнонаучного образования химия как учебный предмет занимает важное место в познании законов природы, в материальной жизни общества, в решении глобальных проблем человечества, в формировании научной картины мира, а также в воспитании экологической культуры учащихся.

Образовательная программа дополнительного образования детей «Юный химик» вносит существенный вклад в научное миропонимание, в воспитание и развитие учащихся; призвана вооружить учащихся основами химических знаний, необходимых для повседневной жизни, заложить фундамент для дальнейшего совершенствования химических знаний как в школе, так и в других учебных заведениях, а также правильно сориентировать поведение учащихся в окружающей среде.

Среди учащихся, интересующихся химией, можно выделить 2 группы: целенаправленно готовящих себя к выбору профессии исследователя и ориентирующихся на практическое применение химии в смежных областях знаний и деятельности человека. Данная программа адресована именно таким учащимся, которые проявляют повышенный интерес к изучению химии и собираются продолжить образование в учебных заведениях естественнонаучного профиля. Программа «Юный химик» предназначена для учащихся 9-11 классов и носит предметно-ориентированный характер.

Актуальность программы «Юный химик» заключается в том, что в ходе ее реализации совершенствуется умения учащихся решать расчетные задачи, знакомит с различными способами их решения, углубляет знания учащихся, вырабатывает умения самостоятельно применять приобретенные знания. Решение задач – это важный прием, обеспечивающий более глубокое и полное усвоение учебного материала по химии. Умение решать задачи по химии – один из основных критериев творческого усвоения предмета. Через решение задач различных типов и уровней сложности может быть более эффективно освоен курс химии. Решение задач повышенного уровня сложности практически не изучается в школьном курсе. Однако при сдаче ЕГЭ по химии учащиеся должны обладать определенным уровнем химических знаний в этой области. Поэтому программа «Юный химик» необходима.

В последние годы все более широкое применение в практике преподавания химии находит тестовый контроль знаний, умений и навыков учащихся. Тестовая оценка знаний имеет ряд преимуществ перед традиционной формой как в школе на уроках, так и на экзаменах разного уровня (централизованное тестирование, ЕГЭ). Тестовая форма контроля знаний достаточна специфична. Выполнение тестов требует от учеников наличие определенных умений и навыков работы с ними. Для успешного выполнения теста, помимо всегда желательного прочного и глубокого знания предмета, нужны внимание, хладнокровие и умение выстраивать логические цепочки рассуждений. Несмотря на то, что данная форма контроля распространена в учебной практике, большинство ошибок при выполнении заданий очень типично, и их можно достаточно легко избежать. Для этого учащихся надо научить работать с различными видами тестов, что на уроках практически невозможно сделать из-за отсутствия специально отведенного на это времени. Программа «Юный химик» способствует развитию навыков и умений по выполнению тестовых заданий разного уровня сложности.

При изучении данной программы проводятся практикумы по решению расчетных задач, выполняются контрольные работы, которые позволяют учащимся проявить самостоятельность и инициативу. Значительно оживляет изучение курса составление творческих расчетных задач по различным темам, связанных с производством, медициной, биологией и другими науками. Данная образовательная программа дополнительного образования детей вооружает учащихся знанием логики подхода к решению химических задач, основными алгоритмами решения стандартных задач, различными методами их решения.

Не секрет, что первый курс ВУЗа для учащихся является «стрессовым», так как меняется система обучения, возрастает поток новой, более сложной информации, меняется коллектив преподавателей, поэтому изучение материала образовательной программы дополнительного образования детей «Юный химик» поможет ребятам в дальнейшем почувствовать уверенность в себе, быстрее адаптироваться в новых условиях обучения в ВУЗе.

Дополнительность программы «Юный химик» заключается в том, что она расширяет и углубляет знания учащихся по химии, раскрывает роль химии в решении глобальных проблем человечества, показывает зависимость свойств веществ от состава и строения, направленность химической технологии на решение экологических проблем.

Новизна данной образовательной программы заключается, прежде всего, в том, что в учебный план программы включены два раздела, которые направлены на удовлетворение познавательных интересов о веществах, их производстве и их практическом применении в повседневной жизни, а именно: «Важнейшие материалы для жизнеобеспечения общества и основы их производства» и «Химические знания в жизни человека». Содержание этих разделов основано на следующих принципах:

- учет возрастных особенностей учащихся и их интересов в области познания мира, к самому себе, жизни в целом,

- учет психолого-педагогических закономерностей обучения и формирования химико-биологических знаний и видов познавательной деятельности учащихся;

- обеспечение химической грамотности в направлении сохранения здоровья, как залога успешности человека в жизни;

Содержание этих разделов представляет собой систему взаимосвязанных лекций, практических работ, творческих заданий и исследовательских работ, в ходе которых учащиеся будут анализировать и моделировать ситуации, идентифицировать и классифицировать вопросы и проблемы, рассматривать различные варианты, высказывать и защищать различные точки зрения, участвовать в дискуссиях и обсуждениях, делать выводы и принимать решения, работать над проектом, готовить отчеты, доклады и публичные выступления. Каждый раздел завершается мероприятием, связанным с презентацией проекта. По каждому проекту предоставляется аннотация работы - краткое содержание. Итогом усвоения знаний учащимися является итоговая конференция, выставка творческих работ, общественный смотр знаний. На конференции подводятся итоги и награждаются победители лучших проектных работ.

Приобретенные знания и умения учащиеся могут использовать для:

  • понимания глобальных проблем - экологических, энергетических и сырьевых;

  • объяснения химических явлений, происходящих в быту, природе и на производстве;

  • экологически грамотного поведения в окружающей среде;

  • безопасной работы с веществами в лаборатории, быту;

  • критической оценки достоверности химической информации, поступающей из различных источников.

В работе с учащимися употребляется также комплекс психологических методик, обеспечивающих, во-первых, возможность получения каждым учащимся информации о собственных личных психологических качествах и степени их соответствия требованиям той или иной профессии (диагностические методические процедуры) и во-вторых, возможность развития этих психологических свойств (развивающие методические процедуры в виде интеллектуального и социально-психологического тренинга, психотехнических, сюжетно-ролевых и деловых игр). Развивающая психологическая диагностика выступает в качестве важнейшего элемента в системе профориентационной работы, поскольку конкретно в условиях психологического самоизучения у учащихся формируется «образ «Я» в единстве трех главных составляющих (когнитивной, эмоциональной, регуляторной). В свою очередь, повышение уровня самосознания (рефлексии) обеспечивает, с одной стороны, возможность осознанного и обоснованного выбора учащимися профессий с учетом собственных психологических особенностей и, с другой - возможность более полной профессиональной самореализации в будущей профессиональной деятельности. Мишень исследования состоит в поиске закономерностей, влияющих на выбор профессии в подростковом возрасте. С данной целью используется 2 методики: Дж. Холланда и Е.А. Климова. Опросник Холланда позволяет выявить преобладающий тип личности (приложение №1), тест Климова - к какой из групп профессий у учеников есть склонность (приложение №2). Полученные результаты можно употреблять при профориентации старшеклассников, при организации личностно-нацеленного подхода в процессе обучения, для повышения мотивации по отдельным предметам, связанных с областью выбора будущей профессиональной деятельности.

Содержание программы выстроено в рамках единой логики: на 1-м году обучения раскрываются основы общей и неорганической химии, на 2-м году обучения – основы органической химии, химии ВМС, а также вопросы, связанные с химическими знаниями в жизни человека и важнейшими материалами для жизнеобеспечения общества и основ их производства.

Важным этапом любого образовательного и воспитательного процесса является постановка целей.

^ Целями программы «Юный химик» являются:

  • расширение и углубление знаний учащихся по химии;

  • целенаправленная предпрофессиональная ориентация старшеклассников.

На 1-м году обучения программа «Юный химик» ставит перед собой следующие задачи:

Обучающие:

  • изучение правил техники безопасности в химическом кабинете;

  • изучение правил дорожного движения;

  • формирование знаний о химической символике, знаках химических элементов, формулах химических веществ и уравнений химических реакций;

  • формирование знаний о важнейших химических понятиях;

  • изучение основных законов химии;

  • изучение основных теорий химии;

  • формирование знаний о химической связи, ее разновидностях;

  • изучение закономерностей протекания химических реакций;

  • изучение физико-химической теории растворов;

  • формирование знаний о важнейших веществах и материалах неорганической химии;

  • изучение основных правил составления рефератов, проектов.

Развивающие:

  • развитие умений называть химические элементы, соединения изученных классов;

  • развитие умений объяснять физический смысл атомного номера химического элемента, номеров группы и периода, к которым элемент принадлежит в периодической системе Д.И. Менделеева;

  • развитие умений объяснять закономерности изменения свойств элементов в пределах периодов и групп;

  • формирование навыков характеризовать химические элементы на основе их положения в периодической системе Д.И. Менделеева и особенностей строения их атомов;

  • формирование навыков характеризовать связь между составом, строением и свойствами веществ;

  • формирование навыков характеризовать свойства основных классов неорганических веществ;

  • развитие умений определять состав веществ по их формулам, принадлежность веществ к определенному классу соединений;

  • развитие умений определять типы химических реакций, возможность протекания реакций ионного обмена;

  • развитие умений определять валентность и степень окисления элемента в соединениях, вид химической связи;

  • развитие умений составлять формулы неорганических соединений изученных классов;

  • развитие умений составлять схемы строения атомов элементов периодической системы Д.И. Менделеева;

  • развитие умений составлять уравнения химических реакций;

  • формирование навыков по вычислению массовой доли химического элемента по формуле соединения, вещества в растворе, количества вещества, объема и массы по количеству вещества, объему или массе реагентов или продуктов реакции;

  • развитие умений проектировать свою деятельность;

  • развитие творческих и коммуникативных способностей учащихся;

  • формирование навыков по оформлению результатов работы и их защите.

Воспитывающие:

  • способствовать воспитанию безопасного обращения с веществами и материалами;

  • способствовать воспитанию экологически грамотного поведения в окружающей среде;

  • способствовать формированию способности оценивать влияние химического загрязнения окружающей среды на организм человека;

  • способствовать воспитанию умения критически оценивать информацию о веществах, используемых в быту;

  • способствовать воспитанию самостоятельности, аккуратности, собранности, настойчивости в достижении цели.

На 2-м году обучения ставятся следующие задачи:

Обучающие:

  • повторение правил техники безопасности в химическом кабинете;

  • повторение правил дорожного движения;

  • изучение важнейших понятий органической химии;

  • формирование знаний об основных теориях органической химии;

  • изучение важнейших веществ и материалов органической химии;

  • изучение важнейших понятий и теорий химии ВМС;

  • изучение важнейших веществ живых клеток;

  • формирование знаний о важнейших материалах для жизнеобеспечения общества и основах их производства;

  • повторение основных правил составления рефератов, проектов;

  • повторение химической символики, знаков химических элементов, формул химических веществ и уравнений химических реакций;

  • повторение важнейших химических понятий;

  • повторение основных законов химии;

  • повторение основных теорий химии;

  • повторение понятия о химической связи, ее разновидностях;

  • повторение закономерностей протекания химических реакций;

  • повторение физико-химической теории растворов;

  • повторение свойств важнейших веществ неорганической химии.

Развивающие:

  • развитие навыков называть изученные вещества по тривиальной или международной номенклатуре;

  • формирование умений определять принадлежность веществ к различным классам органических соединений;

  • развитие умений характеризовать элементы органических соединений, строение и химические свойства органических соединений;

  • формирование навыков проводить самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников;

  • развитие умений пользоваться правилами техники безопасности и правилами дорожного движения;

  • развитие умений решать задачи;

  • развитие умений решать тесты ЕГЭ.

Воспитывающие:

  • способствовать воспитанию необходимости в объяснении химических явлений, происходящих в природе, быту и в производстве;

  • способствовать воспитанию экологически грамотного поведения;

  • способствовать воспитанию потребности в оценке влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы;

  • способствовать воспитанию безопасного обращения с горючими и токсичными веществами;

  • способствовать воспитанию потребности критически оценивать достоверность химической информации, поступающей из разных источников;

  • способствовать воспитанию самостоятельности, творческой активности, настойчивости в достижении цели, внимательности, аккуратности.

Программа «Юный химик» базируется на таких основных идеях, как:

  • ^ Идея интегративности, которая предполагает раскрытие межпредметных связей химии с дру­гими науками, взаимопроникновение научных понятий, трак­товка которых в этом случае становится более широкой и тем самым расширяет кругозор учащихся, способствует формиро­ванию естественнонаучной картины мира.

  • ^ Идея методологизации заключается в том, чтобы до учащихся был доведен не просто результат научных изысканий, но и сам процесс его поиска, чтобы они осваивали и методы химической науки, понимали связь между научным результатом и методами, которыми он получен.

  • ^ Идея экологизации подразуме­вает обязательное приобщение учащихся не только к проблемам охраны природы, но и к осознанию великолепных предоставленных человеку природой богатств, к пониманию того, что главная задача науки — не покорять природу, не взять у нее ее богатства, а сохранять их, беречь и приумножать.

  • ^ Идея гуманизации призвана раскрыть перед учениками роль химии в создании общечеловеческих ценностей, исполь­зования ее достижений на благо человека.

Дидактика учит, что первым важнейшим требованием к со­держанию является его научность. Это первый принцип ди­дактики, отражение в учебном содержании реальных процес­сов и веществ, выявление реальных связей между ними, с другими процессами и веществами. Научность содер­жания может быть достигнута лишь тогда, когда учащихся знакомят не только с готовыми выводами, но и с методами ис­следования.

Глубина научной интерпретации процессов, фактов, явле­ний ограничивается другим дидактическим принципом — до­ступностью. Устранение противоречия между необходимос­тью отражения современного уровня науки и соблюдением тре­бований принципа доступности — главный путь совершен­ствования содержания. Доступность учебного материала оп­ределяется числом связей этого материала с уже известными сведениями. Например, нельзя доступно изложить вопрос о гибридизации орбиталей, если неизвестна теория строения атома. Нельзя объяснить сущность электролиза без знания те­ории электролитической диссоциации и понятий об окисли­тельно-восстановительных процессах. Поэтому принцип дос­тупности базируется на третьем важном принципе — систе­матичности, который связан в некоторой степени с системностью, т. е. предполагает отражение в сознании обучае­мых системы научных знаний со всеми их фактами, связями, теориями и т. д. Однако систематичность предусматривает и определенное построение содержания, его логику, которую иногда называют логикой науки. Вещества, процессы, химичес­кие элементы и другие объекты изучения рассматриваются с разных сторон, чтобы у учащихся создавалось, возможно, более полное, объективное представление.

Систематичность курса выражается в строгой логической последовательности построения учебного ма­териала, в подчинении его единой идее. При реализации принципа систематичности нужно учиты­вать закономерности процесса познания, движение от извест­ного — к неизвестному, от простого — к сложному. Необходи­мо вскрывать связи, существующие в реальной действительно­сти, добиваться правильного отражения их в сознании учащих­ся. Так, например, изучение свойств веществ опирается на зна­ние их состава и строения, а применение — на знание свойств. Понятие «химический элемент» первоначально трактуется как вид атома, после изучения теории строения атома — как вид атомов с одинаковым зарядом ядра. Сам атом сначала характе­ризуется как химически неделимая частица, а затем — как сложная частица, имеющая свою структуру, и т. д. Реализации принципа систематичности способствует выяв­ление и осуществление межпредметных связей. Важно рас­крыть перед учащимися содержание так, чтобы показать диа­лектику науки как диалектику человеческого познания, движение от живого созерцания — к абстрактному мышлению и от него — к практике, показать развитие научных представлений.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   20

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Образовательная программа дополнительного образования детей «Юный химик» iconОбразовательная программа дополнительного образования детей туристко...
Программа «Юный музеевед» модифицированная, имеет туристско краеведческую направленность с элементами патриотического воспитания...

Образовательная программа дополнительного образования детей «Юный химик» iconОбразовательная программа дополнительного образования детей юный журналист
Вид программы – модифицированная, разработана на основе программы объединения «Юные журналисты», автор – педагог дополнительного...

Образовательная программа дополнительного образования детей «Юный химик» iconОбразовательная программа дополнительного образования детей «Вокальный...
В сборниках авторских программ для учреждений дополнительного образования детей Центром развития системы дополнительного образования...

Образовательная программа дополнительного образования детей «Юный химик» iconОбразовательная программа дополнительного образования детей кружка «авторская песня»
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей – центр развития творчества детей и юношества

Образовательная программа дополнительного образования детей «Юный химик» iconОбразовательная программа «хоровод муз» дополнительного образования...
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей «центра развития творчества детей и юношества»

Образовательная программа дополнительного образования детей «Юный химик» iconОбразовательная программа «В движении к гармонии»
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей Центр дополнительного образования детей «Паново»

Образовательная программа дополнительного образования детей «Юный химик» iconОбразовательная программа дополнительного образования детей «Модульное оригами»
Программа разработана педагогом дополнительного образования Базановой Ю. В. на основе следующей литературы

Образовательная программа дополнительного образования детей «Юный химик» iconОбразовательная программа естественнонаучной направленности «Познаем окружающий мир»
Программа разработана на основе авторской программы педагога дополнительного образования моу дод сюн карибовой Т. П., «Юный эколог»....

Образовательная программа дополнительного образования детей «Юный химик» iconОбразовательная программа дополнительного образования детей Направление:...
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей «мари-турекский дом детского творчества»

Образовательная программа дополнительного образования детей «Юный химик» iconОбразовательная программа дополнительного образования детей «Волшебные узоры»
В мбоу дод «цдт» Ленинского района г. Ижевска в 2013-2014 уч году реализуются следующие программы дополнительного образования детей...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
lit-yaz.ru
главная страница