Развитие слогового и звуко-буквенного анализа и синтеза слов




Скачать 78.54 Kb.
НазваниеРазвитие слогового и звуко-буквенного анализа и синтеза слов
Дата публикации06.12.2014
Размер78.54 Kb.
ТипДокументы
lit-yaz.ru > Химия > Документы

Развитие слогового и звуко-буквенного анализа и синтеза слов


Каждое слово состоит из звуков. Каждому звуку соответствует буква. Звук – это то, что мы слышим, а буква – это то, как мы этот звук пишем. Звуки объединяются в слоги. Из слогов получаются слова.

Что такое звук и буква?

Прочитай и повтори:

ЗВУК – МЫ СЛЫШИМ, ПРОИЗНОСИМ,

БУКВУ ВИДИМ, ПИШЕМ МЫ.

1.  Давай вспомним, какие бывают звуки?

_______________________ и ___________________________

Звуки бывают: гласные и согласные.

Давай подумаем, чем отличаются согласные и гласные звуки? Произнеси любой гласный звук (например, А).

^ Когда мы произносим гласные звуки, выдыхаемая струя не встречает препятствия.

Когда мы произносим согласный звук, выдыхаемый воздух встречает в полости рта преграду.

^ 2.  Игра «Мыльные пузыри».

Закрась кружки мыльных пузырей красным цветом и запомни: гласных букв 10.



Произнеси звуки.



Синим цветом закрась квадратик, в котором написан согласный, а красным - гласный.

^ 3.  В словах пропущены гласные буквы. Впиши пропущенную гласную, чтобы получилось слово.

ПА __ К

ЗВ __ РЬ

РОМ __ ШКА

ЧЕРН __ КА

ЗАД __ ЧА

Б __ РАТИНО

^ Запомни эти пары согласных звуков.

Согласные звуки

Звонкие

Глухие

Б

П

В

Ф

Г

К

Д

Т

Ж

Ш

З

С

 ^ Чтобы проверить, какая из парных согласных пишется в корне слова, нужно подобрать однокоренное слово, в котором после согласного стоит гласный звук.

Например: РЫБКА – РЫБА

Зачеркни неверную согласную букву. Впиши проверочное слово.

КРУ(Ж, Ш)КА

КОРО(П, Б)КА

ЛО(Ж, Ш)КА

ТРУ(П, Б)КА

ГЛА(З, С)КИ

ГРЯ(Т, Д)КИ

^ 4.  Впиши вместо точек пропущенный согласный. Подбери проверочное слово и запиши его.

БЕРЁ __ КА

СОСЕ __ КА

ВЕРЁ __ КА

СКОЛЬ __ КО

ПОВЯ __ КА

^ Запомни непарные звуки.

Звонкие

Глухие

Л

Ц

М

Ч

Н

Х

Р

Щ

Й

 

 

^ 5.  Вставь пропущенные согласные в словах. Подчеркни все согласные в словах.

ЛО __ КА

КРУ __ ОК

БА __ ОЧКА

С __ ОН

ДЕВО __ КА

Г __ УЗОВИК

СТ __ ЕЛКА

КА __ ТИНА

^ В слове столько слогов, сколько гласных.

В одном слоге или слове (если это односложное слово), может быть несколько согласных букв, а гласный только один.

^ На схемах в тетради, будем использовать условные обозначения.

Гласный звук

Твёрдый согласный

Мягкий согласный

Например: ЛОД – КА

________________ - это слово

_______ _______ - это слоги

 

- это обозначение звуков.

 

Согласные могут быть твёрдыми или мягкими.

Согласный звук станет мягким, если после него стоят гласные Е, Ё, Ю, Я, И или мягкий знак (Ь).

Согласный звук останется твёрдым, если после него стоят гласные А, О, У, Ы, Э.

Исключения:

Всегда мягкие согласные Ч, Щ, Й.

Всегда твёрдые согласные Ш, Ж, Ц.

^ 6.  Прочитай слова. Выбери слова 1 – только с мягкими согласными, 2 – только с твёрдыми согласными, 3 – и с твёрдыми, и с мягкими согласными.

РЕЧКА, ЖИРАФ, ВЕСЕЛЬЕ, КАРАНДАШ, СИРЕНЬ, ТИШИНА, МОЛОКО, КИСЕЛЬ, МЕЧТА, ОСЕНЬ, КОРОБКА.

^ 7.  На картинке нарисован ДОМ. Произнеси это слово.



Назови первый звук в этом слове. Впиши его.

Какой второй звук? Впиши его.

Какой третий звук? Впиши его.

Назови все звуки в слове ДОМ по порядку.

Назови гласный звук в этом слове и запиши его.

Где он находится: в начале, в середине или в конце слова?

Теперь назови согласные и запиши их.

^ 8.  Игра «Звук играет в прятки».

Подбери слова так, чтобы заданный звук стоял на первом месте, на втором, третьем, четвёртом месте в слове.

Например: звук Р – рот, арбуз, карман, астра.

Звук К -

Звук Ш -

Звук У -

Звук А -

Звук Л -

^ 9.  Назови пропущенные в словах гласные звуки. Впиши нужную букву.

М __ ЛИНА, Т __ ТРАДЬ, КН __ ГА, Р __ ЧКА, Д __ РЕВО, КАРТ__НА, СВ__КЛА, ЦВЕТ__ К, В__ДРО, ЛЯГ __ УШКА.

^ 10.  Игра «Весёлые бусы».

Составь из букв, написанных в длинных бусах, слова. Запиши получившиеся слова в коротких бусах.



^ 11.  Игра «Как потерялась буква, но нашлось новое слово».

Ниже написаны слова. Прочитай их. От написанного слова отделяй буквы, как показано в примере. Какие новые слова у тебя получились? Запиши их.

Например: ЯБЕДА – БЕДА – ЕДА – ДА

ГУСТОЙ

УЛЕЙ

ЯГОДА

КОЛЯ 

^ 12.  Произнеси слово, нарисованное на картинке. Укажи на схеме место гласного звука в этом слове.

Например: МАК – А - 1 слог.





^ 13.  Составь схемы для двусложных и трехсложных слов.

Например: ТУЧА - У А - 2 слога.









  1. Произнеси слово по слогам. Определи, сколько слогов в каждом слове? Впиши число слогов в солнышко.

МАШИНА ЧАСЫ КАРАНДАШ ЦВЕТЫ

ЛАСТОЧКА МАКАРОНЫ ЗЕРКАЛО ЛИНЕЙКА

^ 15.  Посмотри на картинку. На ней изображены фрукты и овощи. Сначала назови овощи. Красным карандашом линиями соедини картинки, на которых они нарисованы. Из слогов, записанных в овощах, сложи слово. Назови фрукты. Из слогов, записанных в картинках с фруктами, составь слово. Запиши получившиеся слова.



^ 16.  Прочитай записанные слова. Устно определи количество слогов в каждом слове. Распредели и запиши слова в нужные графы таблицы.

ЛАНДЫШ, СЛОН, ЯБЛОНЯ, СУМКА, ТЕЛЕФОН, СЛИВА, ТИГР, РУБАШКА, СТУЛ, ЛАМПА, КАЛЕНДАРЬ.

1 слог -

2 слога -

3 слога -

^ 17.  Составь слова из слогов. Ниже записаны цепочки слогов, данных в беспорядке. Составь из них слова. Получившиеся слова запиши.

НЕЙ – ЛИ – КА ______________________________________

ДАРЬ – КА – ЛЕН ____________________________________

СТРЕ – ЗА – КО ______________________________________

РАЛ – МИ – НЕ ______________________________________

ЛЕ – ЗОР – ТЕ – ВИ ___________________________________

^ 18.  Игра «Составь лесенку».

К написанным слогам добавь разное количество букв, чтобы получилось слово.

Р А __

Р А __ __

Р А __ __ __

Р А __ __ __ __

Р А __ __ __ __ __

^ 19.  Добавь букву к написанному слову так, чтобы получилось новое слово.

Например: ЛУГ – ПЛУГ

ЛЁН - _______________________________________________

ОСЫ - ______________________________________________

УСЫ - ______________________________________________

РОТ - _______________________________________________

ОСА - _______________________________________________

МЕХ - ______________________________________________

ВОЛ - _______________________________________________

СТО - _______________________________________________

ЛЕНЬ - ______________________________________________

^ 20.  Что изображено на картинках? В подписях к картинкам пропущен слог. Впиши его.







^ 21.  Диктант на определение количества слогов в слове. Взрослый читает тебе слова. Посчитай в уме и запиши число слогов в каждом слове.

22.  Изменяя один звук в слове, впиши новые слова.

Например: КИТ – КОТ – РОТ – РОМ – РИМ – РИС – ЛИС

СОМ -

РАК -

ЛУК -

^ 23.  Под каждой картинкой напиши первую букву этого слова. Какая загадка здесь зашифрована? Отгадай загадку, запиши ее. Нарисуй отгадку.









^ 24.  Игра «Составь предложение».

Выдели первый слог в словах, к которым нарисованы картинки. Запиши эти слоги. Объедини их в слова. У тебя должно получиться предложение. Запиши его.

Например: У Димы пила.





^ 25.  Игра «Потерянные буквы и слоги».

Ниже написано стихотворение К. Чуковского. Допиши вместо точек потерявшиеся буквы и слоги.

Мойдодыр.

__деяло

Убе __ __ ло,

У __ __ тела просты __ __,

И __ __ душка,

Как ля __ __ __ ка,

Уска __ __ ла от меня.

Я за свеч __ у,

__ __ __ __ ка в печ __ у!

Я за кн __ жку,

Та – бе __ ать

И вприп __ ы __ ку

Под кро __ __ ть!
Юрова Е.В. 200 упражнений для развития письменной речи. Начальное обучение. - М.: Издательство "Аквариум", Издательство Астрель, Издательство АСТ, 2000

Материал подготовила Ирина Еремина

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Развитие слогового и звуко-буквенного анализа и синтеза слов iconКонспект логопедического фронтального занятия с детьми в мбдоу №43 «Алёнушка»
Развитие звуко-буквенного и слогового анализа и синтеза в словах и предложениях

Развитие слогового и звуко-буквенного анализа и синтеза слов iconМетодическая разработка урока по теме «развитие слогового анализа и синтеза»
Логопедическая тема: Обобщающее занятие по развитию слогового анализа и синтеза на материале слов различной слоговой структуры

Развитие слогового и звуко-буквенного анализа и синтеза слов iconКонспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной...
Совершенствование навыка слогового, звуко-буквенного анализа слова; Автоматизация в речи звуков (р рь)

Развитие слогового и звуко-буквенного анализа и синтеза слов iconРабочая программа разработана в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании»
Эти дети составляют основную группу риска по школьной неуспеваемости, особенно при овладении письмом и чтением. Основная причина...

Развитие слогового и звуко-буквенного анализа и синтеза слов iconРабочая программа логопедического пункта учителя-логопеда мбдоу «Арский детский сад №3»
Эти дети составляют основную группу риска по школьной неуспеваемости, особенно при овладении письмом и чтением. Основная причина...

Развитие слогового и звуко-буквенного анализа и синтеза слов iconНовый подход к формированию звуко-буквенного анализа и синтеза слов...
Фименкова Л. Н., Садовникова Н. Н. дисграфия составляет «значительный процент» среди других нарушений речи, встречающихся у учащихся...

Развитие слогового и звуко-буквенного анализа и синтеза слов iconФронтальное занятие по логопедии в 4 классе. Тема
«Весна». Совершенствование грамматического строя речи посредством образования однокоренных слов. Совершенствование навыков слогового...

Развитие слогового и звуко-буквенного анализа и синтеза слов iconРазвитие языкового анализа и синтеза
Любое предложение состоит из слов, а все слова в предложении нужно писать отдельно

Развитие слогового и звуко-буквенного анализа и синтеза слов iconИгра «Волшебные слова»
Игра способствует совершенствованию навыков слогового, языкового анализа и синтеза, фонематического слуха детей, а также мышления...

Развитие слогового и звуко-буквенного анализа и синтеза слов iconТемы: Логопедическая: развитие фонематического анализа и синтеза...
Лексическая: второй способ обозначения мягкости согласных на письме посредством мягкого знака; разделительный мягкий знак



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
lit-yaz.ru
главная страница