Урок «кремний и его соединения» Автор: Колыванова Лариса Михайловна, учитель химии Место выполнения работы




Скачать 126.99 Kb.
НазваниеУрок «кремний и его соединения» Автор: Колыванова Лариса Михайловна, учитель химии Место выполнения работы
Дата публикации23.10.2014
Размер126.99 Kb.
ТипУрок
lit-yaz.ru > Химия > Урок
Всероссийский интернет – конкурс педагогического творчества

(2013/14 учебный год)

Номинация конкурса: Педагогические идеи и технологии: среднее образование

Название работы:

УРОК «КРЕМНИЙ И ЕГО СОЕДИНЕНИЯ»
Автор: Колыванова Лариса Михайловна, учитель химии

Место выполнения работы: МАОУ«Экспериментальный лицей. Научно-образовательный комплекс», г. Усть-Илимск.

Предмет (направленность): химия.

Возраст детей: разновозрастные группы, 7,8,9 класс (12-15лет).

Место проведения: класс.

Девиз урока:

« Мало знать, надо и применять. Мало хотеть,

надо и делать» (Гёте)

Цели урока:

Образовательные. В занимательной форме изучить и систематизировать знания о свойствах кремния и его соединений; закрепить умение в составлении окислительно-восстановительных реакций; навыки в решении расчётных и экспериментальных задач.

Развивающие. Развивать коммуникативные способности учащихся, умение рационально планировать свою деятельность, работать в группах и индивидуально.

Продолжить формирование умений применять приёмы систематизации, обобщения.

Воспитательные. Воспитывать у учащихся интерес к учению, стремление добиваться успехов в учёбе.

Формировать умение с одной стороны, самостоятельно принимать решение, а с другой – чувство взаимопомощи и сотрудничества.

Тип урока: урок-изучение нового материала.

Форма проведения: урок – игра - соревнование. Класс делится на 4 команды.

Оборудование: на столах учащихся – карточки с заданиями, учебник; интерактивное оборудование, наконечники стрел древнего человека, карточки с названиями команд, экраны достижений команд.

Ход урока-соревнования

Вводная часть.

Учитель: Добрый день, ребята. Тема нашего урока необычная. Химия и любовь. Выбор именно этой темы обоснован, так как эти два на первый взгляд несовместимых понятия, очень взаимосвязаны. Сегодня мы с вами попытаемся найти эти связи.

Скажите, пожалуйста, есть ли среди хим. элементов в таблице Менделеева те, которые вам больше всего нравятся, может быть своим названием, может быть какими-то свойствами?

^ Дети отвечают.

Учитель: У меня тоже есть любимые элементы. Я могу сделать вывод, что у и вас есть ростки чувства любви к химии. Сегодня мы с вами разовьем это чувство. Вы любите играть?

^ Дети отвечают.

Учитель: Вы разделились на 4 команды по 5-6 человек. У вас уже есть капитан? Капитаны, выберите название команды из предложенных: ЯШМА, КВАРЦ, АМЕТИСТ, АГАТ.

^ Дети выбирают одну из карточек с названием.

Учитель: Условия соревнований: Право ответа и максимальный балл за выполненное задание получает команда, у которой первым поднял руку капитан. Если команда ошибается при ответе – право отвечать переходит другой команде, у которой вторым поднял руку капитан. И т.д. ВСЕ работы прикрепляются к ЭКРАНУ ДОСТИЖЕНИЙ команды. Наших уважаемых экспертов (учащиеся старших классов или приглашенные гости – коллеги из других школ) мы попросим быть жюри в нашем соревновании.

Первое задание- разминка.

^ КОНКУРС: КТО САМЫЙ СООБРАЗИТЕЛЬНЫЙ?

Какой химический элемент связывает эти два предмета, между которыми тысячелетия? НОУТБУК И СТРЕЛЫ древнего человека

^ Дети отвечают.

Учитель : Молодцы! Мы установили, что нам предстоит изучить: КРЕМНИЙ И ЕГО СОЕДИНЕНИЯ.

Как признание в любви к кремнию звучат слова академика Ферсмана:«Показывают мне самые разнообразные предметы: красивый, пестрого рисунка агат, яркой игры многоцветный опал, чистый песок на берегу моря, красиво ограненные груды горного хрусталя, таинственный рисунок фантастической яшмы, грубо обработанный наконечник стрелы древнего человека... все это одно и то же химическое соединение элементов кремния и кислорода…»

Задание№1: ВИЗИТКА

(Сделать визитку для химического элемента кремния на листах БЕЛОГО цвета формата А-4.)

Учитель: Сделайте на этом листе «визитку» для химического элемента кремния. На визитке обязательно должны быть:

«Ф.И.О.» – латинское название элемента

«ФОТО» - Химический знак элемента

«Адрес» - положение в периодической системе

Строение атома

Металл или неметалл

1 балл – той команде, которая первой сделает задание.0,5 балла – остальным командам, выполнившим задание.

1 мин.

^ Дети работают.

Учитель: Представьте химический элемент. Сравните свою визитку с другими и дополните ее той информацией об элементе, которой нет на вашей визитке. Листок прикрепите к ЭКРАНУ ДОСТИЖЕНИЙ с названием вашей команды.
Задание№2. Конкурс «На лучшего ученого энциклопедиста»

(Описать простое вещество кремний. )

Учитель: Задание: 1. изучите информацию о кремнии - простом веществе, используя в качестве источника информации учебник или прилагаемый лист с теорией.

2. опишите простое вещество, вклеив в таблицу данные о кремнии, выданные вам отдельно

характеристики

Кремний - простое вещество

Химическая формула

Si

Строение:

Вид связи

Тип кристаллической решетки


Ковалентная неполярная

атомная

Нахождение в природе

В свободном виде - НЕ встречается

Физические свойства: Агрегатное состояние

Цвет

Электропроводность


Твердый


Серовато-стальной, с металлическим блеском

Полупроводник

Химические свойства:

Металл или неметалл

Реакционноспособность
Окислительно-восстановительные свойства


Взаимодействие с концентрированными растворами щелочей

ЗАДАНИЕ: расставьте степени окисления и определитекакова роль кремния в реакциях с щелочами


Неметалл

Малореакционноспособный,

при обычных условиях реагирует только с фтором.

С остальными – при нагревании

Восстановитель:

с неметаллами и сложными веществами

Окислитель:

только в реакциях с металлами

Si+O2=SiO2
Si0 - 4ē =Si+4

O20 +4ē =2O – 2

Si+2Mg=Mg2Si
Si0 +4ē =Si-4

2Mg0 - 4ē =2Mg + 2

Окислитель или восстановитель?
Si+2NaOH+H2O= Na2SiO3 + 2H2

Условия – 5 баллов –команде, которая первой сделает задание

4 балла – остальным командам, выполнившим задание.

Время - 3 мин. Листок прикрепите к ЭКРАНУ ДОСТИЖЕНИЙ с названием вашей команды. Представьте свою работу.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Учитель: Представьте, что вы идете по песчаному берегу, шумят набегающие волны. Светит яркое солнце. Потянитесь к солнцу. Вы вдыхаете полной грудью и выдыхаете. (1 минуту)

Учитель: КАКИЕ два оксида встретились нам во время физкультминутки?

^ Дети отвечают

ЗАДАНИЕ №3: « Два «товарища» оксида»

(На желтом листе – задание)

Учитель: Изучите нижеприведенную таблицу. Сделайте сравнительный анализ двух оксидов: оксида кремния и оксида углерода. В чем сходство и различие этих двух оксидов? В чем сходство (красный цвет) и различие (черный цвет) этих двух оксидов? Подчеркните соответствующие признаки сравнения.

^ СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОКСИДА УГЛЕРОДА(IV) И ОКСИДА КРЕМНИЯ(IV)

Признаки сравнения

СО2- углекислый газ

SiO2 – песок, кварц…

Строение


Молекулярная кристаллическая решетка

Атомная кристаллическая решетка


Физические свойства



Бесцветный газ, при сжатии легко превращается в «сухой лед»

Очень твердое кристаллическое вещество, тугоплавкое.

Имеет несколько модификаций

Химические свойства
Взаимодействие с водой
Взаимодействие со щелочами
Взаимодействие с активными металлами

Кислотный оксид

Кислотный оксид



CO2 + H2O↔H2CO3

CO2 + Ca(OH)2 = CаCO3+H2O

CO2 + 2Mg = 2MgO + C



SiO2 + H2O↔не взаимодействует
SiO2+ 2NaOH = Na2SiO3+ H2O

SiO2 + 2Mg = 2MgO + Si

Отличительное свойство оксида кремния от других кислотных оксидов:

SiO2 + 4HF=SiF4 +2H2O *HF- плавиковая кислота
5 баллов – команде, которая первой сделает задание и представит свою работу

4 балла – остальным командам, выполнившим задание. Время – 2мин.

Поместите свою работу на экран достижений. Представьте свою работу.
Задание №4 «Алло, мы ищем таланты!»

Учитель: Химия – это наука, которая имеет свой язык, т.е. определенный набор терминов, которые несведущему человеку понять очень сложно. Задание – сделать химический перевод литературного произведения. В качестве примера мы рассмотрим следующее стихотворение (2)

Серой тенью среди прочих элементов я стою,

(^ Элемент кремний ничем не выделяется среди других элементов. Простое вещество - порошок серого цвета.)

Но в своих кристаллах прочных

Я планеты создаю!

(Силикатные породы образуют поверхность известных планет.)

И, хотя порой блистаю

Я в коронах королей,

(Оксид кремния - горный хрусталь - полудрагоценный камень.)

Чаще строить помогаю,

От дворцов до кораблей.

(Большинство строительных материалов: песок, цемент, бетон - соединения кремния. Специальные сорта бетона используются и в судостроении.)

Придаю красу моделям,

(Силиконовые гели используются в пластической хирургии.)

Блеск и стойкость башмакам,

(Водоотталкивающие силиконовые смазки используются для ухода за обувью).

Надо - становлюсь я клеем,

(Раствор силиката натрия.)

Надо - воплощусь в стакан.

(Стекло - силикат натрия-кальция)

Даже в том, что эти строчки

К вам пришли на монитор,

Есть моя заслуга, точно!

(Монокристаллы кремния - основа для изготовления полупроводниковых приборов, микросхем, в том числе и процессоров компьютеров.

Так что кончим разговор.

Если химией ты дружишь,

Адрес мой тотчас найдешь,

(3 период, 4 группа, главная подгруппа, порядковый номер 14.)

Мое имя обнаружишь

(Кремний - Silicium - Si.)

И призванья назовешь!

(Ювелирное дело, строительная и полупроводниковая промышленность, медицина и бытовая химия)
Задание №4 «Алло, мы ищем таланты!»

Учитель: Ваше задание, команды, на РОЗОВЫХ листах. Задание – сделать химический перевод литературного произведения:


Произведение (идея взята у автора -3)

Химический перевод

В четвертом подъезде я живу,

На третьем этаже.

Повыше – братец, с ним дружу,

его вы знаете уже.




На младших мало он похож.

Живёт пониже молодёжь.

Средь них мы с братом выделяемся

мы неметаллами являемся.




Дружу я с фтором, не с свинцом,

Песок считаю я отцом,

Я от него рождаюсь и к жизни пробуждаюсь.




Вот с кислородом, я - оксид –

я прочен и не ядовит,

А коль смешаемся с водой,

мы никогда не станем кислотой.





5 баллов –команде, которая первой сделает задание и представит свою работу

4 балла – остальным командам, выполнившим задание

Время – 2 мин.

^ Свои работы ребята представляют на ЭКРАН ДОСТИЖЕНИЙ КОМАНДЫ.

Рефлексия

Сказка «Если исчезнет кремний» (идея взята у автора -3)

Учитель: Молодцы, ребята! Вы ОЧЕНЬ славно потрудились!

А сейчас… Я прошу вас закрыть глаза. Представьте, что завтра у вас будет контрольная по химии. Надо учить кремний и его соединения. Вы говорите в сердцах: Лучше бы его на Земле не было, тогда к контрольной готовиться не надо! И тут перед вами Волшебник Антиэлементус: «Я выполню твое желание о, Мудрейший, этот элемент исчезнет!»

Но вы уже многое знаете о кремнии, поэтому останавливаете Антиэлементуса: – Постой, не торопись, давай попробуем представить модель последствий его уничтожения. Надо ввести в программу компьютерные данные об этом элементе, чтобы очень быстро просчитать и спрогнозировать варианты любого события.

– Итак, вводим данные об этом элементе:

его 27,6% в природе;

по распространению в земной коре занимает 2-е место;

образует оксиды с валентностью (IV);

его оксиды являются основной частью песка и глины;

в виде кристаллов входит в состав горных пород;

образует бесцветные кристаллы кварца и горного хрусталя;

на его основе создано промышленное производство керамики, стекла, цемента…

Прогноз готов! Волшебник Антиэлементус, мы с тобой чуть не совершили преступление против всего человечества!

– Что-то случилось, мой юный друг?

– Да хорошо, что ничего не случилось!

А теперь представь себе, какая вырисовывается ситуация при исчезновении этого элемента.

Продолжите, ребята…

^ Дети предполагают последствия …

Вариант для учителя:

Встает человек утром с постели, подходит к зеркалу, а вместо него – пустая рамка, ищет очки, а от них лишь одна оправа; вдруг он ощущает порывы ветра, так как в доме нет ни одного стекла в окнах; от ужаса человек хочет выпить глоток воды, но он не может найти ни одной чашки, стакана – вообще нет в доме ни одной посуды – все бесследно исчезло! И это только начало ужаса…

Далее треск, грохот – рушатся потолок, стены, они летят и рассыпаются, превращаясь в пыль и песок… Параллельно с этим выделяется огромное количество кислорода, которое меняет состав воздуха, то есть земной атмосферы!

А самое страшное, что впоследствии почти целиком исчезает земная кора, испаряются океаны и не существует больше жизнь на Земле…

– О мудрый из мудрейших, мой дорогой друг, как ты смог такое узнать?

– Да, нельзя, оказывается, без знаний чего-либо или неоправданно отрицать, даже в своих фантазиях, даже мысленно! Все в нашем мире взаимосвязано и исчезновение химических элементов может привести к катастрофическим последствиям. В этом мы с тобой только что убедились сами!

А если заглянем в прошлое, то увидим, что этому элементу человечество обязано развитием цивилизации с самых первых ее шагов.

Представь, сидят в пещере два первобытных человека, им холодно, они не смогли сохранить огонь после удара молнии… Как быть? Один из них берет два камня и бьет ими друг о друга, сыплются искры, начинает тлеть сухой мох, вспыхивает спасительный огонь! Другой соплеменник привязывает к палке камень и идет на охоту, а затем на костре они приготовят себе пищу…

– Дорогой, после общения с тобой я могу сказать, что твой характер, несмотря на небольшую лень, мне напоминает свойства этого элемента. Ты не поддался моим уговорам уничтожить этот элемент, а решил твердо убедиться в последствиях, которые могут произойти при его исчезновении. Молодец! (3)

Мы с вами проснулись и решили, все-таки химия – это наука, значением которой не стоит пренебрегать, а чтобы не снились кошмары, надо готовиться к каждому уроку.

^ Гимн стеклу.

Учитель: Не хотелось бы нашу работу заканчивать на такой печальной ноте, ведь кремний поистине уникальный элемент. М. В. Ломоносов еще в 18 в. писал : «пою перед тобой в восторге похвалу, Не камням дорогим, ни злату, но стеклу!»

Посмотрите на эти прекрасные произведения искусства, ребята.

^ Учитель на слайдах показывает произведения искусства, сделанные из стекла

Пора подводить итоги.

Жюри оглашает итоги соревнования.

Учитель: Молодцы! Сегодня мы с вами хорошо потрудились. И я вам благодарна за это. Я надеюсь, что в душе каждого из вас зародился росток чувства любви к химии.

Я попрошу вас ответить на вопрос одним – двумя словами:

Какое чувство вы испытывали во время нашего общения.

Пожалуйста, по одному человеку от каждой команды.

^ Дети высказываются

Учитель: Спасибо! Сегодня ВСЕ получили оценку пять, потому что победила любовь к химии и дружба. Ваши командные Экраны достижений пригодятся вам при подготовке к следующему уроку.

На прощание я хочу подарить вашему классу вот этот буклет, в нем «Ода стеклу», Ломоносова М.В. (см. Приложение к уроку)
Спасибо за урок!!! До свидания.

ЛИТЕРАТУРА И ССЫЛКИ


  1. http://kontren.narod.ru/lttrs/st.html

  2. Коля , http://www.alhimik.ru/fun/concurs2008-1.html , 2008г.

  3. Газарян С. Г., Интегрированный урок по теме "Применение кремния и его соединений" http://festival.1september.ru/articles/514501/, 2007-2008учебный год.


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок «кремний и его соединения» Автор: Колыванова Лариса Михайловна, учитель химии Место выполнения работы iconУрок русского языка в 7 классе по теме «Междометие» Автор: Дёмина...
Место выполнения работы: моу шолоховская средняя общеобразовательная школа Красносельского района Костромской области

Урок «кремний и его соединения» Автор: Колыванова Лариса Михайловна, учитель химии Место выполнения работы iconУрок-конференция по предмету окружающий мир в 4 классе на тему: «Экология Волгоградской области»
Номинация конкурса: Педагогические идеи и технологии Название работы: «Урок-конференция по предмету окружающий мир в 4 классе на...

Урок «кремний и его соединения» Автор: Колыванова Лариса Михайловна, учитель химии Место выполнения работы iconУрок окружающего мира во 2 классе. Автор: Хамзина Гульсина Маткановна Место выполнения работы
Всероссийский интернет – конкурс педагогического творчества (2013/14 учебный год)

Урок «кремний и его соединения» Автор: Колыванова Лариса Михайловна, учитель химии Место выполнения работы iconМесто самостоятельной работы на уроках химии
...

Урок «кремний и его соединения» Автор: Колыванова Лариса Михайловна, учитель химии Место выполнения работы iconМетодическая разработка открытого урока по химии в 8 классе на тему: «тэд и её величество соль»
Автор работы: Дейнекина Ольга Ивановна -учитель химии и биологии высшей квалификационной категории мбоу маньково-Березовской сош...

Урок «кремний и его соединения» Автор: Колыванова Лариса Михайловна, учитель химии Место выполнения работы iconАвтор: учитель математики и физики Шмакова Ольга Анатольевна (образование...
Место работы, должность: Озёрский филиал мбоу «Никифоровская сош №2» учитель математики и физики

Урок «кремний и его соединения» Автор: Колыванова Лариса Михайловна, учитель химии Место выполнения работы iconАвтор: учитель математики и физики Шмакова Ольга Анатольевна (образование...
Место работы, должность: Озёрский филиал мбоу «Никифоровская сош №2» учитель математики и физики

Урок «кремний и его соединения» Автор: Колыванова Лариса Михайловна, учитель химии Место выполнения работы iconАвтор: Соловьёва Елена Анатольевна, учитель начальных классов Место работы
...

Урок «кремний и его соединения» Автор: Колыванова Лариса Михайловна, учитель химии Место выполнения работы iconУрок по биологии и химии по теме «Органические и минеральные вещества. Нитраты»
Мартынова Е. Н., учитель биологии, Костоглодова Т. М., учитель химии. Моу «Средняя общеобразовательная школа №28 с углубленным изучением...

Урок «кремний и его соединения» Автор: Колыванова Лариса Михайловна, учитель химии Место выполнения работы iconЛьвова Ирина Михайловна Воспоминание
При всей кажущейся строгости учитель химии Елена Ерофеевна очень меня жалела. Я ж не понимала в технических предметах ни-че-го. Вообще...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
lit-yaz.ru
главная страница